Саул и Давид
I
Самуил помазал на царство юного Давида. Саул не знал об этом, но он почувствовал, что отступил от него Дух Господень. Саул тосковал и не находил покоя: злой дух томил его. И посоветовали ему слуги его:
– Прикажи, и мы поищем человека, искусного в игре на гуслях. Когда нападет на тебя тоска от злого духа, человек тот заиграет и успокоит тебя звуком гуслей.
Саул согласился. Тогда один из слуг сказал:
– Есть в Вифлееме, у Иессея сын, он хорошо играет на гуслях. Юноша, красивый собою и разумный, храбрый и воинственный, и с ним Господь.
Саул послал в Вифлеем. И скоро пришел к нему Давид со своими гуслями. Саул полюбил Давида, оставил при себе, сделал его оруженосцем. И как только на Саула нападал злой дух, Давид вдохновенно играл ему на гуслях. И от этого отраднее становилось на душе у Саула, – тоска покидала его.
II
Началась война с филистимлянами. Три старших брата Давида пошли с Саулом на войну. А Давид возвратился в Вифлеем, к отцу своему, и стал по-прежнему пасти стадо.
Однажды Иессей сказал Давиду:
– Оставь стадо, иди скорее, навести братьев твоих, отнеси им хлеба и сушеных зерен. Узнай, здоровы ли они, не нуждаются ли они в чем?
Давид пришел в стан израильтян, и видит: все войско построено в боевой строй и готовится к сражению. Давид оставил хлеб и зерна в обозе, а сам побежал в ряды войска и скоро разыскал там братьев. Когда он с ними разговаривал, из рядов неприятеля вышел вперед необыкновенный великан, по имени Голиаф, больше 4 аршин ростом. Он хвастался своей силой и поносил израильтян, говоря:
– Сегодня я посрамлю полки израильские! Дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем!
Давид почувствовал в себе силу, чтобы сразиться с великаном. Он пошел к царю Саулу и сказал:
– Пусть никто не падает духом... Раб твой пойдет и сразится с этим филистимлянином, потому что он так поносит воинства Бога живого.
Саул сказал:
– Иди, и да будет с тобою Господь!
И велел Саул принести свои военные доспехи: броню, и меч, и шлем, чтоб одеть Давида пред боем. Давид надел доспехи, походил в них, но ходить было ему трудно с непривычки, и он сказал Саулу:
– Я не могу ходить в этом одеянии... Я не привык.
И, сняв доспехи царя, Давид взял в руки посох свой; выбрал у ручья пять гладких камней и положил их в свою пастушескую сумку; взял также пращу для метания камней и пошел на великана. Тот с презрением посмотрел на стройного юношу и закричал:
– Что ты идешь на меня с палкой: разве я собака? Подойди только ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным.
Давид ответил Голиафу:
– Ты идешь на меня с мечом, и копьем, и щитом. А я иду во имя Господа Саваофа. Ныне предаст тебя Господь в руку мою. Я убью тебя и сниму с тебя голову. И узнает вся земля, что есть Бог в Израиле. И узнают все, что не мечом и копьем спасает Господь.
Голиаф поднялся во весь рост и двинулся на Давида. Давид побежал ему навстречу, достал из сумки гладкий камень и бросил его из пращи с великой силой. Камень ударил прямо в лоб великану и пробил ему череп. Голиаф упал вниз лицом. Давид подбежал к нему, выхватил у него меч, и его же мечом отсек ему голову.
Среди филистимлян произошло великое смятение. Они побежали. Израильтяне погнались за ними и разбили все войско их.
По всей стране была радость по случаю этой победы. И все прославляли юного Давида. Когда Саул возвращался из похода, из всех городов выходили навстречу ему женщины. Они били в тимпаны, плясали, и под пляску припевали:
Саул победил тысячи,
А Давид – тьмы!
Неприятна была Саулу эта песня. Он сказал с досадой:
– Давиду дали тьмы, а мне только тысячи. Теперь ему недостает только царства.
И закралось в душу Саула подозрение на Давида. И с того дня стал он его преследовать.
III
Однажды Давид играл пред Саулом, чтобы разогнать тоску его. У Саула в руках было копье. Вдруг он с силой бросил копье в Давида, – хотел пригвоздить его к стене. Но Давид уклонился от удара. Это повторилось и в другой раз; и опять копье пролетело мимо Давида. И понял тогда Саул, что Господь пребывает с Давидом, а от него отступил. И удалил он от себя Давида; сделал его начальником над войсками; посылал его в опасные походы; искал всякого случая, чтобы погубить будущего царя израильского. Наконец, стал преследовать его, как врага царства, и выходил с войском искать его.
Давид же платил Саулу добром за зло и почитал его, как помазанника Божия.
Однажды Давид со своей дружиной спрятался от Саула и воинов его в одной придорожной темной пещере. Саул, проходя мимо, зашел в эту пещеру один; он не знал, что в ней Давид. Дружинники тихо сказали Давиду:
– Вот, Господь предает врага в твои руки: сделай с ним, что угодно.
Давид же неслышно подошел к Саулу в темноте и отрезал край его верхней одежды. Когда Саул вышел на дорогу, вышел за ним и Давид, и закричал вслед ему:
– Господин мой, царь!
Саул оглянулся. Давид поклонился ему до земли и сказал:
– Зачем ты слушаешь речи злых людей, будто я замышляю на тебя зло? Посмотри, вот край одежды твоей в руке у меня... Господь предавал тебя ныне в руки мои, но я сказал: «не подниму руки моей на помазанника Божия»!
Тогда возвысил Саул голос свой и сказал:
– Ты – правее меня, ибо ты воздаешь мне добром, а я воздал тебе злом. Господь, да воздаст тебе добром за то, что ты сделал. И теперь я знаю, что ты будешь царем, и царство будет твердо в руке твоей.
Был еще такой случай. Саул с отборными воинами искал Давида в пустыне, чтоб убить его. Ночью, войско Саула расположилось на ночлег. Сам Саул спал в шатре. Давид сказал своим друзьям:
– Кто пойдет со мною к Саулу в стан?
Один из друзей согласился. И они пошли вдвоем. Все люди Сауловы спали. Давид и друг его прошли через весь стан и вошли в шатер Саулов. Саул спал крепким сном. В изголовье у него стояло, воткнутое в землю, копье. Тут же стоял сосуд с водою.
И сказал друг Давидов:
– Бог предал Саула в твои руки. Позволь мне пригвоздить его к земле одним ударом!
Но Давид сказал на это:
– Не убивай его! Поднявший руку на помазанника Божия, не останется без наказания. Бог, да не попустит меня поднять руку на помазанника Господня!
И взял Давид копье Саулово и сосуд с водою, и ушел из стана, никем не замеченный. Потом взошел на соседнюю гору и оттуда закричал людям Сауловым:
– Жив Господь! Вы достойны смерти за то, что не бережете господина вашего, помазанника Господня!
И показал им копье Саулово и сосуд с водою от изголовья его.
Саул узнал голос Давида и назвал его по имени.
И сказал ему Давид:
– За что господин мой преследует раба своего? Что я сделал? Зачем царь Израилев гоняется за мной, как за куропаткой, по горам?
И отвечал ему Саул:
– Согрешил я. Возвратись, сын мой Давид, я не буду больше делать тебе зла!
Давид сказал на это:
– Вот копье царя! Пусть один из отроков придет и возьмет его. Да воздаст Господь каждому по правде его!
Тронутый этим, Саул сказал:
– Благословен ты, сын мой Давид!
И враги разошлись, каждый в свою сторону.
IV
Несчастливое царствование Саула окончилось весьма плачевно. Филистимляне напали на войско израильское большими силами и разбили его. Почти все воины Сауловы были убиты… Убиты были и три сына Саула. Сам Саул был весь изранен вражескими стрелами и чувствовал близость конца. Он боялся, чтобы враги не захватили его живым, и сказал своему оруженосцу:
– Обнажи меч и заколи меня!
Но оруженосец боялся убить своего царя. Тогда Саул бросился всем телом на свой меч и умертвил себя.
Враги нашли тело его. Отрубили ему голову, а тело повесили на стене своего города.
Когда Давид узнал о смерти Саула, он разодрал одежды свои и горько плакал о царе и сыновьях его. В память их он сложил плачевную песнь и велел петь ее в народе. Вот стихи этой грустной песни:
Краса твоя, Израиль,
Поражена на высотах.
Как пали сильные!
Не разглашайте о том в Гефе,
Не возвещайте в Аскалоне! –
Пусть не радуются филистимлянки,
Пусть не ликуют дочери иноплеменных!
Дочери израильские, плачьте о Сауле:
Он одевал вас в багряницу,
Он золотом украсил одежды ваши...
Как пали сильные,
Погибло оружие бранное!