Источник

Елевтерополь

Елевтерополь (Ἐλευθερόπολις = город свободы или вольный город). Город этот не упоминаемся в Св. Писании; но он был знаменитым епископским городом. О нем упоминается в путевых записках Антонина около 333 года, и на монетах времен Септимия Севера он значится как город южной Палестины, лежащий на дороге между Иерусалимом и Газой, Аммиан Марцеллин (14, 8) утверждает, что он древнее Кесарии Палестинской, которая называлась прежде Стратоновой башней и, будучи увеличена Иродом, названа им Кесарией в честь кесаря (Древ. Иуд. XV, гл. 9. § 6); только прежде он носил другое имя. Робинсон, снова открывший эту важную местность, отождествляет ее с древним Бетогабра Птоломея (5, 16), нынешним Бейт Жибрином. По преданиям, здесь, в Елевферополе, епископствовал и мученически скончался из 70-ти Ап. Иуст или Иосий и Иосиф, прозванный Варсавой, избираемый на место Иуды вместе с Матфием (Деян.1:28). Здесь также побит камнями св. ап. Анания, из 70-ти, крестивший Ап. Павла (Деян.9:10), и бывший потом епископом в Дамаске. Сн. Месяц. Верш. 1856 г. Окт. 1 и 30. Евсевий и Иероним часто указывают на Елевферополь, как центральный город южной Палестины, при определении положения и расстояния разных других здешних местностей. Здесь в древние и новые времена проходили многие дороги в Хеврон, Иерусалим, Газу и другие. Из соборных подписей, с 325 по 536 год, известны пять Елевферопольсвих епископов. Название Елевферополя город этот мог получить вследствие разных привилегий и освобождения от разных повинностей, дарованных ему римлянам. Но под владычеством магометан в 796 г., он был разрушен и опустошен сарацинами, и с этого времени никогда более не имел прежнего значения. Около времени крестовых походов он лежал в развалинах с остатками несокрушимых стен своих. Теперь здесь селение, лежащее между невысокими холмами, обсаженными масличными деревьями, при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. И если и теперь селение это служит главным местом округа в Газской провинции, то, конечно, тем более в древности Елевферополь был некогда важным и знаменитым городом в этом округе, когда в нем находилась и кафедра епископская, и отсюда проходили многие дороги в разные города Палестины; Евсевий и Иероним смотрели на него, как на средоточие южной Палестины. Ныне там находят огромные развалины строений, принадлежащих разным временам; есть развалины крепости необыкновенной твердости и частью римско-византийской структуры, развалины христианских церквей, груды неразобранных камней и мусора и остатки крепких стен. Поблизости его находятся замечательные пещеры, служившие частью погребальными местами, загадочный, большой некогда город троглодитов (надобно полагать, первобытных горных жителей). Величественные развалины надземных и подземных строений не оставляют никакого сомнения в том, что здесь было некогда средоточие весьма великого народонаселения, но коего история для нас не сохранилась. Herz. 8. р. 752–753.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle