Псалом 29

1. Псалом песни347. На обновление дома Давидова348.

Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня.

Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.

Господи! Ты извел из ада душу мою и удалил меня от349 нисходящих в могилу.

Пойте Господу, преподобные Его, поведайте память о святыне Его.

Ибо наказание350– в ярости Его и жизнь – в воле Его351: вечером водворится плач, а утром – радость.

Я сказал в благоденствии моем: «Не поколеблюсь во век:

Господи, по благоволению Твоему дай силу доброте моей!»352 Ты же отвратил лице Свое, и я смущен был.

К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюсь.

Что пользы в крови моей, когда я должен истлеть? Ужели прославит Тебя прах? Или будет он возвещать истину Твою?

Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне.

Ты обратил плач Твой в радость мне, разорвал353 вретище мои и опоясал меня веселием.

Да воспевает Тебя слава моя354, и да не буду сокрушаться355. Господи, Боже мой! Во век буду исповедывать Тебя.

* * *

347

Греч. ψαλμὸς ᾠδῆς – т. е. священная песнь, на инструментах играемая и голосом воспеваемая за богослужением (Григ. Нис.). [В ват. и мн. др. спп., а также в гёттинг., в начале надписания добавлено В конец; в син. и алекс., как и в масор. т., – нет.].

348

Следуем слав. надписанию, к которому в слав. Библии указана параллель с 2Цар. 5:11, т. е. псалом написан на обновление или освящение построенного на Сионе дома Давидова. В высшем смысле толковники (Евс. Кес., Афан. Вел., Григ. Нис., Вас. Вел., Феодорит) видят указание на обновление души Давида чрез покаяние во грехе с Вирсавией и общее «обновление всех душ и Церкви Христовой Духом Святым и страданиями Христа». В греч. т. много вариантов в этом надписании. Слав. пер. следует ват., [син.,] алекс., минуск., Феодориту, text. recept. и Анфиму, а в последнем слове Давидова следует ват. τοῦ Δανὶδ и греч. церк. Псалт. Δανὶδ (без члена), а в [син. и] алекс. τῷ Δανὶδ – т. е. псалом Давида (а не дома Давидова).

349

Сообщества, т. е. не допустил мне умереть.

350

Слав. гнев, уклоняемся для ясности речи, по толкованию свт. Василия Великого.

351

Господь всем желает жизни и спасения, гнев же Его мы сами навлекаем, грехами возбуждая Его негодование (Вас. Вел. и Феодорит).

352

«Дай силу, чтобы воссияла лепота души моей» (Афан. Вел.) и первобытная богосозданная и богоподобная душевная красота и доброта проявлялась во всех делах моих (Вас. Вел., Анфим).

353

«По окончании дней печали вретище разрывали» (Зигабен), т. е. печаль моя прекратилась и настали дни радости.

354

Пророческое и поэтическое вдохновение, прославившее Давида в Израиле и во всем мире. Так понимают это слово (в параллельных местах: Пс. 56:9; 107:2) свт. Афанасий и бл. Феодорит. А свт. Василий Великий разумеет дух псалмопевца.

355

Греч. οὐ μὴ κατανυγῶ – слав. не умилюся, «не буду терпеть огорчения и терзаться сердцем, вспоминая грех» (Вас. Вел.).

Комментарии для сайта Cackle