Возвращение в Alma Mater
Студенческие годы митрополита Питирима
В конце 1990-х годов Владыка произнес запавшие в душу слова: «Жизнь идет к закату, и мне хотелось бы сделать для МИИТа что-нибудь очень важное».
Всё то многое, что сделал для МИИТа Владыка, знает один Всевышний. Его личное обаяние, светлый облик, глубокий ум, необыкновенная эрудиция расположили к себе миитовцев. Вечными памятниками Владыке являются домовая церковь и кафедра теологии, та духовность, которая воцарилась в МИИТе с его приходом.
Последний раз в МИИТе Владыка был 1 сентября 2003 года. Он приехал тяжело больным, но у него хватило духовных сил совершить молебен по случаю начала учебного года, выступить на торжествах, посвященных Дню знаний.
Господь призвал к Себе Владыку в день праздника Казанской иконы Божией Матери. Кончина его была поистине христианской. И как много оставил он учеников, сугубых молитвенников по себе, горячо его любящих...
Вечная память о Владыке Питириме сохранится в его родной alma mater и наших сердцах, во всем содеянном им лично и под его руководством, с его благословения.
Потомки будут вспоминать Владыку, по достоинству связывая его деятельность с эпохой духовного возрождения главных святынь нашего университета.
Миитовцам всегда хотелось как-то по-особому отметить день рождения Владыки, а он, улыбаясь, говорил: «Не надо говорить про мой день рождения, давайте отмечать Рождество». Поэтому сегодня миитовцы ежегодно в это время отмечают день рождения Владыки, проводя Рождественские чтения памяти митрополита Питирима.
Чем дальше от того дня, когда мы простились с Владыкой Питиримом, тем больше каждый из нас ощущает потребность в общении с ним; по-новому и с особым почитанием вспоминает слова и действия этого великого человека. Мне кажется, что все мы – те, кто знал Владыку Питирима, испытываем определенное тяготение друг к другу. Хочется еще раз вспомнить его, обменяться этими воспоминаниями. Безусловно, такие воспоминания играют большую роль в деле воспитания сегодняшней молодежи, в формировании новых взглядов на нашу жизнь, на жизнь нашего университета. Поэтому я хотел бы подробнее остановиться на тех годах, которые Владыка провел как студент нашего университета (в то время – института).
В личном деле студента Константина Нечаева в архиве Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) – восемь пронумерованных и сшитых листов.
Заявление на имя начальника подготовительных курсов: «Прошу Вас зачислить меня в число учеников Ваших курсов...» – он подал 22 июня 1943 года, а через два дня написал новое – теперь на имя начальника Московского института инженеров железнодорожного транспорта: «Прошу Вас принять меня, по окончании подготовительных курсов, в число студентов Вашего института».
Подготовка к обучению в вузе продолжалась три месяца. Окончив учебу, 27 сентября Константин Нечаев вновь написал заявление с просьбой зачислить его в число студентов на строительный факультет. В зачислении ему не отказали, но вместо строительного факультета отправили (росчерком зеленого карандаша «Движ.» по тексту его первого, от 25 июня, заявления) учиться на факультет движения и грузовой работы.
9 сентября 1943 года Константин Нечаев был зачислен в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Началась его учеба в техническом вузе.
В то время столица еще находилась на военном положении: окна были заклеены, по улицам ходили патрули противовоздушной обороны, осуществляя ночное дежурство по городу, передавались сводки с фронта.
Жил Константин Нечаев в центре Москвы на улице Маросейке вместе с матерью и сестрами, рядом с семьей брата.
Почти каждый день семнадцатилетний юноша отправлялся до площади Борьбы, за которой, между улицами Бахметьевской и Новосущевской, располагались его «первые университеты».
По традиции, в первую неделю первокурсники слушали известных ученых и профессоров МИИТа. Запомнилась студенту Константину Нечаеву первая встреча с профессором В. Н. Образцовым: «неординарный человек – даже представился неординарно...».
Ведущие профессора, имена которых записаны в «золотой летописи» вуза, после этой первой недели им, первокурсникам, были уже недоступны. Но о знаменитостях знали. Репутация тех или иных преподавателей формировалась годами, рассказы о них передавались из уст в уста...
Среди лекторов в 1943–1945 годах были не только миитовские профессора, но и эвакуированные в Москву ленинградцы. Работали рядом, плечом к плечу. Студенты-москвичи иногда «бегали слушать» профессоров Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. К. В. Нечаев вспоминал, что популярностью пользовались лекции ленинградского профессора Е. М. Егорова по теории механизмов и машин. В конце семестра он делал обзорную лекцию по прочитанному курсу – «блестяще всё суммировал». Сам профессор называл эту лекцию «Как сдавать экзамен».
Константину Нечаеву учиться было нелегко: за плечами – восьмой и девятый класс в первые годы войны, без десятого, короткие подготовительные курсы; сказывалось и тяжелое материальное положение семьи.
Легче ему давались гуманитарные предметы: он умел слушать, слышать, понимать и принимать собеседника. Основы марксизма-ленинизма сдавал на «отлично». Высоко были оценены его знания по геодезии и черчению. А вот с высшей математикой, физикой, химией, теоретической механикой было сложнее.
Жизнь студентов Московского института инженеров железнодорожного транспорта шла в 1943–1945 годах своим чередом: с заданиями, опросом, отметками и прочей атрибутикой воспитательной работы.
Воспитывало всё: среда обитания (весь вузовский городок, здания и учебные аудитории), среда общения (сотрудники вуза, друзья), стиль общения профессора со студентами на лекциях, самостоятельная работа в лабораториях под руководством ассистента профессора, обсуждение научных проблем на семинарах и в кружках...
Методы воспитания у старших товарищей были разные. «Нас предупреждали, чтобы мнимая свобода студентов распоряжаться своим временем без ежедневного опроса и получения отметок за успеваемость не послужила соблазном к тому, чтобы запустить наши занятия», – вспоминал митрополит Питирим.
Владыка отмечал, что «наряду с учебными занятиями активно действовало научное студенческое общество», куда входили «далеко не все, но это была та творческая лаборатория, в которой рождались творческие идеи, из которой выходили изобретатели и будущие ученые».
Даже в годы войны занятия по специальности были не только аудиторными. Живой интерес вызывал музей железнодорожного транспорта в правом крыле Рижского вокзала.
В своих воспоминаниях митрополит Питирим писал, что на этажах учебных корпусов постоянно вывешивались стенные газеты: общая – для всех факультетов и профильные – факультетские. Они «ярко отражали современность». Он вспоминал: «Составной частью нашей жизни был транспарант: «Железнодорожный транспорт – родной брат Красной армии"»,25 студенты с гордостью повторяли эти слова.
Как «заповедное место» ему вспоминалась библиотека с ее старинным интерьером, очередью за учебниками и выпрашиванием «на денек» серьезных отраслевых изданий.
Самым теплым местом в плохо отапливаемом институте были «чертежки» еще со старинными высокими столами-пюпитрами, липовыми досками. «Они носили следы чертежных листов, были залиты тушью, исколоты кнопками, что говорило об их необычайно долгом сроке службы обучению и науке. В этих «чертежках» мы делали первые задания как тест для будущего инженера... Требовалось быть внимательным и точным в миллиметрах, но в «чертежке» постоянно была атмосфера доброго студенческого юмора», – пишет в своих воспоминаниях митрополит Питирим.26
Актовый зал, в восточной части которого прежде располагалась домовая церковь, был выбелен и закрашен, «никаких признаков храма не было видно». Президиум и кулисы располагались справа от входа. Священное место уничтоженного алтаря ничем не было занято. В актовом зале проводились общие собрания коллектива, встречи с гостями, концерты.
Владыка рассказывал, что обычно этот зал был заполнен стульями, однако для особо популярного выступления студенты приносили на последние ряды столы из близлежащих аудиторий и создавали амфитеатр: первые ряды занимали стулья, затем – стулья на столах, затем – стол на стол, уже без стульев; сооружение было прочным, но спуск с последнего ряда – из-под потолка – граничил с риском.
Митрополит Питирим отмечал, что быт был суров, питались они скудно. Столовая, правда, работала исправно, там можно было получить обед по продовольственной карточке. Ему запомнилось, что некоторые студенты предпочитали иметь при себе ломоть черного хлеба, который не очень отягощал карман: к вечеру он приобретал особые вкусовые качества.
Летом 1944 года в жизни студента факультета движения и грузовой работы Константина Нечаева произошло знаменательное событие. Появился шанс для осуществления его давней мечты: в одном из корпусов Новодевичьего монастыря приступили к работе возрожденные Московские Духовные школы – Богословские православные пастырские курсы и Богословский православный институт.
К тому времени в жизни Русской Православной Церкви произошли важные события. В сентябре 1943 года в Москве с главой правительства, председателем Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталиным, встретились три митрополита, один из которых, митрополит Сергий (Страгородский), вскоре после этой встречи был избран Патриархом Московским и всея Руси. Еще через девять месяцев открылись Московские Духовные школы.
Интерес к духовным знаниям у Константина Нечаева с годами не ослабевал, желание служить Русской Православной Церкви росло. Летом 1944 года он отправился в Московскую Патриархию. Вспоминал об этом так: «Очень хорошо помню этот первый день, когда я пришел в Чистый переулок и там, совершенно неожиданно для себя, был встречен келейником местоблюстителя архимандритом Иоанном. Он подробно расспросил меня, затем я поднялся на второй этаж, где была приемная комиссия...»
Константин Нечаев решил попробовать совмещать обучение в светском и духовном учебных заведениях. Тогда это было еще возможно: занятия в Московских Духовных школах в 1944/1945 учебном году были еще очень нерегулярными из-за того, что шло комплектование штата преподавателей, да и занятия обычно проводились в вечернее время.
Среди документов, которые юноша подготовил для передачи в администрацию Духовного учебного заведения, есть и справка, заверенная круглой печатью, о том, что он является студентом второго курса строительного факультета Московского института инженеров железнодорожного транспорта, на ней дата – 29 сентября (осенью 1944 года Константину Нечаеву вместе с группой студентов предложили перейти на факультет строительства железных дорог).
Константин Нечаев третий семестр в целом закончил хорошо, хотя были и посредственные оценки. Его военная подготовка, оцененная на первом курсе отлично, ухудшилась... А от занятий по физической подготовке его освободили еще на первом курсе. По итогам второго курса оценку «отлично» имел по основам марксизма-ленинизма, геодезии, черчению, электротехнике, а пересдавал, чтобы получить более высокую оценку, высшую математику и строительную механику. До третьего курса с учебой справлялся.
Главной причиной снижения успеваемости на третьем курсе технического вуза был наступивший серьезный кризис: душа требовала избрать благую часть, которая не отнимется (Лк.10:42). Она настойчиво просила иных знаний, иного вида основной деятельности... Видимо, с каждым месяцем юноша всё сильнее ощущал, что его призвание – в другом...
* * *
«Душа «уязвляется любовью к Господу», это чувство, бесконечно развиваясь, становится определяющим всю жизнь человека. Человек забывает все былые привязанности и стремится только к теснейшему брачному союзу с Богом». Это – цитата из первого научного сочинения К. В. Нечаева – диссертации на присвоение степени кандидата богословия.
Борис Левин, ректор Московского государственного
университета путей сообщения (МНИТ),
профессор, доктор технических наук
«Общение с Владыкой Питиримом было школой для думающего человека»
Благодаря Владыке, носителю христианской культуры и многовековой русской духовной традиции, немало и известных, и простых людей в секулярную эпоху нашли путь к храму.
Нам было известно, что у нас в МИИТе учился митрополит Питирим. Но случая познакомиться с ним все не представлялось.
Познакомились в 1996-м, когда мы готовились отмечать 100-летие нашего университета. На этом празднике Владыка был одним из самых почетных гостей. Выступил с приветствием и благословил наш коллектив успешно трудиться следующие 100 лет. После этого знакомства Владыка стал бывать в МИИТе на торжественных мероприятиях и концертах.
Владыка принял деятельное участие и в возрождении Никольского домового храма МИИТа. Эту идею он высказал еще в середине 1990-х. Было, конечно, непросто – в числе первых восстановить церковь внутри гражданского вуза. Но Владыка всех нас – и ректорат, и преподавателей, и студентов – настроил на то, что это надо обязательно сделать. И вот 26 апреля 2001 года храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении митрополита Питирима.
Митрополит Питирим был действительно исключительно интересным человеком. Его обаяние всегда притягивало к нему самых разных людей. Он умел тонко чувствовать собеседника, любую аудиторию. Общение с ним было всегда школой для любого думающего человека. Он всех поражал своей энциклопедичностью – глубокими знаниями не только истории христианства, особенно Православия, но и в самых разных сферах.
Митрополит Питирим был и художником, и музыкантом, и прекрасным фотографом... Владыка прекрасно знал русскую поэзию. Любимым поэтом у него был Тютчев. Любил музыкальные произведения на его стихи, например, «Весенние воды». Из композиторов любил Рахманинова, его «Всенощную».
В своих выступлениях он всегда мог сказать самое главное, именно то, чего от него ждала аудитория. Владыка никогда не выступал с призывом: «Давайте построим царство свободы, высокой нравственности, культуры!» Да, мечтать об этом можно. Но есть цели, которые нужно успеть реализовать в своей земной жизни. Поэтому Владыка всегда был предельно конкретен в постановке задач. Он был философом, и философом прозорливым. Умел быстро проанализировать ситуацию и сделать какие-то прогнозы – краткосрочные, долгосрочные и, соответственно, выделял цели ближайшие и более отдаленные.
Владыка любил выступать перед студентами первых курсов МИИТа. В отличие от тех, кто выступал с назиданиями, он говорил лаконично, искренне, продуманно. И это действительно откладывалось в памяти, западало в душу. Общих призывов типа «Учиться, учиться!» – не произносил, опирался на собственный пример, вспоминая, как ему в свое время учеба в МИИТе помогла стать организованным, рациональным в расходовании бюджета собственного времени человеком, умеющим поставить цель и выверить путь к ее достижению.
Если он произносил слово «учиться», то тут же пояснял, «почему надо учиться, особенно сегодня, и на что обратить внимание». Как известно, практически вся инженерная школа в России началась со специалистов железнодорожного транспорта. И сегодня транспорт играет решающую роль в развитии любой национальной экономики и вообще в развитии цивилизации. Общаясь со студентами МИИТа, митрополит Питирим всегда это подчеркивал. Владыка вновь и вновь повторял молодежи, что надо овладевать не только профессиональными навыками, знаниями, но и обязательно быть порядочным и культурным человеком.
Митрополит Питирим хорошо понимал международную ситуацию. Одно из предвидений, которые он неоднократно высказывал, что «... нынешняя Россия может стать одним из могущественных центров экономического влияния, каким был в свое время Советский Союз». В этом он был не только глубоко убежден, но и многое для этого делал. Его деловитость сопровождалась продуманным воздействием на умы и души людей.
Митрополит Питирим был потрясающе деликатен в постановке проблем и никогда ни о чем не просил. Но если его собеседник был чутким, то понимал, что Владыка нуждается в какой-то поддержке. Или даже не он лично, а кто-то другой, о ком он сейчас говорит.
Владыка был не только многогранно талантливым – он еще был трудолюбивым и добивался в разных направлениях своей деятельности нужных результатов. Такой человеческой мобильности, организованности, энергичности и целеустремленности мог бы позавидовать любой, кто сегодня числится в гениях. Но для него не было альтернативы. Думаю, его земной путь был предопределен свыше, а также всеми предшествующими поколениями его семьи: ведь он священнослужитель в девятом поколении. Все, кому довелось знать митрополита Питирима, не могли не заметить его аристократизма в лучшем смысле этого слова.
Владыку часто приглашали на всевозможные мероприятия на разных уровнях, после которых устраивались фуршеты-«междусобойчики», где один говорит что-то свеженькое, другой что-то вспоминает. Владыка и здесь был в центре внимания. У него было тонкое чувство юмора! На таких встречах он непременно рассказывал что-нибудь красочное, смешное из своей коллекции историй известных и малоизвестных. К примеру, когда его спрашивали, почему одни верят в Бога, а другие нет, он шутил: «Мы все – верующие! Кто-то верит, что Бог есть. А кто-то, что Бога нет».
Поражала его афористичность – настолько ясно он думал и логично мог изложить. Владыка Питирим многим политикам давал уроки ораторского искусства. На любом торжестве Владыка никогда не говорил более полутора-двух минут. Но слова его были настолько точны и продуманны, что глубоко отпечатывались в уме и сердце, оставаясь в памяти на долгие годы.
Генерал-полковник Тоцкий пригласил митрополита Питирима в ГКЗ «Россия» на 70-летие «Отдельного погранотряда МОСКВА» и, открывая вечер, сказал, что не хотел бы начинать это торжество, пока собравшихся в зале не благословит выдающийся иерарх Русской Церкви митрополит Питирим. Оценивая про себя эту ситуацию, я, профессор университета, подумал: какие же найти слова, чтобы запомнились навсегда, и как продумать это выступление в течение 15 секунд, пока поднимаешься на сцену. Кстати, необходимо подчеркнуть, что у него была не походка, а именно поступь – другого слова я подобрать не могу. Митрополит Питирим поднялся на сцену и сказал буквально следующее: «Граница между добром и злом всегда проходит через сердце. Вам выпала высокая честь охранять сердце России – Москву от зла. Я желаю вам в этом преуспеть» (овация зала).
Примеров его красноречия несть числа. Слава Богу, сохранилось порядка 90 аудио– и видеозаписей с выступлениями Владыки. По средам он читал в МИИТе лекции. А после лекций в кабинете ректора мы пили кофе, вели доверительные, непринужденные беседы, обсуждали многие проблемы. Говорили и о возрождении Иосифо-Волоцкого монастыря, наместником которого был Владыка. Обитель требовала непрестанных забот – реставрация, археологические работы, книгоиздательская деятельность... И он делился своими мыслями по этому поводу. Владыка стал настоятелем обители в годы, когда монастыри только начинали возвращать Русской Православной Церкви. Еще не накоплен был опыт их восстановления. Тем не менее он думал не только о строительно-реставрационных работах, но и о возрождении традиций.
Иосифо-Волоцкий монастырь всегда был крупным книжным центром, где подвизались богословы и историки Церкви. Эту традицию заложил основатель обители – преподобный Иосиф, а продолжили такие столпы русского летописания и церковной историографии, как митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий. Поэтому Владыка Питирим стремился возродить монастырь именно как научно-культурный центр Русской Православной Церкви. При нем совершилось обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого – одного этого достаточно, чтобы войти в историю Православия. Владыка проделал колоссальную работу по реконструкции Успенского собора, по укреплению фундамента самого монастыря, по развитию инфраструктуры.
Думал он и о том, чтобы обитель стала ядром экономического возрождения края, о старых традициях монастырской благотворительности... Но, увы, не все получалось так, как он хотел. Если сегодня сопоставить его деятельность с трудами по возрождению обителей более молодых священнослужителей, то складывается впечатление, что многие из них за короткий срок добивались более заметных результатов. Но это только на первый взгляд.
Ставя высокие цели, Владыка Питирим никогда не придерживался пресловутого принципа: «цель оправдывает средства». Он восстанавливал монастырь только «чистыми руками», не привлекал к таким делам случайных или, мягко говоря, нечистоплотных людей. Это еще раз подтверждает, что он был чист не только помыслами, но и своей деятельностью. Он всегда оценивал людей по поступкам: если видел, что кто-то хотел использовать авторитет Церкви для достижения своей личной небескорыстной цели, то таким людям прямо говорил: «Больше никаких контактов с вами я иметь не хочу и не могу».
Кто-то дал деньги, скажем, на золочение купола – и потом его поминают в обители, награждают; а то, каким путем у этого человека появились деньги, часто в расчет не принимается. Подобного Владыка не допускал. Ни одного штриха, который меня бы насторожил или огорчил за те без малого семь лет нашего тесного сотрудничества и общения с Владыкой Питиримом, я не заметил. Нередко он спрашивал у меня: «Александр Аполлонович, как Вы считаете, уместно я сказал вот это и другое, никого не задел, никого не обидел? Правильно ли посоветовал, как Вы считаете?» Меня это всегда потрясало. Хотя Владыка всегда вел себя мудро и предельно щепетильно с любым собеседником, даже такой глубокий человек, как он, потом сомневался: вдруг какой-то его совет, назидание прозвучали так, что кто-то задет. Мне кажется, что сомнения Владыки – это способ самоочистки, самоконтроля.
МИИТу принадлежит заслуга возрождения стройотрядовского движения в стране. К концу движения ССО советского времени изменились приоритеты: на первый план выдвинулось зарабатывание денег. Но ведь главная цель движения – духовное и патриотическое воспитание студенческой молодежи. Первый после длительного перерыва миитовский отряд отправился на реставрацию Иосифо-Волоцкого монастыря в 1996 году. Митрополит Питирим благословил безвозмездный труд студентов. Их было 20 добровольцев, ребята вполне современного вида. Увидев их, Владыка пошутил: «Если я встречу таких вот ребят на улице в вечернее время, постараюсь отойти в сторонку».
Мы с ректором Левиным Борисом Алексеевичем часто приезжали в Иосифо-Волоцкий монастырь. Ближе к завершению работы отряда все 20 человек перестали курить. А если кто-то и курил, то только за оградой монастыря. И как высокую честь они воспринимали встречи с Владыкой. Поменялся и тон их разговоров. «Александр Аполлонович, если можно, попросите Владыку, чтобы он сфотографировался с нами на память», – услышал я просьбу наших студентов.
После этой поездки они, во-первых, изменили в лучшую сторону свое отношение к учебе. Во-вторых, многие из них стали посещать храм. И, в-третьих, до конца учебы они ежегодно ездили в монастырь и безвозмездно помогали в различных работах. Вот каково влияние Владыки на людей предельно приземленных, тех, кто в значительной степени исповедует потребительскую идеологию сегодняшнего дня.
Прямо на моих глазах происходила их психологическая, нравственная метаморфоза. Эти ребята поверили, что есть светлое начало в нашей жизни, несмотря на все ее проблемы. Но они и поняли, что о светлом надо не только мечтать – для этого надо и потрудиться. И сегодня, когда Владыки нет с нами, наши отряды по-прежнему безвозмездно продолжают работать в монастыре.
Александр Выгнанов,
первый проректор МИИТ
Деятельность митрополита Питирима как заведующего кафедрой теологии
Вспоминая о деятельности Владыки Питирима в МИИТе, нельзя не назвать два основных ее зримых результата. Это: домовый храм во имя святителя Николая Чудотворца и кафедра теологии.
Домовая церковь МИИТа была освящена Святейшим Патриархом Алексием в апреле 2001 года. Кафедра теологии МИИТа создана в ноябре 2001 года и начала работу со 2-го семестра 2001/02 учебного года.
Вдохновителем воссоздания церкви, а также создания кафедры теологии и первым ее заведующим являлся Владыка Питирим.
В интервью газете «Гудок» Владыка говорил, что в дополнение ко всем своим многочисленным обязанностям, связанным с его саном он «взвалил этот «воз» (так выразился про кафедру корреспондент. – И. С.) с большим удовольствием и радостью».
Эту радость Владыки разделяли и мы, те преподаватели и сотрудники-миитовцы, которые были на кафедре с самого ее основания, несмотря на то, что период создания и становления кафедры всегда является очень напряженным.
Для того, чтобы кафедра работала с отдачей, результативно, необходимо многое. Выделю три основных составляющих:
во-первых, квалифицированные и воцерковленные педагоги, имеющие (желательно) дополнительное богословское образование, с благорасположением относящиеся к немощным в духовном плане студентам;
во-вторых, способные хотя бы к минимальному восприятию студенты;
в-третьих, хорошее методическое и техническое оснащение кафедры.
Когда предварительно обсуждался вопрос о преподавательском составе кафедры, Владыка просил дать полную характеристику каждого кандидата в преподаватели: образование, квалификация... С каждым поступающим на кафедру извне (не из МИИТа) Владыка разговаривал. Он просил кандидата изложить свой взгляд на дальнейшую преподавательскую деятельность; ответить на вопрос: в чем преподаватель видит цель обучения студентов; выделить те вопросы, которыми он более всего владеет и которые он может предложить студентам; сказать, чем он, кроме преподавания, может быть полезен кафедре. Отбор был очень строгий.
Владыка посещал занятия преподавателей и очень критически относился в первую очередь к себе, а также и к другим преподавателям. Часто на заседаниях кафедры обсуждался опыт работы преподавателей, основные трудности, с которыми мы сталкивались при работе со студентами. Каждый рассказывал как о своем положительном опыте, так и о своих проблемах.
Владыка выслушивал, помогал советом и делом. Сам он блестяще читал лекции. На его занятиях присутствовали не только студенты, но и преподаватели, сотрудники разных кафедр университета.
Для ознакомления с уровнем восприятия студентов и подготовки их (и сотрудников МИИТа) к открытию храма и кафедры теологии была проделана большая подготовительная работа. В частности, с марта 1999 года начал работать общеуниверситетский постоянно действующий семинар «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия». На заседаниях семинара выступали православные ученые, священники, отвечавшие на вопросы студентов и сотрудников.
Председателем семинара до своей кончины являлся Владыка Питирим. Несмотря на свою занятость, Владыка часто посещал заседания семинара и всегда при этом выступал перед слушателями (в основном, студентами). Для Владыки такие встречи с молодежью всегда были радостны.
Кратко обозначу еще некоторые аспекты внеаудиторной работы со студентами, которая проводилась по благословению митрополита:
– были организованы автобусные экскурсии в Иосифо-Волоцкий монастырь;
– были организованы дежурства преподавателей на кафедре (а также в храме) для консультации студентов по различным вопросам.
Очень важным фактором повышения духовного и нравственного уровня студентов, их подготовки к восприятию читаемых на кафедре дисциплин является домовая церковь МИИТа.
Митрополит Питирим считал, что «создаваемая кафедра теологии вкупе с уже действующей прекрасной домовой церковью университета помогут приобщить к духовности и вере еще сотни молодых людей, которые стремятся понять сущность православной веры, заповедей Господних».
Владыка неоднократно совершал богослужения в домовом храме МИИТа, планировал проводить «учебные богослужения», во время которых студенты и все желающие смогут понять суть службы, будут снабжены разъяснениями содержания молитв, песнопений, священнодействий. К сожалению, при жизни Владыки этого осуществить не удалось.
Немного расскажу о методическом и техническом оснащении кафедры.
Кафедра имеет библиотеку православной литературы. Ряд уникальных изданий библиотека получила непосредственно от Владыки Питирима. Им написаны и изданы в типографии МИИТа конспекты лекций по дисциплине «Культурно-религиозное наследие России», совместно с Т. Л. Александровой – две части учебного пособия по той же дисциплине «Хрестоматия по русской религиозно-философской поэзии XIX века». Благодаря заботам митрополита и финансовой помощи благодетелей, кафедра имеет учебную аудиторию, оснащенную аудио– и видеоаппаратурой.
Вспоминаю последнее посещение кафедры Владыкой. Это было 1 сентября 2003 года (за два месяца до кончины). Несмотря на тяжелое физическое состояние Владыки, после молебна в храме, посвященного началу учебного года, и выступления во Дворце культуры МИИТа на Дне знаний, он долго общался с нами, преподавателями и сотрудниками кафедры. Чувствовалось, что ему очень не хотелось уходить. Перед уходом он каждого из нас благословил.
Чем больше времени проходит со дня кончины Владыки, тем более в воспоминаниях о нем проявляется его преобладающая черта – безграничная доброта, имеющая основанием Богом данную ему любовь к людям.
Мы, сотрудники и преподаватели кафедры, благодарим Бога за это миитовское чудо-храм и кафедру теологии. Благодарим ректора МИИТа Бориса Алексеевича Левина за благорасположение к нам и деятельную помощь.
Мы чтим память митрополита Питирима и стараемся выполнять его наставления и советы.
С начала 2004 года у нас новый заведующий кафедрой – архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, с которым мы, надеюсь, воплотим в жизнь замыслы Владыки Питирима, направленные на нравственное, культурное, патриотическое воспитание студентов.
Ирина Сергеева, профессор МИИТ, заместитель заведующего
кафедрой теологии, доктор технических наук
«Мы должны показать величие наших нравственных ценностей»
В потоке времени земного бытия мы оказываемся всё дальше и дальше от дней непосредственного общения с Владыкой Питиримом. Проходят месяцы и годы, но память души сохраняет и его слово, и его мысль, высказанную только взглядом.
Кафедре теологии МИИТа в феврале 2007 года исполнилось пять лет. Первые три учебных семестра мы работали с Владыкой Питиримом. Это очень мало в земном измерении, но это очень много и значительно в нашем духовном опыте. Нам дорого всё, что мы слышали от Владыки на семинарах и лекциях, на заседаниях кафедры. Время что-то стирает в памяти, однако то, что мы вспоминаем, даже краткие рабочие замечания, наполняются всё большим смыслом и глубиной, всё более ясным становится их значение для понимания проблем сегодняшнего дня и для определения стратегии нашей системы образования, для будущего нашей страны.
Почему и зачем митрополит Питирим, архиерей Русской Православной Церкви, уважаемый и любимый людьми православными и неправославными, верующими и неверующими, – пришел работать в МИИТ профессором кафедры теологии? Мы можем ответить на этот вопрос словами Владыки об уважении к труду путейцев, о благодарности альма матер. Не погрешим также, если скажем, что для Константина Владимировича Нечаева это было возвращением в юность, в студенческие годы. Мы помним, каким особенно теплым становился его взгляд, когда он проходил по нашему университетскому музею. Для нас музей – это исторические экспонаты, а для него старые книжные шкафы и лабораторное оборудование – это свидетели и носители духа его студенческой жизни.
Но, конечно, не ностальгия по студенческой молодости привела митрополита Питирима в МИИТ. Руководство кафедрой теологии в техническом вузе стало в один ряд многих и многих его гражданских служений, которые соединяются, сливаются в огромный духовный труд и подвиг любви к своему Отечеству, своему народу. Он пришел в трудное настоящее с надеждой на лучшее будущее – для МИИТа и для всей системы высшего образования, которая есть фундамент для ближайшего и отдаленного будущего нашей страны.
Это не декларировалось Владыкой, а вырастало в текущей преподавательской работе из его замечаний, советов, вопросов, предложений. Хочу обратить внимание на слова митрополита Питирима на первом заседании кафедры теологии 5 февраля 2002 года. Он говорил об основных направлениях и задачах кафедры теологии в техническом вузе. Нужно отметить, что каждое его выступление на кафедре было размышлением, к которому он призывал и нас. Оно всегда было собеседованием, соразмышлением. Владыка Питирим тогда сказал: «Наше общество находится в политически и психологически сложном положении. Оно должно увидеть через нашу Православную Церковь то, что составляет наше национальное богатство, нашу национальную культуру... Не нужно бояться слова «национальное». Наше национальное – это русское ядро, славянское, славянское в восточной форме. Наша задача – довести знание основ нашей славянской культуры до студентов».
В плане учебной работы кафедры были утверждены два спецкурса: «Культурно-религиозное наследие России» и «Роль Русской Православной Церкви в истории России». Свой первый семестр мы начинали со спецкурса «Роль Русской Православной Церкви в истории России». Раздумывая над содержанием этого спецкурса, митрополит Питирим высказал мысль о построении его как философии истории России. Владыка благословил нас на свободный творческий поиск в построении лекционных курсов, указав вектор нашей работы и поставив задачу – «одухотворить историю России».
Важным методологическим принципом стало для нас обоснование Владыкой в его первой лекции тезиса о том, что процесс познания есть нравственный процесс. Перед преподавателями была поставлена задача: не просто наполнять головы студентов информацией, а формировать у них мировоззрение, базирующееся на христианских ценностях. На одном из последних заседаний кафедры, прошедших с участием Владыки (май 2003 года), мы обсуждали проблемы, с которыми столкнулись в своей работе. Митрополит Питирим сказал: «Мы должны утвердить в сознании, что религия и нравственные устои не должны нуждаться в защите, в апологетике. А в настоящее время наша апологетика состоит в том, чтобы показать, что Церковь – не враг государства. Для этого мы должны показать величие наших нравственных ценностей, нашей нравственной гражданственности».
Мир проживает первое десятилетие XXI века. Россия проходит этап отрезвления от шока социальных реформ. Казалось бы, что всем, верующим и неверующим, стало ясно: духовно-нравственное воспитание молодежи является важнейшим условием выздоровления нашего больного общества, перенесшего тяжелые и рискованные хирургические операции. Без него невозможно дальнейшее политическое, социальное, экономическое развитие России.
Давайте прислушаемся к словам митрополита Питирима, с которыми он обратился к нам, преподавателям кафедры теологии, на одном из заседаний, но это обращение – ко всем преподавателям и не только к преподавателям. Владыка сказал: «Наше общество и весь мир находятся в состоянии нестабильности. В этом состоянии находится и молодежь. И именно это историческое обстоятельство делает чрезвычайно важным поставить и решить задачу – дать им нравственную основу стабильности. Вооружить их духовно-нравственными ценностями, которые помогут людям перенести самые сильные социальные перегрузки». Эту задачу, по мере наших сил, мы и стараемся решать. Мы размышляем со студентами о ценностях неизменных, вечных и о тех путях, которые ведут в вечность, в Царство Небесное. Это разговор о том, что образует фундамент нашей земной жизни. Духовно-нравственные ценности для дня сегодняшнего – это критерии оценок наших действий, наших планов, наших мыслей. Это то, что соединяет вчера, сегодня и завтра в жизни человека и народов.
Чтобы решить эту задачу, необходим постоянный поиск форм и методов работы с современным молодым человеком. У большинства студентов мы находим живой отклик, искренний интерес. Но сталкиваемся и с сопротивлением, о котором нас предупреждал митрополит Питирим. Он говорил о возможности встретить в аудитории разные настроения, от враждебности до безразличия. Но и для тех, кто приходит на наши занятия с интересом и надеждой, и для тех, кто имеет внутреннее сопротивление (мотивированное на 99,9 % незнанием, духовным невежеством) мы должны, как учил нас Владыка, найти формы, пути к взаимопониманию. В связи с этим Владыка говорил о необходимости проведения экскурсий, организации выставок, о целесообразности тематических студенческих кружков, о введении в учебный процесс современных средств аудио– и видеотехники. Своими лекциями, семинарами, внеучебной работой со студентами он показывал нам пример такого творческого подхода педагога, воспитателя.
Оценивая первый опыт работы в техническом вузе, митрополит Питирим с большим огорчением констатировал, что современное университетское студенчество не готово к академической работе. Это особенно обостряет проблему интереса и сохранения мотивации студента к работе на занятиях. Это является важным условием решения главной воспитательной задачи, которая в наших спецкурсах совпадает с образовательной. Задача эта – формирование духовно-нравственных ценностей, нравственного мировоззрения. Пользуясь словами митрополита Питирима, можно сказать, что наша стратегическая задача – сформировать у студентов одухотворенное мировоззрение.
Восстановление домового храма святителя Николая Чудотворца, а затем открытие кафедры теологии в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) имеет исторические предпосылки и условия. Внутренней предпосылкой стал опыт чтения в течение нескольких лет спецкурса «Роль Русской Православной Церкви в истории России» на кафедре истории, а важнейшим внешним фактором послужили ежегодные Международные образовательные чтения, проводимые Отделом катехизации Московского Патриархата. Эти Чтения постепенно готовили почву для постановки и решения вопроса о православном образовании и в школах, и в университетах. Но почва была зыбкой. Поэтому от руководства нашего Университета, от Ученого Совета потребовались и смелость, и решительность, чтобы создать кафедру теологии в техническом вузе. Такую смелость, а главное, мудрость, они проявили, заложив основы для восстановления очень важной традиции духовного образования в нашем старейшем российском вузе, знаменитом и уважаемом Императорском училище путей сообщения. Первым заведующим и основателем богословской кафедры в современном техническом университете стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
Мы ясно сознаем, что это – великая Божия милость и что за этим событием в жизни нашего Университета скрывается огромный молитвенный труд митрополита Питирима.
Мы глубоко благодарны руководству Университета (МИИТа) и Фонда митрополита Питирима за внимание и помощь в решении этой нашей общей задачи. Особенно нужно отметить утверждение именной студенческой стипендии митрополита Питирима. Это служит важным инструментом мотивации студентов в учебном процессе. Но самое главное все-таки не в этом, а в том, что такая именная стипендия есть замечательное средство формирования у молодежи исторической памяти и уважения к нашему духовному богатству, национальной культуре и ее выдающемуся представителю, носителю и созидателю митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму.
Мы, миитовцы, храним память о Владыке в наших сердцах и, конечно, понимаем и желаем, чтобы память эта проявилась в делах. На нас лежит ответственность перед Богом и долг перед Владыкой стать достойными продолжателями начатого им дела духовного образования и воспитания студенческой молодежи.
Сознавая эту ответственность, мы прежде всего обращаемся к теоретическому, методологическому и методическому наследию нашего руководителя и наставника, митрополита Питирима. Это наследие в сфере духовного образования в техническом вузе относительно невелико: по времени, по количеству проведенных занятий, по объемам его учебных пособий. Но за этим кратким, трехсеместровым периодом работы на нашей кафедре лежит многолетний педагогический опыт работы в Московской Духовной Академии и десятилетия пастырского окормления и христиан, и нехристиан, и верующих, и неверующих. Но главное – это не годы, а высота личности и глубина мысли православного богослова и верного сына своего Отечества.
Нам представляется необходимым, сохраняя наследие митрополита Питирима, стремиться к полноте отражения его взглядов на человека, общество, русскую культуру и роль Православия и Русской Православной Церкви в нашей, как он писал, библейской цивилизации. В то же время следует позаботиться о дальнейшем развитии наших спецкурсов, наполняя методологическую основу и методическую базу. Только так мы сможем двигаться по пути решения поставленных перед нами задач: не просто расширения поля знаний, искусственно ограниченного в условиях монополии атеистической идеологии, но и содействовать духовно-нравственному воспитанию, созиданию и укреплению духовных основ жизни нашего общества.
Среди наиболее важных и актуальных тем, на которые митрополит Питирим обращал внимание и нас, преподавателей, и студентов, был методологический вопрос об особенностях процесса познания и современного осмысления философии истории России, истории русской культуры и противоречий, порождаемых глобализацией.
Митрополит Питирим обращал внимание студентов на то, что познание – процесс структурно сложный, многослойный. В нем можно вычленить собственно сознательную мыслительную деятельность, подсознание, некие физические (физиологические) процессы. Существенным образом отличаются две главные формы познания – рациональное и иррациональное. Он писал: «если мы стоим на узких материалистических позициях, то имеем только две функции – тело и психику, систему химического обмена нервных клеток, которые рождают мысль. Но это – механическая концепция, не объясняющая, почему, например, человек влюбляется – вопреки здравому смыслу и логике».27
Эти мысли удивительным образом созвучны тому, что неоднократно писал и говорил другой выдающийся деятель культуры и науки XX века – академик Борис Раушенбах. Свои размышления о логическом и внелогическом в познании он развивал и обосновывал в лекциях по иконописи перед студентами МФТИ. Он говорил о разных каналах информации. А митрополит Питирим говорил о рациональном и иррациональном как разных «путях сообщения» перед студентами МИИТа в спецкурсе «Культурно-религиозное наследие России». Оба выдающихся мыслителя XX века, наши современники, крупный ученый-естественник Б. Раушенбах и уважаемый богослов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, говоря о различии форм познания, подводили студентов к пониманию необходимости формирования именно цельного мировоззрения и предупреждали об ошибочности противопоставления науки и религии и их разделении, обособлении до противостояния. Академик Б. Раушенбах убеждал, что тезис о том, что наука и религия несовместимы, просто разбивается о примеры таких великих ученых, как Ньютон и Планк. Он писал: «... Наиболее крупные ученые и прошлого и современности были людьми в той или иной степени религиозными, во всяком случае, признававшими, что одной материи и ее законов недостаточно, чтобы объяснить всю сложность и многообразие Природы».28 В конспектах лекций Владыки Питирима мы читаем: «Я не согласен с противопоставлением научной и религиозной картин мира».29
Вопрос о целостности мировоззрения получил у Владыки Питирима на первый взгляд неожиданную конкретизацию в тезисе об исключительной важности инженерного мышления. И в беседах на кафедре, и на лекциях Владыка очень часто и подчеркнуто значительно и уважительно произносил: «инженерное мышление». В лекционном курсе он разъяснял: «Инженерное мышление – системное мышление, оно представляет проблему в целом... Богословие в определенном смысле ему сродни. Для богослова также очень важно видеть смысл того или иного явления и предвидеть его дальнейший ход развития».30
Вопрос о цельности, системности образования получает и еще одно весьма важное методологическое обоснование. Оно проистекает из глубокого, хотя и предельно кратко выраженного тезиса: «Познание – функция нравственная, а нравственность есть неотъемлемое свойство человека. Наука, которая основана только на накоплении материала, даже если применяются самые современные методы, не отвечает на главный вопрос о смысле жизни и месте человека в мире».31
Православный богослов и педагог нам напоминает: «В Библии утверждается принцип системного мышления. Бог создал мир как единую систему, в основе которой – нравственность».32 И сегодня актуально звучит пожелание святителя митрополита Филарета (Дроздова), обращенное к студентам и преподавателям Московского университета 150 лет назад: «Так теки царским путем царская обитель знаний... Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проникающее от ума до сердца, и да будет плодом знания добродетель и истинное благо, частное и общее».33
Галина Малинчева, доцент кафедры теологии МИИТ
О студенческой практике в Иосифо-Волоцком монастыре
В 1996 году в составе первого студенческого строительного отряда, который был сформирован на факультете «Строительство железных дорог», я выехал в Иосифо-Волоцкий монастырь и имел счастье познакомиться с Владыкой Питиримом, митрополитом Волоколамским и Юрьевским.
Отряд работал на безвозмездной основе, то есть мы не получали зарплаты за работу, но лично ректор, профессор Борис Алексеевич Левин, проявлял заботу об отряде, сам выезжал в монастырь и выделил отряду материальную помощь.
С 1943 по 1945 годы митрополит Питирим был студентом МИИТа. Это мы узнали потом, при общении с Владыкой на вечерних кострах, которые устраивались за пределами монастыря, в тех беседах, которые проводил этот светлейший человек.
Я до сих пор помню, как он говорил, что такое душа и как она должна трудиться.
Вот какие слова говорил Владыка на наших встречах, которые я помню до сих пор: чем больше человек преуспевает в духовной жизни (например, чем больше он молится, думает о Боге, делает добра), тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины. Таким путем вера становится для верующего человека предметом его личного опыта. Мы начинаем «Символ веры» словом «Верую», потому что содержание наших религиозных убеждений зиждется не на внешнем опыте, но на принятии нами Богооткровенной истины. Ведь предметы и явления духовного мира нельзя выявить лабораторным путем и вывести логически – они входят в сферу личного религиозного опыта человека.
Какие емкие и значимые понятия вложены в эти слова!
На протяжении всех лет обучения в университете (МИИТе) мы с друзьями постоянно выезжали в монастырь, выполняли различные виды работ. В первую очередь мы изучали грунты, на которых построен Успенский собор, так как он дал трещину в своде и необходимо было укрепить фундамент для того, чтобы прекратить осадку храма.
Кафедра «Организации, технологии и управления строительством» помогла нам связаться с лабораторией «Основания и фундаменты» ЦНИИСа. Мы провели совместные исследования и разработали мероприятия по стабилизации фундамента храма.
Эти поиски позволили сформулировать темы дипломных проектов, которые мы совместно с А. Щегловым и М. Князевым разработали и представили на рассмотрение государственной комиссии. Защита проводилась в монастыре. Какие профессионально грамотные вопросы задавал Владыка Питирим! Чувствовалась широта и кругозор иерарха.
Общение с ним всегда было добрым и направлено на выполнение дел на благо Отчизны. Он всегда с большой любовью говорил о Родине и прививал чувство патриотизма нам.
Это был великий учитель, педагог и мыслитель.
Эрнест Спиридонов, профессор МИИТ,
заведующий кафедрой организации,
технологии и управления строительством
«Дорогому МИИТу...»
Константин Владимирович Нечаев учился в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта с 1943 по 1946 год. Когда же начала сбываться мечта его детства – стать священнослужителем, как его отец, он оставил институт. Оставил, но никогда не забывал свой «дорогой МИИТ». «Дорогому МИИТу...» – так начинаются почти все дарственные надписи на подарках Владыки вузу, например, на Остромировом Евангелии, врученном ректору Владимиру Григорьевичу Иноземцеву в 1994 году.
Первая (после почти полувекового перерыва) встреча митрополита Питирима с преподавателями и сотрудниками МИИТа, организованная профкомом института с разрешения ректора (тогда это было смелым поступком), состоялась в большом зале третьего корпуса. Казалось – вопросам не будет конца. С тех пор Владыка стал постоянным участником многих событий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа). Мы его видели на юбилейных торжествах и праздниках, посвященных созданию МИИТа, Дню Победы; юбилеях факультетов, например военного; на научных конференциях; на экскурсии в дом-музей композитора П. И. Чайковского в Клину; на концертах артистов Большого театра и выступлениях хоров православной музыки в зале торжеств и Дворца культуры.
На праздновании 100-летнего юбилея нашего университета митрополит Питирим обратился с призывом к аудитории оказать помощь в восстановлении Иосифо-Волоцкого монастыря, где он был игуменом, силами студенческих строительных отрядов (ССО). И с лета 1997 года начались регулярные выезды ССО в монастырь не только в летние, но и зимние месяцы. Студентами была сооружена часовня-пристройка. Было выполнено несколько дипломных проектов по устойчивости фундаментов Успенского собора монастыря. Там же состоялась защита дипломных работ, руководителем которых был Владыка. Этому и другим событиям в музее МИИТа посвящена специальная тематическая экспозиция, куда вошли: картина (масло, картон) с видом на монастырь со стороны Теряевой слободы, лично переданная Владыкой в музей; фотография первого посещения К. В. Нечаевым (в светской одежде) деканата строительного факультета для переговоров с организатором студенческих отрядов Э. С. Спиридоновым, а также фотография заседания выездной Государственной экзаменационной комиссии в монастыре, где состоялась защита дипломов.
В 1999 году в МИИТе началась реконструкция главного корпуса с восстановлением исторического облика актового зала с прилегающей храмовой частью – домовой церковью во имя святителя Николая Чудотворца. В 1918 году иконостас храма был разобран и зал разделен на два яруса и отдельные небольшие помещения.
Предложения о восстановлении церкви МИИТа поступали от активистов православной общины давно, но их реализация стала возможной с приходом нового ректора Бориса Алексеевича Левина.
Идея воссоздания домового православного храма вуза в процессе его капитального ремонта вызвала бурную дискуссию, в том числе на Ученом совете МИИТа. Обсуждались, например, такие вопросы, как наличие среди студентов и преподавателей большого числа атеистов, а также лиц других конфессий; постройка православной часовни в сквере; малая вероятность изыскания источников финансирования; опасность появления трещин в стенах здания столетней давности (из-за разрушения добротно выполненного бетонного перекрытия); изъятие из обращения 300 кв. м площадей в здании, где не хватало учебных площадей.
Но, наверное, самое главное – это то, что шел 1998 год, а в это время было еще неоднозначным отношение к восстановлению церковных сооружений в вузах с многоконфессиональным контингентом студентов, в нестабильной стране, где Церковь отделена от государства. Достаточно сказать, что объявление о первом молебне, который должен был состояться в Отраслевом центре фундаментальных исследований, то есть на прежних площадях домовой церкви вуза, решили вывесить в самом Отраслевом центре, а не в коридоре или вестибюле, так как руководство университета опасалось, что его просто сорвут. Естественно, что в таких условиях принимать решение о воссоздании храма одновременно с воссозданием исторического облика актового зала, несмотря на активную поддержку будущих сотрудников музея и целого ряда профессоров, было чрезвычайно сложно и ответственно. Неизвестно, чем бы всё это закончилось. Но на вопрос ректора Б. А. Левина: «Стоит ли пытаться восстановить церковь в главном корпусе?» – Владыка ответил твердо: «Попробуйте». Митрополит Питирим на протяжении всех этапов сооружения обновленного храма во имя святителя Николая принимал в этом деле непосредственное участие.
Владыка давал консультации по устройству алтаря, настенным росписям возрожденной церкви, восстановлению исторического облика зала, каким он был 100 лет тому назад. Еще до начала реконструкции в аудитории на месте храма им был отслужен водосвятный молебен, а затем службы проводились регулярно по мере строительства. Владыку часто можно было видеть на стройке внимательно рассматривающим результаты работы строителей и дающим различные рекомендации. Все это отражено на фотографиях в тематической экспозиции Учебно-музейного центра «Историко-архитектурный комплекс МИИТа». После малого освящения домовой церкви в ней начались регулярные богослужения. Владыка совершал большинство праздничных служб, а также таинства Крещения. Трудно забыть крещение одной сотрудницы музея МИИТа. Как только к Владыке обратились с просьбой, он откликнулся сразу же, тут же посмотрел свое расписание и назначил день крестин. Он не раз говорил, что если человек просит окрестить его, то «это надо делать, не откладывая, ведь бывают и дорожные происшествия». Для крестин Владыка приехал специально, был очень сосредоточен, на просьбу кого-то из преподавателей кафедры подписать докладную ответил отказом. После крещения настроение у Владыки и всех присутствующих сразу изменилось, все почувствовали себя свободно, спустились в музей, где состоялось, можно сказать, знаковое событие – вручение свидетельства о первом крещении миитовца в восстановленном миитовском храме, подписанное бывшим студентом МИИТа митрополитом Питиримом. В заключение Владыка сказал, что надо таинства Крещения и Венчания организовать так, чтобы нашим студентам «захотелось и креститься, и венчаться именно здесь». Начав сотрудничать с университетом, митрополит Питирим сразу же вошел в Совет попечителей вуза, где его основной заботой сначала была домовая церковь, а затем кафедра теологии. Согласно приказу от 21 января 2002 года за № 72/ п на него было возложено исполнение обязанностей заведующего кафедрой теологии. На лекции «Роль Русской Православной Церкви в истории России», «Культурно-религиозное наследие России» и другие приходили не только студенты, но и преподаватели.
Многим запали в душу слова Владыки Питирима, сказанные 1 сентября 2003 года в его последний приезд в университет: «МИИТ дает такие знания, какие позволяют человеку осознать свое место на земле, в космосе и во всей системе мироздания».
Бывают личности, которые в определенном смысле можно считать символом эпохи. К числу таких людей в истории МИИТа следует отнести известного ученого-мостовика Лавра Дмитриевича Проскурякова, которого по праву можно считать символом научно-технической революции в России на рубеже XIX-XX веков. Митрополит Питирим олицетворяет для нас возрождение духовности при переходе от XX века к веку ХХI-му.
Мы надеемся, что память о нем будет храниться на протяжении всей последующей истории нашего вуза. И залог этого – домовый храм во имя святителя Николая, возрожденный по благословению Владыки Питирима, созданная им кафедра теологии, Учебно-музейный центр истории МИИТа.
Вскоре после кончины Владыки по инициативе ректора университета Б. А. Левина в зале торжеств был установлен барельеф митрополита Волоколамского Юрьевского Питирима. Барельеф выполнил молодой, талантливый скульптор Алексей Викулов всего за две недели, работая на одном дыхании.
Памятна нам и икона преподобного Иосифа Волоцкого с частицей мощей, полученная по благословению Владыки по просьбе преподавателя кафедры теологии иерея Михаила – тогда еще семинариста, иподиакона митрополита. В клейма, отражающие житие святого, по инициативе сотрудников музея МИИТа включены реальные события с участием митрополита Питирима, такие как обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого и эпизод перенесения отреставрированной раки святого студентами МИИТа. Икона участвовала в крестном ходе на праздновании 525-летия Иосифо-Волоцкого монастыря и была благословлена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Сейчас эта икона находится в церкви университета, так же как и дорогая нам «Владимирская» икона Божией Матери, подаренная Владыкой МИИТу в день малого освящения домовой церкви 26 апреля 2001 года.
К настоящему времени Учебно-музейный центр истории МИИТа располагает уже довольно богатой коллекцией предметов, связанных с жизнью и деятельностью Владыки Питирима. В нее вошло Остромирово Евангелие с дарственной надписью:
«Дорогому МИИТу, ныне университету, от несостоявшегося инженера, студента 1943 года. Труд многих лет».
† Митрополит Питирим. Издатель. 22 апреля 1994 года.
В экспозиции представлены также реликвии со Святой Земли (в том числе свеча, опаленная Благодатным огнем), привезенные Владыкой из Иерусалима и подаренные музею МИИТа в 2003 году; мантия Владыки, его келейные иконы, подаренные музею учеником Владыки протоиереем Владимиром (Ригиным); зачетная книжка студента-выпускника МИИТа 2007 года с пометкой о зачете по дисциплине теология за подписью К. Нечаева, и ряд других экспонатов.
Мы гордимся, что дарители считают необходимым разместить дорогие их сердцу реликвии в вузовском музее, где они становятся доступными для обозрения большому количеству посетителей: студенческой молодежи, ветеранам труда, выпускникам МИИТа, иностранным гостям, государственным деятелям.
Анна Николаенко, директор Учебно-методического музейного центра
истории Московского государственного
университета путей сообщений (МИИТ),
старший научный сотрудник
О послушании в Иосифо-Волоцком монастыре
Владыку я встречала в МИИТе, начиная с 1999 года. Всегда испытывала трепет, видя его в монашеском обличии: так был он похож на ветхозаветного старца. С 2002 года и до его ухода из земной жизни мне посчастливилось познакомиться с ним поближе.
Сначала мы попросили благословения на посещение его лекций, которые Владыка читал студентам МИИТа. Затем несколько раз съездили на экскурсию в Иосифо-Волоцкий монастырь, где миитовцев встречали колокольным звоном как самых дорогих гостей. Экскурсию проводил Владыка. Это незабываемо и может быть предметом отдельных воспоминаний.
Вскоре мы решили освятить нашу кафедру права. Владыка тотчас согласился на нашу просьбу. (Об этом событии заснят видеофильм.) Эта встреча с Владыкой изменила жизнь многих сотрудников и студентов юридического института, к которому относится наша кафедра.
Время летнего отпуска 2002 года мы решили провести в Иосифо-Волоцком монастыре. Мы попросили у Владыки разрешения поработать дней десять в июле. Это пребывание в монастыре сохранилось в памяти как ярчайший эпизод моей жизни.
Многие замечали особую любовь Владыки к alma mater – МИИТу. Эта любовь переливалась на всех миитовцев, к нам отнеслись как к гостям, а не трудникам.
По приезде в монастырь Владыка провел с нами краткую беседу, поинтересовался, что мы умеем делать. Мы в один голос: чистить картошку, мыть посуду. Он ответил: эту работу мы посторонним не поручаем, пищеблок – сфера особая.
Владыка предупредил, чтобы мы подчинялись монастырскому уставу, включая посещение братских молебнов с 6 часов утра у мощей преподобного Иосифа.
Так как в монастыре не было гостиницы, мы были готовы спать на полу или жить в частном секторе, в деревне – только бы нам поработать в монастыре. Нас отвели в комнату с видом на Успенский собор, предупредив, чтобы мы не маршировали, как солдаты на плацу, так как внизу – покои Владыки.
Нас определили на работу. Рядом с настоятельским домом находился большой, заполненный книгами деревянный домик. Он не отапливался, поэтому книги за зиму могли отсыреть. Наша задача была их протереть и рассортировать по тематике. В покоях Владыки была огромная великолепная библиотека. Мне посчастливилось ее увидеть. Когда я вытирала эти книги белой салфеткой, она оставалась чистой. В монастыре была и общая библиотека для насельников. В отдельном домике хранились книги, которые Владыке приносили самые разные лица – политики, художники, поэты... Там были авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, стихи, поэмы, ноты. Особенно я удивилась, увидев дарственную надпись профессора МГУ, у которого я когда-то училась: я считала его неверующим. Послушание было нелегким: за 10 дней мы разобрали несколько тысяч книг.
Примечателен такой факт: при разборе книг у меня появился аллергический кашель, особенно он усилился ночью. На другой день заведующая складом не допустила меня к послушанию, так как Владыка приказал мне полдня гулять в лесу, а потом собирать черную смородину в монастырском саду для трапезной. Оказывается, он ночью слышал кашель и распорядился заменить послушание или отправить в Москву на машине. Я категорически отказалась от последнего. Через несколько дней кашель исчез, и я продолжила послушание по разбору книг.
Когда я по благословению Владыки гуляла в лесу, то собрала небольшой букет из ягод земляники и попросила келейницу передать Владыке. Владыка же передал нам привезенный ему в подарок виноград из Узбекистана. Его доброту, внимание, заботу мы воспринимали, как проявленные к представителям МИИТа, а не лично к каждому из нас.
Рядом с монастырем находился детский летний лагерь, в котором жили и трудились несовершеннолетние правонарушители. В один из дней там произошло чрезвычайное происшествие – драка. Надо было принимать меры: очень расстроенный Владыка отправился к ним. Всё обошлось «малой кровью»: никого не исключили из лагеря. Я обратила внимание на то, как бросились к нему дети младшего возраста, а он гладил их по головам. Старшие (драчуны) смущенно опускали глаза. После этого случая Владыка предложил мне провести с ними беседу об ответственности несовершеннолетних за правонарушения по законодательству Российской Федерации. Я согласилась. Владыка хотел, чтобы мы, юристы МИИТа, приезжали летом к этим детям-правонарушителям и читали им лекции по курсу «Право». У Владыки было много планов по воспитанию таких подростков.
Как-то секретарь Владыки обратилась ко мне с просьбой подкорректировать учебную нагрузку Владыки на новый учебный год, чтобы он не приезжал в МИИТ каждый день. Я взялась за дело, исключив все семинарские и лекционные занятия, заменив их другими видами учебной работы. Когда Владыка просмотрел, что у меня получилось, то сказал, что я слишком перестаралась: превратила его в «свадебного генерала», совсем исключив его из учебного процесса. Он хочет общаться со студентами и на семинарах, и на лекциях.
Владыка обладал необыкновенным смирением. Я неоднократно наблюдала случаи, когда ему приходилось идти на занятия в аудитории, далеко расположенные от кафедры теологии. Чтобы в них попасть, надо было долго идти по нашим длинным и запутанным коридорам. Мы тихо возмущались, а он только улыбался. (Впоследствии эта аудитория была заменена.)
Владыка уважительно относился к людям всех рангов. Я наблюдала, как бедно одетая старушка подошла к нему за пределами монастыря. Владыка разговаривал с ней терпеливо и долго. Уважение к людям у Владыки проявлялось во всем, в том числе в культуре письма. Вспоминаю, как в монастыре он поручил мне подготовить служебную записку в учебное управление на имя начальника. В обращении я написала: «Прошу Вас дать указание об изменении нагрузки»... Это соответствовало обычным требованиям; орфографических, синтаксических, стилистических ошибок не было.
Текст он поправил, написав в начале: «Многоуважаемый Илья Иванович» и закончил выражением глубокого уважения.
Владыка мог быть и очень строгим. Когда первые два дня мы проспали братский молебен, то получили внушение. Владыка очень удивился, что монастырский колокол не смог разбудить нас на службу. После этого случая мы попросили его ризничную, которая жила рядом, нас будить. Правда, с пяти часов утра мы все-таки спали поочередно, боялись проспать молебен.
Иногда Владыка удостаивал нас беседы. Это было в минуты его отдыха. При этом были и другие гости. Однажды Владыка сказал: «Педагог – это труднейшее служение. Мало быть теоретически подкованным. Сама жизнь педагога должна быть идеалом. Студенты это очень чувствуют». К сожалению, я не всё теперь могу вспомнить. Хочу отметить, что Владыка понимал людей с полуслова. Он очень чувствовал неискренность людей.
Я часто ему задавала вопросы житейские и духовные. На житейские он отвечал так: «Я помолюсь о Вас, но Вы же – юрист, к Вам люди приходят за помощью, Вы это должны знать».
На духовные вопросы он отвечал, но сначала советовал почитать об этом у святых отцов. Владыка подарил мне книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству». Теперь у меня пять томов этого автора – любимого духовного писателя и святого.
Невозможно забыть Владыку!
Он подарил людям столько света, тепла и душевной радости. Он с нами и сейчас. Мы верим, что он молится о нас, а в трудных житейских ситуациях мы едем на Даниловское кладбище и получаем утешение, помолившись на его могиле.
Людмила Лазарева, доцент МИИТ,
кандидат юридических наук
«Дух митрополита Питирима незримо витает в МИИТе»
Вспоминать о жизни такой масштабной личности, каким был Владыка Питирим, вроде бы просто – вся его деятельность церковного и государственного человека проходила на виду. Но за этой деятельностью, словно за Китайской стеной, прячется жизнь личная, характер. И здесь неоценимы воспоминания людей, которые близко общались с Владыкой.
Автору этих строк лишь считанные разы выпало общаться с Владыкой в узком кругу на нескольких служебных совещаниях, а чаще – видеть его за столом президиума во время торжественных собраний или встречать его, идущего неспешным шагом по бесконечным университетским коридорам, получать от него наравне с остальными миитовцами пастырское благословение; ибо не было ни одного мало-мальски значимого мероприятия в университете, на котором не присутствовал бы Владыка и проведение которого он не благословил бы.
Последний раз такое произошло на Дне знаний в 2003 году. Через два месяца его не стало.
Многие знали, что Владыка болен. Но что смертельно болен – не предполагал никто. А сейчас, вглядываясь в беспристрастную фотографию, сделанную в тот день, замечаешь, что взгляд его ясных, открытых миру и радости глаз обращен как бы внутрь себя – дух знал предстоящее, а бренное тело бессознательно готовилось к уходу в жизнь вечную.
Это был красивый человек. Человек, который никогда ни во что не играл в жизни: ни в святость – это было его сутью, ни в человека демократических взглядов – он был равным и с власть предержащими, и с простыми людьми – интеллигентность в нем была воспитана с детства. И по всем своим человеческим качествам он представлялся человеком не от мира сего, но от мира, для нас, грешных, неизвестного и уму нашему непостижимого.
Деды и прадеды Владыки как по отцовской, так и по материнской линии были священниками, начиная с XVII века. Один из его прадедов был ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, а затем епископом Тамбовским и Шацким. Священником был и его отец, протоиерей Владимир Нечаев, настоятель храма во имя пророка Илии в Козлове (ныне Мичуринск). И в анкете, в графе «Социальное происхождение», он неизменно писал: «из семьи священнослужителей».
К счастью, эта формулировка не повлекла негативных последствий для Константина Нечаева. Как и положено всем детям страны Советов, он получил законченное среднее образование, а в семнадцать лет от роду поступил в институт. Этим институтом стал МНИТ.
Это случилось в 1943 году, во время кратковременного изменения отношения власти к религии – в годину суровых военных испытаний о Боге вспомнили самые угрюмые атеисты, обратились к Его Всесильной помощи.
Летом 1944 года в Новодевичьем монастыре в Москве открылись Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, через два года преобразованные соответственно в Московскую Духовную академию и в Московскую Духовную семинарию.
Именно в этих условиях стал возможным решительный поворот в жизни Константина Нечаева, когда он из студента престижного инженерного вуза превратился в тихого семинариста.
Но так этот поступок выглядел лишь со стороны. Для самого будущего архиерея это стало исполнением того, что он тайно носил в своей душе, – служить Богу.
Позже, уже будучи епископом, он неизменно тепло, с чувством глубокой благодарности вспоминал наш вуз, всегда считал себя «студентом-путейцем» и прекрасно помнил не только фамилии, специальности, но также имена и отчества своих профессоров и преподавателей МИИТа, на всю жизнь запомнил премудрости наук, которые ему преподавали здесь.
Тем более, что связей с бывшим до недавнего времени Министерством путей сообщения, в ведении которого находился МИИТ, он не терял никогда. В марте 1999 года, с согласия руководства МИИТа и по благословению Священноначалия, митрополит Питирим организовал в МИИТе регулярное проведение православных семинаров просветительского и духовно-культурного характера.
Семинары проходили под девизом: «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия». Почетным председателем этих собраний был митрополит Питирим. На семинарах выступали с докладами специалисты в различных областях знаний, священники и миряне. Часто докладчиком был и Владыка Питирим. Залы, в которых проходили семинары, всегда были полны. Приходили не только студенты, но и профессора, преподаватели.
По инициативе митрополита Питирима в МИИТе был возрожден ранее существовавший домовый университетский храм во имя святителя Николая Чудотворца. 26 апреля 2001 года храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.
В ноябре 2001 года в МИИТе была создана кафедра теологии с историко-культурной и просветительской направленностью. Занятия на ней начались в 2002 году. Заведующим кафедрой теологии был избран митрополит Питирим.
Всех, кто его знал, поражала сверхчеловеческая активность Владыки. Похоже, он и сам не представлял, как ему такое удается. «Бог мне помогает», – объяснял Владыка исключительную свою работоспособность.
В беседе он не спешил высказывать свою точку зрения, внимательно выслушивал мнения других. Говорил тихо, но внятно, хотя проповеди произносил громко, эмоционально. Поражало его умение найти убедительные, проникновенные слова, именно те, которых люди ждали от него. И никогда не говорил назидательно, поучительно, хотя вроде бы сан священнослужителя обязывал к этому. Высказывался коротко, почти афористично. Говорил, что рациональности мышления его научил инженерный вуз.
Многих устраивало такое объяснение, хотя суть феномена глубже: Владыка был разносторонне развитым человеком, практически с энциклопедическими знаниями, с острым аналитическим умом, хорошо разбиравшимся в искусстве, обладавшим литературным даром. Вот лишь небольшой отрывок из его последней книги «Культурное наследство как объект паломничества»: «В России византийская схема храмового зодчества получила новое содержание, выразившееся в изяществе, мягкости, соответствующих как русской природе и ландшафту, так и жизненному укладу людей, ощущавших органическое единение с природой. В ландшафте средней полосы России нет остроконечных горных вершин. Он мягок не только линиями, но и цветовой гаммой – от сочных красок лета до искристой белизны снежного покрова, от яркости, пестроты осенней листвы до нежного флера первой весенней зелени. Что особенно характерно для природы средней полосы России и на что мы почти не обращаем внимания, это облака. Ни в одной из южных стран Средиземноморья нет тех фантастических воздушных замков, которыми можно любоваться часами. Путник, идущий по русской равнине, видел над собой плывущие облака сказочной красоты, а где-то вдали – белые церкви и монастыри».
Подлинный российский патриот, он никогда не забывал, выделял, подчеркивал значимость идеи патриотизма, государственного строительства, политического единства и героизма русского народа, считая, что именно эти черты необходимо воспитывать в молодежи, прививать с младых ногтей.
Память о Владыке Питириме бережно хранится в МИИТе. Решением Ученого совета университета учреждена стипендия имени митрополита Питирима. В январе 2004 года были проведены «Рождественские чтения», посвященные его памяти. По мнению всех участников чтений и руководства вуза, такие чтения должны быть ежегодными. На кафедре теологии издаются методические и другие материалы, связанные с его именем, его деятельностью, его заветами. В главном корпусе университета, в зале торжеств, на правом пилоне арки, отделяющей зал от домового храма, одним из московских скульпторов создан прекрасный барельеф Владыки Питирима. На барельефе Владыка изображен в полный рост, в клобуке. В основании барельефа начертано: «Митрополит Питирим. 1943–1946 гг. – студент. 2002–2003 гг. – зав. кафедрой теологии МИИТа».
Но для всех, кто его знал или видел лишь мимолетно, Владыка по-прежнему жив в их памяти, в их душах. Его дух незримо витает над близкими его сердцу людьми, его присутствие телесно ощущается в старинных сводах столетнего вуза.
В наши смутные времена словесных водопадов, лозунговых заклинаний о поиске всероссийской, всеобщей идеи, которая одна только и сможет сплотить разрозненный, растерянный российский народ, Владыка Питирим указал верный путь к всеобщему единству – это самосовершенствование, личная духовная чистота и праведность целей. Именно эти свойства души, по убеждению Владыки, не позволят человеку стать душегубцем, мздоимцем, себялюбцем, не дадут ожесточить душу ненавистью к другому человеку, но подвигнут к любви, к ближнему и дальнему, любви к Отечеству, сделают патриотом.
Один из людей, хорошо знавших митрополита и близких к нему, сказал, что Владыка неустанно разъяснял всю свою жизнь «красоту Православия и приоритетное значение культуры как гуманитарной сферы, имеющей духовно-нравственное значение».
Виктор Перемышлев,
ведущий специалист МНИТ
по связям с общественностью
Светлая память о ровеснике
Я познакомился с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом благодаря зав. кафедрой «Финансы и кредит» Роберту Михайловичу Цареву в 1995 году, так как они с Владыкой Питиримом были друзьями. Будучи художником-инкрустатором, я изготовил икону Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская и попросил Царева, чтобы Владыка Питирим освятил эту икону.
Владыка сделал это по всем канонам освящения икон. В благодарность за это я изготовил инкрустацию Иосифово-Волоцкого монастыря и подарил ее Владыке Питириму. С этого началась наша дружба. Я помогал в воссоздании домовой церкви МИИТа, в организации крещения Владыкой внучек академика Велихова и т. д.
Владыка Питирим освящал созданную мною художественную мастерскую университета (ауд. 2002). В ознаменование годовщины основания кафедры теологии мы с Э. С. Спиридоновым, другом Владыки Питирима, устроили выставку картин, но ее пришлось уже посвятить памяти митрополита Питирима. Кассеты этого фильма есть на кафедре теологии и в фонде Владыки Питирима. В последний год после поездки в Израиль за Благодатным огнем к Пасхе Владыка Питирим был у меня в квартире, подарил мне с женой коробочку со святыми маслами из Иерусалима, а я показал ему свои многочисленные работы в стиле маркетри, т. е. инкрустации деревом.
Светлая память о бывшем студенте МИИТа – моем ровеснике Константине Владимировиче Нечаеве, впоследствии – Владыке Питириме, и радость от дружбы с ним навсегда останутся в моем сердце.
Владимир Углов, доцент МИИТ,
участник Великой Отечественной войны
Последние поездки с Владыкой
На протяжении последних двух лет мне посчастливилось сопровождать Владыку Питирима в его поездках по епархиям нашей страны и при посещении им Поместных Православных Церквей. Так, в декабре 2002 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Питирим возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в Грузию по случаю 25-летия возведения на патриарший престол Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии, в мае 2003 года – в Болгарию в связи с 50-летием восстановления там Патриаршества, в июле 2003 года – в Грецию для освящения вновь построенного храма. Но особенно запоминающейся была поездка на Святую Землю для возношения молитвы о мире в Иерусалиме, а также для доставки Благодатного огня к Пасхальному богослужению в Храме Христа Спасителя в Москве.
«Посещение священных и памятных мест обусловлено естественной нравственной потребностью человека войти в общение с почитаемым лицом или предметом, восстановить расторгнутую временем или пространством духовную связь, получить внутреннюю силу. Нравственные мотивации в поведении и общении, факторы самоуглубления и самопознания, самоограничения в удобствах во время паломнического путешествия являются не только существенными, но и преобладающими».34
Паломничество в Иерусалим началось за два дня до Пасхи, в Великую Пятницу. Прибыв в Святой град Иерусалим, российская делегация сразу же направилась в храм Воскресения, где паломники поклонились Гробу Господню, Голгофе, Камню помазания и другим святыням этого величественного храма. Вечером того же дня в Троицком соборе Русской Духовной Миссии Владыка Питирим возглавил богослужение, на котором вспоминается Распятие и Крестные страдания Господа Иисуса Христа.
На следующий день, в Великую Субботу, после Литургии в Иерусалимской Патриархии была прочитана молитва о мире в Иерусалиме на греческом и русском языках. Эта молитва звучала во многих православных храмах не только во Святой Земле, но и в России и других странах.
На Святой Земле Владыка Питирим был дважды: в первый год архиерейского служения и в последний год земной жизни. Вспоминая первую поездку, он рассказывал, что в течение недели приходил в храм Гроба Господня и без спешки, с благоговением мог помолиться на Голгофе, в приделе Бичевания и, конечно же, у самого Гроба Господня. И через сорок лет Господь сподобил его быть свидетелем величайшего чуда – схождения Благодатного огня на Гроб Господень. Находясь рядом с Владыкой в ожидании этого великого события, я стал свидетелем его глубокого сосредоточения. Это было время сокровенной молитвы о многих людях, просивших Владыку вспомнить их у Гроба Того, Кто Своим Воскресением открыл двери Царствия Небесного. И вот Огонь сошел. Мгновенно храм охватило ликование всех верующих, многие из которых ждали этого события больше суток, стоя всё это время около Кувуклии. Необыкновенные глаза Владыки, освещенные пламенем зажженных свечей, были наполнены неземной тихой радостью. Удивительно, но огонь не обжигает первые минуты, им проводят по ладоням, многие «опаляют» лицо, не боясь получить ожоги. Размышляя об этом чуде, Владыка говорил, что оно укрепляет людей, стремящихся познать истину, а у неверующих всегда найдется повод для сомнения.
Вспоминая сейчас почившего митрополита Питирима, осознаешь, что Владыка не покинул нас навсегда. Он незримо присутствует вместе с нами сейчас, и многие ощущают его молит– венную поддержку в трудных житейских обстоятельствах. Память о нем сохранится навечно в наших сердцах.
Иерей Михаил Сергеев,
старший преподаватель
кафедры теологии МИИТ,
последний референт Владыки
* * *
Русь уходящая... С. 117.
Русь уходящая... С. 112–113.
Митрополит Питирим (Нечаев). Введение в курс «Культурно-религиозное наследие России». Конспекты лекций для студентов всех специальностей. – М.: МИИТ, 2003. С. 6–7.
Раушенбах Борис. Праздные мысли. Очерки. Статьи. Воспоминания. – М.: Гареева, Аграф, 2003. С. 268.
Митрополит Питирим. Указ. соч. С. 6.
Там же. С. 7.
Там же. С. 8.
Там же. С. 9.
Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий Дом, 1994. С. 299.
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Культурное наследие Руси как объект паломничества: Курс лекций. М.: «Фактория-С», 2003. 208 с.