Азбука веры Православная библиотека священник Павел Верховской Профессор Варшавского (Донского) университета П.В. Верховский
А.В. Шадрина

Профессор Варшавского (Донского) университета П.В. Верховский: неизвестные страницы биографии и творческое наследие

Источник

Статья посвящена личности профессора Варшавского (Донского) университета Павла Владимировича Верховского, с 1920 г. протоиерея Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Будучи ученым-правоведом, с 1913 г. – ординарным профессором Варшавского университета, он внес значительный вклад в изучение истории русского церковного права. Становление П.В. Верховского как общественного и церковного деятеля происходило в г. Ростове-на-Дону, что во многом было обусловлено дружескими отношениями с епископом Приазовским и Таганрогским Арсением (Смоленцом). После революционных событий 1917 г. П.В. Верховский активно включился в церковную жизнь Приазовской и Таганрогской епархии: в 1917 г. он участвовал в работе Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и мирян; в 1919 г. – в работе Юго-Восточного русского церковного собора в Ставрополе, на котором сыграл определяющую роль в учреждении Ростовской и Таганрогской епархии. 21 сентября 1920 г. профессор П.В. Верховский, следуя своей юношеской мечте, стал священником. Принятие священного сана поставило перед профессором-протоиереем вопрос о дальнейшей преподавательской деятельности в университете, поскольку это было запрещено законами советской власти. Как юрист-правовед П.В. Верховский привлекался представителями власти в качестве консультанта, а также к работе Комиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви, что позволило ему оказать заметное влияние на церковную политику и на процесс формирования церковно-государственных отношений в 1920–1921 гг. В статье впервые проанализировано творческое наследие ученого-протоиерея, посвященное решению проблем истории русского церковного права и истории Русской церкви, в которых он добился выдающихся успехов.

В современной исторической науке одним из приоритетных направлений является биографика. Особое внимание в развитии этой междисциплинарной области научных исследований уделяется личности второго плана. Ординарный профессор юридического факультета Варшавского (Донского) университета, протоиерей с 1920 г., настоятель Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Павел Владимирович Верховский, относящийся к категории «личности второго плана» в истории, как ученый сыграл значительную роль в развитии истории русского церковного права, а как общественный и церковный деятель – в истории Русской церкви начала XX в. Во многом благодаря его деятельности на Юго-Восточном русском церковном соборе в Ставрополе была учреждена самостоятельная Ростовская и Таганрогская епархия, в организации которой П.В. Верховский принимал непосредственное участие. Арест в 1921 г. по сфальсифицированному делу князя Ухтомского («Армия спасения»), отказ от возвращения к священнослужению, работа в органах ВЦСПС и еще одна ссылка стали причиной забвения П.В. Верховского. Только с 1990-х гг. ученые обращаются к его личности. Несмотря на предпринятые попытки воссоздания биографии и определения роли П.В. Верховского в истории Донского региона первой трети XX в., проблемы осмысления творческого наследия и уточнения биографических сведений, касающихся ученого, продолжают оставаться актуальными, поскольку введение в научный оборот новых источников и выявление разрозненных сочинений П.В. Верховского позволяют осветить неизвестные страницы его жизненного пути и проанализировать творческое наследие ученого и протоиерея.

Историография поставленной проблемы скудна. Личности Павла Владимировича Верховского посвящены исследования С.В. Римского [1], К.П. Краковского [2], Н.А. Решетовой [3], В.С. Сидорова [4], Ю.А. Бириковой [5]. При этом ни в одной из перечисленных работ не анализируется творческое наследие выдающегося ученого и общественного деятеля.

Выявление ранее неизвестных и не введенных в научный оборот архивных источников, содержащих сведения о жизни и деятельности П.В. Верховского, и собирание значительного числа его работ определили цель настоящей статьи, которая заключается в освещении неизвестных страниц биографии ученого и анализе его творческого наследия. В процессе исследования были решены следующие задачи: определены причины, побудившие П.В. Верховского обратиться к истории русского церковного права; выявлены обстоятельства, ставшие причиной того, что ученый стал на путь церковного служения, приняв священный сан; определена роль П.В. Верховского в учреждении и формировании Ростовской и Таганрогской епархии и в формировании церковно-государственных отношений на начальном этапе становления советской власти на Дону; проанализировано творческое наследие ученого и протоиерея.

Научная и общественная деятельность П.В. Верховского была связана с его личной религиозностью и убеждениями, которым он следовал на протяжении всей своей жизни. Еще в детстве Верховский поставил перед собой цель, которая определила его жизненный путь. В записке следствию по делу «Армии спасения России» (Следственное дело Ухтомского) он писал: «Я родился 31 декабря 1879 г. в Петрограде в хорошей прогрессивной семье и с детства был религиозен. Еще будучи в VI классе гимназии… возымел намерение сделаться профессором и священником» [5, с. 92].

П.В. Верховский получил академическое образование. По настоянию матери он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и по собственному желанию – Санкт-Петербургскую духовную академию, которую завершил со степенью кандидата богословия [1, с. 23]. Следуя примеру своего учителя – историка церковного права, профессора и протоиерея М.И. Горчакова, П.В. Верховский еще в начале своего научного пути избрал в качестве объекта исследований область, связанную с историей Русской церкви. О его выраженном интересе к Церкви свидетельствует и служба в канцелярии обер-прокурора Св. Синода (1906–1908). В 1909 г. на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета состоялась защита магистерской диссертации П.В. Верховского на тему «Населенные недвижимые имения Святейшего Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого, 15 июля 1726 – 12 января 1763 гг.». С 1909 г. Верховский был избран доцентом на кафедре истории русского права Варшавского университета, затем экстраординарным профессором, и с 26 ноября 1913 г. ординарным профессором. Одновременно с преподаванием юридических дисциплин П.В. Верховский читал курс истории Русской церкви Синодального периода студентам филологического факультета Варшавского университета [6, с. III].

После эвакуации в 1915 г. Варшавского университета в г. Ростов-на-Дону, с 1916 г. П.В. Верховский, помимо преподавания юридических дисциплин, получил курс по всеобщей истории Церкви, который читал студентам 3-го – 4-го курсов исторического отделения университета [7, л. 140 об.] К этому времени относится встреча П.В. Верховского с товарищем обер-прокурора Св. Синода князем Н.П. Жеваховым, который писал: «Предо мною предстал маленький, невзрачный человек с нервными движениями и характерным выражением глаз. Я почти безошибочно определял по этому выражению людей «ищущих», но ничего не нашедших» [8, с. 361]. Слова князя оказались пророческими.

В Ростове-на-Дону происходит становление П.В. Верховского как общественного и церковного деятеля. Вероятнее всего, на это повлияли близкие отношения с епископом Приазовским и Таганрогским Арсением (Смоленцом), хотя введенные в научный оборот источники это никак не отражают. Доказательством дружбы с епископом служит тот факт, что 1 октября 1918 г. при крещении в церкви св. блгв. князя Александра Невского Ростова-на-Дону дочери П.В. Верховского Ирины епископ Приазовский и Таганрогский Арсений не только совершил таинство Крещения в сослужении с известнейшими ростовскими протоиереями А. Лиховицким и И. Цариненко, но и выступил в качестве восприемника [9, л. 25 об. – 26], хотя, в соответствии с Номоканоном при Большом Требнике, таковым быть не мог [10, с. 132].

После революционных событий 1917 г. профессор русского права П.В. Верховский активно включился в церковную жизнь Приазовской и Таганрогской епархии. С 1918 г. он начинает преподавать Закон Божий в Ростовском коммерческом училище. 21–23 марта 1917 г. П.В. Верховский участвовал в работе Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и мирян Православной церкви в качестве секретаря собрания [11, л. 7 об.]. Там же он был избран делегатом на Всероссийское собрание духовенства и мирян [11, л. 8 об.] Собрание поддержало свершившуюся революцию, достаточно резко выразившись по поводу свергнутой монархии: «духовенство и православная паства Екатеринославской епархии категорически заявляют, что возврата к старому строю никоим образом быть не может, так как этот строй всегда был гибелью для веры и Церкви, и возвращение его было бы непоправимым бедствием» [11, л. 11]. В 1917 г. П.В. Верховский должен был участвовать в работе Поместного собора Российской православной церкви, но не смог выехать в Москву по причине болезни дочери [5, с. 89]. Его участие ограничилось работой в Предсоборном присутствии. В 1919 г. Верховский принимал активное участие в работе Юго-Восточного русского церковного собора в Ставрополе [12]. Его деятельность была высоко оценена протопресвитером русской армии и флота Г. Шавельским, который писал: «сильным “толкачом” в работе В.В.Ц.У. был проф. Пав. Влад. Верховский… человек нежной души, искренней веры и большой работоспособности. Он почти на каждом заседании, с жаром юноши, с удивительной чуткостью поднимал то тот, то другой вопрос церковной жизни, нуждавшейся в разрешении или уврачевании; представлял, наперед заготовленные им, проекты указов, реформ, разъяснений и т.п. Большая часть указов В.Ц.У. по принципиальным вопросам принадлежит именно его перу» [13, с. 636–637].

Немалая роль принадлежала П.В. Верховскому в организации учрежденной на Ставропольском соборе Ростовской и Таганрогской епархии [14]. В ноябре 1919 г. по поручению епископа Арсения он принимал участие в ревизии Донской духовной семинарии, в которой предполагалось обучать будущее духовенство новоучрежденной епархии [15].

31 августа 1920 г. П.В. Верховский по указу епископа Арсения был зачислен в штат Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы [16, л. 16] на место уволенного настоятеля собора протоиерея А. Лебедева [16, л. 13]. 21 сентября 1920 г. была совершена иерейская хиротония1 профессора Павла Владимировича Верховского с возведением в сан протоиерея и назначением на должность настоятеля Ростовского кафедрального собора [9, л. 39–48; 16, л. 16].

Принятие священного сана поставило перед Верховским вопрос о дальнейшей преподавательской деятельности. Еще до принятия священного сана 10 сентября 1920 г. на заседании факультета общественных наук Донского университета был заслушан рапорт, характеризующий его мировоззрение. В рапорте говорилось: «проф. П.В. Верховский в ближайшее время предполагает принять священство, к чему давно был склонен по религиозным убеждениям, по полученному образованию и характеру научных занятий, и что вместе с тем, прослужив почти 11 лет профессором Донского (ранее Варшавского) университета, он желал бы и впредь продолжать в нем свою преподавательскую и научную деятельность, по примеру своего учителя, профессора петроградского университета протоиерея М.Н. Горчакова» [17, л. 18]. Выслушав рапорт, декан Ф.Ф. Зигель отметил выдающиеся заслуги П.В. Верховского как ученого, как разностороннего и талантливого преподавателя и предложил факультету «поддержать высказанное проф. П.В. Верховским желание и возбудить соответствующее ходатайство о предоставлении проф. П.В. Верховскому возможности оставаться в составе профессоров факультета и после принятия им священного сана» [17, л. 18]. Профессорско-преподавательский состав единогласно поддержал предложение Ф.Ф. Зигеля [17, л. 18]. 12 октября 1920 г. ректор университета был уведомлен о том, что «проф. П.В. Верховский как состоящий в духовном сане не может оставаться профессором университета» [17, л. 28 об.]. В отчете о состоянии и деятельности факультета общественных наук Донского университета за осенний семестр 1920 г. (ноябрь 1920 г.) говорилось: «Выбыл проф. П. В. Верховский вследствие принятия священного сана, согласно декрета, воспрещающего священнослужителям преподавание в Школах Республики» [17, л. 2 об.].

Если для академической науки П.В. Верховский был потерян, то для епископа Арсения выбор кафедрального протоиерея оказался как нельзя более своевременным и удачным, поскольку приходилось выстраивать отношения с молодой советской властью, окончательно установившейся на Дону в феврале 1920 г. Благодаря активной позиции и авторитету П.В. Верховского как юриста-правоведа, 31 августа 1920 г. на особой сессии Совнарсуда, куда он был приглашен заведующим отделом юстиции Донисполкома в качестве эксперта [18, л. 5], был положительно решен вопрос об освобождении священно- и церковнослужителей от военной службы «по религиозным убеждениям» [19, л. 2–2 об.; 18, л. 4]. 31 июля 1920 г. при областном отделе юстиции Донского исполнительного комитета была учреждена Комиссия по отделению церкви от государства [20, л. 23]. Ее целью было «проведение в жизнь» декрета Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятого 20 января (2 февраля) 1918 г. [21, л. 10]. Протоиерей П. Верховский стал центром деятельности этой комиссии. Как в 1922 г. писал ее бывший председатель А.В. Карагичев, «профессор Верховский… был известен мне как теоретик богословия и практически хорошо знакомый с положением церковных дел в Донской области. Ввиду этого он был приглашен мной на первое же совещание при Донот’юсте для… разработки вопросов по практическому проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства… Верховский вполне точно понял и истолковал юридическое содержание и государственное значение декрета... В работе Комиссии… а также Донот’юста профессор Верховский принимал активное постоянное участие и был своей работой для комиссии полезен. Он являлся посредником между Комиссией и духовенством Ростова, давал Комиссии сведения о церквах, их расположении и т. д.» [22, л. 283 об. – 284].

Несмотря на авторитет юриста-правоведа и помощь, которую протоиерей Павел Верховский оказывал Комиссии по отделению церкви от государства, демонстрируя свое отрицательное отношение к монархии, 12 июля 1921 г. он был арестован по обвинению в причастности к сфальсифицированной «контрреволюционной организации князя Ухтомского» [22]. В 1922 г. он прибыл в Москву и вновь был арестован. В октябре 1922 г. П.В. Верховский, отказавшись от возможности вернуться к священнослужению, стал сотрудником Центрального института труда ВЦСПС, где составлял методические руководства по советскому делопроизводству. В 1936 г. он был репрессирован и приговорен к длительному заключению с последующей ссылкой. Скончался 10 апреля 1943 г. в г. Инта, Коми АССР [1, с. 24].

Как видно, обращение П.В. Верховского к истории русского церковного права и к истории Русской церкви было отнюдь не случайным. Библиография его работ до сегодняшних дней не составлена. Из материалов, к которым удалось получить доступ (в Ростове-на-Дону на момент проведения настоящего исследования имелось только две его работы), истории Русской церкви посвящены 23 публикации. Из них две представляют собой фундаментальные научные исследования, выполненные на стыке исторической науки и юриспруденции. Это «Населенные недвижимые имения Св. Синода, Архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. Коллегия экономии и Канцелярия синодального экономического правления (15 июля 1726 г. – 12 мая 1763 г.). Исследование в области истории русского церковного права» [23] и «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Исследование в области истории русского церковного права» [24].

Одна работа П.В. Верховского посвящена истории Русской церкви – «Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX столетиях» [25]. Двадцать его публикаций относятся к жанру публицистики и затрагивают в том числе узкие темы внутрицерковной жизни: вопросы литургики2 [26], анализ проблемы участия мирян в церковной жизни [27; 28], проблемы канонического кодекса христианской церкви [29], духовных школ [30], православных монастырей [31], церковной власти [32], старообрядчества [33].

Основной темой публицистических статей П.В. Верховского была актуальная как в начале XX в., так и сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства [34–42]. Ряд не упомянутых здесь статьей Верховского повторяет разделы его научных монографий.

Особняком среди работ П.В. Верховского стоит статья «Патриарх Тихон», написанная им по случаю интронизации3 Святейшего патриарха Тихона [43] и выпущенная отдельным изданием в серии «Вожди и герои России», несмотря на незначительный объем (11 страниц).

Как уже говорилось, П.В. Верховский еще в юности избрал в качестве ориентира, которому он неуклонно следовал на протяжении жизни до ареста и который во многом определил сферу его научных интересов, профессора протоиерея Михаила Ивановича Горчакова. Действительно, многие черты их научной деятельности и воззрения на церковно-политическую ситуацию начала XX в. перекликаются. Так, тема докторской диссертации М.И. Горчакова именовалась «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода: 988–1738» [44]. Магистерская диссертация П.В. Верховского была посвящена также проблеме недвижимых имений Св. Синода, архиерейских домов и монастырей [23]. В качестве магистерской работы М.И. Горчаков избрал объектом исследования Монастырский приказ4 [45], а его ученик П.В. Верховский в качестве докторской диссертации провел исследование Духовной коллегии и определил значение этого органа церковной власти в становлении новой парадигмы взаимоотношений Русской церкви и государства [24].

Относительно методологии исследований следует сказать, что работы как М.И. Горчакова, так и П.В. Верховского были выполнены, по словам последнего, «совершенно академически, исключительно с точки зрения истории и отчасти догмы русского церковного и государственного права» [46]. Однако исследования П.В. Верховского, изобилующие аналитическим материалом, относящимся как к историографии, источникам, так и к историческому процессу, отличались от работ М.И. Горчакова. В.О. Ключевский отмечал, что «Горчаков больше описывает, чем исследует, большей частью ограничивается сопоставлением простых фактов и реже входит в их внутренний анализ или подвергает их обобщению» [44]. Несмотря на критику, он признавал ценность научных трудов М.И. Горчакова, отличающихся привлечением большого числа источников и беспристрастностью [44]. Этими же положительными сторонами отличались и исследования П.В. Верховского.

Параллели можно провести и при оценке М.И. Горчаковым и П.В. Верховским движения за обновление Русской церкви. М.И. Горчаков стал активным участником деятельности группы петербургских священников, так называемой «группы 32», ратовавшей за церковные реформы [44]. Верховский, как и Горчаков, бывший членом Предсоборного присутствия, приветствовал Февральскую революцию и издание декрета об отделении церкви от государства, считая, что тем самым церковь освобождается от контроля государства и сможет «преследовать единственно свойственную ей цель – внутренней духовной жизни верующих» [5, с. 93].

Итак, участие П.В. Верховского в научной и общественной деятельности было обусловлено причинами личного характера, его религиозностью и желанием служить на благо церкви. Это определило обращение ученого к проблемам истории русского церковного права и истории Русской церкви, в которых он добился выдающихся успехов, оцененных по достоинству. Публицистическое наследие П.В. Верховского стало результатом его деятельности в области церковно-общественной жизни, в которой он играл видную роль. Сформулированная П.В. Верховским в 1920 г. и воплощенная в жизнь в Ростовской и Таганрогской епархии модель церковно-государственных отношений полностью соответствовала политической ситуации и принесла положительные плоды церкви, избежавшей на этом этапе разрушения храмов и репрессий в отношении духовенства.

Статья подготовлена в рамках базовой темы бюджетного финансирования ЮНЦ РАН № 00–15–12 «Изучение межкультурных взаимодействий населения Нижнего Дона с древнейших времен до Нового времени».

Список литературы

1. Римский С.В. 2004. Верховский П.В. В кн: Православная энциклопедия. Т. VIII. М., Научно-издательский центр «Православная энциклопедия»: 23–24.

2. Краковский К.П. 2003. Нить времени. Ростов н/Д, изд-во Ростовского университета: 378 с.

3. Решетова Н.А. 1998. Интеллигенция Дона и революции. М., РОССПЭН: 240 с.

4. Сидоров В.С. 1994. Энциклопедия старого Ростова и На-хичевани-на-Дону. Т. 3. Ростов н/Д: 193–196.

5. Бирюкова Ю.А. 2012. Исповедь в застенках ВЧК. К биографии историка и общественного деятеля профессора протоиерея П.В. Верховского. Вестник ПСТГУ. Сер. II: История Русской Православной Церкви. Вып. 5(48): 87–104.

6. Верховский П.В. 1916. Несколько слов об издании книги. В кн.: Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Исследование в области истории русского церковного права. В 2 томах. Т. 1. Ростов н/Д: V–VIII.

7. Государственный архив Ростовской области (далее – ГАРО). Ф. 527. Оп. 1. Д. 2.

8. [Жевахов Н.Д.] 2014. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н.Д. Жевахова. СПб., Царское дело: 936 с.

9. ГАРО. Ф. 527. Оп. 3. Д. 754.

10. Цыпин В., прот. 1996. Церковное право. Учебное пособие. М.: 442 с.

11. Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 797. Оп. 86, отд. 1, ст. 1. Д. 48.

12. Крячко Н., свящ. 2008. Учреждение Временного Высшего церковного управления на Юго-Востоке России в 1919 году. Седмица.RU. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/691675/ (дата обращения: 12.07.2015).

13. Шавельский Г., протопресв. 2010. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., изд-во Крутицкого подворья: 701 с.

14. Крячко Н., прот. 2012. Архив Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви. Седмица.RU. URL: http://www.sedmitza.ru/data/2012/06/27/1237054930/2012_1_2_04.pdf (дата обращения: 12.07.2015).

15. ГАРО. Ф. 352. Оп. 4. Д. 14.

16. ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 464а.

17. ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 12.

18. ГАРО. Ф. Р-97. Оп. 4. Д. 52.

19. ГАРО. Ф. Р-97. Оп. 4. Д. 49.

20. ГАРО. Ф. Р-97. Оп. 1. Д. 70.

21. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917–1941. Документы и фотоматериалы. 1996. М., Библейско-богословский институт св. ап. Андрея: 352 с.

22. Архив Управления УФСБ РФ по РО. Архивно-следственное дело П-59205. Т. 8.

23. Верховский П.В. 1909. Населенные недвижимые имения Св. Синода, Архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. Коллегия экономии и Канцелярия синодального экономического правления (15 июля 1726 г. – 12 мая 1763 г.). Исследование в области истории русского церковного права. СПб.: 345+185 с.

24. Верховский П.В. 1916. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Исследование в области истории русского церковного права. В 2 томах. Ростов н/Д: 686 с.

25. Верховский П.В. 1912. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX столетиях. Вып. 1. Варшава: 148 с.

26. Верховский П.В. 1913. «Затейка» верховников в чине молебна. Берлин: 23 с.

27. Верховский П.В. 1905. Условия и способы участия мирян в церковной жизни. Православное русское слово. II(11): 33–42.

28. Верховский П.В. 1907. Чего требуют от мирян современные условия церковной жизни. Церковный голос. (20): 46–59.

29. Верховский П.В. 1917. Изменяемость канонов и ее пределы. Петроград: 28 с.

30. Верховский П.В. 1913. Истинные причины недостатков нашей духовной школы. Б. м., Новое время: 18 с.

31. Верховский П.В. 1903. К вопросу о задачах православных монастырей. Православное русское слово. II(11): 803–809.

32. Верховский П.В. 1916. Сущность и характер церковной власти. Сергиев Посад: 15 с.

33. Верховский П.В. 1907. О возвращении старообрядцам некогда отобранных от них икон, книг и прочих Богослужебных предметов. Церковный голос. (18): 152–189.

34. Верховский П.В. 1913. Начала политики и права в делах церковных. Церковная правда. (18): 24–42.

35. Верховский П.В. 1913. О необходимости изменить основные законы в пользу законодательной независимости Православной Русской Церкви. Церковная правда. (2):94–126.

36. Верховский П.В. 1914. О необходимости определенной программы в церковной политике. Церковная правда. (1).

37. Верховский П.В. 1913. Политика и право в делах церковных. Берлин: 14 с.

38. Верховский П.В. 1914. «Православное государство». К вопросу о веротерпимости в России. Церковная правда. (6): 197–221.

39. Верховский П.В. 1906. Церковь и Государство (По поводу телеграмм из Парижа). Церковный голос. № 5:129–130.

40. Верховский П.В. 1914. Историко-юридический анализ формулы: «Россия – Православное государство». К вопросу о веротерпимости в России. Церковная правда. (6).

41. Верховский П.В. 1911. Правовое положение христианских церквей на Западе и в России: Программа курса. Варшава: 23 с.

42. Верховский П.В. 1913. «Церковное законодательство» и законопроект о приходе. Церковная правда. (20).

43. Верховский П.В. 1919. Патриарх Тихон. М., Новая Россия: 11 с.

44. Берташ А., свящ. Горчаков. В кн.: Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/166281.html (дата обращения: 25.09.2015).

45. [Горчаков М.И., прот.] 1868. Монастырский Приказ (1649–1725). Опыт историко-юридического исследования свящ. М. Горчакова. СПб. URL: http://allpravo.ru/library/doc313p0/instrum3992/ (дата обращения: 25.10.2014).

46. Верховский П.В. 1916. Предисловие к I тому. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Исследование в области истории русского церковного права. В 2 томах. Ростов н/Д: XVIII.

* * *

1

Хиротония (от греч. χειρ – рука и τονεω – полагаю, рукоположение) – таинство священства, в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.

2

Литургика – богословская дисциплина, изучающая христианское богослужение как с точки зрения истории его формирования, так и с точки зрения особенностей чинопоследований.

3

Интронизация – торжественное богослужение, во время которого новоизбранный патриарх утверждается в должности и наделяется полномочиями власти.

4

Монастырский приказ – высший центральный орган управления, сосредоточивший в ведении верховной государственной власти судебные дела духовенства по земельным имущественным отношениям.


Источник: Шадрина А.В. Профессор Варшавского (Донского) университета П.В. Верховский: неизвестные страницы биографии и творческое наследие // Наука Юга России (Вестник Южного научного центра). 2016. Т. 12. № 2. С. 105-112.

Комментарии для сайта Cackle