Источник

Слово о том, что не должно стыдиться прославлять честный Крест, что крестом Христос спас нас, и что нам надлежит хвалиться им. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Братие! Господь обещал даровать всем знамение, говоря: род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (Матф. 12:39). Господь разумел смерть, погребение и воскресение. И, опять в другом случае выясняя силу креста, Он говорил: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8:28). „Когда распнете Меня, говорит Он, и будете думать, что победили Меня, тогда всего более узнаете Мою силу“. И в самом деле, после того, как был распят Христос, иудейские обрядные установления прекратились, проповедь процвела, слово о Господе распространилось до границ вселенной: силу Господню всегда возвещают и земля и море, и населенная, и ненаселенная части мира.

Поэтому никто да не стыдится священных символов нашего спасения и основания благ, которым мы живем и благодаря которому существуем: но будем носить Христов крест, как бы венец. Все, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным тою таинственною пищею, или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду – символ нашей победы. Поэтому с большою заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это – знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: яко овча на заколение ведеся (Ис. 53:7). Поэтому, когда ограждаешь себя крестным знамением, то размышляй в своем уме о всем значении креста и угаси свой гнев, а также и все прочие страсти. Когда ограждаешь себя крестным знамением, то преисполни свое чело великим дерзновением, сделай свободным свой дух. Знайте же, во всяком случае, что доставляет нам свободу. Поэтому и Павел, побуждая нас к этому самому, то есть, к приличествующей нам свободе, так наставляет, напомнив о кресте и крови Господних. Ценою, говорит он, куплены есте: не будите раби человеком (1Кор. 7:23); „подумай, говорит, о той цене, какая уплачена за тебя, и не будешь рабом никого из людей». Ценою он называет кровь, пролитую на кресте. Не просто перстом надлежит напечатлевать крест, но прежде всего расположением сердца с великою верою; и когда он таким образом бывает начертан на твоем лице, то ни один из нечистых демонов не будет в состоянии стать вблизи тебя, видя меч, которым нанесен ему удар, – видя нож, от которого он получил смертельную рану. И если мы приходим в ужас, видя те места, в которых подвергаются смертной казни осужденные, то подумай, что испытает диавол, видя оружие, которым Христос уничтожил всю его силу и отрезал голову у дракона.

Итак, не устыдись столь великого блага, чтобы и тебя не устыдился Христос, когда придет со славою Своею и когда пред лицом Его явится знамение, сияющее сильнее солнечного луча. Тогда именно явится крест, который будет говорить своим наружным видом и пред лицом всей вселенной станет вести защиту в пользу Господа и доказывать, что Господь не пренебрег ничем из относящегося до спасения людей. Это знамение и во времена наших предков отверзало заключенные двери, оно угашало силу губительных ядов, оно исцеляло укушения ядовитых зверей. Если оно открыло врата ада и отверзло небесный свод; если оно восстановило вход в paй и сокрушило крепость диавола: то что удивительного, если оно преодолевает и губительные яды, и зверей, и остальное подобное же? Поэтому начертай его в твоем уме и обними его – спасение наших душ. Этот крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом, людей соделал ангелами. Поэтому демоны уже не страшны, но презренны; и смерть не есть смерть, но – сон. Отсюда все, что враждовало с нами, низринуто на землю и попрано. Поэтому, если кто-либо скажет тебе: „ты покланяешься Распятому»? – то ответь ясным голосом и с радостным лицом: „и покланяюсь, и никогда не перестану покланяться». А если он будет насмехаться, оплачь его в виду того, что он безумствует. Возблагодари Господа за то, что Он окружил нас такими благодеяниями, которых без небесного откровения никто не в состоянии даже и постигнуть. Он смеется по той причине, что душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1Кор. 2:14); ведь и дети испытывают тоже, когда увидят что-либо великое и достойное удивления. Дитя будет смеяться, хотя бы ты ввел его в таинства. Эллины похожи на этих детей, лучше же сказать: они более несовершенны, чем даже последние, а потому и более несчастны, так как не в незрелом возрасте испытывают тоже, что и дети, а в совершенном, почему не заслуживают даже и снисхождения. Мы же станем возглашать и, хотя бы тут были все эллины, скажем с особенным дерзновением, что крест – основание всех благ, наше дерзновение и всякого рода венец. Я желал бы иметь возможность говорить вместе с Павлом: мне мир распяся. и аз миру (Галат. 6:14), но, недопускаемый разнообразными страстями, не могу. Поэтому советую как вам, так прежде вас себе самому распяться миру и не иметь ничего общего с землей, но питать любовь к горнему отечеству, к славе, которой ожидаем оттуда, и к вечным благам. Мы – воины Царя Небесного и надели на себя оружие духовное. Земной царь, конечно, не потерпел бы, чтобы все находились в царском дворце или чтобы все толпились по сторонам непосредственно около него, а Небесный Царь желает, чтобы все находились вблизи Царского престола. „Но как возможно, скажет кто-либо, чтобы мы, которые находимся здесь, стояли подле того трона?» Возможно потому, что и Павел, будучи на земле, находился, однако, там, где пребывают серафимы и херувимы, и он был ближе ко Христу, чем эти щитоносцы – к своему царю.

Поэтому, если пожелаем, то и для нас возможно тоже. Если бы Господь был разделен от нас местом, тогда ты основательно недоумевал бы; а если Он всюду присутствует, то, следовательно, близок к тому, кто проявляет усердие и употребляет крайние усилия (в деле искания Его). По этой причине и Пророк говорил: не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Псал. 22:4); и, в свою очередь, Сам Бог говорил: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча (Иер. 23:23). Поэтому, как грехи разлучают нас с Ним, так праведные дела соединяют Его и нас. И еще глаголющу ти, говорит, скажу: се приидох (Пс. 58:9). Какой отец мог бы когда-либо в такой степени внимать своим детям? Какая мать так настроена, чтобы непрерывно стоять (в ожидании), не позовут ли ее когда-нибудь дети? Никого нет – ни отца, ни матери. А Бог стоит, непрерывно ожидая, не позовет ли когда-нибудь Его кто-либо из Его рабов, и, если мы когда-либо позвали Его, как следует, Он ни разу не оставил нашей просьбы без внимания. Поэтому и говорит: еще глаголющу ти, т. е., не жду, чтобы ты окончил свою молитву, но тотчас услышу тебя. Итак, будем звать Его, как Он хочет быть призываемым. А как Он хочет этого? Разрешай, говорит Он, всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют: и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя. Тогда воззовеши ко Мне, и услышу тя, еще глаголющу ти, скажу: се приидох (Пс. 58:6–9). „И кто может совершить все это», скажет кто-либо? Все это не только возможно, но и так легко, что многие превзошли даже и меру, не только разорвав несогласные с правдою счетные записи, но даже снявши с себя все, что у них было, – не только радушно принимая бедных в свой дом и приглашая их к своей трапезе, но даже трудясь до телесного пота, чтобы пропитать их, благодетельствуя не только родственникам, но и врагам. Если по твоему мнению, это – трудно, то посмотри на награды, и тогда все будет тебе легко. Как цари полагают пред состязающимися венцы и победные награды, так и Христос полагает посреди ристалища победные же награды, протягивая их, как бы многими руками, словами Пророка. Но у царей, как у людей, их изобилие истощается, – и предметы, щедро раздаваемые ими, издерживаются. Наш же Царь, напротив, собрав все вместе, так как Он весьма богат и не делает ничего на показ, таким образом выставляет на средину все, что собрано: а то будет бесчисленно и потребует многих рук, которые взяли бы. А чтобы ты понял это, рассмотри каждое из Божиих обещаний со тщательностью. Тогда, говорит Он, разверзется рано свет твой. Что значит: разверзется? Сим показывается нам скорость и изобилие и то, как сильно Он желает нашего спасения, как озабочен тем, чтобы блага сами изливались, и как старается об этом. А что значит: рано? Это значит, что не после того, как ты окажешься в искушениях, и не после посещения тебя несчастиями, но прежде, чем явится все это. А о каком свете говорится, и что это вообще за свет? Не этот чувственный, но другой, во многих отношениях лучший, который показывает нам небо, ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, престолы, господства, начала, власти, все воинство, царские города, обители. Если ты удостоишься того света и увидишь то, что сказано, то избавишься от геенны, от ядовитого червя, от зубовного скрежета, от мучительных уз, от скорби и страдания, от беспросветного мрака и от мест мучения, и удалишься туда, откуда отбеже скорбь и печаль. Где царят великая радость, любовь, наслаждение и веселие, – где жизнь бесконечна, слава неизреченна и красота несказанна, где обители вечны, слава Царя неизглаголанна. О, если бы мы все достигли ее, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь6.

* * *

6

См. Полн. собр. творений св. Иoaннa Златоуста, в русск. перев. С.-Петербург. 1897 г., т. 3. стр. 916–921. В Curs. Соmрl. Patrolog. Міgnе это слово причисляется разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle