Источник

Прот. Борис Молчанов († 1963 г.) Эпоха Апостасии4.

На протяжении всей истории Христианской Церкви, действует противоборствующая ей «тайна беззакония» (2Солун. 2, 7), старающаяся увлечь людей к отпадению от уготованного нам Сыном, Божиим спасения. Хотя главным виновником ея является диавол, но он действует через «сынов противления» (Ефес. 2, 2), которые и являются проводниками и исполнителями его злой воли на земле. «Тайна Беззакония», над которой деятельно трудится «князь тьмы», проходит известное развитие, по мере ослабления сопротивляемости ей верующих – восходя от силы в силу, и достигает своего предельного роста в ту последнюю особенную эпоху, называемую Апостасией, которая устраняет все препятствия для появления Антихриста и завершается им.

«По учению Апостола «тайна беззакония» есть что-то такое, что подготовляет явление Антихриста... Хотя бы между началом действования тайны беззакония и явлением Антихриста протекло несколько тысяч лет, это не препятствует тайне беззакония быть условием или причиною, или одною из причин явления Антихриста» (Проф. Беляев. «О безбожии и Антихристе», т. 1, стр. 620).

О близости времени явления Антихриста и неизбежного при нем конца мира яснее всего может свидетельствовать последняя эпоха апостасии, имеющая много отличительных признаков, указанных в Слове Божием.

Греческое слово «апостасия» означает отступление от Бога (см. 1Тим. 4, 1; Деян. 21, 21; 2 Паралипом. 29, 19; Иерем. 2, 19). Но, употребляемое с определенным членом, оно имеет в виду не всякое отступление вообще, а отступление особенное по своей силе и по своему широкому распространению, отступление громкое, достигшее крайней степени своего развития. Апостасия является последним этапом развития «тайны беззакония», непосредственно выдвигающим Антихриста, имеющим на себе его мрачную тень. В слове Божием указываются три разныя формы проявления Апостасии: 1) отступление от Истинного учения и от христианской морали, 2) отступление от нормальной, благословенной Богом государственности и 3) отступление от истинной Церкви Христовой при сохранении ея внешнего облика. Полная тройная Апостасия делает приход Антихриста неизбежным. «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2Солун. 2, 3).

«Люди забудут Бога, забудут небо, забудут вечность и в обольщении своем... все внимание устремят на землю, на доставление себе... неизменного благосостояния» (Еп. Игнатий Брянчанинов. т. IV, стр. 271–272).

На почве ложной морали, заглушающей страх Божий, и на почве всецелого погружения людей в плотскую жизнь – обильно вырастут чудовищный разврат и всякие пороки. Греховные примеры и соблазны так умножатся, что увлекут в греховную жизнь безчисленное множество людей. Картину морального развращения человечества в эпоху Апостасии Св. Ап. Павел изображает так: «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкия. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клевеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тимоф. 3, 1–5).

Господствующим тоном жизни станет небывалая повсеместная злоба. По Евангелию – любовь между людьми совершенно изсякнет. Взаимоотношения людей будут лишены всякого доверия и полны коварства. «Люди друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Матф. 24, 10). Злоба охватит людей с небывалой силой и разольется повсюду – во всех слоях общества и даже в самых тесных кругах семейных. «Предаст брат брата на смерть, и отец – детей, и возстанут дети на родителей и умертвят их» (Марк. 13, 12).

«Когда приблизится конец сего века, писал Лактанций, тогда необходимо изменится состояние человеческих дел и по причине возрастающей неправды – сделается худшим, так что даже настоящия наши времена, в которыя неправда и злоба возросли до величайшей степени, в сравнении с тем временем неисцельного зла могут быть признаны счастливыми и почти золотым веком. Потому что правда тогда сделается столь редкой, а нечестие, жадность страсти и распутство до того умножатся, что если и будут некоторые добрые, то они сделаются добычею злодеев и будут ограблены беззаконниками. Одни только злые и будут богаты, а добрые подвергнутся всяким поношениям и впадут в нищету» («Божественныя Наставления». Кн. 7-я, гл. 15).

Но, как бы люди ни утопали во зле, они никогда не пожелают открыто объявить себя последователями зла: они постоянно будут стремиться выказать себя с внешней стороны добродетельными. И чем более люди будут позволять себе беззаконие, тем более они будут заботиться оправдать себя ложными учениями и покрыть себя благовидною личиною (Лук. 16, 15). На ряду со злобой разольется в небывалых размерах ложь и лицемерие. Такая лицемерная показная добродетельная внешность совершенно вытеснит потребность истинной праведности.

Жизнь немногих благочестивых и добродетельных людей в обстановке Апостасии – среди торжества практического материализма, среди всеобщей злобы, коварства и лицемерия соделается «мученичеством, подобным томлению Лота в Содоме». Но верующий человек должен помнить, что и самое малое усилие сопротивления разлагающему духу века будет иметь цену пред Богом. На весах Божиих будут взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства сопутствующия нам, и самое время.

Наше время, как начало Учительной и Моральной Апостасии.

«Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего род человеческий, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовы потопить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его Царство, повреждают нравы, притупляют, унижают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца». Так видел только первые начальные признаки надвигающейся Апостасии Еп. Игнатий Брянчанинов (т. I, стр. 407).

То же отмечал и Владимир Соловьев: «Когда прежде существовали такия усовершенствованныя средства к распространению лжи и всякого зла, как теперь? Когда была такая общедоступность всевозможных соблазнов, как теперь?» (т. IV.)

Первым признаком моральной Апостасии, как мы указывали, является широкий разлив практического материализма. Если мы будем всматриваться в современную жизнь, то мы не сможем не заметить его полное преобладание, совершенно вытесняющее духовные запросы и стремления. Все силы ума и сердца человека заняты теперь исключительно изобретениями и усовершенствованиями в области технической культуры. Изумительныя достижения ея еще более приковывают к себе всеобщее внимание. Газеты наполняются сообщениями о рекордах в авиации, в автомобильных пробегах, в постройках гигантских быстроходных пароходов, о запусках «спутников», и т. п. Но, наряду с этим техническим прогрессом замечается полный упадок духовной культуры. «Мы, говорит проф. Спекторский, начали переживать один из крупнейших мировых кризисов... Не погибаем ли мы все, не опускаемся ли, не возвращаемся ли к дикости и варварству, не присутствуем ли при смерти и похоронах культуры?» Человек забыл Бога, забыл вечность. «Он заменил, как того требовал Бэкон, царство Божие царством человека».... «Никогда еще люди не достигали такого совершенства во всех областях техники. Но вместе с тем никогда не было такого оскудения идеологии» («Христианство и Культура», стр. 5, 9, 10–11).

Отрыв от христианства лежит как печать на всей современной культуре. «Позитивная философия совсем упразднила этику и какия бы то ни было моральныя оценки. Марксизм превратил этику в совершенно несамостоятельный придаток экономики, биологическая социология превратила ее в функцию органической жизни» (Проф. Спекторский. Там же, стр. 114).

«С упадком религиозного чувства общество потеряло свою животворящую организующую его душу. Отрыв от возвышающих религиозных идеалов, которыми всегда питалось истинное творчество, обезплодил научное знание, в основании которого, «хотя бы и самого точного, по словам Шпенглера, лежит религиозная вера», и принизил и опустошил искусство, низведя его с звездных высот на землю» (Митрополит Анастасий. «Христианство и культура». Хлеб Небесный. № 3, 1936 г. Харбин.).

«В обстановке той механизации нашей дехристианизованной культуры, которую так прославил Ратенау, произошла ужасающая вульгаризация вкуса. Искусство, эстетика почти вытеснены модою и развлечениями. Кто не поет теперь акафиста моде? Мода – это принципиальное отрицание вечности и даже длительности. Мода – это уже не вчера и еще не завтра. Мода – это каприз одних и рабство других» (Проф. Спекторский. Там же, стр. 152–153).

«Большевизм, впитавший в себя все элементы духовного разложения человечества, большевизм, у которого простота доходит до первобытной дикости, знаменует собою эту дряхлость современного общества. Со свойственным ему цинизмом он дерзает на то, чего другие еще не смели выговорить» (Митрополит Анастасий. Хлеб Небесный. № 3, 1936 г.).

Советская власть не ждет постепенного морального распада, а сама принимает энергичныя и жестокия меры к выкорчевыванию христианского влияния и к воспитанию новой личности на безбожно-материалистическом фундаменте. Советская власть создала новую «классовую» мораль, новое право, совершенно противоположныя не только высокой христианской, но даже элементарной общечеловеческой этике. Талантливый писатель А. М. Ренников в одном из своих фельетонов в газете «Возрождение» остроумно отметил, что стоит только перевернуть все десять заповедей, как в результате мы получим точное перечисление советских добродетелей, а сами заповеди останутся изложением советских уголовно наказуемых деяний.

Под влиянием советской всемирной пропаганды, разжигающей классовую непримиримость, по всему миру широко разлился поток злобы. Нравственная связь между людьми разрушена. Вместо нея выдвинута общность материальных интересов одной группы и безпощадная борьба с другими группами.

Не лучше обстоит дело и в т. н. свободном мире. Общий отрыв жизни от христианства вызывает полную аморализацию общества и злобную одержимость. На наших глазах разрушается последний устой общества – семья. Молодежь воспитывается программами кинематографами и телевизией, где показываются «скабрезные фарсы с пошлыми куплетами и чудовищныя по длине ленты фильмы, соревнующие друг с другом в сенсационном изображении преступлений и прожигания жизни. Все это оглашается звуками пряной чувственной музыки (джаза), под которую сыны человеческие в похотливых сплетениях производят циническия, т. е. буквально в переводе с греческого – собачьи телодвижения, стараясь еще подражать лисицам, медведям и, в лучшем случае – первобытным дикарям» (Проф. Спекторский. Там же, стр. 154). Раздаются часто речи даже ответственных общественных деятелей и школьных воспитателей, прославляющия «свободную любовь», не стесняемую никакими религиозными и нравственно-бытовыми правилами.

Чудовищный рост всевозможных преступлений, ограблений, убийств, изнасилований, ежедневно отмечаемых во всех мировых газетах, является далеко недостаточной иллюстрацией современных нравов, ибо о многих преступлениях перестали писать, т. к. они стали обычным явлением, не возбуждающим интереса... Многочисленныя сообщества преступников (гангстеров), организуемыя не только среди взрослых, но даже среди несовершеннолетних юношей, во многих местах настолько являются сильными, что уже становятся как бы государством в государстве.

Постоянными спутниками пороков и всякого зла являются ложь и лицемерие. Сопутствуют они и современной безнравственности.

Ложь прочно засела в печати. Никогда истина не была в таком поношении, как теперь. Даже современная наука, которая всегда считалась свободной от всяких тенденций, теперь не свободна и не смеет говорить правду. Историческая наука старается подтасовывать действительные факты, давать им неправильное объяснение и скрывать величайшее в мировой истории преступление – убийство Царской России... Историки «великой французской революции» путем замалчивания, подлогов и лжи скрыли действительныя причины страшного движения, взорвавшего западный христианский мир и поставили это движение на пьедестал красоты и величия. Они, замолчав об истинных виновниках кровавой трагедии французского народа, убедили весь мир, что французская революция принесла великое счастье не только французскому народу, но и всему человечеству. Такая же беззастенчивая ложь усиленно распространяется относительно прежнего царского строя в России. И в каком ложном освещении рисуется интернациональное советское правительство с целью привлечь симпатии к нему всех трудящихся во всех странах, чтобы вызвать мировую революцию.

Обманываемые, увлекаемые к духовной гибели рабочие и учащиеся часто не имеют возможности правильно разобраться в истинном освещении всех современных событий. Ускоренный темп работы, требующий напряжения всех сил, потребность отдыха и развлечений после утомительного труда лишают человека возможности критического отношения к содержанию газет, журналов и радиовещаний и отводят его внимание от серьезных духовных вопросов.

Но, несмотря на все это, «у всего культурного человечества есть, несомненно, предощущение грядущей катастрофы. Но как во время потопа, все продолжают есть, пить и веселиться, пока не придет бедствие. Развитие техники помогает современным людям ускорить темп жизни, чтобы заглушить внутреннюю тоску, которая гложет их сердце... Человечество, томимое тяжелыми предчувствиями, не хочет остановиться и задуматься над своею судьбою. Оно стремится как-бы убежать от самого себя, или лучше сказать от той бездны небытия, какая уже начинает притягивать его к себе. Отрекшись от Христа, современная культура сама обрекла себя на разрушение» (Митрополит Анастасий. Хлеб Небесный. № 3, 1936 г. Харбин).

а) Политическая Апостасия.

«Тайна беззакония... не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь, и тогда откроется беззаконник» (2Солун. 2, 7–8).

Из этих слов Св. Апостола видно, что Апостасия, широко открывающая двери Антихристу, будет заключаться в устранении удерживающего.

Как долго будет длиться этот переходный период от старого к новому, в какой срок совершится мировая революция – нам неизвестно. В слове Божием говорится лишь о том, что окончательное сформирование новых десяти царств произойдет почти одновременно с воцарением Антихриста. «Десять рогов, говорится в Откровении... суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем (Антихристом), как цари на один час» (Апок. 17, 12). По толкованию Св. Ипполита, – десять царств должны вырасти как «пальцы из ног истукана» перед самым воцарением Антихриста .

Очень возможно, что для окончательной перестройки политической и социальной жизни народов, для конечного успеха мировой революции понадобится третья мировая война, которая оставила бы небывалое разрушение и до последнего предела истощила бы все здоровыя национальныя силы, устранив в лице их всякое сопротивление организованному фронту «беззакония». «Историческим силам, царящим над массой человечества, писал Вл. Соловьев, еще предстоит столкнуться и перемешаться, прежде чем на этом раздирающем себя звере – выростет новая голова всемирно объединяющей власти Антихриста» («Три разговора», стр. 460).

Почти одновременно с формированием новых десяти «мятежных» или апостасийных государств должно постепенно выростать «между ними» одно малое государство – как «малый рог» среди больших «рогов». Срок его окончательного территориального выростания нам неизвестен. Из слова Божия явствует лишь то, что оно окончательно созреет тогда же когда и десять новых царств, т. е. ко времени явления Антихриста, что оно первое признает над собою власть Антихриста и послужит ему опорой для дальнейшего распространения им своей власти на весь мир.

Для захвата всей мировой власти Антихристу придется преодолеть сопротивление со стороны «трех царей» и «с корнем их исторгнуть». По предположительному толкованию Св. Иоанна Златоуста эти три царя (или царства) суть следующие: Египетский, Ливийский и Эфиопский. И только после этого – когда «три рога будут исторгнуты» (Дан. 7, 8. 24), остальные семь рогов (царей) добровольно «предадут силу и власть свою зверю» (Антихристу), т. к. будут иметь с ним «одне мысли» (Откровение. 17, 13). «Имеющий придти (Антихрист), пишет Св. Ириней Лионский, трех из них (царей) умертвит, а остальных (семь) подчинит своей власти... и (они) предадут свое царство зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего» (Сочинения. 1871 г., кн. 5-я, гл. 25–26. «Против ересей», гл. 30).

б) Наше время, как начало Политической Апостасии.

«Двадцатый век будет эпохою последних великих войн, междоусобий и переворотов... Старый традиционный строй отдельных наций повсюду теряет значение и почти везде исчезают последние остатки монархических учреждений» («Три разговора». Влад. Соловьев).

Наиболее глубокие мыслители считают первую мировую войну тем рубежом, который резко отделил старую довоенную эпоху от начавшейся новой жизни после войны. Волна грозных потрясений и политических переворотов прокатилась почти по всему миру. «Старыя формы государственной жизни сменились новыми; все исконные бытовые устои расшатаны. Политическая жизнь находится в расплавленном состоянии, всюду царит неустойчивость, искание новых форм жизни, шатание. Большевицкий хаос в России есть только самое яркое выражение этой всеобщей шаткости, он в известном смысле показателен для состояния всего мира, есть его неумолкающее «мементо мори»... Эпоха покоя, мирного культурного развития, роста гражданственности, смягчения нравов, укрепления личной свободы кончилась. Мы захвачены каким то бурным водоворотом.... Мы, потеряв способность творить историю, находимся... во власти ея мятежных сил, не мы творим ее, но она несет нас» (С. Л. Франк. «Духовныя основы общества». Париж. 1930 г. стр. 9–10).

«Мир еще не заметил, пишет один итальянский ученый, политических результатов, вызванных мировой войной... Он еще не заметил, что в марте 1917 г. одному из двух политических принципов, на которых зиждется весь общественный строй Европы, – принципу монархическому, был нанесен Русской революцией первый страшный удар, что второй, решительный смертельный удар был ему нанесен в ноябре 1918 года, когда рушились империя Габсбургов и империя Гогенцоллернов. Он еще не сознает, что падение монархического принципа в Европе является событием огромной важности, что им заканчивается политический кризис, начавшийся два столетия тому назад» (Г. Ферреро. «Гибель античной цивилизации». Лейпциг. 1923 г. стр. 108)... «Монархический принцип умер. Уже расшатанный неверием, рационализмом, учением о равенстве, войнами и революциями... он окончательно искоренен мировой войной» (Там же, стр. 118). «Если же в Европе еще остается несколько тронов, уцелевших, как верхушки скал, незатопленных наводнением, то те, кто их занимают, уже не короли, а тени» (Там же, стр. 118)... «Мировая война оставила за собою много развалин, но как мало значат все остальныя по сравнению с этим разрушением всех принципов власти» (Там же, стр. 120).

С этим глубоким замечанием ученого можно согласиться только в отношении Западного мира. В России же монархический принцип и строй насильственно устранен, но не вытравлен из памяти и сердца народа. Русский народ активного участия в революции не принимал. Он ее принял, как совершившийся помимо него факт, и принял только потому, что поверил ложным обещаниям революционной власти. Кроме того, Русский Царь вместе с Семьей своей принял мученическую кончину от рук интернациональных злодеев. И эта кровь святых Царственных Мучеников не только не позволит уничтожит ореол царской власти в глазах народа, но при благоприятных условиях сможет возбудить потребность в нем возстановления Царского Правления, как единственного проводника Божьего благословения его народной жизни.

Русская революция, устранив главный оплот мирового порядка в лице Русской Православной Монархии, стала принимать все меры для развертывания в революцию интернациональную, всемирную. По многим странам прокатилась волна мятежей, разрушивших «удерживающий» строй «Римского Царства» и на место его установивших новый строй, не только не сдерживающий развития «беззакония», но и активно содействующий всемирному разливу зла уничтожением всех «шлагбаумов» для безпрепятственного прихода Антихриста.

Полное торжество политической Апостасии, согласно указаниям слова Божия, может наступить при окончательном образовании десяти мятежныхе апостасийных государств. В виду того, что некоторыя новыя мятежныя государственныя образования еще окончательно не оформились, т. к. многия могут соединиться в одно государство с другими, то сейчас невозможно точно перечислить их. Можно сказать, что апостасийная власть укрепляется в Сов. России, в Китае, в Югославии, в Румынии, в Венгрии, в Болгарии, в Польше... А когда закончится этот процесс – гадать трудно и безполезно.

Мировая война имела своим последствием и другое весьма значительное событие, указанное также в числе признаков Апостасии. Это – выростание «малого рога» в лице создающегося государства Израиля. Когда окончательно оно оформится, на каких границах остановится – гадать также безполезно.

Окончательное устройство еврейского государства должно ознаменоваться осуществлением тысячелетней мечты иудейской – возстановлением храма Соломонова на вершине горы Мориа, где в настоящее время высится мечеть Омара «Харам-еш-Шериф». Возстановленный в свое время храм Соломонов, как известно, был снова разрушен римскими войсками в 70 году по Р. X. при подавлении иудейского возстания. В 361–363 гг. император Юлиан Отступник, зная христианское пророчество о том, что этот храм не может быть возстановлен до самого последнего времени (см. Матф. 24, 1–2; Марк. 13, 1–2; Лук. 19, 44; 21, 5–6. 24), возымел дерзкое желание посмеяться над христианской верой и доказать несостоятельность христианских пророчеств и решил вновь выстроить Иерусалимский храм на прежнем месте и возстановить в нем иудейское богослужение. «По его призыву в Иерусалим собрались со всех стран евреи, заготовили множество строительного материала и приступили к работам. Но землетрясение и вырвавшийся из земли огонь неоднократно уничтожали все труды их и окончательно разрушили остатки прежнего храма» (Проф. Беляев. «О безбожии и Антихристе», т. 1-й, стр. 217, примечание).

Тот же факт отмечает и историк Л. Дюшен. «Юлиан, говорит он, задумал вновь отстроить храм и возстановить культ, к которому сам лично питал лишь презрение... Это предприятие, порученное одному высокопоставленному чиновнику, хотя и поддерживалось широкими кредитами, осталось без результата. Когда стали копаться в основаниях древнего здания, оттуда вырвалось пламя, опалившее нескольких рабочих» («История древней Церкви», т. 2-й, стр. 224. Москва. 1914 г.).

Ориген в своем толковании на ев. Матфея говорит, что если храм в Иерусалиме будет опять выстроен, то только для Антихриста» («Опера омниа», т. 4-й, лист 275).

в) Религиозная или Церковная Апостасия.

«Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторыя от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тимоф. 4, 1).

Отступление от истинной веры может проявляться в следующих формах:

1) В извращении (искажении) истинного содержания вероучения, в изменении ея догматов, т.е. в ересях.

2) В лжеверии или в отрицании всего христианства, но с сохранением веры в Бога (как у магометан, иудеев, язычников...).

3) В неверии или в полном равнодушии ко всякой вере, в атеизме, т. е. в отрицании предметов веры: бытия Божия, безсмертия души.

4) В богоборчестве, т. е. в активной борьбе со всякой религиозной верой и ожесточенном возстании против Бога и всего святого.

Самой распространенной формой отступления, как полагает Епископ Феофан Затворник, будет извращение истинного христианства (ереси) или так называемое ложное христианство. «Евангелие будет всем известно, пишет он, но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру своим измышлением, хотя на основании слова Божия... И все такие будут присвоять себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана Св. Апостолами и хранится в Православной Церкви, но из этих немалая часть будет только по имени православными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век... Хотя имя христианское будет слышаться повсюду и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление полное. На этой почве (на почве ложного и лицемерного христианства) народится Антихрист и выростет в том же духе видимости, без существа дела. Потом отдавшись сатане, явно отступит от веры и ...всех не содержащих христианства в истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога» (Толкование на 2-е послание к Солунянам, стр. 58–61).

Здесь нам очень важно отметить тот мало примечаемый закон, в силу которого всякое ложное и лицемерное христианство неизбежно приведет своих последователей к признанию Антихриста или к тому течению, которое будет приготовлять его явление. Во всяком лжеучении, как и в фарисейском отношении к истине таится семя вечной погибели. Напрасно многие не придают должного значения догматам. Тесную связь догматов веры с нравственно-практической деятельностью и с подвигом спасения раскрыли Епископ Игнатий Брянчанинов и Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий). По учению Церкви в деле спасения нет ничего важнее исповедания Богооткровенной Истины. Само слово Божие свидетельствует, что Богу «должны покланяться в Духе и истине» и что только «таких поклонников» Бог ищет и приемлет (Иоан. 4, 23–24). Истина – совсем не такая малозначащая вещь, с которой можно было бы обращаться как угодно. В Истине реально присутствует и Дух Истины, Иже от Отца исходит. А во всякой лжи реально присутствует и отец лжи, сиречь диавол. И потому человек, исповедающий истину, принимает и Духа Истины, а исповедающий ложь, непременно усваивает и духа лжи, духа отверженного.

Вне Единой Православной Церкви нет и не окажется ни средств для верного познания Антихриста, ни Благодатных сил для стойкого противостояния ему и всем его искушениям. Этот закон неизбежного обольщения и вечной погибели всех, не принявших «любви истины для своего спасения», отмечает Св. Ап. Павел: «и пошлет им Бог действия заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду... И так, братие, стойте и держитесь предания, которым вы научены словом или посланием нашим» (2Солун. 2, 8–15) Тот же самый закон выражен и в символе Св. Афанасия: «Иже хошет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет» (Псалтырь с возследованием).

Об истинной же Церкви в это время (в эпоху Апостасии) можно будет сказать словами пророка: «Бысть пуста весьма» (Иезек. 38, 8). Это говорил пророк вдохновенный, когда видел в дали времен время последнее, судьбу Церкви и могущественное царство, возникающее на Севере» (Еп. Игнатий Брянч. т. 4, стр. 495–496). Стойкость и самоотверженность в борьбе за истину станет чрезвычайно редким явлением. Любовь к миру и к его благам будет превозмогать над любовью к Истине. Церковные иерархи со своим клиром и своею паствою, порвавшие связь с Христовой Истиной, но продолжающие лицемерно выказывать себя членами истиной Церкви, составят общество, именуемое в Писании

1. «ЦЕРКОВЬ ЛУКАВНУЮЩИХ».

Характерной чертой ея, отличающей ее от древних еретических обществ будет то, что эта «церковь» будет всячески затушевывать какую-либо разницу между собою и истинной Церковью, постепенно вводя свое ложное учение, под самым высоким лицемерным поводом – в недра истинного православного учения. Для верующих будет чрезвычайно трудно разобраться – где Истина. Нужно будет особенное внимание к слову Божию и к свящ. Преданию Церкви.

Наряду с «церковью лукавнующих» будет возрастать другая «церковь», которая может даже и не изменять вероучения, но в условиях государственного преследования веры вступит в тайный союз с богоборческою властью, получая некоторую легализацию своей «церковной» деятельности. «И я увидел, пишет Св. Иоанн Богослов, жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... И на челе ея написано имя: Тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным... и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17, 3–6). Да и как было не дивиться Св. Тайнозрителю, когда он вместо истинной Церкви первохристианской – вместо «Жены, облаченной в Солнце», вместо «Чистой Девы», «Невесты Христовой», убегающей в пустыню от зверя (в нелегальном положении спасающейся в катакомбах и пустынях от преследования власти) в дали времен узрел жену – «великую блудницу», сидящую на звере (см. Откровение, 12 гл. 17–18 гл.). Это усаживание жены на зверя или отпадение Церкви от «брачного» союза со Христом и вступление ея в незаконный «любодейный» союз с Антихристом или с его предтечами. – в Св. Писании уподобляется нарушению брачной верности. Поэтому и та часть Церкви, которая, изменив Христу, вступит в тайное соглашение с властью Зверя, на языке. Св. Писания называется:

2. «ЦЕРКОВЬ БЛУДНИЦА».

На появление «церкви блудницы» в мировом масштабе можно смотреть как на завершение эпохи апостасии, выводящей на мировую арену Антихриста. При «церкви-блуднице» для истинно верующих останется один выход – бегство в «пустыню», т. е. переход в тайное нелегальное положение при отказе от всякой попытки искать защиты своих прав у существующей власти. Церковь-Отступница сама поведет безпощадное гонение против остатка верующих, сохраняющих свою преданность истинной Христовой Церкви Православной.

Наиболее употребительным приемом преследования в начале будет клевета на них, широко распространяемая в обществе, с целью подорвать их престиж и парализовать их честное и благотворное влияние, а затем и ложныя обвинения, приносимыя на них в судебныя и административныя учреждения, дающия основания для их наказания... «Я видел, пишет Св. Иоанн Богослов, что жена была упоена кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых» (Откр. 17, 6).

Наше время, как начало религиозной или церковной Апостасии.

Так как в эпоху Антихриста должно совершиться объединение всех религий или слияние их в одну религию поклонения Человеко-богу, то и подготовка к Антихристу в эпоху Апостасии должна состоять в постепенном объединении всех христианских вероисповеданий в одну «Церковь-лукавнующих» при одновременных стараниях разрушить истинную Церковь Христову. Все это мы видим в наше время. Теперь совершается самая ужасная подделка Церкви отвлеченным христианством. Большинство все значение Христа усматривает в Его учении, забывая о том, что «Христос приходил на землю вовсе не для того только, чтобы сообщить людям несколько новых истин. Нет, Он приходил, чтобы создать совершенно новую жизнь человечества, т. е. Церковь. Это новое общество человеческое, по мысли Самого Создателя его, существенно отличается от всяких других соединений людей в разныя общества» (Архиепископ Иларион. «Христианства нет без Церкви», стр. 17–18). Господь Иисус Христос дал не только Свое учение, но и необходимыя силы благодатныя для исполнения Его учения. Последния сообщаются верующим только в Церкви через св. таинства и жительство по уставу Церкви. Благодать Божия или сила Духа Святого и созидает в сердце человека Царствие Божие. Поэтому только в Церкви, а не в отвлеченном христианстве устанавливается и поддерживается единение человека с Богом, а в Боге и тесное единение друг с другом. Св. Ап. Павел, говоря о единении людей, всегда говорит о Духе Святом, как об источнике этого единения, хранимого в Церкви. «Таким образом в Церкви живущий Дух Святый дает каждому члену Церкви силы быть новою тварью» (Там же, стр. 27). Безцерковное же христианство, как напр. «Всемирные Христианские студенческие Союзы», «Экуменическое Движение» разныя христианския секты – «все это ничто иное, как принижение и искажение Христовой идеи Церкви, убивающие всякую подлинно христианскую благодатную церковную жизнь»... И это мы должны твердо помнить, чтобы не соблазниться современной пропагандой общего христианства взамен якобы «разделившейся Церкви». «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет Истины, нет жизни, нет спасения, – ничего нет без Церкви, и все это есть только в Единой Церкви» (Архиепископ Иларион. Там же, стр. 64, 68).

Имея зарождение «Церкви лукавнующих» в виде всех стараний всемирного объединения христиан не в Церкви, а на почве отвлеченного христианства, мы имеем и зарождение «Церкви-блудницы» в лице Советской церкви, вступившей в деловой союз с «красным зверем», преисполненном «именами богохульными».

Советская церковь является усердной служанкой богоборческого советского правительства, в полной мере управляемая им и контролируемая, начиная с верхов и доходя до самых низших мелких инстанций. Поэтому вся ответственность за все преступления советской власти в отношении преследования веры и истинной Церкви падает и на Московскую Патриархию, как добровольную соучастницу преступной деятельности власти.

Московская Патриархия –

а) Всячески содействует проникновению коммунистических агентов в церковныя организации – даже, если нужно, с принятием священного сана и с занятием высоких постов в Церкви. Как сообщает норвежская газета «Афтенпостен» № 338, 1959 г., – доктор Макинтаер считает совершенно доказанным, что «митрополит Николай Крутицкий – один из главных руководителей Русской Православной Церкви – является выдающимся агентом советской красной полиции. Коммунистическая партия в СССР командирует своих людей на богословские курсы и дает им подготовку для исполнения обязанностей священников, которые со временем будут епископами и одновременно агентами тайной полиции» («Церковная Жизнь», № 1–2, 1960 г.).

б) Не протестует против советского запрещения религиозного образования и воспитания детей и насильственного отравления их ядом атеизма, и тем содействует сатанинскому плану прекращения существования веры и Церкви в России с вымиранием верующих старого поколения.

в) Совершает кощунственные акты: призывая Божие благословение на гонителей Христа, совершая церковныя моления об упокоении «со святыми» явных анафематствованных Всероссийским Собором безбожников, искажая текст службы «Всем святым, в Российстей земле просиявшим», похуляя мученический подвиг членов истинной Церкви Христовой, представляя последних не жертвами советского преследования веры, а преступниками, справедливо наказанными властью.

г) В качестве красной полиции помогает советской власти разыскивать и преследовать членов истинной (катакомбной) Церкви, не признавших декларации Митрополита Сергия в 1927 году о необходимости сотрудничества с безбожною властью, и оставшихся верными заветам покойного Патриарха Тихона. При таком сотрудничестве с гонителями Христа Советская церковь приняла на себя и ответственность за все страдания и за всю кровь исповедников и мучеников за святую веру.

д) Распространяет по всему миру ложь о свободе веры в СССР, восхваляя советское правительство, благодаря его за удовлетворение всех нужд церковных. Такою ложью, сопровождаемою богатыми подарками, Московская Патриархия ввела в заблуждение и восточные Патриархаты, похваляясь своим влиянием на них в своем журнале (см. Ж.М.П. № 5 за 1959 г.).

е) Оказывает ценныя политическия услуги советской власти своим участием в мировой «борьбе за мир», и тем самым содействует успеху распространения коммунизма во всем мире, т. е. торжеству мировой Апостасии.

Если сравнить духовное состояние народа в СССР с духовным состоянием свободного Западного мира, то несмотря на все жестокия преследования верующих в сов. России, и полную свободу веры на Западе, духовное превосходство принадлежит первому. Там, за железным занавесом растет среди кровавого террора исповедническая Христова Русь, там – на крови и на костях мучеников крепко стоит великая духом истинная благодатная Православная Церковь, которая своим отказом от всякой советской легализации обрекла себя на уход в «пустыню», – в «катакомбы».

Совершенно не то здесь на Западе – где чрезмерное погружение в одни материальные интересы приводит людей к полному равнодушию к вере и погружает их в духовную слепоту, не позволяющую им видеть все извилистые пути, ведущие к Антихристу. Благодать Божия отходит от суетящейся и служащей миру толпы, предоставляя ее падению ея.

Указав грозные признаки современной Апостасии, которая должна завершиться приходом Антихриста, мы должны воздерживаться от всяких попыток определения каких либо сроков его явления. Подготовка к его появлению может развернуться и очень быстро, но может и быть задержанной неожиданными событиями. Задержка решительной развязки вызывается милосердием Божиим ради покаяния и желания спасения хотя бы и небольшого остатка верующих. Но, когда истощаются в сердцах людей спасительный страх Божий и способность покаяния, тогда быстро наступают все казни, предреченные судами Божиими.

От Западного мира трудно ожидать самостоятельного пробуждения покаянного подвига и стремления к возстановлению христианской жизни. Его можно ожидать только от того Русского Народа, который при самых жестоких гонениях на Церковь Христову и на веру, не отошел от Христа, не изменил Св. Православию и остался в Церкви своей, ушедшей в катакомбы. Не даром наши благочестивые предки, называвшие Москву – 3-м Римом и считавшие ее последним и единственным оплотом Церкви Христовой на земле, не даром и наш великий молитвенник и чудотворец Отец Иоанн Кронштадтский ни в каком народе не видел возможности задержки и отсрочки надвигающегося царства тьмы, кроме одного народа Русского. Ибо, по его словам, когда у Русского народа не будет покаяния, тогда конец мира близок. Только там в России при всенародном покаянии, при полном торжестве Православной веры и Церкви могла бы быть возстановленной «удерживающая» Царская благословенная миропомазанная власть, которая могла бы вызвать обновление христианской жизни и во всем мире. От России ждали спасения всего мира и иностранные мыслители: Г. Ферреро и В. Шубарт, который утверждал, что «только Россия способна одухотворить человеческий род, погрязший в вещности и испорченный жаждой власти». Но если в России не станет покаяния, не произойдет ожидаемого переворота, то быстрое завершение Апостасии и приход Антихриста становятся неизбежными.

Теперешняя жизнь требует от каждого из нас самого внимательного и высокого духовного отношения ко всем явлениям, чтобы предохранить себя от ошибочного принятия лжи за истину, чтобы удержаться от ошибочных шагов в направлении неотвратимой гибели. Для этого необходимо всякое свое разсуждение проверять словом Божиим и разумом св. отцов. Затем нужна правильная духовная жизнь по указаниям св. Православной Церкви. «Надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм, по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает в нем окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Кто примет внутрь себя Царство Божие, тот сможет иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот сможет узнать и избежать Антихриста или противостать ему. Кто же не примет внутрь себя Царства Божия, тот не узнает Антихриста, тот непременно непонятным для себя образом соделается его последователем, тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова (см. Лук. 17, 20–21; 2Петр. 3, 3–4), оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение, никакое учение словом не достаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший внутри себя Царство Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет на всякую истину (Иоан. 16, 13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины» (Еп. Игнатий Брянчанинов, т. 4-й, стр. 270–271).

Современная эпоха Апостасии является для нас последним предупреждением о том грозном бедствии, которое может очень скоро охватить весь мир. Она же является для нас и сильнейшим побуждением к сохранению своей теснейшей связи с Истинной Христовой Церковью, в которой мы только и можем стяжать спасительную благодать Божию, не допускающую нас до невольных губительных ошибок в распознавании верного пути. Промысл Божий разсеял по всему лицу свободного мира нашу Православную Русскую Зарубежную Церковь и поставил ее единственною носительницею неискаженной Христовой Правды и источником спасения для всех желающих и ищущих его.

Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 1959 г. объявил настоящий 1960 год годом покаяния и усиленного церковного делания, ибо одно только глубокое и искреннее покаяние может спасти нас. «Будем усердно молить Господа – да возродит Он Православную Державу Российскую, которая пошла бы по историческим стезям своим и стала бы опорою мира во всем мире... Тогда... возстанет и возвеселится Земля Русская и соберет разсеянных сынов своих от востока и запада, от севера и юга. И приидут народы многие, говоря – «приидите, взойдем в Землю Господню и в Дом Божиея Матери, и возвестит нам путь и пойдем по нему». «Мы идем с вами, ибо слышали и разумели, что с вами Бог» (Из Послания Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей – Боголюбивой пастве в разсеянии сущей. «Церковная Жизнь» №11–12, 1959 г.)

Протоиерей Борис Молчанов.

* * *

4

Краткое изложение некоторых глав из моей книги «Тайна беззакония и Антихрист» (изд. в 1938 г. в Харбине) с некоторыми дополнениями о современности. Прот. Б. М.


Источник: Луч света : В защиту православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия : В 2-х частях / Собрал., перепеч. и доп. ил.. архимандрит Пантелеймон. - [Джорданвилль] : Свято-Троицкий монастырь, 1970. - 408 с. : ил., портр., факс.

Комментарии для сайта Cackle