Л. Анисов

Источник

XXI глава

24 декабря 1785 года Высочайшим указом, присланным архиепископу Платону и московскому главнокомандующему графу Я. А. Брюсу, повелено было рассмотреть напечатанные в типографиях Н.И.Новикова книги сомнительного содержания. Владыке также вменялось «произвести испытание» литератора в Православии.

В глазах Екатерины II издатель знаменитых сатирических журналов, один из виднейших масонов, Новиков был личностью одиозной. Около 1785 года он наладил контакт с берлинскими теософами и сделался в Москве начальником так называемых мартинистов. Императрица, опасаясь вредных тайных замыслов этого общества, запретила ложи, но, зная, что масоны не перестают работать, тайно собираются в домах, проповедуют, обращают, внутренне досадовала и велела московскому градоначальнику наблюдать за ними. Некоторые обстоятельства умножали ее подозрения. Во-первых, один из мартинистов, или теософических мистиков, архитектор В.Баженов написал из Санкт-Петербурга к своим московским друзьям, что он, говоря о масонах с великим князем Павлом Петровичем, удостоверился в его добром о них мнении. Государыне вручили это письмо. Она могла думать, что масоны или мартинисты желают преклонить к себе великого князя и сделаться его опорой. Во-вторых, Новиков вел переписку с прусскими теософами, в то время когда двор Екатерины II был в явной вражде с берлинским.

Вот почему ей нужны были аргументы для пресечения деятельности Новикова. Становилось очевидным: владыке Платону и Брюсу надлежало их отыскать и сформулировать. И сделать это должен был, прежде всего, владыка, авторитет которого был велик215.

По согласованию между архиепископом Платоном и главнокомандующим Брюсом цензорами избраны были с духовной стороны архимандрит Серапион и игумен Моисей; а с гражданской – полицеймейстер Годеин. Первым предписано «освидетельствовать книги, выходящие из вольных типографий, где что-либо касается до веры или дел духовных и наблюдать, чтоб таковые печатаны не были, в коих какие-либо колобродства, нелепые умствования и раскол скрываются»216.

Подозрительные книги были рассмотрены, и продажа их остановлена до окончания следствия. Вскоре владельцев вольных типографий обязали впредь не печатать никакой книги без цензуры одного из духовных и светских цензоров.

На донесение Комиссии последовал Высочайший указ, которым повелевалось запечатать и запретить, на основании замечаний Московского архиепископа Платона, ряд книг, в том числе «О заблуждениях и истине» и «Апологию, или защищение вольных каменщиков».

По приказанию Екатерины II архиепископ Платон должен был «испытать» Новикова в Православии, потому что тот «подозреваем был в сношениях с тайными обществами».

Владыка, проявив большое мужество, оказался предельно объективным. Зная неблагоприятное мнение государыни о Новикове, он все-таки написал в донесении: «Вследствие Высочайшего Вашего Императорского Величества повеления, последовавшего на имя мое от 28 сего декабря, поручик Новиков был мною призван и испытуем в догматах православной нашей Греко-Российской Церкви, а представленные им, Новиковым, ко мне книги, напечатанные в типографии его, были мною рассмотрены. Как пред престолом Божиим, так и престолом Твоим, Всемилостивейшая Государыня, я одолжаюсь по совести и сану моему донести Тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и Тобою, Всемилостивейшая Государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков...»217

Архиепископ Московский Платон не выполнил «высочайшего» поручения. Причиной тому послужили нравственные качества Николая Ивановича. Его глубокое религиозное настроение было для владыки достаточным ручательством в том, что он не зайдет слишком далеко в своем увлечении масонством. Хотя испытуемый и его друзья и искали «таинственный» смысл в Ветхом и Новом Завете, толковали природу и человека, хвалились древними преданиями, унижали школьную мудрость, но требовали при этом от своих учеников истинных христианских добродетелей. Этого владыка не упускал из виду. Ко всему, они не вмешивались в политику и ставили в закон верность государю. Не стоило забывать и о том, что Новиков и его друзья на свое иждивение воспитывали бедных молодых людей, учили их в школах, в университетах, вообще употребляли немалые суммы на благотворительность.

Впрочем, надо сказать, архиепископ Московский Платон до некоторой степени неприязненно относился к распространению мистических сочинений, хотя и не подвергал их такому безусловному осуждению, как труды французских энциклопедистов.

Книги, изданные Новиковым, владыка подразделил на три разряда. В первом, по его мнению, находились «собственно литературные». «И как литература наша доселе крайне еще скудна в произведениях, – писал он императрице, – то весьма желательно, чтоб книги в этом роде были еще более и более распространяемы и содействовали бы к образованию». Ко второму разряду владыка отнес книги мистические, «которых, – сообщал он дипломатично Екатерине II, – не понимаю, а потому не могу судить о них». К третьему же разряду отнесены были «книги самые зловредные, развращающие добрые нравы и ухищряющиеся подкапывать твердыни святой нашей веры. Сии-то гнусные и юродивые порождения так называемых энциклопедистов следует исторгать, как пагубные плевела, возрастающие между добрыми семенами»218.

И такой отзыв был адресован горячей поклоннице Вольтера и Дидро, которых Екатерина II называла своими учителями219.

Несомненно, это был акт высокого гражданского мужества. Архиепископ Платон высказал смелость и независимость суждений перед лицом самой императрицы. И Екатерина увидела и оценила эти качества строптивого иерарха. До времени гроза для Новикова миновала...

Рассказывая об этом событии и о позиции, занятой владыкой Платоном, не стоит, на наш взгляд, упускать из виду и еще одного обстоятельства.

Владыка видел (и это его раздражало), что Екатерина II явно была под влиянием своего духовника протоиерея Иоанна Панфилова220 и разделяла с ним антимонашеские настроения. А Иоанн как член Синода мирволил всем жалобам белого духовенства против архиереев и считался у него как бы «белым папой». Пользуясь расположением Екатерины И, он добился в 1786 году от государыни еще неслыханной награды – митры. Это была первая митра на голове белого священника... Архиепископ, конечно, считал это «соблазном Церкви, началом унижения митры, гибельным поводом к гордости и возношению белого священства и к нарушению в Церкви спасительной дисциплины и благоучрежденного порядка».

Узнав, что Екатерина II собирается почтить архиепископа Платона белым клобуком и титулом митрополита (о чем очень хлопотал наследник Павел Петрович), он всячески старался задержать эти награды вплоть до 1787 года, когда долгая незаслуженная отсрочка стала очевидной всем.

* * *

215

В 1785 г. владыке Платону предоставлено было право разрешать печатание книг духовного содержания.

216

Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. Часть первая. М., 1890. С. 64.

217

Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. Часть первая. М., 1890. С. 65.

218

Снегирев И.М. Жизнь Московского митрополита Платона. Часть первая. М., 1890. С. 66.

219

«О православные россияне, – говорил вл. Платон в одной из своих проповедей, – возымейте сие святое честолюбие, чтобы нам тщательно хранить святую древность и святые ее законы. Пусть иноплеменные престанут нам быть наставниками, а паче от нас да научатся вере к Богу и благим делам!..»

220

Иоанн Панфилов был выбран в духовники (1770–1794) самой Екатериной II благодаря своей учености, живости характера, склонности к западной образованности, что признано было и Академией наук, избравшей его своим членом.


Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009

Комментарии для сайта Cackle