Слово при посещении церквей божиих Тверской паствы, с наставлением как всем христианам, так особливо священникам, 1771 года
Пишется во святом Евангелии о Спасителе нашем Иисусе Христе, что проходил Он грады вся и веси, уча на сонмищах их, и проповедая Евангелие царствия; тоже в деяниях Апостольских пишется и об Апостоле Павле рече Павел к Варнаве возвращшеся подобает посетити братию нашу во всех градех, в ннх же проведахом слово Господне, како пребывают.179 Да и самым делом прохождаше Павел Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Сему великому следуя примеру, и исполняя пастырский долг мой, приидох посетити вас, православные и благословенные Христиане, духовные и мирские, всякого чина и состояния и возраста, и внутренне соутешитися общею верою нашею, вашею же и моею.
И во-первых радуюся духом моим, находя здесь истинное благочестие, и что вы в вере и православии твердо и благочестиво пребываете. Ибо се вижу благолепный храм Божий, устроенный от вас для приношения молитв ваших великому Богу, и для празднования праздников ваших духовных. Где бо лучше найти вам покой по трудах ваших, утешение в ваших злоключениях, и радость сердечную восчувствовать вам по соделании добра, как не в сем храме молитвенном при открытии ваших сердец и совестей небесному Отцу, любящему нас яко чад своих?
Се вижу и святый престол водруженный, на котором вы вышнему Владыке приносите бескровную жертву при излиянии ваших молитв, происходящих от души непорочной. Се созерцаю и украшение храма сего, честные иконы изобразующие лики великих добродетелию Богу угодивших мужей. Ибо сие доказывает, что вы их доброе житие за велико оценяете, и оному сами подражать желаете. Все сие не веселит ли по премногу дух пастыря вашего? Поистине великое, зря и рассуждая сие, чувствую в сердце своем утешение. Особливо, что таковыми благочестия знамениями вы делаете души свои жилищем Святого Духа, и собираяся здесь в храме Господнем, составляете церковь Божию. Ибо церковь есть собрание благочестивых и православных Христиан; как пишется о том во святых книгах: Вы есте церкви Бога жива, и Дух Божий живет в вас. 180
Се же должности ваши, которые вам хранить предписал сам Бог в вечном законе своем, и во исполнении которых состоит благополучие ваше временное и вечное.
Прежде всего потщитеся познать закон Божий, и волю Господа своего. Ибо незнающий закона Божия подобен есть человеку ходящему в великой тьме, который на всяком месте претыкается и падает. И для того со вниманием слушайте и рассуждайте церковное чтение; и если бы чего кто сам не уразумел, да вопрошает своих священников, и других старших и разумнейших, и их благие наставления и советы принимайте со всяким усердием.
К церкви Божией будите усердны, и часто на славословие Божие собираться почитайте духовною куплею. Ибо никто, при службе Божией со благоговением предстоя, без пользы духовной в дом не возвращается. И для того с радостию да текут ноги ваши в дом Божий, особливо во дни воскресные и праздничные. Ибо в таковые дни кто бывает в церкви Божией: тот для дел и работы своей, во всю неделю производимой, получает от Бога подкрепление, помощь и успех. Но подобает во храме святом стояти со всяким благоговением, любовию и страхом, яко пред лицем Царя небесного, не разговаривая, не творя смеха, и других каких бесчиний: страшно бо место сие, несть сие но дом Божий, и сия врата небесная:181 а иначе молитва ваша будет вам в грех.182
В каждый год по крайней мере единожды исповедию и святым причастием очистите и успокойте совести свои; ибо сие есть наилучшее врачевство душевных наших болезней, и самая надежная предосторожность, чтоб привычке к худому не дать в нас укорениться. Ибо у кого в сердце прохолодеет жар благочестия, тот близок есть ко всякому греху и беззаконию.
А чтоб больше в вас действовала сила закона Божия, а порок приближаться к вам не имел бы времени и случая: пребывайте со всяким прилежанием в трудах своих и исполняйте должности свои. Ибо зело любезен пред очами Божиими всяк труждающийся и благословенным должности своей исполнением добывающий себе и детям своим пропитание и для того сам Бог говорит, не явишися предо мною тощ,183 то есть, без всякого дела. Ибо праздный и ленивый мерзок есть пред Господем, и подобен непотребной грязи всяк случаем прикоснувыйся ей рукою, отрясет ю.
Воспитывайте от младых лет детей своих во страхе Божием, и приучайте их к трудам и к честным поступкам; а от всякого худа заблаговременно их отучайте. Ибо сын премудр веселит отца, сын же безумен печаль матери.184 А притом родители в развращении детей своих и ответ дать Богу принуждены будут. Дети же да послушают увещании родителей своих, яко словес из уст Божиих исходящих, и воздавать им почтение и послушание да почитают за долг свой и удовольствие.
Сохраните верность в святом супружестве вашем, и друг друга взаимно любите, якоже возлюби Христос церковь свою. Блудодеяния же и всякого беззаконного плотоугодия отвращайтесь. Ибо зело тягостно для совести, и опасно для спасения нарушить клятву данную пред лицем алтаря, засвидетельствованную Богом и Ангелы его. А притом сие же причиняет развращение добрых нравов, разорение богатых домов, и великие в родствах возмущения.
Возненавидите всякий обман, и ложь да никогда же исходит из уст ваших. Ибо ложь всякая есть от диавола, и ненавидит Господь уста льстивая и язык лукавый.
Бегайте всемерно злой пиянственной страсти. Ибо расслабляет она тело наше, причиняет различные болезни, истощает имение, а наконец и самую погубляет душу. Ибо, по слову Апостольскому, пияницы царствия Божия не наследят.185 Смотрите на трезвых и воздержных, как они всегда спокойны, здравы, благочинны, в должности своей исправны, и при благословении Божием всяким довольством наслаждаются.
Не будите суровы сердцем своим, и при наказаниях не забывайте человеколюбия и кротости ибо суровость и лютость не человекам, а диким зверям прилична.
Сохраняйте между собою и всеми любовь и согласие: ибо по сему Иисус Христос приказал узнавать истинных Христиан, ежели они любят друг друга.
Любовь, высокое почтение и во всем беспрекословное послушание оказывайте Помазаннице Божией, великой Государыне нашей, и высокому Ее Наследнику, и все Их повеления исполняйте с охотою и радостию. Власть бо Государская есть уставлена от самого Бога для благополучия и благоденствия нашего. Противляяйся же власти, Божию повелению противляется;186 так говорит слово Божие.
Будите такожде послушны и почтительны к господам своим, и со властию поставленным над вами, и работайте им со искренностию и верностию, яко пред очами самого Бога. Сие бо угодно Спасителю нашему Богу, да всяк исполняет долг свой со всякою простотою и благодушием. А господа, яко отцы своих подчиненных, одолжены о спокойствии и довольствии их пещися, яко о детях своих; ибо чем-либо их излишно отягощать, есть знак души нечеловеколюбивой, и настоящее благополучие свое непонимающей.
Но и всех старших и честных мужей отличайте вашим к ним почтением и любовию, и их советы и увещания прилагайте, яко целительные пластыри, к сердцам своим.
Наипаче же своим священникам, яко пастырям вашим и духовным отцам, воздавайте всякое почтение, и всех служителей церкви Божией храните в любви своей, и от праведных трудов своих снабдевайте, и содержать их в довольстве почитайте за Христианский долг свой. Священники ваши, суть руководители наши к вечному спасению; тии подвизаются о благоустроении вашем духовном, и готовятся праведному Богу дать ответ задуши ваши. Праведно убо вам ободрять их любовию своею, да проходят должность свою с радостию, а не с воздыханием.
И если послушаете гласа Господа Бога вашего, и сохраните и исполните все заповеди Его, а все злое удалите от очес и сердец ваших, то приидут на вас все благословения Божия. Благословенны вы будете во граде, и благословенны на селе. Благословенна исчадия чрева вашего, и плоды земли вашей, и стада волов ваших, и паствы овец ваших: благословенны житницы ваши, и останки ваши. Отверзет вам Господь сокровище свое благое, небо, еже дати дождь земли вашей во время свое, и благословит вся дела рук ваших. Если же не послушаете гласа Господа Бога вашего, и пренебрежете хранить вся заповеди Его, и во ожесточении своем не раскаянны пребудете, приидут на вас вся клятвы от Бога, и постигнут вас: послет вам Господь скудость, и глад и истребление всего, и ничто не успеет, на что ни возложите руки ваши, и души ваши с горестию истают. Но ведая вашу к Богу и к добродетели любовь, уповаю на благость Божию, яко сие пострадати кому из вас никогда не попустит.
А чтоб сии мои увещанья всегда в вас, возлюбленные! остались действительны и плодоносны, кто в сем великом деле вспомоществовати мне будет? если не вы, священницы Господни, и пастыри сего Христова стада. К вам убо обращаю слово мое: вас наипаче должно коснуться увещание мое. Вы должны быть мне споспешники в деле Господни; вы мне, яко орудия богоизбранные, содействуйте во устроении спасения рабов запечатленных именем Божиим.
О! коликий вам предлежит подвиг, коликое потребно вам благоразумие, особливая честность и добродетель, чтоб врученные вам души уметь управляти на всякое дело благое, и предостерегши их от всякого падения, представить Богу святыми и избранными.
И потому, чтоб вам соответствовать своему званию, в которое призвал вас Дух Святый: со всяким прилежанием упражняйтеся в законе Божием, и в чтении душеполезных книг и правил святых отец, чтоб можно было вам и других наставить, и показать путь спасения. Если же бы сами не довольны были (хотя сие и нельзя без стыда вашего сказать) в знании божественного закона: других требуйте наставления, и к советам благоговейнейших и честнейших Иереев всеохотно прибегайте. Ибо о коль бедственно, зазорно и нестерпимо, если носящий на себе имя пастыря и учителя, неведением закона Божия младенец есть, и никакого не имеет отличного от других простых просвещения. Слепец бо слепца аще ведет, оба в яму падут. Но если пастырь неискусный постраждет за не исправность должности своей, сие не может быть несправедливо у Бога; но бедные таковым пастырям врученные овцы по каковой вине своей будут несчастливы!
Но хотя бы кто из священников и лишен был особливого пристойного ему просвещения и учения; то по крайней мере жизнь должен иметь от других отменную, и примером честных своих поступок паству свою учить и пользовать.
И для того потщитеся, о Иереи! и прочие священно и церковнослужители! потщитеся службу Божию исправлять со всяким благоговением, яко предстоя престолу Царя небесе и земли, пред Его же лицем и самые Ангелы со страхом и трепетом предстоят. Так можно ли без ужаса помыслить, когда сами служители божественного алтаря, в таком священном месте бесчинствуют, смехотворствуют, производят шумы, а иногда, о нетерпимые дерзости! и драки. Несть ли сие величайшее святыне порицание?
Требы церковные исправляйте честно и порядочно со всяким усердием, ибо проклят всяк творяй дело Господне с небрежением.187
Кающихся наставляйте с благоразумием: нераскаянных – умягчайте страхом суда Божия: а отчаивающихся ободряйте, и восставляйте упованием милосердия Божия. Больных утешайте, и облегчайте болезнь их повествованием милосердых и праведных дел промысла Божия.
Тщитеся напутствовать их к вечному пути святым причастием божественных тайн, и чтоб никто из ваших паств без причастия не оставался, всемерно увещавайте и склоняйте.
Не будите алчны к прибыткам и корысти, но довольствуйтеся доброхотным подаянием: ибо благословенная от Господа часть есть надежнее и полезнее: а алчба к корысти бесчестит духовный чин, святыню приводит в презрение, аки бы вы требы церковные исправляли по единому корыстолюбию, а не по усердию чрез отправление их доставить другим спасение. А при том все не благословенное не прочно, и скоро погибает; да и влечет еще за собою несчастие и разорение.
Известно, с сожалением и плачем глаголю, известно, сколь крепко во многих духовного чина людях пианственная страсть усилилась, и сколь много сей непотребный невоздержания порок священный чин бесчестит, приводит в презрение, подвергает следствиям, разоряет и погубляет душевно и телесно.
И для того, о Иереи и прочие служители святыни! паче всего от сей злой страсти убегайте, и крепитеся всеми силами, да не обладает вами невоздержание. Ибо пианство есть источник развращения нравов, и мать всякого бесчиния и непотребства.
Сами рассудите, сколь есть бесчестно и невместительно, если сам пастырь и учитель, который должен других от невоздержания и от всякого искушения отводить, сам будет потоплен в пианстве, имея лице и глаза опухлые, уста смердящие, руки дрожащие, душу бесстыдно жадную, бывая иногда повержен на распутиях в блате, сделав себя всем и младенцам посмеянием и игралищем, и во всем уподобясь скоту, или став и оного хуже, непотребнее и безобразнее.
Удалитеся от сего неистового порока, украсите жизнь свою воздержанием, и в трезвости святую должность свою препровождайте. Если же, чего Боже сохрани! узрю кого из священнослужителей невоздержна и пиянствующа, се глаголю, не потерплю. Не потерплю, да таковый бесчестит церковь и не попущу имети святая псом, и бисерам поверженным быти пред свиниями.
Наконец молю вас, сохраните со всеми любовь и согласие; покажите собою и житием своим пример честности. Прославите нашу паству, что она имеет священников благоговейных, честных и благоразумных, и тем возвеселите Бога и Ангелов Его, также и пастыря вашего. Ибо горе тому, имже соблазн приходит; лучше бы ему было, по слову Христову, чтоб обвесил он о вые своей жерновный камень, и потопился бы в пучине морстей.188
И аще убо благоговейно и честно должность свою препровождать будете, приобрящете благословение Божие, радость в совести своей, почтение, хвалу и любовь от всех, и от пастыря своего доброжелательное благоволение. Если же отяготив сердце свое грехами, яко расслабленные будете ходить по стезям неправды и беззакония, Бога праведного привлечете на себя отмщение, и вся злая постраждете, приуготовленная творящим беззаконие.
Боже всеблагий, всемогущий и человеколюбивый! пред лицем Твоим предстоя днесь, молю Тя всею моею верою: сохрани под покровом Твоим святую паству сию: отврати от них всякое злоключение и напасть: настави их на всякую истину, и научи творити волю Твою. Управи Твоею мудростию священников их и пастырей, вкорени страх Твой в сердце их, да возмогут непостыдно дати Тебе ответ о душах врученных их попечению. Даруй мне Владыко! да всегда радуется дух мой, зря и слыша о честности жития их, да и сам аз способен явлюся пред Тобою, нести мое звание к созиданию церкви Твоей. Аминь.
Говорено по разными церквам Тверской епархии во время посещения ее 1771 года.
* * *