Источник

26. Размышление на псалом 23-й: «Господня земля и исполнение ее»

В псалме сем пророк Давид, как некий предтеча, предтекий пред Христом, хощет всех научити вере во грядущего Мессию, и дабы удобнее привести поучаемых им к познанию имущего явитися Мессии, постепенно приступает к возвещению о нем, как бы некоей лествцией возводить их на высоту познания. Он опасается внезапу устремить взор наш ко Христу, дабы он, как слабые ко зрению очи, устремленные в солнце, не ослеплен был внезапным осиянием. Посему пророк не абие начинает говорить о пришествии Мессии, но прежде тщится указанием на творения рук Его привести слышателя к познанию Его. Как святой апостол Павел, в Послании к римлянам учить познавать Бога Творца от рассмотрения твари, глаголя: «невидимая бо Его от создания мира, твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и божество» (Рим.1:20), так и пророк Давид начинает свою проповедь о Мессии от миротворения, глаголя: Господня есть земля и проч. Потом, научив слушателя от твари познавать Творца, возводить его на вторую степень Богопознания, – на степень добродетели, требуя быти неповинну руками и чисту сердцем... И не просто поучает добродетели, но, как в немощных, воздвизает ревность к ней обещаниями получить за добродетель милость Божию. После этого уже переходить к поучению их вере во Христа.

Здесь содержится назидание для нас. И мы должны подобно сему поступать, егда проповедуем истину неверующим, – должны не прямо, без всякого предуготовления, говорить о тех предметах веры, которым желаем научить неверующего, но, если дозволяет время, прежде угладить путь к сему поучению, дать вразумление о необходимости покорения слову Божию и о том, что должно иметь благую нравственность, а о вере должно рассуждать беспристрастно, не любопрительно, и тогда уже предлагать ему слово истины.

Обратимся теперь к рассмотрению самого псалма.

Господня земля (Пс.23:1). Сим сказует пророк, что грядущий царь, для которого далее он повелевает взять врата, есть тот, который вначале сотворил небо и землю, как он и в другом псалме глаголет: «того есть море, и сушу руце Его создасте» (Пс.94:5).

И исполнение ея. Сим являет пророк, что все сотворенное на земле, все наполняющее землю, есть дело рук того же Мессии – Христа, о коем он будет говорить далее. А когда все сие есть дело рук Его, то и все добро, все в потребу приемлемо. Эти именно слова из 23-го псалма приводить Апостол Павел во свидетельство, повелевая принимать в пищу все, продаваемое на торжищах: «все, еже на торжищи продаемое, ядите ничтоже сумнящеся, за совесть: Господня бо земля и исполнение ея» (1Кор.10:25, 26); и эти же слова имеет в виду, когда в первом послании к Тимофею обличает удаляющихся от брашен, яко от скверных: «зане всяко создание Божие добро и ничтоже отметно» (1Тим.4:4).

Вселенная и вси живущии на ней. О живущих на вселенной, о человеках, пророк глаголет как о разумной твари, могущей познавать Творца, посему и обязанной благодарить Его и за свое создание и за создание вселенной, ради человека созданной и ему в потребу служащей; и не только обязан человек благодарить Творца, но и творить волю его, как Создателя своего.

Научив таким образом от твари познанию Творца и благодарению Творца, пророк непосредственно после сего возводит ум слушателя, как имущего свободное разумение, к тому, чтобы он познал и себя, – познал, что имеет разумную, свободную и бессмертную душу, а посему уразумел бы, что когда для временного его пребывания Бог уготовал такое ему жилище, как вселенная, то для вечного ему жительства уготовал ему несравненно лучшее обиталище. О сем то обиталище пророк и говорит далее, указуя нам средство, как оного достигнуть.

«Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его» (Пс.23:3). Горою Господнею пророк именует Святую Церковь, созданную Богом в вечное существование. О ней глаголет и Исаия пророк, называя ее также горою: «будет в последния дни явлена гора Господня и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси язы́цы, и пойдут язы́цы мнози, и рекут: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему» (Ис.2:2–3). Церковь же именует пророк Давид и местом святым, как Божие жилище. Притом сказует пророк, что недостаточно только взыти на гору Господню, но необходимо и стать на месте святем Его, сиречь пребывать неотступно в Церкви Божией.

Потом, в следующих стихах псалма, пророк научает нас способу восшествия на гору Господню и стояния на ней. И здесь он опять соблюдает постепенность, – первое научает способу деятельному, то есть чрез добрые дела восхождению на гору Господню, а потом умозрительному, чрез Богосозерцание, чрез веру во Христа.

«Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему» (Пс.23:4). Здесь указуется именно деятельный способ восхождения на гору Господню и пребывания на ней, т. е. в церкви Божией. Требуется быть неповинну рукама, то есть не делать того, что воспрещено законом Божиим, руце бо означают деятельность человека; быть чисту сердцем, то есть не только не творить лукавых деяний, но и от сердца искоренять лукавые пожелания. И здесь, в деянии, пророк полагает степени восхождения: первое удаляться от дел законопреступных, потом – не иметь и пожеланий нечистых. Далее – не прият всуе душу свою, то есть требуется ради человекоугодия и мзды не кривить совестью своей, о чем и во псалме 14-м глаголет: «мзды на неповинных не прият» (Пс.14:5); далее – не кляться лестию, то есть с лицемерием, искреннему своему.

Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего (Пс.23:5). Научив нас и внешнему и внутреннему удалению от лукавых дел и зная, что мы на благое не весьма тщательны, пророк воздвизает в нас усердие к сему удалению обещаниями. что получим за сие благословение от Господа Бога Отца и милость от грядущего Царя славы, Бога Спаса своего.

«Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (Пс.23:6). Дабы кто не помыслил, что имея указанные добродетели, он уже все совершил и потому не остановился бы на пути, не взойдя на гору Господню, пророк в предупреждение сего говорит, что таковые еще не достигли на высоту горы Господни, не обрели еще Господа, суть только род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Сим показует, что хотя и великое значение имеет добродетель и весьма нужна для достижения горы Господни, церкви Божией, и много требуется труда совершить оную, но ее одной еще недостаточно, чтобы взыти на гору Господню и стать на месте святом Его; нужно и умозрительное восхождение, – нужно не только чрез рассмотрение тварей познать Творца, но и веровать Его домостроительству, принять грядущего спасти нас Христа внутрь сердца верою. Посему пророк, уготовал нас всеми возвождениями, и от твари познанием Творца и добродетелями, абие приводить на самое сретение царя славы, глаголя:

«Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет царь славы. Кто есть сей царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет царь славы. Кто есть сей царь славы? Господь сил, той есть царь славы» (Пс.23:7–10). Сим двукратным воззванием: возмите врата князи ваши, или, по русскому переводу, «поднимите, врата, верхи ваша», пророк повелевает нам, при всех добродетелях, отложить еще от сердца всякое неверие и всякое недоумение ума о царе славы, и возвещает нам, что тогда, и тогда только, внидет царь славы, тогда только зрением лица Его сподобимся насладиться. Что повелевая взять врата, пророк повелевает именно отложить неверие ума нашего, несомненно веровать в прореченного Сына Божия, сие видно и из слов апостола Павла в Послании к римлянам (Рим.10:4–8): «Кончина закона Христос в правду всякому верующему. Моисей бо пишет правду, юже от закона, яко сотворивый та человек жив будет в них. А иже от веры правда сице глаголет: не речеши в сердцы твоем: кто взыдет на небо? сиречь Христа свести. Или кто снидет в бездну? сиречь Христа от мертвых возвести. Но что глаголет писание? Близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердце твоем, сиречь глагол веры, егоже проповедаем: яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже от мертвых, спасешися». И апостол от лица сумнащихся дает здесь те же вопросы: кто и кто сей грядый? И также повелевает не сомневаться, но веровать во Христа и исповедовать Его: аще исповеси... и веруеши... спасешися. Пророк повелевает только: «поднимите врата верхи ваша», то есть повелевает отвергнуть неверие, и самое сомнение; а вшествие совершит уже сам Господь своею волею, по милости и благоволению к нам. Ибо не глаголет: «введите царя славы», но: внидет царь славы. О сем и апостол глаголет: «Благодатию есте спасени чрез веру; и сие не от вас; Божий дар; не от дел; да никтоже похвалится»(Еф.2:8:9). Что недостаточно одних дел без веры к приятию прореченного царя славы, это явственно доказывается и от евангельского повествования о Захарии, отце Иоанна Предтечи. О нем свидетельствует Евангелие: «беста праведна оба (он и жена его Елисавет) пред Богом, ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна» (Лк.1:6). Они жили не так, чтобы одни заповеди сохраняли, а другие нет, но во всех заповедях и оправданиях пребывали беспорочны; и однако же, когда сей великий праведник не оказал веры ангелу, благовествовавшему о рождении предтечи Христова, абие на молчание осудися, и не прежде разрешися от молчания, дóндеже написа на дщице имя отрочате: Иоанн. Посему и Елисавета наипаче ублажает святую Деву за ее веру: блаженна веровавшая. А всем не веровавшим в пришедшего Царя славы изрек осуждение сам Спаситель: «аще не имате веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24). Такожде, и во ад сходящу Христу, от сущих тамо затворенных душ на освобождение их требовалось отверстие врат, то есть вера в сошедшего во ад их ради Спасителя. О сем глаголет апостол Петр в первом своем послании (1Пет.3:18): «зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же Духом, о немже и сущим в темнице духовом проповеда». Если проповеда, то от слышавших проповедь требовалась вера проповеданию50. О сем и святой Григорий Богослов в слове за святую Пасху ему же начало «На страже моей стану», – пишет сице: «Если снисходит (Христос) во ад, нисходи с ним и ты, познай и тамошние Христовы тайны: какое домостроительство и какая причина двоякого снисхождения? Всех ли без изъяты спасает, явившись тамо, или одних верующих?» (Тв. св. Григория по русск. перев. ч. 4, стр. 179). Итак, по учению Святого отца, и к сущим во аде относится оное повеление пророка – для спасения их взять врата сердца верою, да внидет царь славы. И далее св. Григорий Богослов пишет: «Если (Христос) восходит на небо, восходи с ним и ты, будь в числе сопровождающих, или сретающих Его ангелов, вели взяться вратам, сделаться выше, чтобы приять Возвысившегося страданием; недоумевающим по причине тела и знаков страданий, без которых снизшел, и с которыми восходит, и потому вопрошающим: кто есть сей царь славы? – ответствуй: Господь крепок и силен, – силен как во всем, что всегда творил и творит, так и в нынешней брани и победе за человечество» (там же). Из сих слов святого Григория Богослова видно, что и ангелам повелевалось сотворить отверстие врать, о чем и в трипесньце, в понедельник седьмой седмицы, глаголется: «врата умная возмите, пророчески вопиет Давид духом»; и паки в трипесньце во вторник тоя же седмицы: «иже со славою ныне восходяй на облацех, кто убо есть, рекоша горнейшия чинове, вопиюще им: врата умная отъимите». Здесь ясно сказуется, что пророк Давид говорит в псалме своем о взятии умных врать. И еще в стихире на Вознесете Господне читается: «Дух же Святый велит всем ангелом его: возмите врата». Итак, и сходящу Христу с небес на землю вопрошают: кто есть сей? И нисходящу во ад паки вопрошают: кто есть сей? И во сходящу на небо такожде вопрошают: кто есть сей? Потому-то у пророка и положено не однократное вопрошение: кто есть сей царь славы? – На каковые вопрошения всем он отвещевает: Господь сил, той есть царь славы.

Этот пророческий глас и ныне повелевает и до дне судного будет повелевать: возмите врата князи ваши, отложите неверие сердца! Ибо и ныне еще многое множество есть неверующих во Христа, глаголющих: кто есть сей царь славы? И ныне еще проповедники, продолжающие апостольское служение, вопиют и должны вопиять к таковым: возьмите врата! Господь сил, той есть царь славы! И не только к неверующим во Христа должно быть обращено слово сие, но и к нашим братиям, именуемым старообрядцам. Ибо и они, хотя веруют во Христа, – веруют, что Он и ад разрушил и Святую Церковь создал со всей полнотой чинов и таинств, и обещался соблюсти ее от врат адовых неодоленной, но к этой вере своей присовокупляют и неверие в силу божественного Его всемогущества, утверждают, что созданная Им Святая Церковь, о которой Он обещал, что врата адова не одолеют ей, аки бы явилась от лет Никона патриарха одоленной, разрушенной, лишенной дарований Святого Духа на совершение таинств, и сим своим проповеданием побежденный Христом ад ставят выше Христова всемогущества; прилагают они неверие и непреложному слову Христа Спасителя: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:53, 56), ибо не приемлют совершаемого неодоленного вратами адовыми церковью таинства Тела и Крови Христовы. Посему и к ним Святая Церковь вопиет тойже пророка Давида глас: возмите врата князи ваши, и возмитеся врата вечная, и внидет царь славы! Они упорно, с неверием, вопрошают: кто есть сей царь славы, – когда созданная Христом Церковь ныне уже не существует, когда она уже одолена вратами ада и нет в ней ныне святого приношения Тела и Крови Христовой? Но Святая Церковь отвещает к ним гласом того же пророка: Господь крепок и силен... Господь сил, той есть царь славы, – Господь крепкий и сильный как во всем, что творил, так и в нынешней на врата адова брани; посему и аз, созданная Им Церковь, Его всемогуществом, по Его неложному обещанию, пребыла неодоленна, и пребуду таковой до скончания мира: веруйте неложному Его о мне обещанию, и внидет в сердца ваши Господь сил, глаголющий: «ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин.6:56); «аще не имете веры, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24).

27. Размышления при чтении пятидесятого псалма51

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

Вообразив в уме своем все множество полученных от Бога благодеяний и великое свое преступление, почитая себя недостойным уже прощения, пророк Давид впадает в глубину сокрушения сердечного; но, избегая отчаяния, прибегает к ведомому для него, как для пророка, величеству милости Божией и посему не просто молит Бога: помилуй мя по милости Твоей, но: по велицей милости Твоей. Он как бы так говорит: если бы я не знал всей великой пучины Твоей милости, простирающейся до того, что за грехи наши Ты хощешь предать на смерть Твоего единородного и возлюбленного Сына (что а во многих псалмах предвозвещал), то не возымел бы смелости и надежды прибегать к Тебе с покаянием и просить прощения моему греху; но, знай величество Твоей милости, вопию к Тебе и к Твоему возлюбленному Сыну, нас ради имущему отдать себя на заклание: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Стоя пред лицом Божиим, зря свои греховные раны и скверны душевные, точно нагий и оскверненный стоя пред лицом Царя Небесного, снедаемый стыдом и раскаянием, пророк обращается к Богу со вторым прошением – не только помиловать его по велицей милости и пощадить от казни, но и очистить его от греховной скверны. Как бы так вопиет он: Господи! я сам на себя не могу взирать, стыжусь сам себя, трепещу, помышляя, как могу в таких нечистотах стоять пред Тобою; но как просил у Тебя помилования, надеясь на Твою великую милость, так, поминая множество щедрот Твоих, еще прошу Тебя очистить беззаконие мое, дабы я мог не срамясь себя стоять пред Тобою. Ибо ино есть помиловать виноватого, освободить его от наказания, и ино есть, по освобождении от казни, еще излиять на него и щедроты. И я прошу Твоих щедрот, – не наград каких-либо ищу, но прошу очистить меня от беззакония моего, чтобы я чисть и непорочен явился паки пред очами Твоими. По множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое!

Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя.

Почему пророк не удовлетворяется прошением о помиловании и очищении греха, но еще просит омовения, говоря: наипаче омый мя от беззакония моего, – сим омовением наипаче очисти грех мой? Знал пророк, что ветхий Закон только объявлял, что есть грех, и за каждый грех полагал наказание, а прощения за грехи не сподоблял, что посему и прощение получить от Закона невозможно, как о сем и апостол глаголет: «писмя убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6), то есть ветхий, письменный Закон согрешающих наказывал, убивал, а благодать Нового Завета оживотворяет покаянием умерших грехами. Знал сие пророк и, не имел надежды на очищение от ветхого Закона, предвидя же пророчески очищение грехов Кровию Иисус Христовою, просит себе омовения именно Кровию Христовою: наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя, – очисти Кровию Сына Твоего единородного, о чем далее говорит и еще яснее.

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Беззаконие мое аз знаю, то есть я сознаю величие греха моего, – сознаю, что всякого достоин наказания, будучи толиких сподоблен благодеяний, таковых удостоясь дарований и оказавшись столь беспамятен и бесблагодарен! И грех мой предо мною есть выну, то есть я буду его памятовать всегда и всегда приносить в нем покаяние. Это и исполнил пророк, на всяку нощь омочая ложе свое слезами своими.

Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих.

Сими словами пророк выражает не то, что согрешил только единому Богу, ибо он ведал, что согрешил и против Урии, любодействовав с его женой и его самого убив, согрешил и против Вирсавии, оскорбив честь ее и убив мужа ее, о чем она весьма рыдала; пророк выражает ту мысль, что так как он царь, то никто не вправе был наказывать его за преступление, и некоторые, как Иоав воевода, даже потворствовали и помогали ему в убийстве Урии. Посему и говорит: Тебе единому согреших, – одному только Твоему подлежу суду и наказанию.

Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти.

Не то глаголет пророк, что он аки бы согрешил для того, чтобы Бог оправдался на суде; но то, что Бог праведен в суде своем, справедливо наказует согрешающих, потому что они достойны того. Сими словами пророк исповедует также, что и на общем всемирном суде праведен будет суд Божий.

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Не сказал пророк: от беззакония зачат есмь и от греха роди мя мати моя, но: в беззакониих и во гресех, являя сим, что не зачатие и рождение исповедует беззаконием и грехом, ибо зачатие и рождение бывает по Божию изволению и благословению, но имеет в виду грех прародителей, на всех людей простирающийся, и вследствие сего наше во грехах бытие, в котором мы зачинаемся и рождаемся. Так разумеет сии слова и св. Златоуст. А если исповедовать самое зачатие наше и рождение грехом, это будет хула на Содетеля, виновника нашего зачатия и рождения. Посему несправедливо старообрядцы, отвергающие брак (бракоборы), именуют брачное сожитие беззаконием: сим они хулят самого Создателя, не признают промысла Его о сохранении и стоянии рода человеческого, не исповедуют, что Бог есть Вседержитель, что вседержительство Его о браке пребудет до дня общего воскресения, по слову Спасителя: «сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети ктому могут: равни бо суть ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове» (Лк.20:35, 36). Не для того пророк упоминает в покаянном псалме своем о зачатии и рождении своем во грехах, чтобы ослабить вину греха, в котором кается, но желая еще более показать тяжесть своего греха: ибо далее прибавляет, что, несмотря даже на зачатие и рождение во грехах, не взирая на эту ничтожность его пред Богом, удостоен был великих Божиих откровений, и о них забыл, впадая в грех прелюбодеяния и убийства.

Се бо истину возлюбил еси: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

То есть как бы так говорит пророк: я, в беззакониях зачатый и рожденный во гресех, столь нечистый и ничтожный, сподоблен от Тебя, Боже, великих дарований: Ты открыл мне великая и тайная премудрости Твоея, – открыл тайну воплощения единородного Сына Твоего ради спасения рода человеческого, обетовал даже, что Он воплотится от моего семени, – и о всех сих великих дарованиях Твоих мне, ничтожному, в грехах зачатому и рожденному, я забыл, в столь тяжкое впадая беззаконие. О, сколь оно велико!

И ты, христианин, вспомни, каких сподобился дарований от Господа, чрез святое крещение очистясь от первородного греха, чрез святое миропомазание сподобясь даров Духа Святого, чрез причащение Тела и Крови Христовых сподобляяся быть стелесником Христу и наследником живота вечного! Аще и ты вознебрежешь о таковых дарованиях, впадая в беззакония, ты должен плакаться паче и Давида, жившего в Ветхом Завете, еще не получившего таковых дарований!

Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.

Признавая грех свой пред Богом тем более тяжким, что при всем своем ничтожестве, зачатый и рожденный в беззакониях, сподоблен был откровения великих таин Божиих и забыл о сих великих благодеяниях, впадая в тяжкий грех свой, посему и покаяние, и слезы, и все труды свои не почитая достойными на очищение сего греха, пророк Давид паки обращается мыслию к искупительной крестной жертве Христовой, просит очистить и омыть его кровью, которая пролита будет на Голгофе: окропиши мя иссопом... омыеши мя! И тут же выражает свою веру, что сим иссопом, сим омовением несомненно очистится, соделается белее снега: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся! Что говорит пророк о кроплении кровью Христовой, а не Ветхого Завета окроплении, это несомненно, ибо он знал, что Ветхого Завета окропления не очищали грехов, как свидетельствует апостол: «не возможно крови юнчей и козлей отпущати грехи» (Евр.10:4).

Если же пророк, издалече предвидя таинство Тела и Крови Христовых, веровал, что чрез оное очистится от греха и паче снега убелится: то ты, христианин, по искреннем покаянии приступая к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, тем паче должен твердо веровать, что душа твоя кровью Христовой паче снега убелится от приятия сих Таин, и в них полагать всю надежду твоего спасения, по слову апостола: «кровь Иисуса Христа Сына Его (Божия) очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7); на дела же свои не должен уповать, но иметь их точию как предуготовление ко входу Небесного Царя.

Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

Так как очищение кровью Христовой пророк приемлет только еще слухом веры, яко не сбывшееся, но хотящее сбытися, то и просит укрепить в нем сию веру, говоря: слуху моему даси радость и веселие, – просить так укрепить в нем сию веру во грядущего Искупителя, чтобы она исполнила радостью все существо его: возрадуются кости смиренныя.

Отврати лице твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

Молится пророк, чтобы Господь отвратил лице свое от грех его, т. е. не взирал на грехи его, не поминал их по своему милосердию, аки бы их не было, и крестными страданиями единородного Сына своего очистил все его беззакония.

Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

То есть даруй, чтобы в сердце моем не было ничего греховного и лукавого и чтобы Дух Твой всегда наставлял меня на всяку истину.

Не отвержи мене от лица твоего, и Духа твоего Святого не отими от Мене.

Познавши свое беззаконие, пророк страшится быть отверженным от лица Божия и обнаженным излитых на него даров Духа Святого, посему и просит Бога; не отвержи мене от лица твоего, и Духа твоего Святого не отими от Мене.

Воздаждь ми радость спасения твоего, и Духом владычным утверди ми.

Пророк молил Бога, да не отвержет его от лица своего и Духа своего Святого да не отымет от него; но одной молитвы своей и одного покаяния не считая достаточным на получение просимого, паки обращается к крестной жертве Христовой и ее предлагает в умилостивление, вопия к Богу: воздаждь ми радость спасения твоего. Спасение подается нам крестом Сына Божия, как свидетельствует апостол: «и сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никто же похвалится» (Еф.2:5, 8, 9); и паки: "о Нем же (о Христе) имамы избавление кровию Его и оставление грехов» (Кол.1:14). Сие спасение Божие желая получить, пророк и вопиет: воздаждь ми радость спасения Твоего. И наученный искусом не надеяться на себя, не говорит уже: во обилии моем не подвижуся во век, но просит себе утверждения от всесильного, владычествующего Духа Божия: и Духом владычным утверди мя. Сими словами пророк ясно показует также владычество и всемогущество Духа Святого.

Научу беззаконныя путем твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Здесь пророк, обращаясь к Богу, как бы так говорит: когда воздашь мне радость спасения крестом Сына твоего, и всесильным Духом твоим утвердишь меня в добродетели, тогда я предукажу ясно пути твои – вочеловечение, распятие, воскресение и вознесение Сына твоего, и сим путям научу беззаконных, то есть незнающих закона язычников, и нечестивые к Тебе обратятся. Отсюда видно, что пророк и во время самого покаяния своего уже получает Дух откровения, ибо уже пророчествует о будущем обращении языков ко Христу.

Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего.

Хотя пророк, во извещение милости Божией к нему, и озарился уже светом откровения о путях царствия Божия, но навыкши опытом не надеяться на свои силы, трепетать за свое будущее, страшится, как бы не впасть в горшее беззаконие, и потому просит помощи от Бога, вопия: избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего! – Избави мя от убийств, якоже убив Урию; на себя я уже не надеюсь, чтобы впредь того не сотворить; Ты сохрани меня Боже, Боже спасения моего! Ты только мой охранитель!

Возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Здесь пророк свидетельствует, что когда Господь избавить его от кровей, то есть сохранит от беззакония, то тем самым отверзет уста его, и язык его с радостью будет предвозвещать оправдающие нас страдания Христовы. А если не будет сохранен Богом от падения, если будет жить не сообразно дару пророчества, то не возможет возвещать и хвалу креста Христова, по сказанному им самим: грешнику же рече Бог: векую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими (Пс.49:16).

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Если бы в Ветхом Завете за такие великие грехи, как прелюбодеяние и убийство, установлены были жертвы и всесожжения, то, говорит пророк, я принес бы Тебе, Боже, всесожжения и жертвы; но всесожжения не благоволиши, то есть в законе Ты не установил всесожжения за такие грехи, установил же за них только наказания, а жертвы повелел приносить лишь ради очищения плотской нечистоты, как-то от прикосновения к мертвецу и проч.

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Как бы так говорит пророк, обращаясь к Богу: когда Ты всесожжений Ветхого Завета за такие грехи, как мой, не благоволишь, а жертва правды, – жертва, которую Христос принесет на кресте и которая потом всегда будет приноситься в Церкви твоей, жертва, на которую и я возлагаю всю мою надежду, не принесена еще, то остается мне приносить теперь одну только жертву – дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно: их Ты не уничижишь! Говоря так, пророк не хочет сказать, чтобы сия жертва – сердце сокрушенно и смиренно – могла заменить собой жертву правды, которую имел принести за нас Христос, и могла бы очистить его грех, ибо тогда излишне было бы и Христово за нас страдание; пророк показует только, что тогда, в Ветхом Завете, иной лучшей жертвы, кроме духа сокрушенного и сердца смиренного, он не имел, а потому и приносил ее Богу, прося, чтобы Он отвратил лице свое от греха его; очищение же от греха он уповает получить чрез жертву правды, о совершении которой и просит Бога в последующих словах:

Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая.

О каком Сионе говорит пророк и созидания стен какого Иерусалима просит у Господа? – Это можем безошибочно понять из указанной далее самим же пророком цели сего моления: тогда, говорит он, благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая. Жертва правды, то есть оправдывающая человека от грехов, в ветхозаветном Сионе не приносилась, – ветхозаветные жертвы очищения от грехов не подавали, а за такие грехи, как прелюбодеяние и убийство, в Законе и не положено приносить жертву, а положено только наказание, как и сам пророк говорит выше: всесожжения (за такие грехи) не благоволиши. И создание стен Иерусалима палестинского не могло способствовать тому, чтобы в нем приносилась жертва правды: в Иерусалиме приносились только установленные ветхозаветные жертвы, не очищавшие от грехов, а наипаче таких, как убийство и прелюбодеяние; и сии ветхозаветные жертвы, установленные Моисеем для приношения в скинии свидения, при Давиде не прекращались, – сам Давид, на гумне Орны, на горе Мориа, принес жертву Богу (2Цар.24:25); посему для приношения жертв Ветхого Завета неимение стен Иерусалима не могло служить препятствием. Ясно, таким образом, что для приношения жертвы правды пророк Давид просит Бога ублажить не ветхий Сион и создать стены не палестинского Иерусалима, но молится о новом Сионе, чтобы Господь ублажил своим благоволением, и о создании стен нового Иерусалима, который обещал создать и создал Господь наш Иисус Христос, глаголя: «созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей», – Иерусалима и Сиона, в которых приносится жертва правды, тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, очищающая нас от грехов, по слову апостола Павла: «ныне же (в Новом Завете) оправдаеми туне благодатию Его, избавлением еже о Христе Иисусе, егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды своея, за очищение прежде бывших грехов» (Рим.3:24, 25), и по слову апостола Иоанна Богослова: кровь Иисуса Христа Сына Его очистит нас от всякого греха. О приношении сей-то жертвы в новом Сионе и говорит пророк, надеясь и веруя, что окропленный ею очистится, и омытый ею паче снега убелится. Итак, восклицая: ублажи Господи благоволением твоим Сиона и да созиждутся стены Иерусалимские, пророк Давид Иерусалимом и Сионом именует Церковь Христову, Святую Соборную и Апостольскую, в которой приносится жертва правды, жертва бескровная, и сею-то жертвой верует и надеется получить очищение своего греха.

Тогда возложат на олтарь твой тельцы.

Тогда, когда будет в новом Сионе, в Церкви Христовой, приноситься жертва правды, жертва Тела и Крови Христовых, она толико воскрылит сердце верующих, что явятся тмы тем мучеников, которые презирая все житие свое, будут умирать за Христа, и возлагаемые на алтарь мучения будут самих себя приносить в жертву Богу.

Христианин! Читая покаянный псалом царя и пророка Давида, поминая, как он, еще в Ветхом Завете, чаял и искал очищения грехов своих будущей, новозаветной жертвой, кровью Агнца непорочна и пречиста Христа, помышляй, коликих благ наслаждаешься ты, принадлежа к Церкви Христовой, в которой выну приносится сия жертва! Возблагодари Бога за сие неизреченное к тебе благодеяние и потщися с верой и усердием искать исцеления твоих духовных язв, оставления и омовения грехов твоих, в сем спасительном таинстве Тела и Крови Христовых! Если жена кровоточивая прикосновением только к краю одежды Христовой удобь получила исцеление: то ты, с верой и покаянием приемля самое тело и самую кровь Христа Спасителя, не наипаче ли получишь исцеление недугующей души твоей?!

28. Размышление на псалом восьмой

«Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся велелепота Твоя превыше небес» (Пс.8:1).

Когда пророк беседовал о времени Ветхого Завета, он говорил: «ведом во Иудеи Бог», а не говорил: по всей земле; «во Израили велие имя Его», а не во всех языцех, не во всем мире; «в Салиме место Его, и жилище Его в Сионе» (Пс.75:2, 3), сиречь там, где иудеи приносят Ему жертву и служат в храме Его. И в прочем мире, во языцех, Творца разумели тогда только от познания твари и только исполнением естественного закона угождали Богу, по свидетельству апостола: «языцы, не имуще закона, естеством законная творят: сии, закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. зач. 82); но и сии настолько умалились среди идолопоклонников, что аки бы не существовали. Когда же пророк, просвещенный Духом Святым, созерцает пришествие Христово, времена Завета Нового, тогда возвещает распространение Богопознания во всем мире, по всей земле, со удивлением вопия: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли! И не только по всей земли простершуюся созерцает он славу Боговедения, но и превыше небес зрит горних чинов, удивившихся снисхождению Бога даже до плоти и воспевающих славу Богоявления: и взятся велелепота Твоя превыше небес, о чем и св. апостол глаголет: «да скажется ныне началом и властем на небесных церковию многоразличная премудрость Божия, по предложению век, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем., о Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою Его» (Еф.3:10–12).

«Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Пс.8:2).

Не только сему пророк удивляется, что слава Боговедения распространится по всей земле, что язычники, поклоняющиеся идолам, приведены будут в Богопознание и будут прославлять Творца, но дивится и тому, как и чрез кого совершено будет сие призвание языков к Боговедению: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Ибо для оного призвания к вере всей вселенной избраны Богом младенцы – рыбари, безкнижные, убогие и худородные, о которых сам Спаситель, в благодарении Богу Отцу, изрек: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою (Мф.11:25, 26). И апостол свидетельствует: «буяя мира избра Бога, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит» (1Кор.1:27, 28). Во извещение сего чудесного призвания языков в Церковь Христову устами, или проповедью младенцев – рыбарей, совершилось ранее провозглашение хвалы Христу из уст и настоящих младенцев, сиречь по возрасту, сретивших Его с ваиями и ветвми, звавших Ему: осанна, благословен грядый! О чем и сам Спаситель засвидетельствовал архиереям иудейским, указуя на слова псалма: «несте ли чли николиже, яко изо уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Мф.21:16). К вящшему удивлению воспоминает пророк, что род человеческий, чрез преступление первозданного, прельщенного змием, впал в преслушание, отчуждился от Бога, сделался врагом Творца своего, поработился диаволу и осужден на смерть, что посему для освобождения его, для озарения светом Боговедения, для примирения с Богом нужна была победа над диаволом, адом и смертью, которую имел одержать Спаситель наш своей крестной смертью: сие-то неизреченное Божие милосердие созерцая Духом Святым, пророк глаголет со удивлением: враг твоих ради, еже сокрушиши врага и местника. Словом: враг твоих, т. е. Божиих, означает пророк весь род человеческий, который прежде креста Христова был во вражде с Богом; а сокрушенным врагом и местником именует диавола, ад и смерть. Как бы так говорит он, удивляясь милосердию Господа: не ради любимых Тобою разрушишь Ты врага их, что свойственно и человекам, но ради врагов Твоих сокрушиши врага их диавола, победиши ада и смерть. А что мы действительно были враги Богу, прежде креста Христова, и что за нас, врагов сущих, Христос пострадал, принял распятие и смерть, о сем свидетельствует и апостол: «вас, иногда сущих отчужденных и врагов помышленьми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представи вас святых и непорочных, и неповинных пред собою» (Кол.1:21). И паки: «Составляет свою любовь к нам Бог, яко еще грешников сущим нам Христос за ны умре: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его» (Рим.5:8, 10). Помыслите, братие, – если мы, враги бывше, примирены Богу Отцу смертию Сына Его: то как же нецыи думают, что спасенный смертию Сына Божия мир будет предан во власть антихриста!

За сим пророк с удивлением изображает преимущественный пред всеми творениями Божиими промысл Божий о человеке, столь ничтожном в сравнении с прочими творениями:

«Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его» (Пс.8:4–7).

Узрю небеса, т. е. возведу мысленный взор мой к небесам, к миру ангельскому, ибо под небесами пророк разумеет здесь небесные силы, как наказывают и дальнейшие слова его о человеке: умалил еси "его малым чин от ангел. Узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси, – и духовный и видимый мир, все создания Твои, сопоставлю с человеком, и вижу что он, малейший, недостойный Твоего памятования и посещения, возвеличен Тобою паче всех тварей, сподоблен такого посещения Твоего, какого не удостоены и ангелы, ибо не ангельскому, а человеческому существу ипостасно соединился Сын Божий: что есть человек, яко помниши его? или сын человечь яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Слова сии св. апостол Павел прямо относит к Иисусу Христу, приявшему человеческое естество: а умаленного малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти славою и честию венчанна (Евр.2:9). Толкуя сии апостольские слова, св. Златоуст глаголет: «Сия аще и ко общему человечеству рекошася, обаче истовее считаются Христови по плоти. Еже бо вся покорил еси под нозе его, оного паче есть, неже наше. Сын бо Божий ничто же сущия ны посети, еже от нас восприим и сединив себе, всех высочайший быв» (Бес. 4 на посл. к Евр.). Итак, по изъяснению апостола и толкователя его св. Златоуста, во псалме возвещается величие и могущество собственно Христа Богочеловека, но вместе и «общего человечества», Христом искупленного и усыновленного Богу. Толкуя дальнейшие слова Апостола: ныне же не увидим ему всяческая покорена, св. Златоуст говорит: «Да не возмниши, понеже не у покоришася рече, ниже покоритися. Яко убо подобает покоритися, явлено... Аще же вся убо покоритися должна суть, а не у покоришася, не стужи си, ниже смутися. Аще бо убо кончине пришедшей и всем не покорившимся, сия пострадал бы еси, в лепоту бы еси болезновал; ныне же... почто убо смущаешися злостраждай? Не у всем одолела проповедь, не у время совершенно покоритися». Итак, св. Златоуст под покорением всяческих Христу разумеет не то одно покорение, которое последует при втором Его пришествии; но разумеет и имеющее последовать прежде сего страшного второго пришествия чрез всеобщую проповедь Евангелия: ибо, говорит, потому невидим всяческая покорена Ему, что еще «не у всем одолела проповедь»; и значит, егда одолеет проповедь Евангельская, тогда и исполнится слово: вся покори под нозе его. Сие соответствует и слову апостола: «егда исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется» (Рим.11:25, 26).

Потом частнее говорит пророк, какие существа покорятся человеку, или наипаче Богочеловеку.

«Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския» (Пс.8:8–9).

Так как, по Златоусту, покорение всяческих Христу совершится чрез проповедь евангельскую, то духовно, а не в буквальном смысле, следует разуметь и поименованные здесь, покорившиеся Ему, существа. Под овцами разумеются те, о них же Спаситель глаголет: «овцы моя гласа моего слушают» (Ин.10:27); под волами те, о них же апостол глаголет: «да не заградиши устен вола молотяща», прибавляя в объяснение: «еда о волех радит Бог... нас ради написася... аще мы духовная сеяхом вам, велико ли аще телесная ваша пожнем» (1Кор.9:9–11). Ясно, что апостол под волами разумеет здесь евангельских деятелей. Под скотами польскими, или зверями, св. Григорий Богослов, во втором слове на Пасху, разумеет тех, которые «нравами уподобились зверям и недостойны были божественных таинств, и, однако, покоряются евангельской проповеди, оставляя зверонравие». Птицы небесные – те, о нихже глаголет Христос в притче, уподобляя Царствие Небесное зерну горушичному, произросшему в великое древо, в ветвях которого витают птицы небесныя (Мф. зач. 53), сиречь те, по объяснению Благовестника, иже «легки и вперены к вышним разумом».

И заключая псалом свой словами: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс.8:10), пророк являет, что не о чувственных овцах и волах, и птицах и рыбах глаголет, но о духовных, по возвождению, покорившихся Христу верою, ибо чудно имя Господне сотворилась по всей земле, когда проповедь Евангелия объяла всю землю, чудно сотворилось не чрез покорение овец и волов человечеству, но чрез покорение Христу всего мира верою в Него, егда вси, – и овцы двора его, и волы, орущии ниву его, и скоты польские, оставившие зверонравные свои нравы, и рыбы морские, уловленные евангельское мрежей, – все прославляют Христа, вопиюще: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли!

29. Размышление на слова псалма: «Господь воцарися, да гневаются людие»

(Пс.98:1)

Что значит выражение: Господь воцарися? Словом воцарися означается начало царствования; но тот же пророк Давид в другом псалме говорит: «Бог Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» (Пс.73:12). И сии слова: царь прежде века сказаны не о Боге Отце и не о Боге Духе Святом, но о Боге Сыне, о единородном Слове Божием, как видно из последующих слов: содела спасение посреде земли, ибо воплотитися и соделати спасение посреде земли благоизволил, советом Бога Отца и Бога Духа Святого, Сын Божий. Посему и слова: Бог Царь наш прежде века относятся к воплотившемуся нас ради Сыну Божию. Нет ли же противоречия в словах пророка: Господь воцарися, и: Господь Царь прежде века? Противоречия нет, ибо по отношению к нам Господь есть Царь нам по двою образу, – по созданию и по усвоению верой. По созданию, хощу я, или не хощу, Бог есть Царь мой, ибо его же хощет живит, а его же хощет мертвит: по сему образу Он царствует над всеми, и верными, и неверными. По другому же образу, по присвоению верой, Господь царствует только над верными, над теми, которые веруют в Него, как своего Искупителя, и добровольно исполняют Его повеления. О сем царствовании говорил Архангел Деве Марии, благовествуя Ей о рождении от Нее Сына Божия: «воцарится в дому Иаковли (т. е. в верующих) во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук.1:33). О сем царстве говорил и Предтеча Христов: «приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк.1:15). Уверовать во Евангелие, значит вступить в Царствие Божие, а отметаться веры во Евангелие, значит отметаться от царствия Божия; но веровать должно всему Евангелию, чтобы соделаться сыном царствия Божия, по заповеди Самого Господа «блюсти вся, елика заповедах» (Мф.28:20), а не части, – одно принимать, а другое отвергать, как делают именуемые старообрядцы. И вот о сем-то Царствии Божием, в которое вступают люди чрез веру во Евангелие, и возвещал Иоанн: приближися царствие Божие, – приблизилось, а не настало еще. И Сам Господь, начинал проповедь Евангелия, говорил: «покайтеся, приближися бо царствие небесное» (Мф.4:17). О сем же Царстве, о сем воцарении Сына Божия среди верующих, пророчествовал и Давид, говоря: Господь воцарися.

А как понимать следующие за сим слова: да гневаются людие? Ужели пророк повелевает людям гневаться, яко Господь воцарися, да соделает спасение посреде земли? Нет; пророк предрекает здесь, что имеет последовать в людях, когда Господь воцарится, и только выразился в повелительной форме, как бы так: пусть гневаются людие! Но разве были и есть гневающиеся, яко Господь воцарися, то есть восстающие против царства Христова?52 Были и есть. Так гневались иудеи, отвергшие Господа и предавшие Его на смерть; гневались и гневаются все неверные, отвергшие и отвергающие проповедь Евангелия Христова, мучившие, преследовавшие и преследующие верных чад царства Христова; гневались и гневаются еретики, искажающие Евангелие Христово и лжемудрствующие о самом Христе. Прискорбно сказать, но должно сказать, что к числу таковых «гневающихся» принадлежать и наши именуемые старообрядцы, признающие царство антихриста сильнее царства Христова и антихриста – могущественнее Христа. Св. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, в 1-м послании своем пишет об антихристе: «егоже слышасте, яко грядет в мир, и ныне в мире есть уже», и прибавляет: «Вы (т. е. верные Христу) от Бога есте чадца, и победисте тех: яко болий есть, иже в вас, нежели иже в мире» (1Ин.4:3, 4), т. е. он свидетельствует, что всемогущий Господь, сущий в верных, более сущего в мире, противника Христова, что потому верные побеждают слуг антихриста. А именуемые старообрядцы проповедуют, что антихрист победил Церковь Христову, лишил ее благодати священства, и сим антихриста, действующего в слугах его, исповедуют быти сильнее Христа, умаляют силу Христову и возвышают силу антихриста. Воистину, сии суть гневающиеся на воцарение Христа. Но Христос воцарися и царствует : пусть гневаются не имущие всецелой веры в Него! И между самими православными есть такие, которые не только не радят о заповедях Христовых, но и рощут, почитая их тяжкими. Но что в них тяжкое? Не клятися именем Божиим, не лгать, не гневаться всуе, и проч., – все это ведет к нашему же миру и благоденствию; не тяжко иго Господне, но благо и легко есть. Посему и ропщущие на тягость заповедей Христовых «гневаются, яко Господь воцарися».

Будем радоваться Его воцарению и приложим заботу быть достойными членами Его царства.

30. Размышления на стих церковный (кондак), поемый на праздник Вознесения Господня53

Еже о нас совершив смотрение, и яже на земли соединив с небесными, вознесся во славе Христе Боже наш, и никакоже отлучался, но пребывая неотступно, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Сей стих церковный содержит в себе не собственные мысли песнописца, а взят им прямо из св. Евангелия, содержит в себе обетование самого Господа, записанное Евангелистом Матфеем (зач. 116). Господь при вознесении своем, повелев апостолам идти во весь мир проповедать Евангелие всем языкам, крестяще их во имя Отца и Сына Святого Духа, и учаще блюсти вся, елика заповеда, изрек тогда и сие неложное божественное обетование всем верующим в Него: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. И в песни церковной воспоминается сие обетование, – говорится, что Господь, хотя и вознесся на небеса, но от нас не разлучается, пребывает с нами неотступно, согласно своему обетованию: Аз есмь с вами. А слова «и никтоже на вы», суть прямой вывод из сих самых слов Господа: Аз есмь с вами, – в них имеют свое основание. Если Он, всемогущий Творец, с нами, то кто может быть на нас? «Никто же может внити в дом крепкого и сосуды его расхитити» (Мф.12:29, Мк.3:27, Лк. зач. 57). Церковь есть дом Крепкого, ибо сам Он, Крепкий, сказал: «созижду церковь Мою» (Мф.16:18). Итак, в собственных словах Господа: се Аз с вами есмь содержится основание и сих слов, в церковной песне Ему усвоенных: «никтоже на вы», никтоже на церковь Мою. Так рассуждает и св. Златоуст. Он говорит: «Имам от Него (от Христа) застав и залог: не своею бо силою дерзаю, но Писание Его имам, и сие ми есть подпора, тое утверждение и заветренное пристанище. Но аще и вся земля мятется, но аз, книги Его держа, тех почитая, тыя мне стена и забрало. Кия тыя книги? Яже убо глаголют рекуще: се Аз с вами есмь до скончания века. Христос есть со мною: да кого ми есть боятися?» (Mapraрит, житие св. Златоуста, л. 117 на об.). И паки той же Златоуст в третьем слове о Озии царе (л. 192) учит так о неодоленности Церкви: «Да слышат иудеи исправления наша и первопрестольство церковное. От колицех ратована бысть Церковь? но никогда же побеждена бысть; колицы мучители, колицы воинствоводцы, колицы царие, Август, Тиверий, Гаий, Клавдий, Нерон, человецы словесы почтени, силнии, толико ратоваша, и еще юнеющу, но не искорениша, но ратовавшии убо умолчани и забвению предана быша, ратованная небес превзимается». Если при таковых мучителях Церковь, еще тогда юнеющая, николиже побеждена бысть: не ясно ли отсюда, что она, силой ее Создавшего, и впредь, даже до дня второго Его пришествия, николи же побеждена будет? Вот какая мысль содержится в сих словах св. Златоуста. Он же, вселенский учитель, и здесь же глаголет, что в Церкви «не по последованию вещей, но паче естества и последования вещи бывают». Когда же о Церкви не по последованию вещей, но паче естества и последования вещи бывают: то никто не должен, видя грядущие на нее напасти и искушения, ожидать, как последствия оных, ее падения; напротив, должен твердо верить, что егда умножатся на ню искушения, тогда внезапу явится ее победа, как явилось спасение корабля генисаретского приближившегося к погружению. Ибо в Церкви, как тогда в оном корабле, обретается Христос, который восстанет и запретит напастям, как запретил тогда ветрам и морю (Мф. зач. 27). И паки той же св. Златоуст глаголет: «Церковь небеси паче укоренилася есть. Но всяко изумление ми вменит еллин; но да пождет вещем указание, и навыкнет истины крепость, како удобнейше есть солнцу угаснути, нежели Церкви без вести быти. Кто есть проповедуя, и сия рече? Основавый ту: небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимо идут. Сия не точию рече, но и исполни. Почто бо паче небесе ту основа большу? Небесе бо честнейши есть Церковь. Почто? Небо ради Церкви, а не Церковь ради небесе» (л. 193). Итак, по словам вселенского учителя, основанным на указанном изречении самого Господа, удобнее есть солнцу угаснути, нежели Церкви без вести быти. Не глаголет же вселенский учитель: «прекратитися», или «уничтожитися», но точию «без вести быти». И сие согласно учению самого Спасителя, глаголющего: «ниже возжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть» (Мф.5:15). И в лепоту так. Ибо Спаситель в Церкви своей положил, как в сокровищнице, вся таинства на спасение наше. Если без вести будет Церковь, то без вести будут и таинства, которыми спасаемся. Если без вести от мира будет Церковь, отнимется спасение наше, и светильник, воженный Спасителем на просвещение мира, будет поставлен под спудом, и не будет светить тем, иже в храмине (в мире) суть. Посему не только те, которые проповедуют, что во время последнего антихриста последует прекращение священства и таинств, но и те, которые мудрствуют, что Церковь в то время будет сокровенна, будет без вести, в неизвестных местах, мудрствуют противно приведенному евангельскому слову и учению св. Златоуста. Сватая Церковь и в первые века, во времена тягчайших гонений, не была безвестной; хотя христиане и скрывались тогда от мучителей, но не были безызвестны миру, и пастыри церковные не только управляли тогда Церковью, но и поставляли себе преемников. А Святая Церковь, веря неложному обетованию Христа Спасителя – пребывать с нею неотступно, сохранить ее неодолимой от врат адовых, твердо надеется, что если Он и попустит ей испытание, то лишь настолько, елико возмощи понести, по слову апостола: «верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете» (1Кор.10:13). С сим упованием, веселяся о Господе, Святая Церковь и воспевает, что вознесшийся на небо Христос пребывает с ней неотлучно, по неложному обещанию своему: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Поют сей стих именуемые старообрядцы, поповцы и беспоповцы; но с верой ли во Христово всемогущество и с надеждой ли на неложность Его обетования поют? Верят ли они, что Христос действительно с ними и никтоже на них? Нет. Вопроси беспоповцев: почему у них нет священства? Почему у них не совершается приношение бескровной жертвы Тела и Крови Христовых? Почему не приобщаются они того таинства, без которого невозможно наследие вечного живота? Они ответят: антихрист пришел и все истребил! Вопроси поповцев: почему у них не преподается благодать Святого Духа на священнодействия чрез хиротонию, а берут они иереев, по их мнению, от еретиков? Вопроси и белокриницких: почему они не имели сего таинства Хиротонии 180 лет? Почему так надолго прекратилось у них апостольское преемство епископов? И те и другие единогласно отвещают, что это не по их воле сделалось, а по действу противника их, патриарха Никона, и чрез гонение прекратилась у них сия благодать преемственного священства. Такие ответы не только не оправдывают именуемых старообрядцев, но и паче обличают их, явственно доказывая, что они во всемогущество Христа Спасителя и в Его промысл о Святой Церкви, в Его обетование о неодолимости Церкви не веруют. Если бы они веровали истинно сим словам: Аз есмь с вами, и никтоже на вы, то не стали бы говорить, что на их Церковь ополчился антихрист и одолел ее, что даже Никон патриарх, также будто бы ополчившийся на Церковь, одолел ее. Старообрядцы скажут конечно: нет, – мы веруем, что Христос пребывает с нами неотлучно. Но если с ними Христос пребывает неотлучно, то почему же Он не подает им даров Святого Духа чрез таинство хиротонии на священнодействия? Лишением сих благодатных даров несомненно доказывается, что с вами, именуемые старообрядцы, Христос не пребывает, а пребывает с православною Грекороссийской Церковью, которую обогащает всеми дарами Святого Духа. Потому она только и поет с верой и уверенностью сей стих, содержащий обетование Христа Спасителя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы; а именуемые старообрядцы, поют сей стих, не разумея, что поют, не веруя исполнению содержащегося в нем обетования: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Дай Бог, чтобы они уразумели силу сего утешительного стиха, который и сами поют, – дай Бог, чтобы познали свое лишение и притекли к Святой Церкви, с которой Христос пребывает неотлучно, обогащая ее благодатными дарами. Тому слава во веки!

* * *

50

На слова апостола: и сущим в темнице духовом проповеда в толковом Апостоле (л. 172) обретается такое толкование Аммониево: «Вопросил мя есть схоластик Кесарие, сице глаголя: сошедшу во ад Христу, всем ли душам юзы разрушишася? И рех ему: Ей; невозможно бо, сошедшу вояческих царю и мучителю побеждену бывшу, глаголю же смерти, плененых ктому держати. Что же Господь сотвори тамо? Проповеда, рече, якоже на земли, и сущим во аде всем путь, ведущий к небесной жизни, веровавшим во Отца и в его Сына, вочеловечившегося и умерша нас ради и сошедша во ад, и в Духа Святаго, и веровавших возведе с собою, а неверовавших остави доле в первый чин. Таже паки вопросил мя соть: и паки возможно есть сущим во аде покаянием свободитеся? И рех ему: Сей глагол не имать места в пришествии Господни, во время, егда сниде во ад, но прежде еже во ад сошествия Его, и по сошествии, сиречь по воскресении, глаголем место имети глаголемое, еже: во аде кто исповесться тебе. Или паки исповедание к покающимся, о ихже содеяша, исповедающих своя согрешения, место иметь тамо тогда не бысть; просто убо верою спасе Христос во аде веровавших, яко есть писано: проповеда во аде противльшимся Ему человеком, да веровавшия избавит их проповеданием, яко и на земли сый веровавшия свободы первых прегрешений, божественным паки бытием на первый образ паки возводя их».

51

Пророк Давид, сын Иессея, от колена Иудова, родился в Вифлееме. Из пастыря овец поставлен в царя Израилю и прежде поставления на царство сподобился Божия свидетельства, яко благ есть (1Цар.16:12), сподобился великих Божиих дарований на пророчество и получил Божие обетование от семени его родитися Христу. Некогда он согрешил грехом великим пред Господом, совершив прелюбодеяние и убийство; но обличен быв Нафаном пророком, покаялся и сложил псалом, числящийся пятидесятым во Псалтири.

Размышления мои на cей пятидесятый псалом я решился изложить по следующей причине. Псалом сей читают всегда и братия наши, именуемые старообрядцы; но не вникают в главнейшее его содержание. Пророк Давид, каясь во грехе своем, еще в Ветхом Завете, прежде принесения на Голгофе все грехи наши очищающей крестной жертвы Христовой, полагал надежду прощения за грех свой не в одном своем покаянии и слезах, но паче в нее спасительной жертве, которую имел принести Христос на кресте, и ради вея просил себе очищения у Бога. А старообрядцы беспоповцы, живя уже по совершении той же жертвы, не в ней полагают надежду на прощение грехов своих, а в своих постах и мотивах. Читая предлагаемые размышления на пятидесятый псалом, не познают ли они свою ошибку?

53

С весны 1894-го года приснопамятный о. архимандрит Павел заболел тяжкой болезнью; в июле месяце, по милости Божией, началось ослабление болезни и при первой возможности сесть у стола и держать перо в руках он приступил к своим обычным трудам. «Размышление» на кондак праздника Вознесения Господня было первым плодом этих трудов. Мы получили его при следующем письме о. архимандрита Павла: «Посылаю вам тетрадь, которая заменяет отчет, что я сделал с праздника св. Николы чудотворца до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Тут вся моя работа за это время. Начата она в размышлениях на самый праздник Вознесения Господня, во время службы, когда я лежал на одре, больной, не имея сил повернуться с одного бока на другой. Тогда утешало меня размышление о сих словах Господа в праздничной песне: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Получив возможность понемногу писать, не захотел я оставить втуне тогдашние мои размышления, изложил их и прошу, если найдете стоящими, напечатать в вашем журнале». Ред. «Брат. Сл.»


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва : Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle