Беседа о честном Кресте. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
Мы – в преддверии праздника Креста: да ликует лик ангелов! Приближается зрелище Креста – род смертных да поклоняется! Возвышается божественная держава Креста – полчища бесов да обратятся в бегство! О, божественный Кресте, ангелов неизреченное созерцание, смертных похвала, царей держава! Как с живым, я хочу беседовать с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные двери рая, тобою сокрушается держава смерти, тобою ад лишается добычи, тобою мертвые удостоиваются жизни, тобою разбойник ликует в раю, тобою сочетается небесное с земным, тобою – познание истины, тобою даровано крещение возрождения, тобою людям снискано оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, тобою мы сподобляемся Тела и Крови Христовых, тобою удостаиваемся быть сынами Божиими и наследниками Царства небесного, тобою праздники и торжества наши просветляются и облистаются. Никакой язык не мог бы изобразить все то, что Христос Бог даровал чрез тебя роду человеческому. Зная и помня это, о, освященное и чтущее праздники собрание, с чистыми сердцами приступим облобызать чистыми устами чтимое и животворящее древо, на котором был вознесен Христос Бог наш, на котором распростер Он Свои, пробитые гвоздями, длани, на котором копьем пронзили христоубийцы Его Божественные ребра, на котором напоили Его уксусом, смешанным с желчью, – при чем мимоидущие кивали главами своими и с насмешкой говорили: уа, ины сnaсе, Себе ли может спасти (Марк. 15:29, 31)? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Матф. 27:40, 42). Вот на что дерзнуло неблагодарное и ослепленное иудейское соборище, насладившееся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же будем с верою покланяться животворящим страстям Христовым, Его распятию, Его гробу, Его тридневному из мертвых восстанию, чтобы вместе с Ним воскреснуть и прославиться, если и пострадаем, как предрек сосуд избрания – божественный Павел (Римл. 8:17). К этому именно призывает нас празднуемый сегодня всесвятой Крест; эту нетленную и вечно живую пищу всем нам одинаково он предлагает – и в домах, и на рынках, и днем, и ночью, и в городах, и в пустынях. И вот, в благодарность за столь великие блага, нам приносимые, с радостью примем и понесем настоящий |пост|, не помрачая лиц своих подобно лицемерам, по слову Господню (Матф. 6:16), но со светлой и радостной душой. Мы должны поститься постом приятным, угодным для Господа. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение пoxoтей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления: оскудение всего этого и составляет истинный пост. Возвеселимся о Господе прилежным вниманием к словам Духа, исполнением спасительных законов и всем тем, что клонится к нашей духовной пользе. Да минует нас тот пост, которым Господь угрожал иудеям: се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Божия (Амос. 8:11). Господь видел, что их ум томится без пищи истинного учения, а их внешний человек утучняется и упитывается, и потому навел на них праведным судом Своим такой голод. Позаботимся и из домов наших удалить на это время всю суету, вызываемую служением чреву, как будто какой неумолимой богине. Пусть же и чрево даст на время отдых устам: будет с него и того, что оно всегда требует и никогда не утоляется, – берет сегодня, а на другой день не помнит. Пост не имеет понятия о долгах, трапеза постящегося не напоминает о лихве; дети того, кто соблюдает посты, не душат сирот и не сплетают им сетей, как пауки. С другой стороны, пост является источником удовольствия и заставляет ценить последующее разрешение на пищу; занимая средину и прерывая сплошное наслаждение пищей, он является для тебя приятной переменой, подобно тому, как для путешественника перерыв пути.
Не замечаешь ли, что и солнце после ночи является более светлым, и бодрствование приятнее – после сна, и здоровьем мы дорожим в особенности тогда, когда испытаем противоположное ему состояние? Конечно, и трапеза после поста доставит всем нам больше удовольствия, и притом – тем, кто довольствуется пищей, приготовленной просто и без затей, не менее, чем тем, кто держит стол богатый и утонченный. Впрочем, не для будущей только жизни полезен пост: его польза ощутительна и для самой плоти. Самый цвет лица у человека постящегося естественный: его не обличает бесстыдная красота, но украшает целомудренная бледность: взгляд у него скромный, поступь степенная, лицо осмысленное, не обезображенное невоздержным смехом, в речах – умеренность, в сердце – чистота. Вспомни святых от начала века, ихже не бе достоин весь мир, как они проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр. 11:38. 37): их жизни подражай, если хочешь разделить с ними блаженство. Что привело Лазаря на лоно Авраамово? не пост ли?... А жизнь Иоанна вся была одним постом: он не имел ни постели, ни клочка возделанной земли, ни хлеба, одним словом – ничего из обыкновенных удобств жизни. Поэтому-то среди рожденных женщинами и не восставало большего, чем Иоанн Креститель (Матф. 11:11). Павла, между прочим, и пост, о котором он упоминает в числе тех скорбей, которыми хвалится, возвел на третье небо (2Кор. 11:27; 12:1–4). Но глава о глаголемых, Господь наш Иисус Христос, постом укрепив плоть, которую ради нас восприял, в таком именно состоянии отразил искушения диавола, научая и нас постом изнурять и вразумлять самих себя для борьбы с искушениями. Как при состязании поддержка, оказанная одному, клонится к поражению другого, так точно и тот, кто принимает сторону тела, тем самым борется против духа, а поддерживающий дух порабощает себе свое тело. Ведь они (дух и тело) постоянно между собой враждуют, – так что, если хочешь сделать свой дух сильным, обуздай плоть постом. Эго самое говорит Апостол в словах: аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2Кор. 4:16), и: егда бо немощствую, тогда силен есмь (2Кор. 12:10). Неужели ты не в силах окажешься отнестись с презрением к этой тленной пище? Неужели и не возжелаешь трапезы в царстве небесном, которая во всяком случае подготовляется здешним постом? Или ты не знаешь, что, чем более насыщаешь свое тело, тем более обильную пишу приготовляешь для своего мучителя – червя? А проводя жизнь в пресыщении пищей, как можешь ты поддерживать общение с благодатью Духа? Моисей для того, чтобы получить вторые скрижали, должен был вторично поститься. Ниневитяне, если бы они не распространили пост даже и на неразумных животных, не избегли бы угрожавшего им несчастия. И мудрый Даниил не удостоился бы откровений, если бы пост не сделал душу его более восприимчивой и просветленной. От обильной пищи как бы поднимаются какие-то грязные испарения и, подобно густому облаку, пресекают к нашей душе доступ лучам, исходящим от Святого Духа. Пост есть оружие для борьбы с демонами: сей род не исходит токмо молитвою и постом (Матф. 17:21). Столько-то благ приносит нам пост. Аминь7.
* * *
В сокращении. Настоящая беседа была произнесена пред праздником в честь Креста Христова. См. Полн. собран. творений св. Иоанна Златоуста, в русск. перев. С.-Петербург. 1902 г., том 5-й, стр. 858–863. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это творение относится к разряду spuria.