Источник

Слово при случае совершаемых молитв над гробом Петра Великого, по причине одержанной флотом Российским над Оттоманским флотом во Архипелаге славной победы, 1770 года, Июня 24 дня

Если мужа праведного память должна быть с похвалами, да и с похвалами вечными, по словам Духа Святого; то собравшись мы в сей священный храм, ничего прежде вообразить не можем, ни на что прежде с большею похвалою язык наш не должен устремиться, как на Основателя сего храма и царствующего града сего, Петра, глаголю, именем славного, делами Великого, истинного Отца отечества нашего.

Но при сем случае видя нас приуготовляющих уже мужу сему сердечные приношения, и нами жертвы уже курящиеся, может кто удивившися вопросить: какая бы причина была, которая бы возбудила нас к нынешнему мужа сего особливому прославлению? ибо имя Его никогда в забвении быть не может. Аще мы умолчим, камение сии возопиют: аще мы умолчим, возопиют о нем стены града сего, бесчисленные дел и рук Его остатки. Ибо на что ни обратим взор свой, все Ему одолжено началом, все плод Его благоразумия и просвещения. Он ввел во отечество наше художества и науки. Его рука открыла нам завесу видеть случаи света, и в них проникая, предварять все противных замыслы. Его геройский дух привел воинство в сие состояние, в котором мы его ныне видим и радуемся; в котором его ныне видит свет и удивляется. Его десница открыла нам сокровища земная, и нас обогатила. Его просвещению самая церковь признает себя одолженною: ибо новое от него получила светило. И сие бо самое, что с сего места народу поучения провозглашает, и сие самое есть плод Его благоразумия; словом, все что ни видим, что ни вообразим, Петр или изобрел, или утвердил, или основал, или к тому случай подал.

При толиких Его славных делах и отечеству великих одолжениях, может ли Россия столь забыть себя, чтоб Петрово имя всегда не прославлять, и им при всяком случае не увеселять себя?

Так что же возбудило нас к нынешнему особливому имени Его прославлению?

На сей любопытного вопрос ответ готов: Петр Великий воскрес; воскрес в Великой Преемнице своей Екатерине Второй. Ибо не может живее изображен быть характер Петрова Божественного духа, как он сияет в Монархине нашей. Дела, коими ныне отечество наше прославляется, можно сказать, что или воскресший Петр, или паче вселившаяся в Екатерину Петрова душа, производит.

Предоставив удобнейшему времени их всех исчисление; коснемся хотя кратко нынешних славных военных происшествий; происшествий, которые колеблют свет; а Россию заставляют лить слезы радости.

Удары, которыми сокрушаются рога гордой луны, уже слышны везде по вселенной. Воинство Петром учрежденное, а Екатериною правимое, прослыло непобедимым. Все страхи, которые бы могли смертного поколебать, суть для него токмо большее к мужеству поощрение. Каждое его движение делает новое торжество. Россиянин уже обык не оставлять своих следов, разве с славою; и путь, где проходит, замечает трофеями. Ибо руки его яко железны, мышцы медяны, грудь адамантова, а душа геройская.

И для того не всегда можно и неприятелю нашему в слабость причитать, что он противу лица такового воинства стоять не может и в бег обращается. Ибо иногда от мужественного и победиму быть слава сеть.

Но как бы то ни было, слава побед трубою своею непрестанно оглашает уши наши. Не успеем, так сказать, окончать одно торжество, как другое начинать надобно. Новая весть! какая? известная. Неприятель побежден; прогнан: Россиянин торжествует: получил величайшую добычу: завладел лагерем; да в нем же Богу и благодарные воссылает молебствия. Летят сюда знамена: и се их множество пред очами нашими знак мужества и слабости; слабости сопротивных, храбрости воинства нашего.

Хотел бы я более в сей приятной материи удержать слово свое; но се к другому не меньше приятному, или и славнейшему предмету оно стремится.

Помянув мы в начале Петровы дела, прошли было молчанием славнейшее ума и тщания Его изобретение; изобретение Ему единому свойственное; изобретение, какого и для него самого ничего не было приятнее и внимания Его достойнее. Сие изобретение есть флот Российский. Известно, что держава наша со всех сторон окружена морями, да и соседями, кои теми морями владычествовали. Россияне по несчастию тогдашних времен на сие взирали невнимательным оком. Морское плавание им было не сведомо или и ужасно. И когда мы таким образом дремали, недоброжелатели не без удовольствия внутреннего взирали на сие, и чтоб не пробудились мы, крайне опасалися.

Сей нежный случай не мог укрыться от бодрого ока Петрова. И что не возможно Монарху мудрому, тщательному и любимому народом своим? Божия судьба, которая уже положила прославить Россию, подала Ему случай видеть малой ботик, который в сем месте хранится, и вечно хранен быть достойный. От сего в пространном Петровом уме великие родились мысли. Начал созидать морские плавающие крепости, и составил из них великий Российский флот, великий не числом токмо кораблей, но великий и силою и славою ибо в своем, так сказать, младенчестве получил он уже победы над теми, которые давно сею славою превозносилися.

Но воcстань теперь, Великий Монарх, отечества нашего Отец! восстань и воззри на любезное изобретение Твое; оно не истлело от времени, и слава его не помрачилася. Восстань и насладися плодами трудов Твоих. Флот, Тобою устроенный, уже не на море Балтийском, не на море Каспийском, не на море Черном, не на Океане Северском. Но где? он на море Медитерранском, во странах восточных, во Архипелаге, близ стен Константинопольских, в тех, то есть, местах, куда Ты нередко око Свое обращал, и гордую намеревал смирить Порту. О как бы Твое, Великий Петр, сердце возрадовалося, если бы ------. Но слыши! мы Тебе, как живому вещаем, слыши: флот Твой во Архипелаге, близ брегов Азийских, Оттоманский флот до конца истребил. Российские высокопарные орлы торжествуя, именем Твоим весь восток наполняют, и стремятся предстать пред стены Византийские.

Сим славным происшествием обрадовано отечество Твое, а особливо Помазанница Господня, любезнейшая сродница Твоя, по Бозе сию победу Твоему имени посвящает, и нас чад своих привела пред лице блаженных мощей Твоих, прославить имя Твое; а в имени Твоем прославить добродетель; в добродетели же прославить самого Бога. Услыши наши сии к Тебе провозглашения: или паче Ты, Господи Боже духов и всякия плоти, упокой в недрах Твоих любезную нам Петрову душу, и в радости вечной и сего торжества удовольствие чувствовать ей благоволи.

Тебе же, Великая Монархиня, столь благородно славу нынешней победы приписывающей Петрову имени; славу, в которой Сама наибольшее имееши участие; какие Тебе жертвы благодарности принесет отечество, и чем возвеличим мы имя Твое? Твои наставления были руководством воинам Твоим, и главною побед их причиною. Твои молитвы воздвизали ветры, и обращали их на лице сопротивных. Слава Твоя превознесенна: но она тем еще есть большая, что Ты славу свою поставлявши не просто в победах; но по елику они доставляют благополучие народу Твоему. Мы приветствуя Тебя, Великая Государыня, с таковым Вышнего о Тебе благоволением, Его же благость усердно молим, да оное вечно над Тобою сохраняет.

Да возрадуется же и Твое сердце, Благоверный Государь, Высокоповелительный Генерал – Адмирал! Сие торжество есть Тебе свойственно: ибо оно сопряжено с званием Тебе от Монархини порученным. Радуемся же и мы с Тобою: ибо надеемся несомненно, что Ты снисканную славу не токмо сохранишь, но и умножишь, Аминь.

Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества в Петропавловском Соборе 1770 года, Сентября 15 дня.

Перевод на греческий язык этого слова (см. в отсканированном варианте книги)165

С Российска языка сей сделан перевод ,

Чтоб пользоваться мог им Греческий народ,

Который с радостью всех большею взирал,

Что Росс в их отчестве победы одержал;

И что Монархини Российской храброй флот,

Для их спасения, пучиной грозных вод

Флот Фараона нынь Турецкого покрыл,

И чудо таково ж, как Моисей, явил.

По Гречески перевел Кесарий

Архимандрит Воложский

* * *

165

Примечание электронной редакции.


Источник: Том второй. В Москве 1780 года

Комментарии для сайта Cackle