Псалом 111
Аллилуиа, псалом. Св. Афанасий читал: Аллилуиа возвращения Аггея и Захарии599, псалом. Так читается и в Вульгате. Псалом нравоучительный, показывающий блаженство человека, боящегося Господа; есть, по-видимому, продолжение предыдущего.
1. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. С Евр.: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его». «Кто боится Бога, как должно, тот принимает заповеди Его с великим усердием. Любовь к законодателю делает закон приятным» (Св. Злат.).
2. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. «Семенем, – говорит св. Злат., – Писание часто называет не детей по рождению, но детей по обещанию в добродетели... Здесь говорится о Церкви, которая по обещанию в вере стала семенем Авраама (Рим. 9:27; Гал. 3:8). Таковы люди добродетельные и дети людей, боящихся Бога. А что человек добродетельный действительно имеет сильное семя и сам сильнее всех, это засвидетельствовали Апостолы, доказали пророки (Мф. 7:24–25). Сказано: на земли, дабы показать, что семя сильно еще прежде отшествия отсюда и прежде вкушения тамошних благ». «Семенем, – говорит св. Афан., – называет добрые дела, которые будут иметь духовную силу на оной земле кротких к восприятию ими воздаяний за соделанное».
3. Слава и богатство в дому Его. С Евр.: «Обилие и богатство в доме его». «Писание часто называет богатством добрые дела (1Тим. 6:18). Это и есть истинное богатство. Впрочем, если кто будет разуметь, – говорит св. Злат., – и вещественное богатство, не отступит от смысла речи». И правда его пребывает в век века. «Здесь пророк говорит или о добродетели вообще, или о добродетели, противоположной несправедливости и, как другой переводчик600 разумеет, человеколюбие, милосердие. Подлинно такова сила милосердия: оно бессмертно, не тленно и никогда не может погибнуть».
4, 5. Воссия во тме свет правым, т.е. «в скорби, затруднении, искушении и опасностях, это и называет пророк тьмою, Господь скоро пошлет им великую радость» (Св. Злат.). Воссия свет – т.е. «Апостольский лик, который евангельскою проповедию изгнал невежество язычников» (Св. Афан.) Ст. 5: Устроит словеса своя на суде. С Евр.: «Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде». Т.е. «найдет защиту, получит оправдание, не подвергнется тогда осуждению; потому что милостыня послужит ему прекрасною защитою. Другой переводчик говорит: устрояя дела свои с судом. На каком суде? Или на имеющем быть в последний день, или вообще все дела свои будет устроять хорошо, не будет встречать никакого замешательства, все у него будет в порядке, все будет идти последовательно и своим путем, без всякого смятения и беспорядка, так как милосердие делает все для него удобным. Это и выражает яснее другой переводчик601 словами: устрояя дела свои судом» (Св. Злат.). Или: такой человек в век не подвижится, при помощи Божией, имея твердую волю и чистую совесть.
6. В память вечную будет праведник. Т.е. «таковой человек будет славен, всеми восхваляем, и оставит по себе приснопамятную славу» (Бл. Феод.).
7, 8. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа. С Евр.: «Не убоится худой молвы; сердце его твердо, уповая на Господа». «Смысл этих слов следующий: ничто не устрашает и не колеблет его и не привязывает к настоящему, но он весь всецело устремлен к Богу, пребывает в надежде, постоянно утвержден на уповании, и ничем настоящим не расслабляется и не развлекается» (Св. Злат.).
8. Утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже602 воззрит на враги своя. С Евр.: «Утверждено сердце его; он не убоится, когда посмотрит на врагов своих». Т.е. Поскольку сердце праведника утверждено в уповании на Бога; то он не только не боится неприязненных (по Злат. – злых духов), но, по надежде на Бога, ожидает их низложения (Бл. Феод.).
9. Расточи, даде убогим. «Не сказал: подал или разделил: но: расточи, выражая тем и щедрость подающего, и уподобляя дело его сеянию» (Св. Злат.). Св. Афанасий «под убогими разумеет нуждающихся в Божественном слове, т.е. язычников. Апостолы же подобно земледельцам посеяли мысленное слово». Правда его пребывает во век века. Т.е. плоды его добродетели или, по Златоусту, милосердия пребудут с праведником вечно. Рог его вознесется в славе. Т.е. «стяжавший богатство добродетели будет и силен и славен» (бл. Феод.); – получит известность, знаменитость человек милосердый (Св. Злат.).
10. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет. С Евр.: «Нечестивый увидит это, и будет досадовать, заскрежещет зубами своими, и истает. Желание нечестивых погибнет». «Вознамерившиеся жить порочно, видя прославление праведных, будут истаевать от зависти и составлять убийственные замыслы, но не достигнут замышляемого и не удовлетворят пожелания, потому что оно несправедливо и крайне богоненавистно» (Бл. Феод.). Желание грешника погибнет, т.е. «никогда не бывает постоянным» (Злат.). «Грешником, – говорит св. Афан., – называет диавола, который негодует, видя спасаемых язычников, как жаждавший погибели всех».
* * *
Такое надписание находится, в некоторых изданиях LХХ, и у предыдущего псалма; кем сделано, неизвестно, и содержанием не оправдывается ни там, ни здесь.
Неизвестный переводчик: ελεεμοσυνη – милосердие; другой: φιλαντρωπια – человеколюбие. См. у Калм.
Т. е. Симмах, который, по словам бл. Феодорита, перевел это место так: «добр, благотворителен, готов служить, устрояет дела свои с рассуждением».
Дондеже. Это слово, как и в псалме 109, 2, предела времени здесь не означает, есть гебраизм. А потому и другие толковники, не стесняясь этим словом, в том же смысле объясняют, т. е. что праведник, имея утвержденное надеждою на Бога сердце, смело смотрит на врагов, ожидая их низложения и наказания. См. у Калм. «С высоты увидит своих врагов наказанными и побежденными». Тирин.