Источник

11. Заметка о смешанных браках

(Письмо к редактору «Братского Слова»)

Мы с вами имели рассуждение о том, не причинит ли какой ущерб пользам Св. Церкви венчание православного с раскольницей без присоединения ее к Церкви, или православной с раскольником, без его присоединения, – проще сказать: не принесут ли вред Церкви смешанные браки между православными и старообрядцами, без присоединения неправославной части ко Св. Церкви. Мое понятие о сем таково.

Назад тому четверть века, не только без присоединения ко Св. Церкви старообрядческой половины, но и с присоединением, венчаться ей с православной половиной ничего, кроме вреда, Св. Церкви принести не могло, и именно потому, что когда в старообрядческий дом брали православную, хотя и с присоединением жениха ко Св. Церкви, то брали с тем намерением, чтобы ее совратить в раскол, и в этом успевали, ибо в раскольнической фанатичной семье устоять в православии нелегко, а присоединившийся жених обыкновенно говорил: «Я дал обещание быть во Св. Церкви; а Св. Церковь есть наша; в никонианской же Церкви не обещался быть!» А если в православный дом брали старообрядку, хотя и с присоединением, она большей частью весь дом совращала в раскол, а о своем присоединении и думать не хотела. Ныне же время совсем другое, – ныне, чрез посредство издаваемых против раскола книг и миссионерских с раскольниками бесед, старообрядцы поняли, что они пред православием безответны, и что Церковь православия ни в чем не изменила,– ныне большая их часть держится именно таких понятий, а особенно молодые люди; не присоединяются они ко Св. Церкви только по старой привычке, а не по убеждению, и потому, что не хотят оскорбить своих родителей. А если молодому человеку представится случай взять невесту – дочь хороших родителей из среды православных, он этому и рад, это дает ему возможность под предлогом получения такой невесты присоединиться ко Св. Церкви; и родители против этого возражать не могут, чтобы не повредить счастью молодого человека и чтобы не жаловался на них вечно, – хотя и не с охотой; но разрешают ему жениться на православной невесте, а с тем вместе и присоединиться ко Св. Церкви, питая надежду на возвращение его в раскол, или же вовсе отчаиваясь удержать его в расколе. Но у молодого человека в виду не только взять себе хорошую невесту, а и то, чтобы вместе с этим и присоединиться ко Св. Церкви, успокоить свою совесть без большого разгневания своих родителей и без опасения, что они за присоединение лишат его наследства. Также и невеста православная выходит за старообрядца не с тем намерением, чтобы по присоединении его ко Св. Церкви, дозволить ему уклониться в старообрядчество, тем паче самой за ним последовать туда же, но с тем, чтобы обоим твердо держаться православия. Итак, теперь нет уже прежней опасности венчать браки между православными и старообрядцами с непременным требованием от старообрядческой половины присоединения к церкви, напротив весьма многим из принадлежащих к расколу и уже тяготящимся этою принадлежностью дастся чрез это возможность без особого труда оставить раскол.

А если дать разрешение, или установить правило – венчать смешанные браки между православными и старообрядцами без присоединения раскольнической половины ко Св. Церкви, чрез это отнимется у молодых пред старыми один из удобных способов присоединения ко Св. Церкви, а старикам дана будет возможность удерживать молодых людей в расколе. Старики-старообрядцы станут говорить своим детям: «Если тебе показалась невеста православная, мы тебе не возбраняем на ней жениться, – возьми ее; но не присоединяйся к Церкви. Это разрешено! К чему тебе без нужды уклоняться от старой веры! А если ты поступишь против нашей воли, мы тебя лишим наследства! «Итак, я думаю, что разрешением венчать смешанные браки без присоединения старообрядческой половины ко Св. Церкви, затворится дверь молодым людям к присоединению ко Св. Церкви.

Желающие этого разрешения28 поставляют на вид то, что если смешанные со старообрядцами браки не венчать, то старообрядцы станут уходить венчаться у австрийских попов, а это будет еще хуже. Но такое опасение несправедливо, и вот почему. Государственный закон признает браки старообрядцев имеющими законную силу не потому, что они совершены у старообрядческих попов, а потому, что записаны при свидетелях в местном государственном управлении, где позволено их записывать в выданную правительством книгу; а записываться могут только те лица, которые (и жених, и невеста) от роду старообрядцы. Когда же одна половина старообрядческая, а другая православная, такие записываться не могут; а если и запишутся, то за сие вступившие в брак подлежат судебной ответственности, – брак их почитается незаконным и дети будут незаконнорожденными. Посему православная половина на таковой брак решиться никак не может, да и благомыслящий старообрядец на такой брак с православным лицом не согласится; а согласится разве только какая неосновательная пара. Но таковые живут и без венчания, поэтому они не пример. Значит, предполагаемое опасение неосновательно, и никакой надобности в разрешении смешанных браков между православными и старообрядцами вовсе не имеется.

Вот мои мысли о том предмете, о котором мы с вами рассуждали. Я признал не излишним изложить их письменно, чего и вы желали.

* * *

28

Когда было писано письмо, о таком разрешении намеревался ходатайствовать один священник: по этому поводу у нас и был разговора последствием которого явилось настоящее письмо. Ред. «Брат. Сл.»


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва : Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle