Источник

Слово при случае первого вступления в Тверскую паству в Архиерео-престольный град Тверь, 1771 года, Мая 1 дня

По благости Всевышнего удостоившись узреть дарованную мне от промысла Его паству, которой лицо вы благочестивое и мне любезное собрание днесь представляете, сподобившись узреть вас, чувствую радости и веселия истинного преисполненный дух мой. Кто бо, да с Павлом возопию, кто бо нам упование или радость, или венец похваления? не вы ли пред Господем нашим Иисус Христос? 172 Но при всем радости изобилии и некоторая боязнь содержит душу мою. Радуюся днесь пред лицем Господа Вседержителя; но со страхом: и приступаю работати Ему исполнением звания моего; но со трепетом. Ибо если представить должность Пастыря и паствы, и взаимное их к самим себе отношение: тотчас откроются сильные причины боязни и радости, веселия и трепета.

И во-первых убо сколь великое удовольствие есть родителю, узреть чад своих, плод чрева своего, и естественные черты свои, или паче дух свой видеть в них начертанный! Не меньше же и аз недостойный Пастырь ваш наслаждаюся приятнейшим взором вашим, находя в вас свойство сыновней к себе любви, а потому чувствуя и в самом себе силу отеческого чадолюбия. Сего союза ничего нет божественнее, любезнее, и приятнее. Но таковое удовольствие должно быть еще превосходнее, что вижу вас, благословенные церкви Божия чада, благочестием сияющих, и добродетелию преукрашенных. Известна б о не мне токмо, но и прочим всем, Тверской паствы обитателей к Богу любовь, и к закону Его усердие, твердое в православии пребывание, и превосходнейшее, могу не обинуяся сказать, пред прочими просвещение и добронравие. А похвала и слава, на сем утверждаемая, превышает все, что ни обыкли люди почитать великим и знаменитым. Таковые града сего и паствы нашей преимущества привлекли сие благословение Божие, что Помазанница Господня, Благочестивейшая Монархиня наша, град сей Своим особливым объемлет благоволением, и оный почитает немалоценным, очи Ее увеселяющим, короны Своей камнем. Како убо сие не возбудит к радости того, кто сподобился быти пастырем паствы таковой?

А отсюда уже ясно блистает приятная надежда, что труды наши на таком основании созидаемые не будут тщетны, но благопоспешны и плодоносны. Якоже бо земледелец зело утешается, когда на доброй земле сеет семена свои; ибо воображает, и как бы очами своими созерцает будущую богатую жатву: так и духовный пастырь не меньшее находит утешение, егда видит благочестивых Христиан сердца изоранные действием святого Духа, и ко принятию всякого наставления и добродетели приуготовленные. Он уже заблаговременно в мысли своей обращает и веселый вид духовной жатвы, и плоды благих дел собираемые в житницу небесную, и радуяся духом поет с Давидом: Ходяще хождахом, и плакахомся метающе семена свои: грядуще же приидем, радостию вземлюще рукояти своя. 173

Таковая будущих плодов надежда есть притом соединена со упованием за труды мздовоздаяния небесного от праведного судии Бога. Верен бо есть обещавый: Аз воздам, глаголет Господь. О! каковый радости источник должен воскипеть в сердце пастыря духовного, если вообразит по трудам своим неотъемлемый покой во объятиях Отца небесного, и уповает пред лицем судящего всей земли со дерзновением сказать: Се Аз и дети моя; их же дал еси мне, сохраних, и никто же от них погибне!174

Так не суть ли сии важные причины духовной радости моей, при первом моем узрении вожделенных лиц ваших, яко приуготовленные мне от Божия судьбы благие земли, к духовному о Господе деланию?

Но при всем таковом радостном духа моего расположении должен признаться, что и страх некоторый и боязнь предстоят в очах моих. И хотя бы не очень пристойно казалось напоминанием каковой-либо боязни смущать чистое ведро настоящего веселия нашего: но сие напоминание есть такового свойства, что оно может нашу радость предостеречь, дабы никогда ничем она не могла быть нарушена.

И так во-первых не могу без некоторого боязненного движения вообразить тяжесть звания Архиерейского. Ибо попечению Его поручен залог дражайший; души искупленные бесценною кровию единородного Сына Божия. В сих честнейших созданиях, по образу Божию и по подобию сотворенных, надлежит всемерно хранить, дабы начертанное в них подобие святейшее чем не истребилось, и не помрачилось сияние славы образа Божия. Надлежит немощных подкрепить, скорбящих утешить, отчаянных восставить, развращенных исправить, наставить невежествующих, дерзновенных обуздать, нераскаянных привести в чувство, кающихся утешить, и из разнообразных видов составить врачевство, сохраняющее здравие душевное. Се глас Господа сил оглашает уши мои: Сыне человечь! стража дах тя дому Израилеву: крове виною твоею погибшего от руки твоея изыщу.175

Но кроме сих общих всем носящим имя пастырское должностей, какое при том благоразумие потребно Епископу во избрании достойных пастырей и учителей, дабы чрез то не приобщиться к чужим грехам? Какое нужно есть неусыпное попечение, дабы все и каждый проходил священную должность свою с подобающим благоговением? Каковая осторожность всегда должна быть, дабы кто вместо пастыря не сделался наемником, и не отяготил бы врученных ему совестей соблазнами своими и развращением? Какое надобно иметь великодушие в наказании развратившихся, и чрез то уметь их привести ко исправлению?

И хотя, благодарение Богу! в пастве нашей имеется довольное число священников благоговейных, и пастырей учительных, достойных имени и звания своего, которые великою для нас суть помощию и церкви украшением: но должно же, ах! вопросить, не суть ли и таковые, которых Евангелие называет вождями слепыми, которые развращенным и невоздержным своим житием делают стыд церкви, бесчестие духовенству, и порицание святыне? Но закроем от очес наших сию неприятную картину, и оставим на сей случай пространно описывать сие несчастие наше! однако воображая, каковый во исправлении таковых должно подъять подвиг, чтоб достигнуть до желаемого нами конца, нельзя, чтоб не смутиться духу нашему.

Но вот и еще немалая причина ко умножению беспокойства, от которого чтоб паства наша была свободна, тем пред Господом похвалиться не может, а именно: недуг раскола. Сею болезнию страждущие не токмо в других паствы нашей местах к сожалению нашему находятся, но и сей самый Архиереопрестольный град наш, благочестивый град Тверь, не имеет сего удовольствия, чтоб в недрах своих содержать токмо единых православных чад церкви Божией. О вы несчастливые и по немощи человеческой заблуждающие люди! почто вас я здесь во храме Божием не вижу? Приидите, восплачитеся пред Господом сотворившим вас: приидите, соберитеся с церковию святых, и пред престолом Царя небесного прославите вкупе с нами едиными усты и единым сердцем Его благословенное имя. Почто чуждаетеся Матери родившей вас, и чадолюбивых объятий Ее убегаете? Се глаголет вам Дух святый, не ожесточите сердец ваших.176

И хотя не можем отчаяватися, чтоб со временем всесильная благодать Божия не обратила их на путь истины; еда бо падый не востанет? силен бо есть Бог возставити их.177 Однако, донележе в чаянии сем будем оставаться, радость наша не может почесться совершенною.

Но вcкую прискорбна еси душе моя, и вcкую смущавши мя в сей час общего веселия нашего? Уповай на Бога; яко Той нам есть прибежище и сила. Он содействовать нам во всяком случае не оставит, и вся стропотная в пути гладки превратить силен есть. Кто бо верова Господеви, и постыдеся, или кто пребысть в страсе Его и оставлен бысть, или кто призва Господа, и Он презре его!178

Радости убо и веселия духовного исполнен быв, восклицаю тебе, благочестивый град Тверь! радуйся, и мир тебе граде Божий; радуйтеся и все прочие богохранимые паствы нашей грады и веси, и всякое место владычества Божия: радуйтеся радостию божественною духовнии и мирстии, старцы и юноши, всякого чина и состояния. Мир Божий превосходяй всяк ум да пребудет над вами неотъемлемо. Токмо не ослабевайте, молю, в подвигах своих званий, в которые призвал вас Господь Бог; честность почитайте паче всякого прибытка, пользу свою снискивайте без нарушения справедливости, а все утверждайте истинным благочестием. При том прошу вас, возлюбленная о Господе паства моя! любовию своею увеселяйте очи и сердце пастыря вашего, и молитвами своими к Богу споспешествуйте прохождению звания моего. А я большего себе удовольствия не желаю, как сего, чтоб мне быть всегда достойным орудием благодати Божей, руководствующей вас ко спасению.

Боже всеблагий и всемогущий, исполнитель желаний произносимых тебе от сердца! принося днесь Тебе благодарение за все благодеяния на мне оказанные, молю Тя, укрепи немощные силы мои силою Твоею свыше в предлежащую службу сию. Сохрани и врученную мне от Тебя паству от всякого искушения, страсти и злоключения. Возсиявай над нею всегда небесный луч благоволения Твоего. Отче небесный, святи их во истине Твоей; слово Твое истина есть. Аминь.

Сказывано в Кафедральном Тверском Соборе 1771 года Мая 1 дня.

* * *


Источник: Том второй. В Москве 1780 года

Комментарии для сайта Cackle