Псалом 100

Псалом Давида.

Милость и суд буду воспевать Тебе, Господи!1304

Воспою размышление1305 о пути непорочном: когда придешь Ты ко мне1306? Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего,

Не полагал пред очами моими дел1307 противозаконного1308, совершающих преступление я возненавидел.

Не было близко1309 ко мне сердце развращенное1310, изменчивого ко мне1311 (человека) лукавого я не знал1312.

Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; с смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел.

Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели1313 они со мною; ходящий непорочным путем – сей служил мне.

Не жил внутри моего дома1314 поступающий гордо; говорящий неправду не был прав пред глазами моими.

Поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех совершающих беззаконие1315.

* * *

1304

Свободно перевести можно бы так: о милости и суде буду петь Тебе, т. е. в песнопении в честь Тебя буду прославлять милость и суд.

1305

Слав. пою и разумею.

1306

По согласному изъяснению свтт. Афанасия, Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, прпп. Максима Исповедника, Исихия и Зигабена, псалмопевец ожидает пришествия к нему Господа, о котором говорит Христос: приидем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). И в Ветхом Завете Господь обещал приходить при жертвах: прииду к тебе (Исх. 20:24); како внидет ко мне? (2Цар. 6:9) и в др. случаях (вселишися в нихПс. 5:12, [прим. 89]); посетил ecu нощию – 16:3). И здесь Давид ожидает такого же «посещения» Господня.

1307

Греч. πρᾶγμα – дело, слав. вещь не соответствует контексту.

1308

Т. е. не только не совершал такого дела, но и не помышлял о нем (Феодорит).

1309

Греч. ἐκολλήθη – слав. прильпе, букв. прилипало, вульгарно льнуло, как льнули и прилипали люди благочестивые (24, 21, [прим. 301]).

1310

Греч. σκαμβή – слав. строптиво, непрямое.

1311

Греч. ἐκκλίνοντος ἀπ᾽ ἐμοῦ – слав. уклоняющагося от мене: «я не знал, когда были близ меня, когда уходили от меня, когда изменяли мне лукавые люди, я не замечал, и вообще не замечал их присутствия и отсутствия» (Афан. Вел.).

1312

Не считал своим, близким «знакомым», «не знался с ним».

1313

В синод. пер. пребывали.

1314

Как особенно близкий мне, «свой» человек.

1315

Чтобы земля, город и царство Господни были свободны от грешных людей и их пороков, последние подвергались истреблению и избиению (Ис. 35:8; 52:1). Так впоследствии Иосия поступил с язычествовавшими иудеями (4Цар. 23:24) (Феодорит). Так Господь повелевал поступить с хананеями (Нав. 4–6). Сам Давид, м. б., на деле этого и не совершал и только высказывает идеал мысли ветхозаветного праведника и его помышления о святом граде и его «святых» обитателях (Ис. 52:1; ср. Пс. 103:35).

Комментарии для сайта Cackle