Глава 17
Мф.17:2. «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. "
«Гл. 17, [ст.] 2. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Нас также ожидает преображение от тленного тела в нетленное, от темного в светлое. Но это только для добродетельных. Хотя тела грешников будут нетленны, но они будут мучиться и не будут светлыми» [1, 77].
«Иисус Христос есть Белильник наших душ. Аще будут греси ваши яко багряное, яко волну убелю (Ср.: Ис. 1:18). Как в жилищах человеческих на белую одежду из льна постоянно садится пыль и грязнит ее и ее нужно время от времени мыть в воде: так на душу человеческую, долженствующую быть белою паче снега (Пс. 50:9), постоянно садится тлетворная пыль грехов и ее постоянно нужно обмывать молитвою с сердечным сокрушением, таинствами покаяния и причащения и делами милости. Омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс. 50:9). Аз есмь, Аз семь заглаждаяй грехи и беззакония (Ср.: Ис. 43:25). Преображение Господа на Фаворе показывает, коль должна быть бела одежда души нашей. Одежда Спасителя, сказано, сделалась бела, как снег (Ср.: Мк. 9:3): это отражение душевной чистоты и белизны Спаса; лице Его просияло, как солнце (Мф. 17:2): это опять свет Его Божества, Его Богосоединенной души» [8, 175].
Мф.17:4. «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.»
Мф.17:5. «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.»
«Что соединение душ наших с Богом в будущем веке последует и что оно будет для нас источником света, мира, радости, блаженства – это мы частию познаем опытно и в нынешней жизни: на молитве, когда душа наша всецело бывает обращена к Богу и соединяется с Ним, мы чувствуем себя прекрасно, покойно, легко, радостно, как дети, упокоеваемые у груди матерней или, лучше сказать: как-то невыразимо хорошо – добро нам зде быти (Мф. 17:4). – Итак, подвизайся неослабно за будущее нескончаемое блаженство, которого начатки ты опытно знаешь и в настоящей жизни. Но внимай: это только начатки земные, несовершенные, видимые только отчасти, как бы в зерцале и гадании (Ср.: 1Кор. 13:12), – каково же будет нам, когда мы самым делом, приискренне соединимся (Ср.: Евр. 2:14) с Богом, когда образы и тени исчезнут и настанет Царство чистой истины и видения? – О! До смерти нужно подвизаться за будущее блаженство, за будущее единение наше с Богом» [8, 645].
«Ныне мы воспоминаем и празднуем славное Преображение пречистой плоти Господа нашего Иисуса Христа. Преображение это было при трех земных свидетелях – при апостолах Петре, Иакове и Иоанне. Иисус Христос по обычаю взошел на гору помолиться, как человек, Отцу Небесному. В то время, как Он молился, Божество Его вдруг просияло чрез тело Его: лицо Его сделалось светло как солнце, а одежды Его от внутреннего света Божества и от света тела – стали белы как свет – так белы, что никакой белильщик не в состоянии так убелить их. Явились Моисей и Илия, древние великие пророки; они говорили с Господом. О чем же они говорили? – Говорили о страданиях, которые Спаситель рода человеческого имел претерпеть ради спасения нашего в Иерусалиме. Глаголаста же исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9:31). Апостол Петр, увидев в такой славе Господа и пророков, сказал Господу: Господи, добро есть нам зде быти; если хочешь, мы сделаем здесь три сени (палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии (Мф. 17:4). Еще он говорил, как светлый облак осенил их, и вот из облака слышится голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте (Мф. 17:5). Глас был от Бога Отца» [9, 213].
«Братия! Господу Иисусу Христу надо было пострадать за нас и быть до того поруганным и уничиженным, что, если бы ученики Его прежде страданий Его не были утверждены» [9, 215].
Мф.17:6. «И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.»
Мф.17:7. «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь»
"6–7. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Каждый раз, когда люди слышат глас Господень или ощущают присутствие Божие, они приходят в ужас. Да, страшно, когда Владыка твари говорит с нею» [1, 77].
«Услышав божественный глас, ученики Господни пали ниц и сильно убоялись. Господь подошел к ним, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь (Мф. 17:7). Они возвели взор свой: не было уже никого, кроме Иисуса Христа. Когда стали сходить с горы, Господь сказал им, чтобы они никому не говорили о видении дотоле, пока Он воскреснет из мертвых» [9, 214].
Мф.17:14. «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,»
Мф.17:15. «сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,»
«15 ст. и далее. Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает... я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. (Мф. 17:15–17) Прискорбно было для Господа слышать от посторонних, что ученики Его не могли изгнать беса из человека. В который раз Он видит, что приближенные Его все еще недостаточно убеждены в Его Божественном всемогуществе! Теперь опять то же. Этим, кажется, можно объяснить Его неласковый ответ человеку, просившему исцелить сына своего. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Стоило только Господу запретить бесу, чтобы он не мучил отрока, – и бес беспрекословно повинуется. И ныне именем Господним запрещают бесов при крещении младенцев.
Отсюда разительно открывается величие и всемогущество Господа» [1, 77].
«Сегодня было читано Евангелие об исцелении Иисусом Христом бесноватого лунатика, а в самом конце Евангелия – предсказание Господа о Своих страданиях и смерти в Иерусалиме (См.: Мф. 17:14–23). Евангелие показывает, сколь силен может быть человек верою в Господа, именно, – столь силен, что может и горы переставлять, и сколь немощен, бессилен и жалок человек неверующий, ибо бывает жалким игралищем бесов и страстей своих и чужих; оно показывает также великую силу молитвы и поста, когда они идут рука об руку, взаимно подкрепляя друг друга.
Вы видите мысленными очами в этом Евангелии несчастного отца, измученного страданиями несчастного бесноватого сына, которого с детства злой дух страшно мучил в новолуния и повергал нередко то в огонь, то в воду. Отец просит милости у Господа, чтобы Он исцелил сына его, прибавляя, что ученики Господни, коих он просил о том, не могли исцелить его. Господь, обличив и укорив людей Своим праведным словом в неверии и развращении, велит привести бесноватого к Себе и сейчас одним запрещением исцеляет его (См.: Мф. 17:14–18). Что это за бесноватый лунатик? Это человек, подверженный действию злого духа, мучившего в новолуния, – с коварным умыслом, чтобы люди приписывали это зло не ему, злому духу, а неповинному ни в чем созданию Божию – луне, и тем произносили хулу на Творца луны. Так толкует это святой Златоуст. Злые духи, причиняя многообразное зло людям, хотят утаить от людей свои пагубные действия, чтобы люди не возненавидели их и не отвратились от них и от их пагубных дел совершенно, – и обратить свои клеветы на прекрасное и многополезное творение Божие, – на луну, ночное светило. Но злому духу не укрыться с своими пагубными кознями! Человек богопросвещенный сейчас узнает его пакости и благодатию Божиею разрушит их. Неверующие же не осторожны; они доселе уловляются в сети его и страдают от него, подобно указанному лунатику» [9, 219].
Мф.17:17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
Мф.17:18. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.»
«Мысли на улице, во время прогулки, при виде восходящей луны. – Я чрез все угождаю вам, говорит Господь: Я сотворил вас по образу и подобию Своему; Я засветил для вас солнце, луну и звезды; Я сотворил для вас землю со всеми плодами; Я разлил воздух для дыхания вашего; Я дал вам огонь для освещения и согревания вашего и варения пищи вашей; дал вам многоразличную пищу сладости, как и многоразличное питие; Я умудрил вас делать многоразличные ткани для одеяния вашего и дал материалы для него; Я дал вам злато, сребро, медь и другие металлы в недрах земных для монеты и для изделий ваших; Я собрал вас в благоустроенные общества; Я дал вам царя по сердцу Моему, помазанника Моего, образ Мой на земле; Я дал вам, наконец, единородного Сына Своего, на смерть отдал Его, с Его изволения, вам в пищу и питие, Церковь на земле под Его главенством устроил; вы же что для Меня сделали и делаете? Чем воздаете за вся благая Моя? – Забвением Меня, неблагодарностью предо Мною, отвержением Меня, презрением законов Моих! О, роде лукавый и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вам?» [Мф. 17:17]. [5, т. 1, 169].
Мф.17:19. «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?»
Мф.17:20. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;»
Мф.17:21. «сей же род изгоняется только молитвою и постом.»
«Ст. 19–21. Ученики наедине спрашивают Господа: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно (не говорю больше, например как дерево) и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас: сей же род изгоняется только молитвою и постом. О, божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при ее посредстве чрезвычайные дела, например переставлять горы с места на место. В самом деле, что стоит это для всемогущества Божия?
Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиною нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силою притяжения и отталкивания, – то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари, преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественною природою: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере, таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас. Возвратим себе первобытное господство, соделаемся по живой вере едино с Господом, Творцом мира, тогда мы увидим, что значит человек верующий, святой, богоподобный: он делается как бы богом.
Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою» [1, 78].
"Сей род не исходит, – сказал Спаситель о бесах, вошедших в людей, – токмо молитвою и постом (Мф. 17:21; Мк. 9:29). И точно, этот род исходит из людей молитвою. Люди не от мира сего знают это по опыту. Часто после усердной молитвы в минуты спокойствия душевного, в минуты свободы от искушений они с ужасом вспоминают о том страшном мучении, которое производил в них демон темный, и радуются, как бы спасшись от ада, когда он силою молитвы выйдет из них и Ангел мирный осенит их опять своими святыми и священными крилами» [2, 214].
«В читанном сегодня Евангелии замечательно обличение от Господа учеников Своих в неверии. Неужели и апостолы сначала колебались в вере? Да, и они иногда были немощны, до Сошествия на них Святого Духа, – и то веровали, то иногда впадали в неверие и маловерие; по крайней мере, это должно сказать о девяти, исключая трех так называемых столпов веры: Петра, Иакова и Иоанна. Верою они исцеляли всякие болезни, воскрешали мертвых, очищали прокаженных, изгоняли бесов, а когда благодать оставляла кого из них за маловерие и неверие, тогда не могли и бесов изгонять, как вот и упоминается в сегодняшнем Евангелии. Потому Господь чрез них и нас всех учит иметь несомненную веру и говорит: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). Действительно, все истинно веровавшие, все святые верою творили многие чудеса, верою невозможное делали возможным. Читайте описания их жизни – и увидите сами, сколько сильна вера! А между тем люди нашего века щеголяют, хвалятся неверием! Это ли просвещенный век? Как! Мы обязаны всеми успехами просвещения по всем отраслям – вере нашей, пролившей преизобильный свет в разумы человеческие и во все науки, и мы же отвергаем веру? Чада отвергают свою матерь, их породившую и воспитавшую? Безумно и неблагодарно!
Братия и сестры, дорожите своею верою! Берегите свою веру. Без веры нет спасения; без веры человек погибнет навеки. Аминь» [9, 223].
«Вот сколько разных видов беснования, или мании в людях! Да еще и не все они тут: ибо греховное беснование имеет бесчисленные виды, и гидра греха многоглава. – Чем врачеваться от этой нравственной болезни, чем спасаться от этого многоглавого чудовища, чтобы не сделаться жертвою коварства лукавых, злых, нечистых и скверных демонов? Только смиренною верою в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвою и постом. Сей род не исходит, токмо молитвою и постом, говорит Господь (Мф. 17:21). Для того, между прочим, и установлены Святою Церковию посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его» [9, 314].
Мф.17:24. «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?»
«24 ст. В Капернауме приступают к Петру сборщики податей и говорят ему: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он отвечает: да. Петр еще не успел сказать об этом Господу, как Он сказал ему: как ты думаешь, Симон, – цари земные от кого принимают дани или подати? От своих ли сынов или от чужих? Петр говорит: от чужих. Иисус отвечает: итак, сыновья свободны? (А Спаситель – Сын Отца Небесного.) Но чтобы не соблазнить их, ступай, брось на море удицу и, какую прежде поймаешь рыбу. Возьми; разинувши ей рот, ты найдешь в ней статир: возьми его и отдай им его за Меня и за себя. Вот как делает Владыка неба и земли! Как Единородный Сын Отца Небесного, Владыки и Царя всего мира, Он не должен был бы по всей справедливости платить за себя и за апостолов, как верных чад Отца Небесного, дани царям земным; но чтобы не заставить говорить о себе невыгодно людей, требовавших подати, Он расплачивается и очень просто, и очень щедро, как полновластный Владыка земли и моря, – заимствуя плату не у людей, а из моря, из уст рыбы! Видишь Его владычество Божественное? Видишь всеведение? Он видит в море рыбу с драгоценным камнем в устах, прежде чем брошена удица, и вдали от моря» [1, 79].
Мф.17:26. «Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;"
«Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поколику она жива, прочна ли ее жизнь, и если благополучна здешняя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, – например, верою, – есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, – делами добрыми, кротостью, смирением, незлобием, правдолюбием и честностью, воздержанием, целомудрием, терпением, покорностью, трудолюбием и проч.? В противном случае вся работа твоя суетна: душа много делает, может быть, достойных удивления вещей, но сама погибнет. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?» [Мф. 17:26]. [5, т. 2, 301].