Источник

Апокалипсис

Апокалипсис (Ἀποκάλυψίς Ἰωάννου τοῦ Θεολόγου; Apocalypsis beati Ioannis Apostoli; Апокалиѱисъ св. Іоанна Ѳеолога; Откровеніе св. Іоанна Богослова). Собственное название этой книги есть: Апокалипсис И. Христа (1:1); предшествующая же надпись, вероятно, произошла после, не от руки самого апостола. Писатель этой книги есть св. ап. и евангелист Иоанн Богослов. Верование это утверждается на самых несомненных основаниях. 1) В самой книге писатель называет себя Иоанном, рабом И. Христа, свидетельствовавшим Слово Божие, и свидетельство И. Христово, и что он видел (Откр.1:1–2), получившим сие откровение на острове Патмосе, куда он сослан был за свидетельство Христово (Откр.1:9–10), что все, очевидно, может относиться только к Иоанну Богослову. – 2) Все содержание книги ничего не представляет такого, что было бы несогласно или с духом времени, когда он жил, или с его Евангелием и его посланиями. У него Христос называется Сыном Божиим и Словом Божиим – и в Евангелии, и в Апокалипсисе, и в Посланиях (Откр.2:18, 19:13). У него везде главное содержание – пришествие Христа в мир для разрушения царства диавола и наше искупление кровью Его, как Агнца непорочного (Откр.1:5, 5:9. и др.). Везде у него – беспредельность любви Божией к роду человеческому и любовь и соблюдение заповедей, как необходимое условие с нашей стороны для нашего пребывания в любви Его. – 3) Древние пастыри и учители Церкви не сомневались в происхождении Апокалипсиса от ап. и еванг. Иоанна. Таковы, напр., Папий, еп. Иерапольский, ученик Иоанна Богослова, которого свидетельством доказывает подлинность сей книги Андрей, еп. Каппадокийский; Иустин мученик († 167. г), долгое время живший в Ефесе, где ев. Иоанн провел последние дни своей жизни (в разг. с Триф.); св. Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова, по свидетельству Иринея (Прот. Ерес. 3, 3); Мелитон Сардийский (ок. 170 г.), написавший книгу об Апокалипсисе Иоанна (Ц. Ист. Евс. 4, 26); Ириней († 202), ученик Поликарпа Смирнского, приводящий многие места из этой книги с прибавлением имени Иоанна, ученика Господня, и о числе зверином 666 свидетельствующий, что это место точно так читается в лучших древних списках и в древних сочинениях мужей, видевших лицо Иоанна; Феофил Антиохийский (ок. 180 г), в споре с Гермогеном, приводящий места из Апокалипсиса (Евс. Д. Ист. 4, 24); Аполлоний пресвитер Эффсский (ок. 200 г.), в книге против монтанистов приводящий также места из Апокалипсиса (Евс. Ц. Ист. 5, 18); Климент Александрийский († 220 г.), признающий эту книгу откровением Иоанна и произведением апостола (Strom. 6, 13, Paed. 2, 12); Ипполит (ок. 230 г.), написавший Апологию и объяснение на Апокалипсис; Ориген, опытнейший из древних критиков, помещающий Апокалипсис в каталоге книг канонических. Вообще предание об этом в древней Церкви так было ясно и определенно, что Тертуллиан († 220 г.) не усомнился одно это противопоставить всем возражениям Маркиона. «Etsi Apocalypsin Iohannis Marcion respuit, – пишет он, – ordo tamen Episcoporum, ad originem recensus, in Iohannem stabit auctorem». Из древних только Гай, пресвитер Римский, увлекшись на сторону Алогов, еретиков 2-го века, приписывал эту книгу Керинфу; но это произошло от ревности его против Хилиазма; и только еще Диониоий Александрийский († 265 г.) сомневался в его подлинности, почитая его проповедением другого какого-либо Иоанна, и то указывал на Иоанна Марка, спутника Варнавы и Павла, то на другого какого-то Иоанна, пресвитера Ефесского, не утверждая, впрочем, своего мнения; но Дионисий сам оговаривается, что он многого не понимает в Апокалипсисе, и потому, между прочим, боится признать его за произведение апостольское (Евс. Ц. Ист. 7, 25). В 4-м веке Евсевий относил также эту книгу к писаниям спорным, и отцы собора Лаодикийского, и Кирилл Иерус., и Григорий Богослов, умолчали о нем при исчислении книг канонических. Но Евсевий был противником хилиазма, который находил для себя опору в Апокалипсисе; другие же писатели умалчивали о ней потому, что со времени своего появления, по таинственности своего содержания, она не была в общем употреблении при богослужении, а не потому, чтобы сомневались в ее подлинности и каноническом достоинстве. Церковь Африканская на Соборе Карфагенском, св. Афанасий В., св. Василий В., св. Иларий, Епифаний, Дидим, Амвросий, Августин, Иероним и другие, не сомневались в ее подлинности и каноническом достоинстве. Вот что читаем о ней у Иеронима в письме его к Павлину: «Apocalypsis Ioannis tot habet sacramenta, quot verba. Parum dixi, et pro merito voluminis lavs omnis inferior est. In verbis singulis multiplices latent intelligentiae». Cb. Афанасий В., исчислив канонические книги В. и Нов. Завета, и заключив число их Апокалипсисом, строго отличает их от других, неканонических книг, и о высокой их важности пишет: «Сии суть источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду; в сих токмо благовествуется учение спасения. Никто к сим да не прилагает, ниже да отъемлет от них что-либо». В Кн. Прав. из 39 послан. его о Праздниках. Сн. Дух. Бес. 1873 г. № 22, 23 и 24. – О месте и времени написания Апокалипсиса из самой книги видно, что она написана во время заточения апостола на острове Патмосе (Откр.1:9–10, 11, 19, 22:10). Иные, как Ириней, Евсевий и Иероним, относят это к царствованию Домициана (81–96 г.), к концу его царствования; другие, как Ипполит Сирский перевод Апокалипсиса, к царствованию Нерона (54–68 г.), ко времени до разрушения Иерусалима. Сн. Zell. 2. p. 212. Руков. к Чт. ап. Посл. и Апок. Иванова, 1875 г. стр. 522–524. Книга Апокалипсиса состоит из 22 глав. Все почти содержание ее есть пророческое. После нескольких, довольно ясных, посланий к семи Малоазийским церквам (Откр.1:2, 3), тайнозритель описывает в символических видениях брань древнего змия эдемского с Божественным Агнцем – Искупителем и совершенную победу последнего, судьбу христианства и судьбу мира, открытую столько, сколько нужно для утешения верующих среди гонений и рассеяния недоумений насчет будущей судьбы мира и Церкви. 1) Начало видения открывается среди отверстых небес. Царь славы, сидящий на престоле, окруженный и прославляемый ангелами и святыми, является во всем своем величии. В руке Его книга судеб, запечатанная 7-мью печатями, которой никто не мог раскрыть, кроме Агнца, стоящего посреди престола и посреди 4-х животных и 24 старцев. Он принял книгу из десницы Сидящего на престоле, и 4 животные, и старцы, и бесчисленное множество ангелов, и все создание Божие, прославляли Его, и 4 животные и старцы пали и поклонились Живущему во веки веков (Откр.4, 5). – 2) За сим следует снятие печатей книги, и по снятии первых четырех печатей следуют и изображаются одно за другим бедствия на людей: война, междоусобие, голод и смерть. По снятии пятой печати избиенные мученики громко вопиют об отмщении за кровь их, и Господь, успокаивая их, изрекает скоро грядущий суд на гонителей. По снятии шестой печати великий гнев Божий открывается в страшных переворотах в мире физическом, так что все живущие на земле должны были укрываться в пещерах и ущельях гор от лица Сидящого на престоле и от гнева Агнца. Затем бедствия на время останавливаются для запечатления рабов Божиих, и число запечатленных от Израиля постирается до 12-ти тысяч из каждого колена, кроме Данова, о котором не упоминается, и затем пред престолом Агнца – бесчисленное множество, из всех племен и народов, в белых одеждах, и с пальмовыми ветвями в руках, которые громогласно прославляли Бога, и о которых открыто Иоанну, что это претерпевшие великие скорби в мире, и теперь они не будут более испытывать никаких скорбей и страданий (Откр.6, 7). – 3) По снятии седьмой печати, после некоторого безмолвия на небе, Иоанн видел семь ангелов с трубами стоящих пред Богом, и после видения молитв святых, как фимиам возносящихся пред Бога, Ангелы приготовились трубить, и после каждого трубного гласа следовали бедствия на землю, и особенно тяжки бедствия, следовавшие за трубными голосами последних трех ангелов; множество погибло людей; но оставшиеся в живых не раскаялись в своем нечестии, злодеяниях и беззакониях (Откр.8, 9). Пред трубным гласом седьмого ангела Иоанн видел другого сильного ангела с раскрытой книжкой в руке, который клялся Творцом неба и земли, что времени уже не будет, но что по седьмой трубе имеет совершиться тайна Божия; Иоанну возвещено, что ему снова предстоит еще пророчествовать во всех народах; потом велено измерить Храм Божий и жертвенник и поклоняющихся Богу, и возвещено, что св. город будет попираться язычниками 42 месяца; затем два свидетеля Божии будут пророчествовать на земле, и зверь из бездны сразится с ними и убьет их, но они потом воскресли и взошли на небо к удивлению врагов их, и тотчас за тем произошло великое землетрясение, и множество людей погибло; прочие, объятые страхом бедствий, прославили Бога. По трубном, наконец, гласе седьмого Ангела раздались громкие голоса на небе: «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его»; и отвселе для народов земных наступило время гнева Божия, время суда и погибели для нечестивых губителей земли, и время воздаяния для праведных; на небе отверзся храм Божий и явился ковчег Завета в храме Божием (Откр.10, 11). – 4) В последующем видении с наступлением царства Христова, Церковь Божия на земле представляется в образе облеченной в солнце жены, родившей сына, которому надлежит пасти все народы, и преследуемой драконом, и изображаются разные гонения на нее со стороны врагов ее, неверующих иудеев и мира языческого. Большой дракон, древний змий, который есть диавол и сатана, побежденный на небе архангелом Михаилом, и сверженный на землю с его ангелами, воздвигает гонения против Церкви Христовой и ведете брань со святыми. Иоанн видел зверя, выходящего из моря, коему дракон дал свою силу и власть и ему дана была власть действовать 42 месяца и вести брань со святыми, и все живущие; поклонились ему; но терпение и вера святых побеждают сие зло. Потом Иоанн видел другого зверя, выходящего из земли, который действовал со всей властью первого зверя, разными обольщениями и знамениями и чудесами и насилием и угнетениями заставляя всех покланяться первому зверю; число этого зверя, число человеческое, 666; и затем Иоанн видел Агнца на Сионе и с ним 144 тысячи искупленных святых, которые пребыли верны Агнцу, и прославляли Бога особенной, им одним только известной песней (Откр.12, 13, 14:1–5). – 5) После сего Иоанн видел ангела, с вечным Евангелием парящего по небу для благовестия всем народам, и громко восклицавшего: «Убойтесь Бога и воздайте славу Ему, потому что наступил час суда Его», и за ним другие два ангела, один за другим, возвещали падение Вавилона и суд Божий на зверя и поклонников Его, которых мучению не будет конца, тогда как мертвым, умирающим в Господе, возвещено блаженство и успокоение от трудов их, и вслед за тем, по гласу ангелов, происходила жатва на земле, потому что созрели грозды винограда (Откр.14:6–20). После сего другое великое и чудное знамение было на небе: Иоанн видел семь ангелов с семью последними язвами, и тогда как святые, победившие зверя и образ его, прославляли Бога песней Моисея и песней Агнца, небесный глас повелел семи ангелам излить чаши гнева Божия на землю, и суд Божий постиг врагов Христовых, поклонников зверя; но и самые страшные язвы эти не возбудили в них раскаяния в делах своих, и действием духов бесовских цари вселенной собрались на брань в великий день Вседержителя (Откр.15, 16). – 6) Затем изображается у тайнозрителя совершение суда Божия над Вавилоном. После бедствий, произведенных чашами гнева Божия, один из ангелов показал ему великую блудницу, сидящую на водах многих и упоенную кровью Святых, с надписью на челе: «Тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Ангел изъяснил, что главы и роги зверя, на котором она сидела, означали, в последовательном порядке, царей, которые будут вести брань с Агнцем, но будут побеждены, а жена означала великий город на семи горах, царствующий над земными царями. И затем другой ангел громко возвестил падение Вавилова, и указал на то, как будут сожалеть об этом цари и купцы земные, имевшие дело с ним, видя его погибель и запустение; и еще один сильный Ангел взял большой камень и поверг в море, сказав: «Так быстро повержен будет Вавилон, и его уже не будет более» (Откр.17, 18) – 7) Победа над великой блудницей сопровождалась великим торжеством на небе. Тайновидец слышал глас многочисленного народа и глас 24-х старцев и глас от престола призывавший всех к прославлению Бога, и все прославляли Бога и призывали друг друга к веселью, потому что наступил брак Агнца,. и жена Его приготовила себя; ей дано было облечься в виссон чистый и светлый, т. е. в праведность святых. Затем появился на белом коне и сам жених. Это был Верный и Истинный, с пламенными очами и острым мечем в устах. На голове Его было много венцов, на челе имя: Слово Божие; на одежде, обагренной кровью, надпись: «Царь царей и Господь господей». За Ним следовали воинства небесные на белых конях, облеченные в белый и чистый виссон. Он шел на брань против собравшихся царей земных и против зверя и лжепророка. Ангел заранее созвал на кровавую вечерю всех птиц небесных. Тогда зверь и лжепророк, живые, брошены в озеро огненное, а прочие убиты: и все птицы насытились их трупами. Затем дракон, змий древний, который есть диавол и сатана, связан был и заключен в бездну на тысячу лет, и тогда наступило самое благоприятнейшее время для христианства (Откр.19, 20:1–6). – 8) В последние времена сатана будет еще освобожден и употребит последние усилия подавить и истребить благочестие; враги Христовы снова ополчатся на брань против святых Божиих и против города возлюбленного; но мера долготерпения Божия исполнится: они пожраны будут огнем с неба, а обольститель вселенной со всеми орудиями своими ввержен будет в озеро огненное и серное на всю вечность (Откр.20:7–10). – 9) За осуждением и погибелью врага нашего спасения тайнозрителю открыты были: всеобщее воскресение, страшный суд и окончательное решение судьбы нечестивых. Он видел великий и белый престол и Сидящего на нем; видел мертвых воскресших, стоящих пред Богом, и книги были раскрыты, и судимы были все по написанному в книгах, каждый по делам своим, и кто не был записан в книге жизни, тот ввергаем был в озеро огненное. Это есть смерть вторая, т. е. последнее осуждение на вечное мучение (Откр.20:11–15). – 10) Наконец, ему открыта была будущая жизнь и блаженство праведных. Он увидел новое небо и новую землю, увидел святый град, новый Иерусалим, сходящий с неба, как невеста украшенная, и слышал глас с неба: се скиния Божия с человеками; сам Бог будет обитать с ними; они будут Его народом и Он – их Богом; Он отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни болезни; и затем ему показана ангелом невеста Агнца – город Иерусалим во всем чудном, благолепном его устройстве и украшении. Храма в нем не было, ибо сам Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для своего освещения, потому что слава Божия освещала его и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою; и врата его не будут запираться, и ночи там не будет. Посреди города протекает река воды живой, берущая свое начало у престола Бога и Агнца, из которой даром дано будет пить жаждущему; по сторонам реки древо жизни, листья коего для исцеления народов. И ничего нечистого и проклятого не будет там, но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему и вечно царствовать с Ним (Откр.21, 22:1–5). – В заключение всего Господь утверждает истину слов Своего откровения и скорое их исполнение. «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его», – говорит Он. И св. Иоанн словами своими: «Ей, гряди, Господи Иисусе», как бы непосредственно поставляет нас пред лицом грядущего Судии небесного (Откр.22:6–21). Акад. Лекц. по св. Пис. митр. Исидора; Rosenm. на Апок. р. 652–656.; Руков. к чт. Ап. Посл. и Откр. А. Иванова, и Zell. 2. р. 211–221.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle