III. Беспоповские неперекрещенские секты
30. Глухая Нетовщина, или по Спасову согласию
Беспоповцы, именуемые Глухою Нетовщиною или „по Спасову согласию“, а попросту называемые „Спасовы“, о св. церкви имеют те же понятия, как и все перекрещенцы, но о пришествии антихриста они понимают различно: одни признают, что пришествие антихриста последует на кончине мира и имеет быть чувственным; а другие, подобно перекрещенцам, говорят, что антихрист уже пришёл в мир и царствует духовно в православной церкви.
Нетовцы строго держатся сказанного в толковании св. Иоанна Златоуста на слова Апостола Павла из послания к Евреям: второе распинающих Сына Божия себе (гл. 6. ст. 6, зач. 312): „Еже глаголет, сицево есть: крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестит, то паки Его распинает“ (Ап. Толк. на посл. к Евр.). И ещё: „Иже убо второе себе крещаяй, паки Его (Христа) распинает“ (Беседы Апост. на посл. к Евр. бес. 9-я, стр. 2877) Внимая сим словам св. Златоуста, Нетовцы, при всём своём отвращении от православной церкви, избавляют себя от греха перекрещивания, и перекрещенцам, хотящим их склонить на перекрещивание, обыкновенно отвечают словами св. Златоуста: „второе креститься, значит второе Христа распинати; мы крещены во имя Св. Троицы в три погружения“. Нетовцы и младенцев своих сами не крестят, строго держась напечатанного в старопечатной Кормчей второго всех Апостол правила45, коим воспрещается простолюдину крестить: „восхищающии недарованная им раздражают Бога, якоже сынове Корреовы и Иозия царь: ни диакону убо приносити жертву... ни крестити кого“. На основании сего правила Нетовцы сами и не крестят младенцев своего согласия, а носят их для крещения к православному священнику, говоря в свое оправдание: „какой бы о ни был, но всё-таки поп, в ризах, а не простой мужик.“ Однако жe в то время, когда младенца понесут в церковь крестить, раздают по своим келейницам милостыню, прося их помолиться Богу, чтобы Бог довершил крещение младенца. Некоторые из них и сомневаются крестить своих младенцев в православной церкви, но говорят: „что же делать? лучше ничего сделать нельзя! не к простому же мужику нести крестить!“ Некоторые из них, придя в возраст, не почитают действительным совершённое над ними православным священником крещение; но и снова креститься опасаются, а полагают надежду, что и некрещённый может спастися добрыми делами и слёзным крещением.
Также и хотящих брачитися, Нетовцы посылают для венчания в православную церковь, а не венчавшись жить не велят.
Приходящих к ним от православной церкви принимают семипоклонным началом, с обещанием – кроме их согласия ни с кем не молиться и не сообщаться в пище, также блюсти некоторые порядки их в молитве и одеждах. Если кто из их согласия молится и сообщается в пище с православными, такового они называют мирским и в своё общение не приемлют. А кто с православными не молится, но в пище сообщается, того они зовут полумирским и также в своё общение не приемлют. А потом кто с православными более не молится и в пище не сообщается, и положил у них семипоклонный начал, того зовут своим, говорят: ты уже с нами.
Молятся они по Псалтыри и читают каноны; а потом читают за службой книги; но по уставу вечерни, утрени и часов не поют, говоря, что это принадлежит священнику; также и больших собраний на молении не делают, боясь запрещения 6-го правила собора, иже в Гангре, глаголющего: „аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается и не радя о церкви церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру по воли епископли, да будет проклят“.
Нетовцы молодых, вступивших в брак, хотя и принадлежащих к их согласию, у которых ещё родятся дети, в своё общение не приемлют, говоря: „вы ещё молоды, поживите ещё в миру“ (Так они зовут общение с православными).
Нетовцы пред своими стариками исповеди не совершают, не только когда здоровы, но и при смерти.
Они стараются все до единого, во что бы то ни стало, умершего своего сочлена не отпевать в православной церкви и на православном кладбище не хоронить, а где-либо в лесу, или в овраге. Если этого сделать невозможно, то стараются похоронить хотя бы за оградой православного кладбища, только не на самом кладбище.
Нетовщина получила такое название от слова „нет“: потому что у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства. А „Спасовыми“ их называют потому, что они, имея сомнение о таинстве крещения, получаемого ими от православной церкви, на вопрос перекрещенников, как надеются спастись при сомнительном крещении, обыкновенно отвечают: „ надеемся на Cnacoву милость, а второе креститися боимся“, и сами любят называть своё согласие „по Спасовой милости“.
Нетовщина существует во Владимирской в Нижегородской губерниях, и вниз по Волге до самой Астрахани.
31. Нетовцы поющие
Нетовцы поющие имеют то различие от глухой Нетовщины, что службу, – вечерню, утреню и часы, совершают по уставу. Некоторые из них и младенцев своего согласия сами крестят. Они существуют в Нижегородской, Владимирской и Костромской губерниях.
32. Нетовцы-отрицанцы
Отрицанцы возникли из Нетовщины в сороковых годах 19-го столетия. Они придумали приходящих к ним от православной церкви принимать с отречением мнимых ересей, а не так, как вообще у Нетовцев совершалось принятие от православной церкви, т. е не с одним только семипоклонным началом: чрез это нововведение из Нетовщины и выделилось новое согласие, получившее отсюда название „Отрицанцев“. Кроме того, Отрицанцы младенцев своего согласия крестят сами, браки совершают по благословению родителей, службу всю, – вечерню, утреню и часы, исправляют по уставу, и на службу собираются в собрании. Oни существуют во Владимирской, Нижегородской и Костромской губерниях.
* * *
В Старопечатной Кормчей кроме 85 правил апостольских положены ещё особо два правила св. Апостол.