Источник

Слово в день первоверховных Апостолов Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, 1770 года

Сия есть победа победившая мир, вера наша.

1Ин. 5:4.

Сей благословенный день представляет нам вожделенный случай и к радости, и к поучению, и к славе нашей. Ибо церковь Христова совершает днесь торжественную память первоверховных Апостолов Петра и Павла, знаменитых в Христианстве мужей, и основателей Божественной веры нашей: веры, которая воссияла на Востоке, достигла же и до Севера: веры, которая нас соединяет со многочисленными народами, рассеянными по лицу земли, с живущими на реках Дуная, Нила, Тигра и Ефрата, и на островах Архипелага; с народами преславных Славян, древних Греков и Колхидов именем в свете известными. Сии многочисленные Христиан соборы сей день вкупе с нами празднуют, с таковыми же священными обрядами, и одними с нами песнопениями совершают духовные торжества свои, а тем самым и мы можем их почесть аки единого тела членов, и они в число сынов отечества нашего вмещены быть усердно желали б. Но ах! сие напоминание не может ли смутить радость нашу? ибо воспоминая сие, не можем не представить себе, что все оные народы стонут под тяжким рабства бременем, и ниже сего священнейшего имени, вера, свободно произнести дерзают. Их праздники растворенны плачем: они самый день сей торжествуют с воздыханием и сетованием. Ибо завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилитяне: Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы; иже реша: да наследим себе святилище Божие.153 Приидите потребим я от язык и не помянется имя Израилево к тому. Боже! кто уподобится тебе? Не премолчи, ниже укротися, Боже!154 Но я бы лучше желал таковое напоминание скрывать в сердце тайно к Богу вопиющем; если бы Господь Саваоф, и Бог ополчения Израилева не благословлял праведное оружие наше, и аки за руку взяв Помазанницу свою, не говорил Ей, как иногда помазанному своему Киру: Аз пред тобою пойду, и горы уравню, отверзу пред Тобою врата, и гради не затворятся:155 Если бы и самое веры нашей учение к тому же не споспешествовало. Ибо се слышим Апостольский глас яко трубу трубящую во уши наши: сия есть победа победившая мир, вера наша. Сия вера утесняемая, вера страждущая, есть вкупе вера побеждающая и торжествующая. И понеже таковые слова для настоящих обстоятельств наших видятся быть приличны и ободрительны: то не бесполезно будет взойти в рассуждение, в каком разуме присвояется победа силе веры. Ты же, Господи Боже! углем от жертвенника Твоего взятым повели Херувиму коснутися недостойных уст наших, якоже иногда уст Исаии Твоего, да возможем поведати судьбы Твои.

Сия есть победа победившая мир, вера наша.

Хотя сими словами означается и известная победа, то есть, каковую Апостолы имели над людьми развратными, в рассуждении ложных, их до закона надлежащих, предуверений и заблуждений: но нет препятствия сим словам и общее дать означение; по елику и всякого рода, победа Божественной силе веры должна быть приписана.

Ко утверждению же сего рассмотрим свойства и плоды веры, которые если для победителя найдем быть нужными: то тем самым и можем победу приписать силе веры. Вступим в доказательство.

Во-первых. Для получения победы потребно благоразумие и совет. Благоразумие, чтоб оком ума все обозреть обстоятельства, и из них не погрешительные заключить следствия: а совет, чтоб не излишне мечтая о себе, уметь пользоваться рассуждениями и других. Но всякое неложное просвещение откуда почерпается, если не из источника закона Божия? В нем содержатся истины, которые для всякого знания и действия человеческого сложат основанием. Начало бо премудрости страх Господень, и благочестие в Бога есть начало чувства, то есть, распознания добра и зла: премудрость же и наказание нечестивии уничтожат,156 говорит слово Божие.

Но если где, то в страшном особливо военном подвиге таковое от закона Божия просвещение весьма нужно есть. Ибо сколько тут встретиться может неудобьрешимых затруднений, сколько может открыться случаев, которых человеческий ум предвидеть не может. Все расположения в едино иногда мгновение ока иной принимают на себя вид, и вдруг становятся зависящими от единой судьбы Всемогущего. Мысль слабого смертного зря на сие, а при том видя и других смертоносные удары, и свою воображая пред ногами стоящую опасность, едва ли может столь тверда быть, чтоб не поколебаться и не почувствовать некоторого в себе мрака: если б сила света Божественного сей мрак не разгоняла и не подкрепляла слабости человечества. Сие лучше знать могут, которые самым делом изведали надобность просвещения небесного в таковых случаях. И для того Израильский Царь признается пред всемогущим света Содержателем, что он научает руце его на ополчение и персты его на брань. Да и если б время дозволило приводить нам примеры победителей и из языческой истории: мы б увидели, что и они не вступали в брань, разве призвав помощь Вышнего на действия свои, и не оканчивали оной, разве приписывая победу силе руководствующей Божественного промысла.

Второе. Для получения победы потребна справедливость в начатии военного действия, и честность в продолжении его. Справедливость, чтоб не приступать к сей крайности, разве по истощении всех других способов, и то для защищения собственного, или утесняемой неповинности. А честность, чтоб в продолжении таже справедливости причина действовала, которая начала, то есть, чтоб неприятельскую несправедливость ослабить, дабы она другим неповинным вредить не могла. Если кто мало сии пределы преступит: то может он впасть в злосчастное состояние жезлов ярости Господни.

Но кто в сих справедливости и честности границах удержит презрителя закона Божия и небоящегося суда Его? он есть зверь необузданный: жертвует всем суете славолюбия своего. Стенание страждущего человечества, превращение в пепел цветущих градов, терзание сосущих сосцы матерни, суть для него наилучшие основания, на коих он созидает бессмертие имени своего. Одного из таковых представляет Пророк так с самим собою рассуждающего. Сотрясу грады населенные: вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яйца возьму; и несть иже убежит мене или противу мне речет и отверзет уста.157 О стыд человечества!

Но таков ли есть победитель истинного хранитель благочестия? Никак. Он любит Вышнего; и для того щадит и созданного по образу Его. Он просвещен истиною закона Господня: и для того знает, в чем поставлять настоящую славу, которая в несправедливости состоять не может. Он чает предстать престолу наградителя добродетели, и наказателя порока: и для того хранится, дабы чрез нарушение правды вечной не впасть в руки Бога живого. Таковому герою, когда верховная небесная власть вручит правление народа: он бывает его отцем; ибо внимает гласу вечной премудрости его руководствующей. Он защищает порученных ему от нападений противных: но так, что и в самом неприятеле почитает человечество, и побеждая его благодетельствует ему; ибо злости его действие пресекает.

Когда таким кто образом будучи расположен, вступает в брань против врага, все Божественные и человеческие законы поправшего; что? Око всевидящее закрывает ли тогда от такового благосклонный взор свой? промысел управляющий всеми делами света остается ли тогда празден, как бы сие дело до него ничем не принадлежало? Царь Царей подлинно ли тогда в таком состоянии, как о нем нечестивый у псаломника говорит: не узрит ниже уразумеет Бог Иаковль?158 Нет! се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.159

Бог невидимо подкрепляет руку благочестивого подвижника своего: вразумляет его во изобретении способов в час смятения; наполняет сердце его великодушием и храбростию, и подает мужество воинству его.

Мужество, сказал я. Ибо оно не от другого чего происходит, как токмо от справедливого дела. Почему Римский вития изрядно определяет, что мужество есть добродетель, воюющая за справедливость. Не множество воинства, не мечи и оружия, не долгое в военных действиях упражнение суть единственною храбрости военной причиною. Ибо все сии обстоятельства суть внешние и сами чрез себя недвижимы. Почему не они движут дух наш, но сами требуют от мужественной души в движение приведены быть. Но воин храбр бывает тогда; когда его совесть не зазорна, не смущенна мысль, и чувствует справедливость стоящую со своей стороны. Ибо в таком случае берет он на себя свойство судии, который идет наказать виноватого.

Но неимеющий надеяния на справедливость свою смущается мыслею, унывает духом, очи его мраком наполняются, его страшат сновидения, ему мечтается, что видит над противною стороною различные знамения покровительства небесного. А при том совесть зазорная сквозь огни орудий военных открывает пламяни вечные, и после поля сражения указывает ему путь лежащ ко аду. И для того трепещет и ищет скрыться от бедности будущей бегством смерти настоящей.

И от сего-то родится сей ужас, называемый панический, который внезапно поражает все воинство. И от сего-то бывает, что не токмо гонит един тысячу, а два тьму, но и бегает нечестивый никому же гонящу. Се не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских Вышний благоволит; благоволит Господь в боящихся Его и до уповающих на милость Его. 160

Таковый богобоязливый герой нельзя, чтоб не был украшен и человеколюбием: которое свойство как есть плод благочестия, так и для истинного победителя есть нужное.

Ибо в случае военном человеколюбия действие есть, не допускать далее предела справедливостию предписанного простираться, то есть, ослабив неправду действующую, в прочем и неприятеля щадить и человечество в нем сродным себе почитать. Сие против неприятеля оружие есть наисильнейшее. Ибо и неукротимые звери ласкою и любовию укрощаются; и добродетель и в неприятеле хвалима и любима есть.

Дарий побежденный от Александра, когда услыхал, что Александр, будучи и победитель и молод и холост, со взятыми в полон материю его и женою и детьми обходится человеколюбиво и целомудренно, и едва о том уверившись, напоследок подняв руки к небу сказал: о Боги! если ваша воля есть, продолжите мне царствование; но если иначе судьбами вашими определено; молю, да не кто на моем сядет престоле, как сей благий неприятель и милостивый победитель.

Да и наше любезное отечество сею божественною добродетелию пред прочими в свете народами особливо прославилось.

И если когда, ныне поистине сия добродетель царствует в седящей на Российском престоле, благоутробнейшей Матери отечества. Не надобно разбирать, что сие или оное Великой Екатерины дело доказывает человеколюбие Ее. Все вообще Ее дела, не исключая ни одного, на сем божественном утверждены основании. И как Она величество Свое некоторым образом скрывает в существе любви Матерней, то Ее Империя кажется быть благоучрежденным семейством, подданные берут свойство детей, и страх отдаваемый престолу переменился в любовь. Что же есть, когда не сие, жить блаженно на земли? А вы, ныне плененные варвары, можете ли не признать, что плен ваш есть состояние свободности, которой вы в мнимом свободном состоянии своем не имели, и это в первый раз в жизни у неприятелей своих узнали вы, что то есть действие истинного человеколюбия?

Положив убо, что человеколюбие весьма свойственно есть истинному победителю, впрочем несумнительно, откуда сия любезная добродетель происходит. Ибо и понять нельзя, чтоб она в сердце нечестивом и беззаконном обитать могла. Сие есть торжество веры, чтоб любить врагов своих и благотворить ненавидящим нас. О священное Евангелие! о любезный закон! ты располагаешь дух наш ко вмещению сего небесного дара, и творишь нас смертных подражателями божеств благого и человеколюбивого.

Кто убо не воскликнет со Апостолом сих его божественных слов: Сия есть победа побеждающая мир, вера наша. Вера с таковыми свойствами, как нами описана, есть непобедима. Побеждается мнимый верный с своим безверием: ибо в порочных и развратных не так есть вера, как тень оной, и слабый некоторый блеск сего божественного сияния.

А чтоб более рассуждение сие подействовало в сердцах наших, вот и примеры, из которых один представляет нам днесь празднующая церковь, другой торжествующая при нынешних военных обстоятельствах Россия. Ныне празднуемые Апостолы имели ополчение против опаснейших неприятелей, каковые суть различные предубеждения и заблуждения, соединенные со упрямством и с гонением их неповинности; но с помощию веры, как сами признают, одержали они над ними победу. Были они просвещены Духом Святым: и потому лжа истине уступила. Справедливость и честность была с их стороны, ибо не корыстолюбие и славолюбие, но единственное к пользе рода человеческого усердие их одушевляло; и для того страсть постыдившись скрылась. Они были мужественны: ибо справедливости уверение хранили в сердце своем; и для того дух гонителей ослаб. В них обитало человеколюбие ибо они и врагам своим благодетельствовали и убийцам доброжелательствовали. И для того лютость ру́ки опустила; а они получили совершенную победы славу. Смерть их для них сделалась жизнию, а для неприятелей смертию. В плен свой привели многочисленные народы и принудили ожесточеннейших принести жертву простоте истины. И для того и доселе яко победителей прославляем, и в торжествах их радостнейшее приемлем участие. Возникни же и ты главу свою, плодоносная Россия, и исчисли нам победы свои, да возрадуются сынове твои. Враг Христианства, да и от всего рода человеческого за бесчеловечие ненавидимый, дерзнул меч свой обнажить против избранных Божиих. Судия света, взирая с высоты небес бес на сие позорище, взвесил на весах своего правосудия обе стороны, и нашел одну легку, яко наполненную токмо суетою горячей опрометности, и несносного надмения, другая сторона оказалась пред ним имеющею тяжесть справедливости, человеколюбия и упования на Него. И потому одной стороне ниспослал Он благословение, другой изрек проклятие.

Сие не есть витийство слов моих. Хотя судьбы Божие смертным и непостижимы, но от события своего они познаются. Мы уже имели удовольствие, видеть различные знамения небесного о воинстве нашем благоволения. Прежде нежели весна своею красотою очи наши начала увеселять, лавры побед из стран восточных для нас процветали, и венцем славы главы победителей неоднократно были увенчаваемы. Но ныне, о Царю царствующих! житель севера торжествует во странах полудня и востока. Пелопонес и славный в древности Лакедемон уже под скипетром Российским и полдень странным божественного промысла действием соединен с севером. Места, где днесь празднуемые Апостолы победили нечестие и насадили веру, там Россиянин входит в подвиг Апостольский, там нечестие паки возросшее истребляет, и вере утесняемой подает свободность.

Возблагодушествуй, славная многими делами Греция! и усердием и верою своею споспешествуй избавителям твоим. А вы, храбрые подвижники, любезные сограждане наши! вооружите себя верою, и добродетелию меч свой изощряйте; прилепитеся упованием ко Всемогущему, и Его руководству последуйте. Впрочем благонадежно есть, что опрометчивость уступит благоразумию, бесчиние порядку, наглость человеколюбию, нечестие благочестию. Аще Бог по нас, кто на ны.161

Но хотя б и оскудела вера наша пред лицем покланяемого нами Бога; но Твои, Благочестивейшая Монархиня! внутренние жертвы, кои Ты тайно в сердце Своем совершаеши, сии жертвы восходят на небеса, и сильны склонить милосердое Существо ко откровению Его судеб во дни наши. Настоящее с вероломным неприятелем действие весть Всеведущий. Знает же и свет, откуда свое взяло начало. Утесненная неповинность, гонимая вера, при конечном изнеможении своем, со всех сторон к Тебе вопияли и простирали свои руки узами обремененные. Благочестивая и человеколюбивая душа Твоя сим пронзенна до внутренности Своей. Да и где же человеколюбие может более найти своего действия? Где и сила России может полезнее и славнее употреблена быть? И для того сии побуждения благословил Вышний: действие оружия Твоего везде гремит: связанная свободность помалу начинает развязывать свои узы. Веры священной истомленный глас начинает приходить в силу, и свободнее провозглашать величия Божия. И все, кажется, так располагает Управляяй царствами человеческими, что все нам приятствовать, все благое предвозвещать видится. Иди убо, Великая Государыня! во благодушии путем Господним, и ревнуй быть Моисеем изведшим Израиля из работы фараони. Став избавительницею России, не воспрещай далее разливаться источнику славы Твоей. Видно, что судьба верховная сие Тебе определила от дней вечных. Потщись, да воспоют дщери Сиони соединенный восток с севером: поим Господеви славно бо прославися.162

Но воображая будущие торжества и славы преходящие за наши пределы, обратим мысль и слово свое и на домашнее блаженство наше. Россия в сей день во всем пространстве своем в церковных и домашних собраниях воспоминает Твое, Благоверный Государь, сладчайшее имя: да не просто имя; но вкупе увеселяет себя и исчислением дарований Твоих. Иной сидя в столице градов отягощен летами, сказывает младым детям своим примеченное им в Тебе благоразумие и просвещение, и увещевает их подражать Тебе. Другой близ брегов Каспийских возвещает Твое благочестие, которое имел счастие зреть при Твоих веры упражнениях. Иной в странах снегами покрытых проповедует Твое снисхождение и благодетельную к несчастливым склонность. Дражайший Наследник! таковые о Тебе примечания суть столько же для Тебя обязательств, не токмо утвердить их истину, но и умножать дарования. Сии сынов отечества о Тебе радования суть столько же печатей приложенных к сердцу Твоему, дабы блюсти сие сокровище и предохранять его от тления века. Иди свободно руководствуемый промыслом. Се врата Господня отверзаются Тебе. Люби веру: храни добродетель: ревнуй о истинной славе, которая состоит в благодетельствовании человеческому роду. Искушений юных блюдись: держися же правды, веры, любве, мира, со всеми призывающими Господа от чиста сердца;163 да совершен будеши Божий человек, на всякое дело благое уготован.164

Боже! суд Твой Цареви даждь и правду Твою сыну Цареву. Возсияй во днех Их правду и множество мира, дóндеже отымется луна, Аминь.

Сказывано в Петергофе в присутствии Ея Императорского Величества, и Его Императорского Высочества. 1770 года.

* * *


Источник: Том второй. В Москве 1780 года

Комментарии для сайта Cackle