Источник

Замечание о двоемыслии одного из первых расколоучителей, инока Аврамия, по вопросу о числе 166659

См. также: «Несколько данных к вопросу: как учили об антихристе первые расколоучители»

В главе 20 Апокалипсиса говорится, как известно, о связании сатаны на тысячу лет и потом о развязании на мало время (ст. 2, 3 и 7), а во главе 13-й того же Откровения пишется о числе имени антихристова 666 (ст. 18). В своем толковании на Апокалипсис св. Андрей Кессарийский под тысячею лет связания сатаны разумеет не точно-определенное число 1000, но неопределенное, единому Богу только известное60.Также и число имени антихристова 666 тот же св. Андрей Кессарийский толкует, разумея под оным не число лет, но число имени антихристова, то есть такое число, которого численные буквы, в их совокупности, будут означать собственное имя антихриста, какое он будет иметь61. Так же толкует и св. Ипполит. И никто из святых толкователей Апокалипсиса число имени антихристова 666 не принимал за число лет. Но, в противность св. толкователям, большая часть из первых расколоучителей, а им последуя и нынешние беспоповцы-перекрещенцы и некоторые из Нетовщины, тысячу лет связания сатаны приняли за определенное число, также и число имени антихристова 666 приняли за число лет. Совокупив же произвольно оба эти числа во едино, в число 1666, стали утверждать, опираясь в том на писателя Книги о вере, что антихрист явился в 1666 году. При этом они исчисляли годы, начиная годом еже по плоти Рождества Христова, в чем последовали опять писателю Книги о вере. А лицо явившегося будто бы антихриста они указывали в патриархе Никоне, его называли последним антихристом, и ожидали, что на обличение ему приидут Енох и Илия, которых проповедь продлится три с половиною лета, а потом уже последуют кончина мира и второе Христово пришествие.

Что число лет 1666 аки бы самым событием буквально исполнилось на патриархе Никоне, о том один из первых расколоучителей, инок Аврамий, в послании своем к некоему боголюбцу пишет: «И сие число явно исполнися на 1666 год, понеже в той год Никон пагубник свои еретические Служебники выдал, а святыя прежния Служебники, по которым отцы наши служили и Богу угодили, повелел из церкви изнести вон62. И се есть человеческо число, яко человек той пагубник, зверь лютый объявился, якоже Апостол глаголет: явитися ему во свое ему время. Время же его на исполнение числа сего... Сатана своим сосудом Никоном на тот (1666) год веру здесь изгубил, а ныне и досталь истребили ученики его» (Мат. для ист. раскола, т. VII, стр. 422–423). Здесь Аврамий явственно высказал, что число лет 1666 сбылось на временах патриарха Никона. Аввакум протопоп о числе лет 1666 тех же был мыслей, как и Аврамий: в послании к некоему Иоанну он писал: «а отступление их указует дух истинный во Апокалипсисе в 13 главе, по числу зверя 666-му, и Книга о вере, глава 30» (Мат. для ист. раскола, т. V, стр. 227). Значит такое мнение о явлении антихриста разделяли почти все началовожди раскола, и о духовном приходе последнего антихриста, также о духовном приходе пророков Илии и Еноха, еще не было тогда у раскольников и речи, но полагали, согласно учению церкви, что антихрист и Пророки должны явиться чувственно. Аврамий, в том же послании к некоему боголюбцу, пишет: «Мнози глаголют от неведения божественного писания... на земли чувственно пророком Илии и Еноху не быти» (стр. 419). Также и Аввакум протопоп в послании к священнику Стефану: «Инии глаголют Илиино и Енохово и Иоанново пришествие быти в притчи, а не истинно. И то есть мудрование их вражда на Бога... Многие богословцы чувственно им глаголют быти, а не в притчи и гадании» (Мат. для ист. раск., т. V, стр. 216). Но по явлении Пророков надлежало наступить и кончине мира. А между тем 1666-й год и последовавшие за ним годы протекли благополучно, – Илия и Енох на обличение Никона, мнимого антихриста, не приходили и кончины мира не было. Тогда надлежало бы расколоучителям сознать свою ошибку, – признаться, что несправедливо они прилагали Апокалипсические числа 1000 и 666 к летам патриарха Никона и ко времени исправления Служебников. Они же, по своему ожесточению, сознаться в ошибке не захотели, – напротив, оставаясь при своем мнении, что патриарх Никон есть последний антихрист, зверь лютый, а число 1666 означает год пришествия антихристова и на нем, патриархе Никоне, исполнилось, тому же числу 1666 дали другое толкование относительно пришествия Пророков и кончины мира: они стали вести их исчисление не от лета воплощения Господня, а от лета Господня распятия, и чрез то отдалили приход пророков Илии и Еноха и кончину мира еще на тридцать и три года с половиною. Таким образом они, в противность писанию, свидетельствующему, что пришествие последнего антихриста и явление пророков Илии и Еноха последуют в связи и одновременно, в течение одной седмицы, и что явление Пророков даже предварит пришествие антихриста, отделили одно событие от другого и явление Пророков отодвинули на тридцать три года дальше от явления антихриста. Вот что именно писал инок Аврамий в послании к тому же боголюбцу: «Да ту же воспомянул писатель Веры книги, яко время уже прииде и о скончании века, и мнози о сем не доумеваются и глаголют, яко уже прошло время, еже писано в Книге о вере» (стр. 423–424). Это показывает, что многие еще при Аврамии начали понимать неверность его толкования Апокалипсических чисел 1000 и 666, по которому явление антихриста и Пророков, а за ними и кончина мира, приурочивались к 1666 году, – и начали понимать именно из того, что время это уже прошло, а кончины мира нет. И вот Аврамий, в устранение этого недоумения, отсрочивает время прихода Пророков и скончания мира, а для этого изменяет начало исчисления тысячи лет, – начинает именно считать их не от лета рождества Христова по плоти, но от лета распятия Христова, ссылаясь о том на свидетельство св. Ипполита: «Толкует сия святый Ипполит папа Римский, яко связан сатана на 1000 лет от вшествия во ад Господа нашего Исуса Христа, и глаголет: егда приидет 1000 лет от вшествия Господа во ад, и после той тысящы, егда исполнится число лет 66663, и потом, рече, кончина будет. Исполнение же числу сему всего лет 20, или менше мало. За семь же лет до исполнения числа сего приидут пророки на землю» (стр. 424). Считая 1666 лет от времени сошествия Христова во ад, или со времени распятия Господня, т.е. от 33-го года по рождестве Христове, Аврамий, очевидно, относит время явления Пророков и кончины мира на 1700 год, каковое время, по его словам, должно последовать лет через 20 после того, как он писал свое послание к боголюбцу, которое значит писано им спустя лет тринадцать после 1666 года64.

Итак, Аврамий отнес время пришествия Пророков и кончины мира на 1700-й год, – и таково, надобно полагать, было мнение и других современных ему расколоучителей, упорно утверждавших, что со времен патриарха Никона настали времена антихриста и антихрист есть сам Никон патриарх. Но вот и 1700-й год проходит благополучно; кончины мира не последовало. Ожидавшие ее в 1700 году, т.е. в 1666-м от распятия Христова, точно так же обманулись, как и ожидавшие прежде в 1666-м г. от рождества Христова. После этого все державшиеся мнения, что времена антихриста настали со времен патриарха Никона, что антихрист уже пришел по исполнении лет 1666, начали по необходимости толковать, что сей приход антихриста, а также и пророков Илии и Еноха, должно разуметь в духовном смысле, а чувственного явления пророков Илии и Еноха и самого антихриста не будет, и явились таким образом противниками не только ясному учению слова Божия, но и учению своих родоначальников, насадителей раскола, решительно проповедовавших, что пришествие Пророков и антихриста будет чувственно, не в притче и не духовно.

Весьма важно для нас и то, что сами же первоучители раскола изменили свое начальное понятие о 1666-м годе, как годе явления антихристова. Хотя они несправедливо принимали тысячу лет связания сатаны за определенное число и также несправедливо число имени антихристова 666 признавали за число лет, но, вынужденные обстоятельствами, справедливо поняли по крайней мере то, что связание сатаны совершилось во время Господня распятия и что поэтому исчисление лет связания сатаны должно начинать не от лета воплощения Господня, а от лета Христова распятия. А это по необходимости заставило их отвергнуть собственное свое мнение, что 1666 год от начала связания сатаны падает на лета патриарха Никона и исправления Служебников; этим они опровергли и мнение всех тех, которые утверждали и утверждают доселе, будто с 1666-го года, или с 1667-го, когда происходил Великий Московский Собор, настали времена антихриста.

* * *

59

«Замечание» это написано по поводу недавно изданного седь­мого тома Материалов для истории раскола, в котором содер­жатся сочинения инока Аврамия, одного из очень видных рас­кольнических писателей XVII века. Вопросом об антихристе Аврамий занимался с особенным усердием, и раскольническое учение об антихристе у него излагается полнее, нежели у других современных ему раскольнических писателей. В существенных чертах оно без сомнения есть то же самое, которого держались и все первоучители раскола, которого, казалось бы, должны дер­жаться поэтому и нынешние раскольники, не разрывающие и не имеющие права разрывать (пока находятся в расколе) внутрен­нюю, духовную связь с первонасадителями раскола, своими начало­вождями, предками и отцами, и однако же весьма далеко от них отступившие между прочим и в учении об антихристе (это нужно сказать не только о поповцах, но и об самих беспоповцах, во­обще более верных своим предкам). Указывая, как нетверды и шатки были мнения об антихристе первых расколоучителей и как далеко уклонились от их учения нынешние раскольники, о. архимандрит Павел дает достаточное основание, чтобы судить и вообще о произвольности и лживости раскольнического учения об этом, весьма важном для раскола вопросе. Ред. Брат. Слова.

60

Вот подлинные слова из древне-письменного толкового Апокалипсиса Хлудовской библ. Толк. 1 и 2 ст. 20-й гл. «Связа ему (диаволу) тысяща лет, не мним яко числом разумевати тако, но много лета, якоже рече Давыд: слово, еже завеща в тысящу род, или явление совершенуму числу тысяща лет от Христова воплощения до антихристова пришествия. Богу единому се вестно, иже весть, доколе есть нам полезнее жити. Потом же пришед лстец смутит всю вселенную, нося в себе злу детель». Толк. 7-го ст. «Тысящу лет менит, мним, не самое то число, но множество, и плоднаго совершения лета евангельские проповеди, якоже и от сего: по совершении веры сын пагубен, человек неправедный приидет».

61

Толк. Апокалипсис, изданный в Киеве в лето 7133-е, гл. 13: «имеяй ум да сочтет число зверево, и число его есть шесть сот шестьдесят шесть». Толк. И известное ведение числа, якоже и про­чая, о нем писанная, время открыет и искус целомудрствующим и бодрствующим. Аще бо была бы потреба (якоже нецыи реша учителе) яве ведати каково имя, узревый бо его откры, но не изволи божественная благодать в божественной книзе имени пагубному написану быти.

62

Расколоучитель говорит здесь явную ложь. Патриарх Никон, восемь лет уже состоявший не у дел и именно в 1666 г. подверг­шийся суду и осуждению, не издавал и не мог издавать в этом году своих Служебников, не давал и не мог давать повеления об изъятии из употребления прежних Служебников. Так явно лгали на патриарха Никона родоначальники раскола, как бы давая этим пример и своим последователям даже до сего дня произно­сить всякие лжи на этого великого архипастыря. Но задача автора настоящей «Заметки» не в том, чтобы указывать исторические несообразности в сочинении Аврамия, а в том, чтобы указать «двоемыслие», внутреннее противоречие в его учении об анти­христе. Ред. Бр. Сл.

63

Св. Ипполит не соединял с тысячным числом лет еще 666 лет; Аврамий несправедливо ссылается на св. Ипполита.

64

Т.е. к 1666 г. надобно прибавить 13 лет, протекших до написания послания, и 20 лет, остающихся по исчислению Аврамия до кончины мира, что составит 1699 или 1700. Этим исчислением подтверждаются наши соображения о том, что «Послание» Авра­мия, также «Челобитная» и «Вопрос и ответ» писаны в 1679 (1666 +13) г. См. предисл. к VII т. Мат. для Ист. раскола, стр. XXVI–XXX. Ред. Бр. Сл.


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle