62. Замечательные деятели в истории Русской Церкви и двигатели богословской науки за последние два века
Назовем архипастырей, в последние два века имевших наибольшее влияние на дела Церкви и прославившихся своими проповедническими и учено-богословскими трудами.
Стефан Яворский. Уроженец Волыни (местечка Явор), воспитанник Киевской академии, через 10 лет по принятии монашества он на 42-м году жизни был предназначен на Переяславскую епископию и прислан в Москву для посвящения; но император Петр I, заметив его высокие дарования, пожелал его иметь поближе в Москве и указал поставить митрополитом в Рязань, что и случилось в 1700 году. К концу того же года митрополит Стефан был назначен местоблюстителем патриаршего престола, а по учреждении Святейшего Синода – президентом его. Поэтому более двадцати лет он принимал самое живое и близкое участие в делах Церкви в трудную эпоху петровской реформы. В то время в высшие слои русского общества стали проникать протестантские идеи и, при скудости религиозного образования, многих совращали к маловерию и вольнодумству. Стефан деятельно боролся против этого наплыва протестантских идей, и памятником этой борьбы осталось знаменитое его сочинение «Камень веры». В начале своего архипастырского служения Стефан усердно содействовал императору Петру в его реформах и восхвалял его в своих проповедях, в последнее же время во многих взглядах он начал расходиться с великим преобразователем России; однако же до самой смерти, последовавшей 22 ноября 1722 года, удержал свой первенствующий пост в церковном управлении.
Феофан Прокопович. Одаренный выдающимися способностями, первоначальное образование он получил в Киевской академии. Впоследствии учился за границей в школах иезуитов, но вынес из них нерасположение к католичеству. По возвращении в Киев он преемственно проходил должности учителя, префекта (инспектора) и ректора тамошней академии и прославился своими богословскими лекциями в новом, свободном от схоластики духе. В своих богословских сочинениях Феофан держался направления, противоположного Стефану Яворскому: Стефан противодействовал вторжению в русское общество идей протестантских, Феофан по преимуществу восставал против заблуждений папства. Трудами этих выдающихся богословов петровского времени и продолжавшейся после них полемикой намечался прямой (срединный) путь для развития у нас богословской науки в строго православном духе. Отличное слово, сказанное Феофаном в Киеве в присутствии императора Петра 1 в воспоминание полтавской победы в 1709 году, обратило на него внимание преобразователя России. Вызванный в Петербург в 1716 году и поставленный в епископа Псковского в 1718 году, Феофан сделался ближайшим сотрудником, правой рукой Петра не только в церковных реформах (регламент), но и в делах государственного управления. По смерти Петра еще более возвысилось положение Феофана: в сане архиепископа Новгородского и первенствующего члена Синода он был главным советником и опорой для императриц Екатерины I и Анны Иоанновны, но при этом он вмешивался в придворные интриги и борьбу разных партий, в которых напрасно тратил свои богатые силы. Феофан скончался в 1736 году с горьким разочарованием в жизни. «О, главо, главо, разума упившись, куда ея (себя) приклонишь?» – сказал он, лежа на смертном одре и готовясь предстать на суд Божий.
Платон, митрополит Московский. Сын бедного причетника (впоследствии достигшего священства), Петр Левшин (мирское имя Платона) получил воспитание в Московской академии и оказал такие успехи, что еще до окончания курса был в ней же наставником. По обычаю того времени юный богослов часто проповедовал в церкви и толковал для народа катехизис. Умная и простая речь его и прекрасное произношение привлекали множество слушателей, и уже тогда москвичи называли его вторым Златоустом. Монашество он принял в Троицкой Лавре в 1758 году, на 22-м году жизни и через 4 года был уже наместником и ректором лаврской семинарии. Императрица Екатерина II в одно из посещений Лавры была удивлена его проповедническим даром и вызвала его в Петербург, в придворные проповедники и законоучителя сына своего, цесаревича Павла Петровича. При дворе Екатерины он встречался со многими европейскими знаменитостями того времени. Известен его быстрый и остроумный ответ французскому энциклопедисту Дидро: «Я утверждаю, – сказал Дидро, – что нет Бога». «Это не новость, – ответил Платон, – пророк Давид давно сказал: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог». Екатерина так отзывалась о своем придворном: «Мы плакали – плачем». В 1770 году Платон был назначен архиепископом в Тверь, а в 1775 году переведен в Москву.
Просвещенный архипастырь глубоко проникал в нужды своего времени и всячески противодействовал вредным направлениям в мысли и жизни, проникавшим с Запада. Он вел деятельную борьбу и с атеизмом, и с деизмом (по преимуществу масонством), и модным либерализмом, ратовал против расточительности, роскоши и вообще распущенности нравов. В то же время он обличал в раскольниках слепую приверженность к букве и обряду и старался о примирении их с церковью (устав единоверия). Он весьма часто проповедовал. Отличительные достоинства его слов и поучений: простота, ясность и постоянное применение к жизни. Некоторые из них (по случаю чесменской победы, речь на короновании императора Александра I) по справедливости почитаются образцами ораторского искусства. При этом он владел и внешними достоинствами оратора церковного: величественная осанка, прекрасный голос, авторитетный тон и изящные манеры давали особенную выразительность каждому его слову86.
В епархиальном управлении митрополит Платон отличался отеческой ко всем близостью, благодушием, отзывчивостью ко всему доброму, поощрением талантов, милосердием к бедным. Особенные заботы ревностный архипастырь имел о Троицкой академии и устроенной им Вифанской семинарии. Воспитанники этих двух заведений были как бы свои семейные у него люди: он гулял с ними в садах, беседовал, пел духовные песни. Митрополит Платон принимал горячее участие и в политических событиях своего времени. Замечательно то, что он предупреждал императора Александра I против союза с Наполеоном, предсказывая его непрочность. В день Бородинской битвы из своего вифанского уединения явился он в Москву со словом утешения и ободрения к опечаленному и ожидавшему бедствий его последнего вздоха.
Филарет, митрополит Московский. Сын коломенского священника (впоследствии протоиерея), Василий Михайлович Дроздов (мирское имя Филарета) воспитание получил в Сергиево-Лаврской семинарии. Здесь же принял монашество и был учителем. Митрополит Платон был изумлен одной из проповедей Филарета, увидел в ней проблески необыкновенного таланта и, дорожа им, с великой скорбью, которую разделял и молодой инок, отпустил его на службу в Петербург в 1808 году. Необыкновенно даровитый наставник и проповедник скоро обратил здесь на себя внимание всеобщее и быстро возвысился. В 1817 году он был рукоположен во епископа Ревельского, а через четыре года уже занимал кафедру Московскую, на которой прослужил Церкви сорок шесть лет (всего в архиерействе более 50 лет).
Филарет прежде всего прославился необыкновенным даром проповедника. Особенность его проповедей та, что он, раскрывая христианское учение, действует по преимуществу на ум и сознание слушателей. Его слово исполнено глубоких богословских созерцаний и в то же время высокой христианской поэзии. Убеждение ума, таким образом, у него самого перерождалось в живое чувство, и то же самое действие слово его производит на слушателя и читателя. Речи его, говоренные большей частью перед коронованными лицами, показывают необыкновенную игру сильного ума и самое живое отношение к потребностям и событиям эпохи. Весьма важны для Церкви и ученые труды Филарета: «Церковная библейская история», «Записки на книгу Бытия» и другие. Катехизис его имеет значение символической книги, и по нему учится русское юношество.
В течение 60 лет Филарет принимал такое деятельное участие в церковном управлении, что его история теснейшим образом соединена за все это время с историей Церкви Российской. Характерной чертой этой деятельности было строгое охранение Православия в мысли и жизни христианской; и он же первый откликался на нужды времени и ему принадлежит почин многих благодетельных действий и мер последнего времени. Одной из главных забот Филарета было сделать доступным каждому православному россиянину чтение слова Божия на общепонятном языке. Им составлены уставы попечительства о бедных духовного звания, положение об охранении церковных древностей, правила монашеских общежитий. Он первый предложил помощь наставникам духовно-учебных заведений к улучшению их содержания, поддерживал миссионеров на трудном их пути, заботился о нуждах Церквей восточных и славянских, ободрял верных слуг отечества в их затруднениях и в борьбе с врагами. Его советами и указаниями дорожили не только в церковных, но и гражданских делах87.
В частной жизни Филарет представлял образец епископа и инока. Двери его дома были всегда открыты для всех, искавших разрешения недоумений и ищущих умиротворения совести. Всегда простой в жизни и домашней обстановке, он всецело был предан обязанностям звания и стоял на страже своей паствы. Сам строгий аскет, он любил и чтил духовное подвижничество, как высший цвет христианской жизни, и содействовал устранению и обновлению многих обителей.
Незадолго до кончины святителя покойный отец явился ему яснее, чем в сновидении, и велел помнить 19-е число. Через два месяца после этого, 19 ноября 1867 года, в воскресенье, святитель сам совершал литургию в крестовой церкви и вскоре после мгновенно скончался. Погребен в Троицкой Лавре.
Иннокентий, архиепископ Херсонский. Иннокентий (в миру Иван Борисов), сын священника, воспитание получил в Орловской семинарии и Киевской академии.
Ученая деятельность его началась в Петербурге в 1823 году, где он принял монашество, а процветала главным образом в Киеве, где он был ректором академии и профессором богословия в 1830–1839 годах. Здесь он начал епископское служение в сане викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую. В коронацию императора Александра II, 26 августа 1856 года, он был назначен членом Синода.
Главную славу Иннокентия, как и Филарета, составляет необыкновенный проповеднический талант. Современник знаменитого московского витии, Иннокентий отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простотой слова и художественной картинностью представлений и образов. Ко всему этому Иннокентий был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки: строго обдуманные слова его изливались сами собой из души его, как бы объятой вдохновением. И как ни прекрасны его проповеди, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлечь читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово.
В истории богословского образования Иннокентий известен тем, что он, как знаток новейших языков, внимательно следивший за развитием богословской науки на Западе, сделал первые попытки к сближению с ней православного богословия, за что иногда подвергался упрекам со стороны ревнителей православной старины. В то же время Иннокентий старался сблизить богословскую науку с другими отраслями знаний. Он очень любил естественные науки, и в его воззрениях они не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.
Как начальник и архипастырь, Иннокентий снискал во всех местах своего служения общую любовь отеческой близостью к подчиненным и пасомым. Учрежденные им литературные вечера имели целью сблизить служителей духовной науки с благонамеренными светскими деятелями: здесь читались лекции и проповеди, велась оживленная беседа о религиозных вопросах. «Никогда того с полгода не вычитаешь из всех возможных журналов, – говорит один из участников этих литературных бесед, – что бывало в один вечер узнаешь, и узнаешь легко»88.
В это же время Преосвященный Иннокентий всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе: кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения крестные ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской, Святогорской), древних акафистов (Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу).
В последние годы своего святительства Иннокентий прославился самым живым архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на воинов. Во время бомбардировки Одессы 10 апреля 1854 года мужественный архипастырь спокойно совершал Божественную литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость в жителях. После бедственного поражения нашей армии при Альме жители города Симферополя, пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты явился среди них архипастырь и в соборном храме разразился словом укоризны за малодушие. Слово было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали. Из Симферополя Иннокентий отправился в окровавленный и опаленный Севастополь: служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за веру и отечество.
Усиленные труды и тревоги надломили здоровье доблестного архипастыря; кончина его последовала мгновенно, 26 мая 1857 года, в день Пресвятой Троицы.
Макарий, митрополит Московский. Уроженец Курской епархии, сын священника, с ранних лет сирота, Михаил (мирское имя Макария) Булгаков в первое время школьного учения казался хилым, болезненным и даже несколько тупым мальчиком, но в этом так мало обещавшем отроке таились великие силы. Брошенный одним из его товарищей камень разбил оболочку его черепа, и жизнь его поистине чудесно обновилась: прошли детские болезни, открылись прекрасные дарования, и он быстро пошел вперед. Высшее духовное образование он получил в Киеве, под руководством знаменитого ректора Димитрия Муретова (скончался в сане Херсонского архиепископа в 1883 году), и здесь вместе с обетом монашества дал самому себе обет всю жизнь посвятить на пользу просвещения и все, что будет заработано учеными трудами, обращать на его же пользу. В Киеве же началась его учебная служба, которая затем с великой честью продолжилась в Санкт-Петербурге, где он удостоен был высшей ученой степени и епископского сана.
По окончании учебной службы святитель Макарий занимал преемственно кафедры Тамбовскую, Харьковскую и Виленскую и, наконец, был возведен на кафедру Московского митрополита, но никогда не оставлял ученых трудов и как бы нарочно был перемещаем в такие именно места, где ему было удобнее собирать сведения для главного ученого труда его – «История Русской Церкви». Другой, не менее великий труд святителя – «Догматическое богословие» с особым томом Введения в него. Главное достоинство Макария как богослова – это верность слова и верность взгляда, особенный дар найти и указать границу между догматической истиной веры и так называемым богословским мнением, которое допускает возражения и разногласия. Особенное достоинство исторических трудов святителя Макария полагается в терпеливом собирании и тщательном обсуждении сведений о том или другом лице или событии, при соблюдении полного беспристрастия и спокойном и ясном изложении этих сведений, причем высокодаровитый и исполненный глубокого смирения автор тщательно скрывает всю тяжесть предварительных работ и пишет картины минувших веков перед глазами читателя так, как бы был их очевидцем. Трудясь самоотверженно до последней минуты жизни на поприще богословской и церковно-исторической науки, митрополит Макарий тщательно вел счет всем приобретениям от своих литературных трудов, как будто бы это не составляло его личной собственности, и принес громадные жертвы на учреждение премий за ученые сочинения и лучшие учебники и стипендий в Академии наук и во всех духовных академиях (более 300 тысяч рублей), в то же время святитель Макарий принимал самое живое и деятельное участие в высшем церковном управлении в трудное время, когда реформами императора Александра II перестраивалась вся жизнь русского народа, и при этом неизбежно затрагивался и внешний строй церковной жизни. Непрестанные труды и усиленная деятельность, не знавшая отдыха, надломили силы святителя-подвижника, и он 9 июня 1882 года для всех неожиданно скончался, к глубокой скорби почитателей его необыкновенных талантов и бессмертных трудов.
Кроме поименованных великих светил, приобрели известность своими трудами на пользу духовного просвещения Евгений Болховитинов, митрополит Киевский, замечательный историческими трудами, скончавшийся в 1827 году; Иннокентий Смирнов, сподвижник Филарета Дроздова в Санкт-Петербургской академии, автор «Церковной истории», долгое время бывшей учебником для семинарий, скончавшийся в сане епископа Пензенского в 1816 году; Филарет, архиепископ Черниговский – богослов, историк и проповедник, скончавшийся в 1866 году; Иоанн, епископ Смоленский; Хрисанф, бывший епископ Нижегородский; Никанор, архиепископ Херсонский; Павел, архиепископ Казанский; Феофан, епископ-затворник; Амвросий, архиепископ Харьковский – высокодаровитые писатели, указавшие новые пути движению и развитию богословской науки и церковного слова и др.
* * *
– По отзывам иностранцев, митрополит Платон соединял в себе греческую грацию, римское красноречие, знание древности и новейших наук вместе с любезным и очаровательным обхождением («Русская Старина», т.XVII, стр.442).
– Филарету поручено было написать манифест о восшествии на престол императора Николая I, ему же принадлежит окончательная редакция знаменитого манифеста 19 февраля 1861 года о прекращении крепостного права.
– Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, стр.122.