П.В. Безобразов

Источник

Митрополиту московскому Филарету от 1 июня 1852 г.

Два раза я получал от вас значительное количество денег для бедных монастырей и арабских церквей в Палестине, на поминовение рабов Божиих Давида и Герасима. Первый вклад, состоявший из 300 р., роздан по монастырям согласно с вашей росписью. Из второго же 200 р. внесены в обитель Саввы Освященного, а 500 р. расходуются на изготовление ризницы для сельских церквей арабских. На первый раз шьются два подризника, две пары поручей, две епитрахили, две фелони и один большой воздух, все из хорошей шелковой материи, в бедную церковь деревни Пастырей (Бет-Сахур), находящуюся близ Вифлеема в том месте, где ангелы возвестили пастухам и воспели Рождение Спасителя мира. Подобные облачения на счет помянутой церкви будут сделаны в Газу, в села Бетжалу и Рамаллу и в древнее протопресвитерство абудское, о котором упоминал еще Нил Доксопатрий в XII столетии. Таким образом в пяти храмах арабские священники облекутся в велелепоту и будут воспоминать в молитвах своих почившего о Господе Герасима.

Ваше благодетельное посредство в назначении упомянутых приношений, проистекающее из веры в общение святых Божиих церквей, придает мне смелость постучаться у вас, просить и искать новой милостыни тех доброхотных дателей, которых весть Господь и ваше владычнее сердце, для древнего престола святейшей митрополии амидской. Владыко святый! Не зрите на лицо толкущего и не ожидайте от него вишневых слов, достойных вашего слуха, а с веселым лицом и ласковым взором и с благостью апостольского широкого сердца выслушайте простое сказание.

О престоле святейшей митрополии амидийской и о нуждах его.

На правом берегу приснопамятной реки Тигра, в верховьях ее, находится древнейший город Амида, ныне Диарбекир, приосеняемый вершинами Тавра, по выражению Аммиана. Неизвестно время основания его. Император Траян назначил его главным городом Месопотамии, отделенной от области Озроэнской. Константин Великий в четвертый год своего царствования укрепил его твердыни, Валент и Валентиниан возобновляли их. В десятый год царствования Льва, преемника Маркиана, персы осаждали и опустошали Амиду, а при царе Фоке взяли ее, мстя ему за убиение императора Маврикия. Победоносный Ираклий отнял у них сей злосчастный город, но ненадолго. Ибо последователи Магомета еще при калифе Омаре под предводительством Ийяса, сына Саруева, овладели им вместе с сопредельными городами Едессой, Низибом, Турабдином и Мардином. С тех пор он постоянно находился под тяжким игом халифов багдадских и султанов египетских и турецких.

Христианская вера рано озарила разноплеменных жителей Амиды. На первом вселенском соборе уже присутствовал епископ сего города Симеон. Паства преемников его увеличилась в царствование Иовиана. Ибо, когда сей православный государь заключил мир с повелителем персов Сапором и сдал ему месопотамские города Низиб и Сангару и другие, тогда низибские христиане переселились в Амиду, впрочем, с весьма малой частью своего имущества по недостатку подвод. Церковь амидийская в 381-е лето Господне посылала на второй вселенский собор своего святителя Мара. Ближайшим преемником его был благочестивый и добродетельный Акакий, которого милосердие и любовь к врагам прославляет история церкви. Сей муж Божий и пастырь добрый во время войны Феодосия младшего с персидским царем Варанесом выкупил у римлян 7000 пленных персов на деньги, вырученные продажей церковной утвари его престола, и, снабдив их всем нужным, отослал их в отечество, дабы Варанес понял дух христианской веры, им гонимой. Высокий пример любви к врагам, и эта любовь низвела благословение неба на грады и веси Месопотамии, ибо оба монарха заключили мир на 100 лет, который и продолжался почти 80 годов к радости христиан Амиды и всего междуречья.

После епископа Акакия амидийской церковью управлял митрополит Астерий, противник св. Кирилла Александрийского и вселенского собора Ефесского (431 г.), а по нем православный Памфил, который в письме своем к антиохийскому патриарху Иоанну исповедал, что во Христе страдало не Божество, а человечество. Преемник Памфила митрополит Симеон присутствовал на четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г.) и за себя и за епископов своих подписал вероисповедание и правила сего собора рукой Петра пресвитера. В 458 году император Лев извещал его так же, как и прочих митрополитов, об убиении св. Протерия, александрийского патриарха. Но письмо либо не застало его в живых, либо он оставил свою кафедру. Ибо уже преемник его Мар отвечал императору и в письме своем скорбел о смерти Протерия и вместе признавал Халкидонский собор. В конце пятого века при царе Анастасии амидийским митрополитом был Иоанн, инок киновии Картаминской. Он скончался о Господе в 502 году до взятия Амиды персами.

Когда эти поклонники огня овладели сим городом, жители его просили антиохийского патриарха Флавиана II рукоположить им в митрополита эконома и пресвитера амидийского престола Нонна. Прошение их было исполнено. Нонн вскоре послал в Константинополь хорепископа своего Фому для того, чтобы отозвать проживавших там нескольких граждан Амиды. Но посланный по совету их начал домогаться митрополичьей кафедры и получил ее от императора, который писал к Флавиану, чтобы он принял его. Антиохийский владыка перевел православного Нонна в Селевкию. А Фома, едва ли не зараженный монофизитской ересью севериан, занял кафедру амидийскую. По успении сего митрополита христиане опять избрали Нонна (520 г.). Но смерть постигла его в третий месяц вторичного святительствования в Амиде.

В 520 году на кафедру покойного митрополита возведен был Мар, но спустя два года по указу императора Иустина был сослан в Петру Аравийскую, как последователь ереси севериан. По заточении его антиохийский патриарх Павел рукоположил в Амиду диакона тамошней кафедральной церкви Авраама Бархили. Этот святитель с жаркой ревностью действовал в пользу православия и запинал монофизитов, внушая градоначальнику Фоме из готфов, что они враги императора.

Борьба вероисповеданий всегда бывает не равная. В иной раз торжествует православие, в другой усиливаются ереси. Так было и в Амиде. Преемник Авраама Евномий, рукоположенный в 546 году, был монофизит. С сих пор амидийская епархия разделилась на две части. Православные имели своих митрополитов. Монофизиты же избирали особых архиереев. Ересь их пустила глубокие корни в Амиде, так что впоследствии патриархи их (сириано-иаковитские) постоянно жили в сем городе до Михаила, который в 1176 году переместил свою кафедру в Мардин, оставив вместо себя епископа. Забудем этих еретиков и продолжим воспоминание о православных митрополитах Амиды.

После Евномия святительствовал Кириак. Он присутствовал на пятом вселенском соборе (551 г.) и подписал постановление оного.

В 586 году митрополитом Амиды был Симеон. Ему вручил нерукотворный образ Спасителя греческий военачальник Филиппик после блистательной победы над персами, одержанной в этом году под осенением сего чудотворного образа. Император Ираклий поддерживал православие в Амиде. Там по его благоволению построена была большая церковь в 629-е лето Господне. Это утешение православных амидийцев было последнее. Ибо вскоре после сего они подпали под иго магометан. Со времени вторжения сих варваров в Месопотамию, хотя и продолжалось преемство православных митрополитов Амиды, но ни имена, ни деяния, ни страдания их не известны мне. Только об одном из них Аврааме, ученике знаменитого патриарха Фотия, упоминается, что он посланием приветствовал его со вторичным возведением на кафедру константинопольскую.

В последней четверти XVII столетия амидийский митрополит, пречестный экзарх всей Месопотамии и четвертой Армении и местоблюститель эдесский, занимал пятое место в лике преосвященных архиереев антиохийского престола, как о сем узнал иерусалимский патриарх Хрисанф лично от антиохийского владыки Кирилла (святительствовавшего с 1672 по 1720 год) и записал в своем Синтагматионе.

В XVIII веке существовал святитель Амиды. По свидетельству жизнеописателя антиохийских патриархов о. Михаила Брека122 из арабов, он считался 17-м в сонме архиереев сирийских. Но тот же Брек по исчислении их заметил следующее: «во дни мои за многие грехи наши, по причине увеличения податей и налогов, многие христиане сирийские рассеялись; одни ушли в Кипр, другие в Египет, иные в другие страны, остальные же обеднели. Посему, когда какой архиерей из числа 19 умирал, никто не хотел занять праздной кафедры».

Верно слово сего бытописателя. Оно дополняется свежим преданием. Протоиерей Спиридон Дамаскинец, учитель древней арабской словесности в Иерусалимском духовном училище, которого дед лично знал о. Брека, и который сам недавно проповедовал в Амиде, говорил нам, что митрополичья кафедра в сем городе оставалась праздной около 60 или 70 лет. Ибо в нем совсем погасло православие, оттого что местные униаты из племени халдейского совратили сограждан своих с пути истины и сделали их приверженцами вероисповедания римского. Однако в пяти деревнях, подведомых помянутой кафедре, православие уцелело. Посему антиохийские владыки причислили их к епархии феодосиопольской (эрзерумской). Уния, по-видимому, укрепилась в Амиде, и греко-униатский патриарх Максим, здравствующий поныне, рукоположил туда в митрополита своего наместника, иерусалимского иеромонаха Макария. Это было в первые годы второй четверти нашего века. Но Макарий был первый и последний униатский владыка Амиды. Он, внимательный к действиям предваряющей благодати Божией, озарившей его размышление при чтении св. отцов и других сочинений о догматах и чине церкви восточной, сознал свое заблуждение, возлюбил древнюю доброту православия и сам обратился и часть своей паствы амидийской возвратил в ограду сей церкви. Известно, что его вновь рукоположили в Константинополе в ноябре 1846 года.

С сей поры поныне митрополит Макарий состоит в лике преосвященных архиереев, подведомых православному патриарху антиохийскому, и титулуется: «пречестный и экзарх всей Месопотамии и четвертой Армении и местоблюститель эдесский». Кафедра его находится в Амиде, в церкви Козмы и Дамиана. Паству его составляют православные жители городов Амиды, Харбута, Багдада и пяти деревень, отчисленных от епархии феодосиопольской. По долгу архипастыря он учредил приходское училище в Амиде, устроил домовые храмы в Харбуте и в селении Эген и желает сделать то же и в Багдаде с помощью французского консула из православных греков.

Преосвященный Макарий более года живет в Константинополе и ходатайствует по делам своей епархии. Там я виделся с ним в прошлом месяце апреле, и он поведал мне нужды своего престола. Во-первых, требуется хотя бы посредственная утварь и ризница в семь церквей городских и сельских. Во-вторых, настоит надобность поддержать и улучшить народное училище в Амиде. В-третьих, нужно вызвать из цареградского Богословского училища наставника для образования месопотамского духовенства с приличным ему жалованьем.

Такова судьба и таковы нужды древнего престола митрополии амидийской.

Владыко святый! Митрополит Амиды, благоговейный, кроткий и смиренный брат ваш и сослужитель, приветствует вас достойно, лобзает святым лобзанием и через посредство моего недостоинства умиленно просит вашу любовь оказать благовременное и посильное вспоможение его бедному престолу. Не отриньте прошения его. Склоните слух ваш к мольбе его. Сотворите ему святую милостыню от избытков ваших. Испросите ее у преосвященных архиереев и у прочих духовных лиц вашей области владычней и взыщите доброхотных дателей в сонме тех духовных чад ваших, к которым течет богатство, и которые не прилагают к нему сердца своего. Пусть и в отдаленной церкви амидийской осязается союз любви, которым связаны все преемники апостолов, сознается крепкая сила единого епископствования и священствования в единой церкви Христовой, и чувствуется общение святых. Поддержите священный престол Амиды, вновь водруженный и обуреваемый грозными волнами, стелющимися с запада. Уготовайте масть для месопотамской леторосли, недавно привитой к маслине Христовой, яже есть церковь православная. Облеките в благолепие алтари Господни там, где они некогда обнажены были, чудной любовью к самым врагам. Пособите озариться ведением закона Божия священникам той церкви, которая древле посылала своих святителей и пресвитеров на вселенские соборы. Дайте почувствовать запинателям православия на многострадальном Востоке, что оно держится необоримой силой вселенского братолюбия. Еще одно последнее слово! Скоро всемирная торговля пойдет своими старыми путями, следовательно, и по Евфрату и Тигру и поведет за собой лжеапостолов. Пусть же эти проповедники не истины встретят в Месопотамии православных собратий наших не в наготе, не во тьме и не в одиночестве. Тогда им трудно будет отвратить их от древней лучезарной доброты православия одним обольщением похоти очес и гордости житейской. Я умолкаю. Пусть начинает говорить ваше сердце в тайне лица Божия. Простите и благословите, высокопреосвященнейший владыко, милостивейший архипастырь и отец, недостойного труженика у Гроба Господня, нижайшего послушника и покорного сына вашего о Господе.

* * *

122

Он скончался в конце третьей четверти XVIII века. Прим. арх. Порф.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle