Источник

Беседа со старообрядцем-беспоповцем, о том, строго ли и точно ли содержат именуемые старообрядцы изложенное в Символе учение веры

Некогда, беседуя со мною, один беспоповец Федосеевскаго согласия сказал мне, между прочим: хотя мы и не имеем священства, но веру православную, в Символе вселенскими соборами изложенную, целу соблюдаем, а посему надеемся несомненно получить спасение, по слову Спасителя: вера твоя спасе тя.

Я ответил: Да, букву Символа веры вы тщитесь соблюдать в целости; но о том, чтобы и смысл Символа веры соблюсти во всей полноте, не только не имеете попечения, но даже и развращаете изложенное в Символе учение.

Старообрядец. А в чем мы извращаем смысл Символа веры, и в котором его члене? – скажите.

Я ответил: Не в одном, а во многих стихах, или членах, извращаете вы смысл Символа веры вашим учением. Начнем с самого первого. Первый член Символа веры обязует нас исповедовать Бога Отца вседержителем: Верую во единого Бога Отца вседержителя. В Малом Катихизисе в разъяснение сего стиха сказано: «научает, яко все вещи сотворенные, яже и последнейшие суть, сам Бог назирает и соблюдает силою своею» (л. 3).

Старообрядец, прервав мою речь, сказал: мы так и исповедуем.

Я ответил: Да, словами Символа веры вы Бога исповедуете вседержителем; а учением вашим отрицаете Божие вседержительство.

Старообрядец. Каким нашим учением мы отрицаем быти Бога вседержителем? – скажите.

Я ответил: Бог сотворил мир и содержит его всемогущею своею силою: всяческая тем и о нем создашася, говорит Апостол, и всяческая в нем состоятся (Колос, зач.250). Что значит: всяческая в нем состоятся ? Значит, что Бог, при самом создании мира, дал тварям добрый порядок к состоянию, или продолжению своего бытия в том виде, как они Им созданы. Вся, елика Бог сотвори, добра зело; зло бывает только тогда, когда кто развратит уставленный Богом добрый порядок бытия. Так для продолжения рода человеческого Бог изначала узаконил брак, и сей закон Бога-вседержителя неизменно действует в роде человеческом, хранимый силою Его вседержительства; а вы, Федосеевцы, также Филипповцы и прочие безбрачные секты, исповедуете, что ныне брак законный прекратился и что ныне никому родить и родиться законом брака, как установлено Богом, не возможно; по вашему учению, рождение может быть только чрез блуд, и продолжение рода человеческого во всем мире кроме блуда не может состояться. И так вы учите, что Бог прекратил свой промысл о бытии брака в человечестве и своим вседержительством не поддерживает самое продолжение рода человеческого, который, по установленному им изначала закону, должен продолжаться именно через брак. И если, по-вашему, уже нельзя ныне ни родить, ни родиться иначе, как чрез блуд, а блуд есть дело вражье и творится в угоду врагу, в противность же Богу: то по вашему учению выходит, что ныне род человеческий продолжается и существует вражией силою, а не Божией, в угоду врагу и в противность Богу. Не ясно ли, что своим учением о прекращении брака в роде человеческом вы отрицаете веру во вседержительство Божие, исповедуемую в первом члене Символа: верую во единого Бога Отца вседержителя ?

Старообрядец. Мы этому, на нас возводимому, обвинению не причина: прекращение брака зависит не от нас. Законами церковными уставлено без благословения иерейского браку не совершаться; а священство ныне прекратилось: посему и некому стало совершать брак; по необходимости брак прекратился.

Я ответил: Это учение ваше о прекращении священства, которое ты высказал в свое оправдание, оно-то всего более и обличает вас, старообрядцев, и беспоповцев и поповцев, что вы именно не веруете во вседержительство Божие, о котором читается в первом члене Символа веры. И по твоему собственному объяснению, лишение священства есть причина вашему бракоборческому неверию во вседержительство Божие, коим существование рода человеческого продолжается чрез установленный изначала закон брака. А что неверие в непрестающее, никогда не прекращавшееся и не могущее прекратиться, существование Богоучрежденной иерархии в церкви Христовой и само по себе есть неверие во вседержительство Божие, об этом я сейчас скажу тебе.

В начале бытия мира, когда Бог восхотел сотворить человека, Он сказал: сотворим человека. Подобной единородный Сын Божий, явившись на землю для нашего спасения и для создания из верующих в него и желающих спастись церкви своей, сказал: созижду церковь мою. Как человек есть Божие сотворение, так и церковь есть Божие создание; и как человек сотворен с различными членами, или удами телесными, по слову Апостола: тело несть един уд, но мнози (Коринф, зач.152), так и церковь составлена из различных членов, по свидетельству того же Апостола, именно о церкви сказанному: вы есте тело Христово и уди отчасти (зач.153). И тело церковное несть един уд, но мнози. Св. Апостол Павел, сказав о верующих: вы есте тело Христово и уди отчасти, вслед за сим и частнее говорит, из каких удов состоит церковь: и овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей (зач.153). В Благовестнике, в толковании на 95-е зач. Евангелия от Луки, сказуется, что в церкви должно быть не менее трех чинов: епископов, пресвитеров и диаконов. Таково первобытное создание церкви. И когда Бог, своим вседержительством содержит человека, как создал его, также и всю тварь: кольми паче мы должны несомненно веровать, что Бог содержит церковь свою в первобытном ее состоянии, как она создана единородным Сыном Божиим и какою должна существовать неизменно. Ибо церковь честнее есть всех тварей, и о том, что она должна существовать в ненарушимости и неизменности, дано прямое обещание самим единородным Сыном Божиим: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Отсюда ясно, что не веровать в непрестающее существование церкви в таковом ее виде, с таковыми чинами и силами, с каковыми создал ее Господь, значит не веровать в Божий о ней промысл, отрицать Божие вседержительство, коим она сохраняется неизменно в данном ей от Господа устройстве. А не веровать во вседержительство Божие, сохраняющее церковь, для которой вся создана (Книга о вере гл. 2, л. 19), значит не верить во вседержительство Божие, коим содержится мир со всеми его мельчайшими тварями, вопреки читаемому в Символе: верую во единого Бога Отца вседержителя. И сообразно ли с духом и совестью истинного христианина – одно исповедовать устами в Символе веры, а иному, совсем противному, веровать и учить?

Старообрядец. Вы говорили, что не один член Символа веры развращаем мы своим учением: скажите, в каком еще противном Символу веры учении вы нас обвиняете.

Я ответил: Седьмой член Символа обязует нас веровать в вечное продолжение царства Христова: егоже царствию не будет конца.

Царство Христово есть сугубо: по созданию и по присвоению верою, о чем в Евангелии Благовестном сказано сице: «Сугубо есть покорение (Христу): едино, яко Богу, понеже вся и не хотяще порабощена суть ему, якоже и бесове раби суть не по воли; вольное же покорение и послушание, якоже Павел Христу. Прежде бо распятия всяческая едино токмо безвольное послушание и покорение имяху, яко рещи исполу; по распятии же, благоразумию простершуся всем, и волею своею покоришася вся» (Ев. от Матф. зач.116, л. 246). О царстве по созданию и пророк Давид глаголет: Бог царь наш прежде век (Пс.73); а о царствии по присвоению тот же Давид пророк глаголет: рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится (Пс.95); и паки: воцарися Бог над языки (Пс.46). И Архангел Гавриил в благовестии Деве Марии глаголет: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца. На сии слова Архангела Гавриила в Благовестнике, в толковании св. Феофилакта, читаем: «Дом Иаковль, иже от Еврей веровавший, и от инех стран: тии бо в ресноту Иаков и Израиль». А на слова: царствию Его не будет конца, в том же Благовестнике сказано: «Несть конца царству Христову, сиречь благоразумию и христианству, и гоними бо светимся благодатию Христовою» (л. 12). О сем царстве благодати, наследуемом верою, и сам Спаситель проповедал, глаголя: исполнися время, и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мар. зач.2); и паки: деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии (Деян, зач.1). «Якоже бо Давыд чувственное царство прият (читаем в Благовестнике), тако и Господь разумное, емуже несть конца» (л. 12 об.). В царстве же своем Господь над верующими поставил епископов, как пастырей, пасущих стадо Его, по писанному: внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога (Деян. зач.44). Итак Священное Писание ясно показывает, что Христос, как непресекомое имеет царство на небеси, так и на земли непресекомо царствует и будет царствовать (по слову Архангела Гавриила) в дому Иаковли, то есть в верующих, вовеки, и царствию его не будет конца: ибо оное царство и по кончине мира не прекратится, но только преобразится в царство славы, по слову Апостола: иже (Христос) преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Филип, зач.24).

Вы же, все вообще старообрядцы, проповедуете, что благодатное царство Христово в верующих ныне разрушено: ибо проповедуете, что от лет патриарха Никона Дух Св. не поставляет уже пастырей пасти стадо Христово. Несправедливо было бы обвинять вас в том, что вы проповедуете конец царству Христову в будущем веке, или царству славы, – этого не проповедуете вы; но о благодатном царстве Христове, со всеми дарами Св. Духа в дому Иаковли, т.е. в верующих, вы учите, что оно престало, и это учение ваше не согласно содержащемуся в седьмом члене Символа веры: Егоже царствию не будет конца.

Станем рассматривать далее. Может ли быть согласно учение и верование ваше и со сказанным в девятом члене Символа веры: (верую) во едину святую, соборную и Апостольскую церковь? Церковь свою, как выше сказано, Христос создал со всеми чинами священства (Благовест. Луки зач. 95; Кор. зач.125), и со всеми ко спасению потребными таинствами, как пишет Апостол Петр: вся нам божественные силы Его, яже к животу и благочестию, подана (2Петр. зач.64). У вас же каждое согласие исповедует быть соборною Апостольскою церковью свое общество, лишенное полноты священства и таинств. А если которые из вашего общества и стыдятся открыто называть его соборною церковью, то все же проповедуют последовавший якобы конец существованию церкви со всею полнотой чинов и таинств. Если и этого иные не осмеливаются говорить, то все же они находятся вне соборной и Апостольской церкви. А пребывающему вне церкви как можно исповедовать по Символу: верую во едину святую, соборную и Апостольскую церковь? Итак, ваше учение не согласно с изложенным вселенскими соборами в девятом члене Символа веры.

Также и с учением десятого члена Символа веры: исповедую едино крещение во оставление грехов, согласно ли ваше учение и верование? В Символе веры учение о крещении изложено собором согласно Евангельскому о нем учению. А по свидетельству Евангелия св. крещение требует от Бога поставленных совершителей, кои суть Апостолы и их преемники епископы, и от них поставленные и ими посылаемые пресвитеры; ибо Господь Апостолам поручил совершение сего таинства, глаголя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. зач.116) и паки: якоже посла мя Отец, и Аз посылаю вы (Иоан. зач.65). Итак, сила и власть совершать св. крещение дана епископам и от них поставленным и посланным пресвитерам. А вы проповедуете, что посланники Христовы, которым поручено совершать таинство крещения, истребились и уже двести лет не существуют; как вы, так и поповцы, епископов и от них благочинно посланных пресвитеров на совершение таинства св. крещения не имеете. Такое ваше существование и учение, очевидно, не согласуется с десятым членом Символа веры: исповедую едино крещение во оставление грехов.

Из сказанного выше явствует, что все вы, именуемые старообрядцы, и беспоповцы и поповцы, хотя и ревнуете блюсти букву Символа веры, но во многом учите и веруете сопротивно Символу.

Во-первых: противно первому его члену проповедуете прекращение Божия вседержительства, коим святая церковь сохраняется непреклонною и недвижимою в той ее полноте чинов и таинств, в какой создана Христом Спасителем; а вы, Федосеевцы, и прочие безбрачные секты, проповедуете еще прекращение вседержительства, или промысла Божия о продолжении рода человеческого изначала установленным законом брака.

Второе: своим учением о прекращении в церкви благодатной хиротонии вы проповедуете прекращение благодатного царства Христова, и сим противоречите седьмому члену Символа веры.

Третье: исповедуя свои общества, не имущие трех чинов священства и семи таинств соборною Апостольскою церковью, вы противоречите изложенному в девятом члене Символа веры учению св. соборов, в коем под соборною, Апостольскою церковью исповедуется церковь со всею полнотою священства и благодатных таинств.

Четвертое: не имея на совершение таинства крещения и прочих церковных таинств от Господа поставленных и посланных совершителей, но и еще того горше, – проповедуя ныне прекращение от Господа посланных совершителей крещения и всех таинств, вы отвергаете Господне обетование о пребывании с оными до скончания века и противоречите содержащемуся в десятом члене Символа веры учению о крещении, коим необходимо предполагаются и совершители крещения.

Итак, помысли и вонми, достопочтенный старообрядец: при содержании столь противного Символу веры учения справедливо ли обнадеживать себя, что можно получить спасение, читая сей Символ устами, а с учением его не согласуясь.

Старообрядец сказал: Мы не желаем уклоняться от учения, согласного с Символом веры, но разве мы виноваты, что поставлены в такое положение, из коего сами вытекают таковые несогласные с Символом веры понятия?

Я ответил: Обстоятельства не могли вас поставить в такое положение, что вы должны были по необходимости впасть в противные Символу веры лжеучения: ибо обстоятельства во власти Вседержителя, потому и не могут приводить к отвержению истины и богопреданной веры. Нерассудная вражда ваша ко св. церкви и ваше от нее неправильное отделение, – вот что ввергло вас в таковые неправедные, противные Символу веры лжеучения. И доколе вы пребудете во вражде со св. церковью и в отделении от нее, дотоле не избудете оных своих лжеучений, противных Символу веры.

----


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle