Слово в день рождения Его Императорского Высочества благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, 1768 года, Сентября 20 дня
Возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене моего ради.
Ныне чтенное Евангелие, по причине церковию празднуемого в сей день, пострадавшего за истину, святого Евстафия, дает нам знать, что не всякая ревность по Бозе есть приятна Богу. Ибо к действию, самому чрез себя похвальному, если примешается страсть: тогда она все портит и своею строптивостию развращает путь Божественный.
Сие нынешнее ж Евангелие доказывает тем, что некогда страстная по большой части ревность причиною была, что Евангелия последователь со всею своею кротостию был связуем, изгоняем, предаваем на суд, ведом к Царем и Владыкам, защитникам то есть истины, чтоб от них за истину страдать. Таковая поступка и к сожалению, и к негодованию справедливо возбудить нас может: почему и не достойна б она была рассуждения нашего. Но когда же напротив видим мы ныне Монархов благочестивых, и православных, истину любящих и от истины любимых, Евангелию последующих, и действием его, то есть, кротостию и человеколюбием украшаемых: то с сей стороны осиявает нас свет радости, и расширяет наши уста к прославлению отца светов и Бога любящего тварь свою. И для того не бесполезно, думаю, взойти нам в дальнейшее рассуждение о ревности, каковую закон истинный от нас требует. Сие рассуждение прилично и торжественному дню сему, которой одолжает нас гореть ревностию к Богу, милостиво Россию благословляющему.
Взираю убо к Тебе, Господи Боже! Ты недостаточное слово мое раствори солию благодати Твоей к общей пользе нашей.
Ревность есть горячее духа нашего стремление к защищению славы Божия, относительно до закона. Мы в сем разуме берем сие слово: ибо многие могут быть его означения.
Взяв ревность в таковом разуме, не видно, чтоб в Ней что-нибудь было не похвальное. Ибо гореть духом, чтоб слава Божия во всех концах вселенной была проповедуема; чтоб все люди святым к Богу и почтению его руководством были просвещены; в рассуждении сего гореть духом, то есть, изыскивать к тому справедливые и человеколюбивые способы, есть дело всякой похвалы достойное. Ибо сим доказывается любовь к Богу, к ближнему, любовь к истине, которую мы не скрываем под спудом, но поставляем на свещнике, да светит всем, и да руководствует всех. И для того Святый Павел учит: добро, еже ревновати всегда; однако притом прибавляет, в добром.123
Но сие есть несчастие человеческого рода, что часто и в самые святые действия вкрадывается злоупотребление и добродетель в порок обращает. Сие бывает, когда человек выходит из своих пределов, и не управляя себя разумом, страсти следует. Ревность по Бозе чем больше в себе имеет жару и горячего стремления, тем больше требует осторожности и умеренности, чтоб сей священный огнь не обратился в пожар, все истребляющий без разбору. А сие необходимо выйдет, если вместо защищения славы Божия будет действовать страсть мщения; вместо усердия к пользе истины вмешается корысть собственная; если вместо любви к ближнему будет всем располагать страсть самолюбия.
Какие же из таковой ложной ревности могут произойти следствия, ежели не худые и вредные? Отсюда во-первых последует гонение, чтоб заблуждающего, вместо того, чтоб исправить и привести на путь истины, истребить от земли живых. Вместо учения, увещания, доказательств, вместо всех нравоучительных и благоразумных способов, будет свирепствовать один дух нетерпимости, как-то многие века печальными примерами то нам больше, нежель надобно, доказали. В подробность таковой свирепости описывать оставляю, чтоб тем скрыть стыд человеческого поползновения; а только при сем приметить должны, что человек, таким образом гонимый, не только о истине не уверяется ни мало, но еще в мнении своем ожесточается более. Ибо он, не видя иных доказательств, кроме насильственных, по справедливости заключить может, что у гонящей стороны других нет сильнейших доказательств. А из того и самая истина немалый претерпевает ущерб величества своего. Ибо она представится, аки б не имела никакой собственной своей ко уверению силы; и будто, как ложь, требует она в своей слабости стороннего насильственного подкрепления. Так можно ли утвердить, чтоб таковая ревность была угодна Богу, Богу всех вещей порядка хранителю, и истины защитнику всемогущему? и таковой род людей не тщетно ли себя уверяет, аки бы их ревности огонь достоин был алтаря божественного? как-то об них Спаситель наш Апостолам свои сказал: всяк иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу.124
Никто столько тяжести ревности гонительной не почувствовал на себе, сколько благословенное христианство. Основатель веры нашей, по слепому стремлению народа и по корыстолюбивой ревности фарисеев, первый имел нужду испить чашу смертную. Το же предрек он и проповедникам истины Своей, которые и понесли самым делом тяжкий крест сей; и кровь христианская пролилась источниками. В первенствующие христианства времена все почти храмы основаны были на гробах мученических, да и ныне церковь Христова большую часть святых празднует тех, кои мучительным лишением жизни доказали, что истина в их сердце напечатана была неистребимо и непобедимо. Но что же гонители чрез все то получили? Славу христианскую больше умножили, и напоследок сами принуждены были уступить победу и торжество истине.
Но ах! пусть бы так было, что язычество, покланявшееся воинским Марсам и громопоражающим Юпитерам, такою ревностию себя опорочило. Но и между исповедующими имя кротчайшего учителя, во смирении которого суд его взятся, были подобные замахи. Оный жар ревности, который должен воспалять сердце христианина, и у христиан часто был жар неспасительный. Слепота не знающая положить пределов истинной ревности, страсть мщения и корысти, часто производили следствия погибельные, не христианства, но язычества достойные. Темный запад много нам таких примеров показал.
Признаться надобно, что таковые ревнители великий делают стыд Евангелию, учению кротости и человеколюбия наполненному, Евангелию, учащему любить врагов своих, и, огнь с небеси свести хотевших, удерживающему; Евангелию ублажающему кротких, и похваляющему ревность, но по разуму. Когда б все сие они вообразили, устыдились бы и ужаснулись, сколь далеко отстоят от следов того учителя, которого славу защищать себе кажутся.
Да не подумает кто из сего, аки б мы ревность по Бозе совсем уничтожали, или каким-нибудь образом ослабить ее старались. Никак. Сие б было истребить благороднейшее духа Божия действие. Но напротив гласом самой истины утвердить можно, что великого б развращения знак был, если б кто совсем погасил в себе дух ревности справедливой, что можно назвать недугом несоболезнования, или нечувствительности. Сие происходить может от незнания веры своей, или от нетвердого о истине ее уверения: как-то обыкновенно бывает в тех, которые иное исповедуют, а другое в сердце признают. Так как же бы в таком мог возгореть какой-либо жар Божественный?
Следствия таковой холодности не меньше вредны, как и ревности безрассудные: понеже из того может родиться безобразная смесь различных мнений, и превращение правил нравоучения. Ибо если всех до нравов надлежащих действий основание есть справедливое мыслей расположение; следовательно нельзя худо думать, а делать хорошо, то различные и между собою несогласные мнения не будут ли слабым и опасным правилом человеческих поступок; особливо в обществе: в обществе, говорю которое наипаче согласием спасительные и от людей больше всего почитаемые истины закона связуется. И потому нельзя не видеть с горестию и не слышать с печалию о таковых случаях, в коих трогаются небоязненно самые святые вещи, и тот почитается разумнейшим, кто дерзновеннее терзает залог освященный обществом. Добродетельные души сим пронзаются до внутренности, и воспаляемы ревностию Господа Саваофа, сердечно сожалеют, что здравое тело терпит столь болезненные удары и терзается утроба матерня.
О блажен тот, кто обоих сих крайностей убегает! Кто среднею и Царскою идет дорогою, отвращен от злой и безрассудной ревности; но управляем священным огнем ревности мудрой и человеколюбивой!
В таковой ревности должна быть преданность к вере нежная, но без суеверия; усердие истине бескорыстное; любовь к ближнему чистая и нелицемерная; чтоб не подать другим немощным соблазна, осторожность благоразумная. Таковый ревнитель есть верный церкви сын, общества член мудрый и благороднейший, всех любящий и от всех любимый.
Святое писание в пример истинной ревности между многими представляет нам Апостола Павла, который к Коринфянам пишет такими словами: ревную по вас Божиею ревностию:125 ибо я обручил вас единому мужу, чтоб вы предстали Христу, яко дева чистая. И для того крайне беспокоюся и боюся, чтоб в вас простота истины Евангельской мудрованиями мирскими прехищренна не была. Сия ревность Апостольская была усердная и притом бескорыстная. Ибо он же в другом месте изъясняется: не ищу ваших, но вас:126 я с приятностию всякой убыток претерплю, хотя б то стоило и потеряния жизни моей, ради пользы душ ваших.
Таковою ревностию всякой Христианин украшать себя должен: а особливо, служители церкви сим огнем от жертвенника Господня возженным устне свои и сердце воспалять обязуются, убегая безрассудного стремления, противного человеколюбию и кротости Христианской: да помышляют день и нощь о справедливых средствах ко утверждению добродетели и к расширению царства Иисус Христова; да бдят о стаде своем, да некий волк восхитит и разгонит овцы; чтоб могли из глубины чистой совести сказать: ревную по вас ревностию; да ревностию не человеческою, но ревностию Божиею.
При сем столь важном рассуждении нашем, на кого мы, слушатели! первее воззрим, как не на Твою, благочестивейшая Монархиня, Августейшую особу; не только потому, что Ты глава еси врученной Тебе от Бога Христианской державы, и не потому только, что Ты православия нашего величайшая еси покровительница: но что в священном лице Твоем яснейше блистает ревность по Бозе; да ревность мудрая, ревность человеколюбивая. Она наипаче возбудила величество Твое принять престол; она же и утверждает его. Сие не мы токмо, но и окрестные все проповедуют гласами немолчными; то есть, что при Твоей мудрости связана ревность безрассудная; но справедливая в тебе самой пример находит: молчит дерзость святыни касающаяся; но не молчат уста истины. Сей дух влиял в Тебе Бог в тот блаженный час, когда он паче причастник твоих помазал Тебе елеем радости: елеем радости, сказал дух святый: ибо Монаршее лице есть сладчайший свет, подданных Своих всегда осиявающий радостию. Да сохраняет убо всеблагий Бог сии дражайшие Твои дарования, и да глаголет всегда таинственною беседою в сердце Твое: да увеселяет величество Твое любовию подданных Твоих, и да дарует Тебе видеть народ Свой достигший до благополучия величайшего в свете. Да наполняет же радостию дух Твой, и сия сладчайшая надежда Твоя и наша, вселюбезнейший сын Твой, живое добродетелей Твоих изображение, и бессмертной славы Твоей хранитель благонадежнейший.
А Ты, Пресветлейший Государь Наследник! в сей день рождения Твоего нам радостного и вожделенного, ничем святее мысль свою утрудить не можешь, как размышлением благодеяний той великой особы, посредством которой в сей день бытие Тебе даровал Бог. Да вообразит со всяким вниманием мысль Твоя Ее болезни, Ее попечение и труды о воспитании Твоем, и благополучии жизни Твоей. Размышление сие одолжает Тебя, Благоверный Государь, гореть к Ней любовию сыновнею, благодарностию усерднейшею: а благодарность сия состоит в соответствовании Ее и всея России о Тебе желанию и чаянию. Но о блаженство наше! наследник Всероссийский возрастает летами и дарованиями, обогащается просвещением, наполняется святою ревностию к Богу и к истине, приближается к своему совершенству; а тем веселит Августейшую Родительницу Свою, веселит всех нас, и тем венчает желание наше.
Боже, России милостивый покровитель! неусыпающее око Твое да бдит всегда над Монархинею нашею и наследником Ее: Ты их благословляя, благодетельствуеши нам, и их сохраняя, одолжаеши Россию приносить Тебе всегда жертву благодарения, Аминь.
Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в придворной церкви в Санктпетербурге 1768 года, Сентября 20 дня.
* * *