Источник

Беседа с старообрядцем о власти антихриста

Старообрядец: Из книги сочинений ваших я усмотрел ваше мнение, что антихрист будет только аки бы местный царь, а не всей вселенной обладатель. Об этом я желал бы иметь с вами рассуждение. Правда, о царстве антихриста старообрядцы учат неодинаково: одни утверждают, что антихрист будет царствовать чувственно, что он будет человек, назовет себя Христом и прельстит жидов, – такого мнения, как вам известно, держатся почти все поповцы; другие же все сказанное в писании об антихристе приемлют в иносказательном смысле, возводно, духовно, – это мнение беспоповцев, которое вы лучше меня знаете. Но все старообрядцы единогласно утверждают, что антихрист будет обладатель всей вселенной, а о том, что он будет только местный царь, у старообрядцев не возникало и рассуждения; это для нас новый вопрос.

Я спросил: А вы к которой части старообрядцев принадлежите? – духовно, или чувственно разумеете быть царству антихриста?

Старообрядец: Я принадлежу к поповцам, приемлющим священство, потому и разумею об антихристе, согласно писанию, что он будет чувственный человек, от жидовского рода царь, и прельстит жидов, выдавая себя за истинного Мессию, и в этом я уверен; а что антихрист будет только местный обладатель, а не всей вселенной, как вы писали, об этом питаю недоумение и прошу разрешить его.

Я ответил: Что антихрист будет только местный обладатель, или царь, а не всей вселенной владыка, об этом я действительно писал, и писал не по своим каким-либо соображениям, но на основании пророчества Даниилова, даже собственными словами пророчества и приведенного в оном толкования, которое дано Ангелом. Именно же я приводил из пророчества Даниилова сказание о звере четвертом, о десяти рогах его, о малом роге, исшедшем посреди их, и о трех рогах, исторгнувшихся от лица его; потом указал, как это видение Ангел растолковал Даниилу. Приведу вам и теперь сделанное Ангелом толкование: Зверь четвертый, царство четвертое будет на земли... И десять рогов его десять царей востанут, и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит, и словеса на Вышнего возглаголет (гл. 7, ст. 23–25). На сии словеса Ангела мною было приведено толкование блаженного Феодорита, которое также повторю вам: «И десять рогов его, глаголет, десять царей востанут. Толкование: Заметить должно, что пророк не сказал: восстанут един по единому, друг за другом последуя, но в едино и то же время все востанут. А что сие в самом деле так и есть, о том следующие за сим слова свидетельствуют: и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит. А если бы не в одно и то же время царствовали, но каждый по единому преемствовал другому, прежде его бывшему, то как бы сей (о котором говорится здесь) трех, не в одно время бывших пред ним, смирити возмогл? Отсюду явствует, что десять оных царей, о которых (пророк) предсказывает, при окончании (мира) в одно время восстанут, последний же антихрист восстанет и царство приимет, и с ними брань сотворит, а трех из них исторгнет». Дозде Феодорит. Итак, и в самом откровении показано, что малый рог три точию рога искоренит, а не все десять. И в толковании Ангела сказуется, что царь образуемый сим рогом трех царей, а не всех десять, смирит. И блаженный Феодорит, толкуя слова Ангела, коль краты повторяет, яко три точию царя смирит антихрист. Значит не мое это умствование, но откровение священного писания.

Старообрядец. Когда я читал об этом в вашем сочинении, тогда же видел, что вы говорите от божественного писания, а не самомненно. Но мне желательно было бы с вами об этом предмете поговорить подробнее; не можете ли вы о том представить еще каких- либо свидетельств от св. писания?

Я ответил: Господь наш Иисус Христос в беседе своей к Иудеям об антихристе сказал: Аз приидох о имени Отца Моего и не приемлете Мене; аще ин приидет о имени своем, того приемлете (Иоан. зач 17). Сими словами Спасителя явственно определяется, что антихрист приидет к Иудеям, не приявшим Христа, значит указуется не всемирное его царствование над всеми народами: Аз, рече, приидох и не приемлете, ин приидет и приимете, – вы приимете, а не все язы́цы приимут и со всеми вы. Апостол Павел также явственно определяет народность, к которой допущено будет антихристу приити: И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде (2Фес. 2:11–12). Здесь Апостол, беседуя об антихристе, по словам св. Златоуста, имеет в виду Иудеев, не уверовавших плотскому Христову пришествию. Апостол указует и то, почему попущено будет, чтобы антихрист явился к Иудеям: да суд, рече, приимут, или по выражению св. Златоуста, «да будут осуждены на страшном судищи, во еже быти им безответным». (Зри о сем пространнее у св. Злат, бесед. 4 на второе послание к Солунянам). Итак, не только в откровении Даниилу и толковании на оное Ангела, но и во святом Евангелии, и в Апостольских посланиях власть антихриста ограничивается порабощением трех царств, господством над Иудейским народом, а не простирается на всю вселенную.

А что антихрист возставит царство Иудейское, как пишут многие из св. отцов, мню, о том говорится и в откровении св. Иоанна Богослова во главе 17, в ст. 8: Зверь, егоже видел ecu, бе и несть, и имать изыти от бездны, и в пагубу пойдет. Известно, что зверями в откровении Иоанна Богослова образуются царства земные. Хотя Иудеи отреклись от своего истинного царя, когда говорили: не имамы царя, токмо кесаря (Ин.19:15), и паки: не пиши царь Иудейский (Ин.19:21); однако и по распятии Христове, до разорения Иерусалима, царство Иудейское, хотя и в подданстве и подчинении Римлянам, существовало, имея своих царей. По свидетельству книги Деяний Апостольских у них был: Ирод царь, убивший Апостола Иакова брата Иоаннова мечем (Деян.12:2), был Агриппа царь, которому представлен был Фистом Апостол Павел (Деян.25:13). Посему христоубийственное царство Иудейское, начавшее гнать Христа еще сущего в пеленах, не прекращавшееся от распятия Христова до разорения Иерусалима, и можно разуметь под зверем, о котором сказано: бе и несть; оно было, существовало до разорения Римлянами, и несть, упразднилось, когда разорено Римлянами за христоубийство, по слову Спасителя: обаче враги моя оны, иже не восхотеша мене, да бых царь был над ними, приведите семо, и изсецыте предо мною; потом на кончину мира, в лице антихриста, имат изыти из бездны, или по выражению Апостола, по действу сатанину (2Фес.2:9); и, наконец, в пагубу пойдет, или по словеси Апостола, Господь Иисус упразднит его явлением пришествия своего (2Фес.2:8). Явлению сего зверя, то есть возстанию Иудейскаго царства, по сказанию Апокалипсиса, удивятся живущий на земли, имже имена не написана суть в книгу животную от сложения мира. Затем в Апокалипсисе указана и причина удивления: удивятся... видяще, яко зверь бе, и несть, и предста (Откр.17:8), то есть удивляться будут неверные, не разумевающие имеющей быть последней погибели зверя, а только видящие, что древнее запустелое царство Иудейское предста, явилось опять и в такой силе.

Старообрядец: Из приведенных вами свидетельств писания действительно явствует, что антихрист будет обладать не всею вселенною, послан будет не к верующим во Христа, а к Иудеям, во Христа не верующим; но меня приводит в недоумение сказанное о сем в той же семнадцатой главе откровения св. Иоанна Богослова, свидетельство из которой вы сейчас рассмотрели. В ст. 12 и 13 читаем: И десять рогов, яже видел еси, десять царей суть, иже царство еще не прияша, но область яко цари на един час приимут со зверем. Сии едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут. Из сих слов Апокалипсиса ясно видится, что цари, образованные в Данииловом откровении десятью рогами, область свою и силу дадут зверю, то есть антихристу. Значит антихрист будет иметь под собою сих десять царей и поэтому будет обладателем всея вселенные.

Я ответил: Вы полагаете, что в откровении Даниила о звере четвертом и в откровении св. Иоанна Богослова о звере червленом, носящем жену-блудницу, образуется одно и то же, и потому находите разноречие в откровениях об одном и том же у пр. Даниила и св. Иоанна Богослова: на основании сказанного в откровении Иоанна о рогах зверя, носящего жену-блудницу, делаете как бы опровержение сказанному в откровении Даниила и толковании Ангела о рогах зверя четвертого. Это ошибка с вашей стороны, очевидная уже и из того, что таких несогласий в богодухновенных писаниях быть не может. И по точному рассмотрению обоих откровений оказывается действительно, что они касаются не одного и того же. В самом описании зверей по тому и другому откровению есть большое различие. У одного зверя одна голова, а у другого семь. А потом, – десять рогов на главе четвертого зверя изросли прежде малого рога: и се, видит пророк, рог другий мал взыде среди их, и трие рози преднии его исторгнушася от лица его (Дан.7:8). Вонмите словам пророка: и трие рози преднии его. Также и Ангел, толкуя видение, глаголет: десять рогов его десять царей достанут, и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних и три цари смирит (ст.24). Вонмите: и по них, а не с ними вместе возстанет другий. О рогах же зверя Апокалипсического Ангел, толкуя Богослову, глаголет: и десять рогов, яже видел еси, десять царей суть, иже царства еще не прияша, но область яко цари на един час приимут со зверем, сии едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут (Откр.17:11–12). Сличая эти два откровения о рогах зверя, находим между ними следующие различия.

Первое: Роги зверя четвертого, показанного в откровении Данииловом, израстоша прежде малого рога, а роги зверя, показанного в Апокалипсисе, с ним (т.е. с антихристом) совокупно на един час (то есть во едино время) область приимут.

Второе: Роги зверя четвертого в пророчестве Даниилове Ангел именует царями, а роги зверя в Апокалипсисе Ангел, толкуя откровение, не называет царями, имущими царства, а говорит только, что они приимут власть яко цари. Сим являет ничтожество их власти.

Третие: О рогах зверя четвертого и откровение Даниила поведает, что три из них исторгнушася, и толкование Ангела объясняет, что три царя будут смирены антихристом, значит из десяти останется во время царствования антихриста только семь; а роги зверя Апокалипсическаго все десять силу и область свою зверю дадут.

Четвертое: Роги зверя четвертого, показанного в пророчестве Даниилове, суть цари, возникшие, по сказанию Ангела, на развалинах царства Римскаго; а роги зверя Апокалипсическаго не совозстанут со зверем (антихристом) совокупно, значит последи тех царей, на развалинах Римскаго царства возставших, и именуются только яко цари, чем означается их незначительность.

Итак, между рассматриваемыми откровениями пр. Даниила и св. Иоанна Богослова есть великое различие и сливать их воедино никак нельзя. А посему откровение Даниила пророка о звере четвертом, о рогах его и о малом роге, т. е. что сей малый рог, или антихрист, не всея вселенные будет обладателем, но точию трех царей покорит, откровением Иоанна Богослова о десяти рогах зверя, носящего жену-блудницу, не упраздняется.

Старообрядец: Есть еще другое свидетельство в Апокалипсисе, которое ясно говорит, что антихрист будет властитель всей вселенной.

Я ответил: Укажите это свидетельство Апокалипсиса и будем его рассматривать.

Старообрядец: В главе 13 (ст. 7 и 8) пишется: и дана бысть ему (зверю исходящему из моря) область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех, и поклонятся ему вси, живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных Агнца, закланного от сложения мира. Из сих слов видно, что зверю-антихристу дастся область на всяком колене и на языцех и племенех. Значит, он будет обладатель всей вселенной.

Я заметил: Не спешите делать заключение прежде рассмотрения. В приведенных вами словах Апокалипсиса говорится не о чувственном властительстве антихриста, которое по пророчеству Даниилову будет только местное, но о прелести его, которая далече за пределы его державства может простираться на неверующих во Христа. Вникните в смысл приведенного вами места в Откровении Иоанна Богослова. Сначала сказано: И дана бысть ему область, и потом, в показание того, в чем именно будет состоять сия область, прибавлено: и поклонятся ему. Значит, ему дана власть только привести на поклонение себе. Далее сказано и то, на кого собственно прострется сия власть: не на всех вообще живущих на земли, а только на тех, имже не написана суть имена в книгах животных. Рассудите, – чувственного царства область будет простираться на всех, кто в пределах его обрящется, не только на тех, которые не написаны в книгу животную, но и на тех, которые написаны: ибо чувственный властитель, ихже хощет, накажет и ихже хощет, почтит: а нравственное подчинение антихристу, верование лжечудесам его, приятие его за Мессию, прострется только на тех, которые в книгах животных не написаны. Но власть сия не может ограничиваться пределами чувственного антихристова царства; она может простираться далеко и за его пределами; особенно же по удобству нынешних сношений влияние антихриста легко может простираться во все концы мира, и таким образом повсюду антихрист прострет свою власть на тех, имже не написана суть имена в книгах животных Агнца, заколеннаго от сложения мира; но на верующих во Христа, которых имена написаны в книгах животных, этой области ему не дано, по словеси Спасителя: Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне (Иоан., зач. 57). Видите, о чем говорится в приведенных вами словах Апокалипсиса, – о нравственном влиянии антихриста на неверующих во Христа, а не о чувственном его всемирном владычестве.

Старообрядец: Хотя мы с вашим разумением, что антихрист будет только местный обладатель, и не согласуемся, однако разумеем, что он явится чувственно, будет царь и обольстит жидов; мы не беспоповцы, которые все это толкуют духовно.

Я ответил: Не в том состоит важная вина беспоповцев, что они несогласно с писанием разумеют об антихристове приходе; вся важность заключается в том, что они своим несправедливым толкованием о пришествии антихриста оправдывают свое нечестивое учение о прекращении священства и таинств в церкви Христовой. Вы, поповцы, о последних временах мира учите согласно писанию и справедливее беспоповцев; но нельзя сказать, чтобы и ваше учение о последних временах было во всем согласно писанию.

Старообрядец: А в чем же учение поповцев о последних временах не согласует писанию?

Я ответил: Писание учит, что Израиль тогда спасется, егда исполнение языков (в веру) внидет (Рим. зач.107); а вы учите, что обращение Иудеев по отступлении языков от веры совершится. Видите, в каком важном предмете вы противоречите учению Апостола языков. И этим вы также, подобно беспоповцам, прикрываете свое отступление от вселенской церкви, непобедимой вратами ада.

Старообрядец: В вашей «беседе о сказанном у Апостола: аще не приидет отступление прежде», я помню, говорится подробно о том, что обращение Иудеев чрез пророков Илию и Еноха тогда только может совершиться, егда, по свидетельству Апостола, исполнение языков внидет, что до того времени, когда явятся пророки Илия и Енох, учение Христово паче прострется, и что поэтому их проповедь тогда и будет удобно приемлема. Но я желал бы знать, не можете ли вы в подтверждение этого указать и другие свидетельства священного писания?

Я сказал: О Иудейском обращении и самом времени обращения Апостол Павел говорит со всею твёрдостью и ясностью. Твердость видна в словах: не хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри. Егда глаголет: да не будете о себе мудри, сим повелевает оставить все свои размышления и недоумения, и беспрекословно покориться тому, что скажет. Ясность же – в словах: яко ослепление отчасти Исраилеви бысть, дóндеже исполнение языков внидет, и тако весь Исраиль спасется. Здесь и самое обращение Израиля и время обращения указаны ясно и точно. Когда, говорит, исполнение, или полнота языков внидет в веру, тогда и Израиль спасется, т.е. уверует. А что говорит здесь именно о принятии Иудеями веры во Христа, это видно из того, что в подтверждение своих слов он приводит слова пророка, якоже есть писано: приидет от Сиона избавляяй и отвратит нечестие от Иакова, сей им от меня завет, егда отъиму грехи их. Сии пророческие слова, приведенные Апостолом, св. Златоуст, толкуя, глаголет: «Не егда обрежутся, не егда пожрут, не егда некая законная сотворят, но егда грехов получат оставление». А что вера языков тогда будет крепка, доказывается тем, что они своею ревностью в вере возмогут и Иудеев на веру привлещи. О сей крепости тогда в вере языков и св. Златоуст, согласно Апостольскому учению, пишет: «Паки сии (Иудеи) противишася, а вы спасостеся. Не убо тако спасостеся, яко паки изыти, якоже Иудеи: но еже тыя привлещи, в ревности пребывающе» (на посл. к Рим. бес. 19, лис. 355). Тойже св. Златоуст в беседе 57 на Евангелие от Матфея, согласно слову Апостола, пишет, что обращение Иудеев Илиею пророком совершится с помощью веры языков. «Тогда убо (Илия пророк) устроит вся, не яко знаем будет токмо, но яко и слава Христова до дне онаго множае прострется, и всем паче Илии будет явственнейше. Егда толикой предыдущей славе и ожиданию приидет он (Илия), согласная сему проповедуя и возвещая, удобнейше приимут глаголемая». Вот видите, как решительно св. Златоуст утверждает, что пред приходом Илии пророка и обращением Иудейским слава Христова во языцех до дне онаго множае прострется и всем паче Илии явственнейше будет, и что языки, своею твердостию в вере, привлекут и Иудеев к вере; а не говорит он, что тогда последует отступление языков от веры, как вы проповедуете. Также и в толковании на послание св. Апостола Павла к Евреям, на слова: внегда бо покори Ему всяческая, ничтоже остави Ему непокорено, ныне же не у видим Ему всяческая покорена, св. Златоуст ясно выражает мысль, что пред кончиною мира последует общее покорение проповеди о Христе: «аще вся убо покоритися должна суть, а не у покоришася, не стужи си, ниже смутися: аще бо убо кончине пришедшей и всем не покорившимся сия пострадал бы еси, влепоту бы еси болезновал. Ныне же не у видим Ему

всяческая покорена: не у одолел есть Царь. Почто убо смущаешися, зело стражда? Не у всем одолела проповедь, не у время совершенно покоритися».

За сим, по вашему желанию, приступлю к указанию и других свидетельств Божественного писания о сохранении веры во Христа языками до самого времени второго Христова пришествия. Господь наш Иисус Христос сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. О сих словах Спасителя сам Евангелист заметил: сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети (Иоан. зач.42). И так Господь сказал, что по распятии своем, силою креста своего вся привлечет к Себе. И оттоле, от дня распятия, по слову своему, Господь привлекает к себе человеков, и до судного дне, по сему неложному словеси, привлекать будет. Ибо сила креста, привлекающая вся к себе, никогда не ослабеет. И посему христианство, среди всеусиленных гонений и соблазнов, до судного дня расти и множиться будет, и слова Христа Спасителя: вся привлеку к Себе исполнятся. Если же предполагать и проповедывать, что на конце мира будет всемирное от веры отступление и христианству конечное повсюду оскудение, это значило бы проповедывать разрушение силы креста, вся к себе привлекающей.

И паки, там же, во Евангелии от Иоанна (зач. 36) читаем слова Господни: ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести, и глас мой услышат: и будет едино стадо и един пастырь. Иными овцами Господь именует здесь язычников, и глаголет о них, яко и тех (т.е. не одних евреев, но и язычников) подобает ему привести; а что это приведение их Он исполнит, то утверждает всемощным словом своим, глаголя: и будет едино стадо и един пастырь. Если при конце мира, пред Иудейским обращением, должно быть всеобщее отступление и всемирное неверие, не исполнились бы слова Христовы: и тыя ми, сиречь языки, подобает привести: и будет едино стадо и един пастырь; но было бы, вопреки слову Спасителя, всеобщее волками расхищение овец у пастыря.

Некоторые из старообрядцев слова Спасителя: и будет едино стадо и един пастырь относят к будущему веку, – говорят, что тогда, когда начнется славное царство Христово, будет едино стадо и един пастырь. Но предварительные слова Спасителя: глас мой услышат, показывают, что именно от послушания гласа его будет едино стадо, то есть от добровольного уверования гласу пастыря, что и сами старообрядцы к будущему веку отнести не могут.

Господь, уча о царстве небесном, то есть о положении христианства среди мира, часто говорил о том притчами. Так говорил Он: Подобно есть царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем: еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более всех зелий есть, и бывает древо: яко приити птицам небесным, и витати на ветвех его (Мат., зач.53). Что под царством небесным разумеется христианство еще и прежде второго на землю Христова пришествия, потому что и тогда в нем царствует царь небесный, о том, думаю, никто из верующих во Христа прекословить не будет. По слову самого Спасителя, вера во Евангелие есть первая принадлежность царствия Божия, которое по сему и зачалось с начала проповеди Евангельской: приближися царствие Божие: покайтеся, и веруйте во Евангелие (Марк, зач.2). Итак, по притче о зерне горушичном, царствие Божие, или что тоже, вера в Евангелие от малого зерна, всеянного на селе мира сего, растет и растет, и, по слову Спасителя, будет более всех семян, то есть более всех иных верований, и никакие бури и непогоды не помешают растению его, и тлетворные ветры не увядят ветвей его. По сему-то и сказал св. Златоуст, что церковь не подлежит времени тления (Кн. о вере, гл. 2). А если проповедывать, что при кончине мира будет всемирное от веры отступление, это значило бы проповедывать, что зерно веры во Христа не возрастет более всех зелий, что возросши, оно иссохнет, и обломают ветви его, и уничтожится в нем вся влага его, и не будет в нем места обитанию птицам небесным. Таковое проповедание не только самовольно, но и противно Евангельскому слову.

И паки Господь глаголет: подобно есть царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех трех муки, дóндеже вскисоша вся (Мат. зач. 53). И сия притча поведает, что квас царства небесного, то есть христианства, достигнет того, что всквасит все, то есть весь мир приведет в христианство. А проповедывать на кончине мира всемирное отступление и нечестие, значит проповедывать, что не квас царства небесного сквасит все, но нечестие изжденет квас царствия небесного. Можно ли согласиться с таким противоречащим слову Спасителя учением?

И еще. Пророк Давид, предсказывая о силе Евангельской проповеди по вселенной и о вере всех языков во Христа, глаголет: помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Посем сказует и причину, почему сие совершитися имать: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки, то есть обращению тому свойственно совершиться согласно всемогуществу Господа, потому что он обладает всеми концами земли, и своим всемогущим промыслом привлечет их к своему познанию. И если бы все, обретающиеся в ветхом и новом завете, подобные свидетельства приводить здесь: невместимо было бы нашей силе. Я привел, по силе моей, только нечто от множества, исполняя ваше желание.

Старообрядец: Приведенные вами свидетельства убеждают беспрекословно покориться им. Но есть другие свидетельства священного же писания, которые убеждают иное думать о судьбе церкви в последнее время. Я желал бы с вами побеседовать об них.

Я ответил: Предложите сии свидетельства и будем совокупно их рассматривать.

Старообрядец: Когда Апостолы вопрошали Господа о разорении Иерусалима и о кончине мира, Он сказал им в ответ между прочим сие: И тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга: и мнози лжепророцы востанут, и прельстят многия: и за умножение беззакония, изсякнет любы многих... Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть; избранных же ради прекратятся дние оны (Мат. гл. 24). Сии столь ужасные Господни предречения к какому времени и к каким событиям относятся? Если их отнести к разорению Иерусалима, то неужели тогда была столь велия скорбь, якова не была от начала мира, ниже имать быти!

Я ответил: Св. Феофилакт разумеет, что сии слова Спасителя сказаны о разорении Иерусалима: «нецыи о днех антихристовых разумеют сия; несть же о антихристе се, но о разорении Иерусалима; о антихристе же сыне погибели отзде начинает». И св. Златоуст приведенные вами слова Христа Спасителя разумеет также о разорении Иерусалима: «Молитеся, да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу. Будет бо тогда скорбь велия, якова не бысть от начала мира доселе, ниже имать быти. Зриши ли, яко ко Иудеом слово ему и о имевших постигнути их злых беседует. Не бо Апостолы имяху субботу хранити, или тамо быти, егда Веспасиан сия содела: ибо прежде отыдоша от жития множайшии. Аще же кто остася, во иных странах вселенные живяше тогда. (Ниже) Яко всяку превзыдоша плачевную повесть оная лютая, и рать такова, якова никогда же на кий либо язык прииде. Толик бо бе глад, яко самим матерем желательно бе детоядение, и о сем рати бываху: многим бо мертвым бывшим, посреди растерзани быша утробы, рече. Сладце убо вопросил был Иудеов, откуда тако от Бога посланный гнев нестерпимый, и всех прежде бывших не во Иудеи токмо, но и всюду по вселенней жесточайший прииде на них? Не явно ли, яко крестного ради дерзнутия и изречения сего? Вси сие рещи могут, со всеми же и прежде всех сама вещей истина. Зриши ли величества злых, егда ни к прежднему токмо времени прилагаема лютейша являются, но и к будущему всему? ниже бо во вселенней всей, ниже во времени всем бывшем же и будущем возможет кто рещи таковая зла бывша. И зело влепоту: ниже бо дерзну кто от человек, ни прежде бывших когда, ни от бывших по сих, дерзновение тако законопреступно и страшно. Сего ради рече: будет бо скорбь, якова не бысть, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны... Аще бы на долзе держалася, рече, рать Римлян на град, вси погибли бы Иудеи, и внутрь и вне бывшии, всяку плоть Иудейску глаголет: не токмо бо бывшии ратуеми бяху, но и сущих везде рассеянных извергаху и изгоняху, ненависти ради к ним. Которых же зде рече избранных? Верных, посреди их заключенных. Да не глаголют бо Иудеи, яко проповеди ради и поклонения ради Христу сия быша злая, показует, яко не токмо вернии сих им не быша виновни, но яко аще не они были бы тамо, из корене погибли бы вси: аще бо попустил бы Бог продолжатся брани, не бы останок пребыл Иудеев. Но да не погибнут с неверными купно Иудеями бывшии от них вернии, вскоре разруши брань, и положи конец брани. Сего ради рече: яко избранных ради прекратятся дние оны. (Ниже) Толикое о верных Божие есть промышление, яко их ради и инии спасаются, и неверных Иудеев останки еще пребывают христиан ради. (Ниже) Совершив яже о Иерусалиме, к пришествию своему уже приходит, и глаголет им о знамениях, не онем потребных токмо, но и нам и по нас будущим всем».

Из приведенных слов св. Златоуста видно, с какою он осторожностью и последовательною точностью вами приведенные слова Спасителя разъясняет, и как ясно сказует, что они изречены о христоубийцах Иудеях и о разорении Иерусалима за христоубийство, что – именно за толь великое преступление Иудеи пострадаша такова лютая, ихже никтоже когда пострада, или впредь постраждет. И достойно: ибо никтоже таковая дерзнул. И должны бы и еще пострадати лютейшая за вину свою, но избранных ради прекратися брань. Итак, сии слова Спасителя относить к кончине мира, значило бы прелагать их смысл. Могут они относиться и к кончине мира, но не по сущности своей, как будто они именно о кончине мира были сказаны, а только по уподоблению. Потому приводят их и о кончине мира некоторые из отцов церкви.

Старообрядец: Вы сами сказали сейчас, что некоторые из отцов и писателей церковных слова Спасителя, сказанные о разорении Иерусалима, прилагают по уподоблению и к кончине мира, ко временам антихриста: значит и в сии времена не менее прискорбна будет судьба церкви Христовой?

Я ответил: Действительно, некоторые из отцов церкви, как я и сказал, относили слова Господа о разорении Иерусалима, по уподоблению, к последнему времени; но они делали это не изменяя подлинного смысла слов Христовых, в чем повинны старообрядцы. О предшествовавшем разорению Иерусалима времени и о времени самого разорения Спаситель сказал: за умножение беззакония изсякнет любы многих. О ком собственно сказано это? Никто не станет утверждать, что это сказано об Апостолах, об их учениках и о всех верных того времени, ибо всем известно, что тогдашние христиане столь изобиловали любовью, что служат образцом любви для верных всех веков; ради сущих во Иудеи верных, по слову Спасителя, пощажены были и неверные Иудеи: избранных ради, рече, прекратятся дние оны. А во языцех жившие тогда христиане не точию к своим собратиям пылали любовью, но и сущим во Иудеи помогали в их нужде, о чем в посланиях своих свидетельствует св. Апостол Павел (Рим.15:25,29), (1Кор.16:1) (2Кор.8:4), каковое благотворение без любви совершаться не могло. Итак, в верных тогда любовь не иссякла; а иссякла тогда любовь, по толкованию св. Златоуста, во лжеапостолах и лжебратиях, до конца же в христоубийственном сонмище. Таким образом слова Спасителя: за умножение беззакония изсякнет любы многих, невозможно относить к христианам первого века; точно также, по уподоблению, несообразно относить их к верующим при кончине века. Если вы сии слова Христа Спасителя о изсякновении любви отнесете к последним временам в таком смысле, как св. Златоуст прилагал ко временам разорения Иерусалима, т.е. будете разуметь их о лжепроповедниках и слугах антихриста, это не только будет не противно слову Божию, но и согласно с ним. Ибо и Господь сказал о последних временах: востанут лжехристи и лжепророцы (Мф.24:24). Но если вы смысл сказанного Спасителем о изсякновении любви многих будете самовольно усиливать, как это и делают многие из старообрядцев, – вместо изсякновения любви во многих будете разуметь изсякновение любви во всех, и в таком усиленном смысле будете прилагать к последним временам мира, т.е. учить, что во всех верных иссякнет тогда любовь: то вы таким своим мнением, во-первых, измените смысл предреченного Спасителем, сказанное о многих распространив на всех; во-вторых, самовольно приложите сие предречение к верующим, и тем дерзновенно укорите в лишении любви не только верующих христиан последнего времени, но с ними вкупе церковь Апостольскую, христиан первого века, к которому (именно ко времени пред разрушением Иерусалима) собственно и относится предречение Спасителя об оскудении любви многих. И все это от того, что сказанное Спасителем о сем времени вы не с точностью смысла приложите к последним временам.

Тоже следует сказать и о другом предречении Спасителя, относящемся к разорению Иерусалима, которое вы прилагаете ко времени скончания мира: аще не бы прекратилися дние оны, не бы спаслася всяка плоть. Ежели вы дадите сим словам частное значение, то есть приложите их только к области царства антихристова, как они и самим Спасителем были сказаны в частности о местности Иерусалима, это будет не противно смыслу Евангельского изречения. А ежели вы дадите им более широкое значение, если распространите предречение Спасителя на всю вселенную, это будет не только самопроизвольно, но и противно тому смыслу, в коем предречение сказано Спасителем.

Впрочем, о сем изречении Спасителя: аще не бы прекратилися дние оны, не бы спаслася всяка плоть, которое, по разумению св. Златоуста и Феофилакта Болгарского, относится собственно к прекращению Иудейской брани, должно заметить, что если его отнести к скончанию мира, оно совершенно утратит свой подлинный смысл. При разорении Иерусалима, согласно предречению Спасителя, брань прекратилась прежде конечного всех истребления, дабы пощадить избранных, т.е. веровавших из Иудей: для них, по словам св. Златоуста, пощажены и неверовавшие Иудеи, не преданы конечному погублению. Теперь, ежели сии слова Спасителя: аще не бы прекратилися дние оны, по уподоблению, приложить к прекращению царства антихристова (как делают некоторые беспоповцы, говоря, что теперь, живя в спокойствии, строя свои молельни и отправляя в них свои служения, они живут в прекращении царства антихристова), это будет противно учению слова Божия о последних временах. Св. Апостол Павел свидетельствует, что антихриста упразднит Господь явлением пришествия своею (Солун. зач.275) значит царствование и власть антихриста упразднится с появлением пришествия Господня, а не прежде Господня пришествия. Посему слова Спасителя о прекращении брани Иудейской разуметь и о прекращении царства антихристова, избранных ради, прежде пришествия Господня, значило бы противоречить словам св. Апостола Павла.

Поняв это противоречие, беспоповцы изменили несколько смысл своего учения, – говорят: не царство антихристово прекратится, но злоба его прекратится49. Это значит, что антихрист оставит злобу и будет добрым. Но можно ли где о таком изменении антихриста к добру найти свидетельство в священном писании? Нигде. Если антихрист оставит злобу, изменится на добро, то за что же будет он убит духом Господним, по слову Апостола: егоже Господь Исус убиет духом уст своих (Солун. зач.275) и по слову Пророка: духом устен убиет нечестиваго (Ис.11:4)? Учение о прекращении злобы антихриста явно противоречит сему апостольскому и пророческому слову.

Если еще сказанное Господом о прекращении Иерусалимской брани прилагать к скончанию мира в том смысле, что прекратятся дние злобы антихриста вторым на землю Христовым пришествием ради спасения избранных, как толкуете и вы поповцы: и такое разумение противно учению слова Божия. Ибо после судного дня уже скончается образ мира сего: тогда и верующие уже будут продолжать свой подвиг, а неверующие все приимут тогда осуждение, а не спасение; притом же проповедывать, что если бы второе Христово пришествие не прекратило дни царства антихристова, то никто бы не мог получить спасения, или другими словами, если бы еще продолжались дни существования мира, то не было бы и спасаемых, – проповедывать это значит проповедывать, что тогда антихрист одержал бы совершенную победу над царством Христа, то есть церковью. Такая проповедь есть не что иное, как прославление силы антихриста и унижение силы Христовой.

Старообрядец: В Евангелии от Луки (в зачале 88) читаем слова Господа, сказанные в виде вопрошения: обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? Эти слова Господа приводят к такому заключению, что вера пред пришествием Господним весьма умалится.

Я ответил: Если бы вопрос: обаче Сын Человеческий пришед обрящет ли веру на земли? прежде нежели предложить его, не предрешил сам же Спаситель, то давалось бы место различным человеческим решениям; но когда вопрос сей еще прежде предложения самим Спасителем и предрешен, тогда излишне вступаться человеческим разумом разрешать его, а нужно только выслушать о нем Господне предрешение.

Старообрядец: А где и как вопрос сей предрешен самим Господом?

Я ответил: В том же Евангелии от Луки (в зачале 87) читаем слова Господа, также о втором Его пришествии на землю. Дабы показать внезапность своего пришествия50, Он уподобляет его внезапному пришествию потопа на землю и истребления на Содом и Гомору: потому же будет и в день, в оньже Сын Человеческий явится. В ту нощь будете, два на одре едином: един поемлется, а другий оставляется. Будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется. Два будете на селе: един поемлется, а другий оставляется. На сии Господни слова св. Феофилакт в Благовестнике делает такое толкование: «одром, мелением и селом изображается различное жительство, богатых и убогих, трудом рук себе пищу приобретающих: и одни из них, добродетельнии, яко легцы поемлются на сретение Господне на воздусе, на облацех, а другие оставляются». Что та нощь, о коей говорит здесь Господь, указует на время самого Господня пришествия, о том не может быть сомнения. Но кто именно разумеется здесь под поемлемыми от одра, меления и села? Думать, что Господь говорит здесь о праведниках, умерших прежде тоя нощи, нельзя: ибо тии на сретение Господне востанут из гробов, а не от одра, или меления и села поемлеми будут. Ясно, что Он разумеет здесь праведников, которые будут жить на земле во время второго Его пришествия. Итак, по слову самого Господа, в нощь Его пришествия во всяком жительстве, и труде, и местности, будут спасаемые. А посему и вопрос: пришед обрящет ли Сын Человеческий веру на земли? самим Господом разрешен и нашего решения не требует, но подобает нам веровать, что и от одра, и от меления, и от села верующий на сретение Господне поемлемы будут.

Старообрядец: Апостол Павел во втором послании к Тимофею (зач.295) явственно описал соблазны последнего времени и говорит о их преуспеянии: сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта, будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирительни, презорливи, возносливи, прелагатае, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. Видите, каково будет человечество в последние дни! Чего же от таких развращенных ожидать доброго? И действительно, если бы Господь не прекратил дние оны своим пришествием, то в те времена едва ли были бы и спасающиеся.

Я заметил: Не спешите делать свои заключения прежде надлежащего рассмотрения слов Апостола. Скажите, – приведенные вами слова о всем ли человечестве сказаны, или об отдельных лицах?

Старообрядец: Апостол не сказал с исключением, что будут нецыи человецы таковы и таковы, но просто без исключения говорит: человецы; значит тогда вообще таковы будут люди, и добрые между ними будут составлять только исключение.

Я заметил: У вас утвердилось уже мнение о развращении всего человечества в последние времена; согласно такому мнению вы поняли и приведенное предречение Апостола, не обратив внимания на всю его полноту.

Старообрядец: Прошу вас, укажите, что я опустил из внимания в предречении Апостола о последних временах.

Я ответил: Вслед за приведенными словами, Апостол пишет: и сих (т.е. исчисленных им нечестивцев) отвращайся. От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца, отягощенные грехами, водимые похотьми различными: всегда учащяся, и николиже в разум истины приити могущыя. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом, и неискусни о вере. Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех бысть. Вот где заключение приведенных вами слов Апостола, и их необходимо рассматривать в связи с этими заключительными словами, которые вы и опустили из внимания. Что же мы находим в приведенных мною заключительных словах Апостола? Находим, что и прежде говорил он о лицах не неверных, но только неискусных в вере и николиже в разум истины приити могущих, противящихся истине, как Ианний и Иамврий. Но если они будут противиться истине, значит истина будет тогда существовать. Иначе, как могли бы они сопротивляться истине, если бы она не существовала открыто? Мало того, – по сказанию Апостола, истина одержит над таковыми победу, как Моисей над Ианнием и Иамврием: но не преуспеют, рече, более. Почему не будут иметь преуспеяния? безумие бо их, прибавляет, явлено будет всем. Здесь достойно особого внимания выражение Апостола: всем, т.е. всем людям явлено будет безумие этих, в сравнении со всеми, не многих развратителей. Итак, не в развращенных будет большинство, как вы сказали, но в тех, по слову Апостола, которых назвал он всеми и которым явлено будет безумие развращенных. Ясно таким образом, что Апостол, в рассмотренных нами словах, не то предсказывает, что будто бы все христианство в последнее время будет развращено, но только то, что в последние дни восстанут такие развратители, как Ианний и Иамврий, и покусятся превращать истину, но не преуспеют совершить свою злобу, истина над ними восторжествует и безумие их явлено будет всем человекам.

Старообрядец: Из всего вашего со мною собеседования я примечаю, что вы на скончание века никаковых скорбных и печальных для церкви событий не предполагаете.

Я ответил: Ошибочно вы меня поняли. Я верую, что предреченные Господом и Его Апостолами беды, гонения и рати от еретиков и от предотечей антихристовых приидут на церковь, а паче от самого антихриста, в котором и чрез которого вся сила сатанина подвигнется на церковь; но при всех усилиях злых людей, еретиков и самого антихриста со слугами его, а паче самого сатаны, действующего во антихристе, церковь пребудет неодоленна, и слава ее не омрачится и величество ее не умалится: созижду церковь Мою, рече Господь, и врата адова не одолеют ей.

Не по оскудении веры и побеждении от врат адовых, но по совершении всех грядущих на нее бед, церковь воинствующая, в великий день явления Господня, приимет воздаяние быть церковью торжествующею. Вот мое разумение и упование; а проповедывать в церкви лишение таинств и совершенное в членах ее оскудение веры и благочестия, значило бы проповедывать врат адовых над церковью одоление и вечного царства Христова в христианстве разрушение, что противно Евангельскому о церкви и о царстве Христовом обетованию.

* * *

49

Так пишет Гнусин в толковании на 105 слово преподобного Ефрема. Посему-то Странники, насмехаясь над прочими беспоповцами, и говорят: для вас стал и антихрист добрый, –разрешает вам строить молельни!

50

О внезапности Господня пришествия сказует св. Апостол Павел в первом послании к Солунянам зач. 271, что оно внезапу будет неверным, а верным не будет внезапу: «А о летех и о временех, братие, не требе есть вам писати. Сами бо вы известно весте, яко день Господень якоже тать внощи, тако приидет. Егда бо рекут мир и утверждение: тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь вочреве имущей, и не имут избежати. Вы же братие, несте во тме, да день вас якоже тать постигнет: вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи ниже тмы. Темже убо да не спим якоже и прочий, но да бодрствуем и трезвимся. Спящии бо внощи спят, и упивающиися в нощи упиваются. Мы же сынове суще дне, да трезвимся оболкшеся в броню веры и любве, и шлем упования спасения.


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle