Беседа 59. Евангелие от Матфея, глава 16, 21–28. «Предсказание Господа о Своей смерти, Воскресении и Втором Пришествии»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж».
На прошлой беседе мы говорили о Камне Церкви, каковым является Господь и Бог наш Иисус Христос. Святой Августин Блаженный учил, что «Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть Богочеловека».
С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава-Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: «Жених, готовый отойти (то есть перед вознесением на Небо – О.С.), поручил Невесту Свою друзьям Своим (то есть апостолам – О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви». То есть, «преступной любовью» (как неким духовным блудом) святой Августин называет любую нашу попытку начать любить в Церкви человека, любого человека, любую иерархическую должность, выше, чем Божественного Жениха, Христа Спасителя, или приоритеты Богочеловека связать с некой церковной должностью.
Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха». Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская Церковь». И хотя Златоуст и называет в своем истолковании апостола Петра «уста всех апостолов, глава того братства, предстоятель всей Вселенной», однако ни он (Златоуст), ни другие авторитетные отцы Церкви не рассматривали личность апостола Петра и его положение в Церкви в той особой исключительности, как то делают современные нам римо-католики. Первоверховный апостол Петр был именно, как пишет Златоуст: «глава того братства», то есть старший, возможно и по возрасту, в общине уверовавших в Иисуса из Назарета как в Сына Божия (то есть Богочеловека). «Глава того братства», то есть братства как союза, основанного не на преимуществах должности или иерархического положения, но на любви и братских взаимоотношениях.
И тема сегодняшней беседы называется «Предсказание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, о Своей смерти, Воскресении и Втором Пришествии».
Мы рассмотрим 16-ю главу Евангелия от Матфея, с 21-го по 28-й стих.
И мы прочитаем 1-й стих сегодняшней беседы:
Мф.16:22–23. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Словами: «с того времени» апостол Матфей показывает, что после провозглашения Себя как Камня, то есть Главы Церкви, Христос далее обосновывает Свое право стать Жертвою умилостивления за весь род человеческий. Он (Христос) как бы говорит: «Да Я Глава! И именно поэтому мне и надлежит ответить за всех».
Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный стих: «Смысл таков: Тогда проповедуйте обо Мне, когда Я претерплю это, потому что бесполезно проповедовать всенародно о Христе и провозвещать народам Того, Которого они впоследствии увидят бичуемым и пригвожденным ко кресту и многое претерпевающим от старейшин, и книжников, и первосвященников». То есть нельзя пока проповедовать о Христе как о Богочеловеке, пока Он (Христос) не воскреснет из мертвых.
Ибо если бы накануне страданий Сына Божия на Кресте апостолы начали проповедовать о Нем, как о Богочеловеке, а потом народ увидел бы Его распятым, то это оказалось бы тяжелым испытание для нестойкой веры толпы. То есть, пока апостолы должны были молчать.
И далее мы читаем:
Мф.16:22. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!».
Здесь мы видим, что поколебалась и вера «князя апостольского», и он начинает противоречить Сыну Божию, то есть вера Кифы (Петра) – камня дала трещину сомнения. Блаженный Феофилакт так истолковал сие недоумение: «что было открыто Петру, Он исповедал правильно, а в том, что не открыто, погрешил. Из этого мы должны понять, что без Бога он не изрек бы той великой истины». То есть Церковь должна учить в согласии с Божественным Откровением, а то, что нам не открыто из слова Божия, надо принимать на веру и не пытаться рассудочно (то есть рационально) противоречить Богу.
Блаженный Иероним пишет: «когда он (то есть апостол Петр – О.С.) внезапно услышал от Господа, что Ему должно идти в Иерусалим и там… быть убитым… то не хочет (или: хочет) ниспровергнуть свое исповедание; он не допускает и мысли, что Сыну Божию возможно быть убитым, и, движимый своим внутренним желанием, берет Его или отводит в сторону, чтобы не показаться другим соученикам, что он в присутствии их обличает Учителя, и начинает возражать Ему с чувством любви и желания сказать: ″Господи! Да сохранит Тебя Бог″, или, как это лучше передается на греческом языке, ίλεώς σοι, Κύριε, ού μή έσται σοι τούτο, то есть ″Будь милосерд к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою″. Не может этого быть, не может слух мой вынести того, чтобы Сын Божий был убит. Господь, обратившись к нему, сказал: ″Отступи назад″ (Vade retro, или Vade retro me – ″иди позади Меня″)».
Те, которые основывают свою веру на мнении того или иного человека, занимающего, может быть, очень важную и ответственную должность в Церкви, могут серьезно разочароваться в своем духовном лидере, видя, как он начинает противоречить правде Божией. Апостол Петр, без сомнения, был авторитетным человеком в собрании 12-ти апостолов, но и он не знал еще всего и именно по этому начал противоречить Христу.
Внешних авторитетов в Церкви Христа нет и быть не может! Ибо Сам Христос, только Он один, есть истинный Камень нашего исповедания, тот надежный фундамент, пребывая на Котором мы только и можем быть уверены что не отступили от истины. Сказано: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:24–27).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Видишь ли, что Иисус Христос справедливо запретил сказывать другим? Если те, которые видели многие чудеса, слышали столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слухе о страданиях, притом не только прочие апостолы, но и верховный из них Петр, то представь, какому бы соблазну подвергся народ, если бы он знал, что Иисус Христос есть Сын Божий, и потом увидел, что Его распинают и оплевывают».
Иначе сказать, легко быть верующим, когда ты здоров, в достатке и почете; но когда здоровье оскудеет, достаток оскудеет, а почет потускнеет, сможем ли мы и тогда так же прославлять за все Господа Бога, как и теперь. Этот вопрос отнюдь не праздный! Еще псалмопевец Давид, вглядываясь в свое ближайшее будущее, со страхом и трепетом говорил, обращаясь к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня, ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою» (Пс.70:9–10). Как это верно и всегда актуально! Многие теперь бояться старости, полного обнищания и болезней, ибо нам не известно, как мы поведем себя, когда все это обрушится на нас.
Но только ли в этой жизни мы видим смысл своего существования. Апостол Павел восклицает: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). То есть, если для нас Христос – только гарант успеха и благополучия в этой земной жизни, то мы можем испытать серьезное разочарование в такой своей вере, когда Господь начнет сокрушать нас старостью, обнищанием, болезнями и самой смертью; а «встряска смертью» совершенно необходима для нас. Все это неизбежно, раньше или позже, обрушится на нас. Что тогда мы будем делать?
С величайшим упованием на Бога пророк Давид вопиял: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс.70:17–18). То есть, пока мы продолжаем совершать свое служение перед Богом, наша жизнь находиться под покровительством и заботою Бога. И более того, сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2–4). Терпеть совершенно необходимо, даже до боле сжимая зубы, надо терпеть. И если тебе кажется, что ты оставлен один на один со своею болью и Бог не видит или не хочет видеть твои страдания, то знай – ты не прав. Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Да! Именно так! Бог контролирует наши страдания, немощи и болезни; и когда то или иное испытание мы принимаем как бы из рук Господа, тогда Он не замедлит и придет к нам на помощь, как мы и прочитали: «но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести»; и еще: «… претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22).
Итак, апостол Петр не хочет страданий ни для себя, ни для Господа, посему и противоречит Ему. И далее мы читаем:
Мф.16:23. «Он же (то есть Христос – О.С.), обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
На церковно-славянском эти слова: «отойди от Меня, сатана!» звучат более точно: «иди за мною, сатано».
Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Слово ″Сатана″ значит или: ″враг″, или: ″противник″. Так как ты говоришь противоречащее Моему желанию, то должен называться врагом. Многие думают, что [в настоящем случае] упрек относится не к Петру, а к враждебному духу, который внушал апостолу сказать это. По мне это апостольское заблуждение, происходящее притом из чувства благорасположения, никогда не покажется внушением дьявола. ″Следуй за Мною, Сатана″ (Vade retro me). Дьяволу говорится: ″Отступи назад, Сатана″ (Vade retro). Петр слышит: ″Иди позади Меня″ (Vade retro me) , то есть следуй Моему решению, ″ибо ты не разумеешь того, что Божие, а то, что человеческое″».
То есть, еврейское слово сатана (ןטשׁ – сатан) употребляется в Библии в самых разных контекстах, например: в смысле политического «противника» (диссидента) (3Цар.5:18) или предателя (1Цар.29:4), обвинителя на суде (Пс.109:6) и оппонента (спорщика) (2Цар.19:23). Его также употребляют в смысле человека, ставящего препятствия на чьем-либо пути, каким явился Божий Ангел по отношению к Валааму (Чис.22:32); но понятие ο сатане как ο дьяволе, падшем ангеле впервые именно со словом сатан (сатана) встречается в Библии в Книге Иова в 1-й главе.
То есть, Сын Божий, назвав апостола Петра «сатаною», сказав: «отойди от Меня, сатана!», ни в коей мере не отожествил его (апостола Петра) с врагом рода человеческого, но назвал его (Петра) волю, противоположной Своему решению.
И мы читаем далее:
Мф.16:24. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Он как бы так говорит: ты удерживаешь Меня, а Я говорю тебе, что не только вредно будет для тебя, если Я не пострадаю, но ты не можешь спастись, если и сам не умрешь, а равно и всякий другой, муж ли то, или жена, бедный или богатый (то есть «встряска смертью» совершенно необходима как последняя епитимия от Бога – О.С.). Сказал: ″если… хочет″, дабы показать, что добродетель есть дело свободы, а не принуждения. Идет же за Иисусом не только тот, кто исповедует Его Сыном Божиим, но и (тот кто – О.С.) проходит путем всех бедствий и переносит их. Говорит: ″отвергнись себя″, речением ″от″ означая совершенное отречение от самого себя, так чтоб, например, не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя».
В наше время, когда среди православных стали активно подвизаться всякие психологи-любители, например, так называемые «альфа-курсисты», проповедь о любви к себе оказалась обычным явлением. Этот «Альфа-Курс» превратился в школу эгоизма, то есть себялюбия, на их занятиях так и говорят: «Если вы не полюбите сами себя, то вы не сможете любить ближнего». Да! «Альфа-Курс» – это «Путь» в никуда, а точнее, в преисподнюю ада, где обитает самый главный эгоист и себялюбец – отец лжи дьявол.
Святые Отцы учат нас именно «не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя»; как писал и апостол Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:8–9). То есть «теология процветания» и «обогащения» выводит людей из поля христианского мировосприятия и ввергает их в пучину эгоизма и самомнения. Путь следования за Христом, напротив же, предлагает человеку полное отречения от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Еще святой Августин Блаженный, учил: «две разновидности любви порождают два града: Земной Град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, Небесный – любовь к Богу, доведенная до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая – Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога».
И далее мы читаем:
Мф.16:25. «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее».
Здесь слово «душа» означает жизнь. Например, сказано в Новом Завете: «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет.3:20). Понятно, что душа потонуть не может, имеется в виду, что в ковчеге спаслись 8 жизней, то есть «восемь душ». Следовательно, рассматриваемый текст можно прочитать и следующим образом: «ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее». То есть эти слова можно понять и как призыв к мученичеству, например на войне. Ведь сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Здесь слово «душа» тоже означает жизнь.
Блаженный Феофилакт рассматривает слова из Матфея (16, 25) и как призыв к «религиозному мученичеству»; он пишет: «Призывает нас к подвигу мученичества. Кто отрицается Христа, тот приобретает душу для настоящей жизни, то есть спасает, но он погубит ее в последствии. А кто теперь погубит ее, но ради Христа, – кто претерпит мучение ради Его, тот обрящет ее в нетлении и жизни вечной».
Здесь под мученичеством не обязательно надо понимать смерть за Христа, иногда и жизнь за Христа, жизнь во имя Христа тоже может обернуться нескончаемыми страданиями; и поистине блаженны те, которые сподобляются подобного венца! Впрочем, как мы определились выше, любое страдание, которое мы посвящаем Христу, то есть принимаем как из рук Божиих, может обернуться для нас великим Божиим благословением.
Итак, необходимо наполнить нашу боль и скорбь именно духовным смыслом. Такое возможно для тех, которые веруют в Промысел Божий. Как и сказано: «но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк.21:18); и еще: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф.10:29–31).
Со всей очевидностью мы должны признать, что всецело находимся под контролем Бога; следовательно, все, что ни происходит с нами, – и скорбь, и нищета, и болезнь и даже сама смерть, – все наполнено для нас неким духовным смыслом, содержанием и назначением. Мы видим как бы только начало пути, поэтому, рассматривая цепь видимых событий, тех или иных, мы не знаем, зачем они и куда они нас приведут. Но Бог знает всё, и если всё мы принимаем как из рук Бога, то все и наполняется Божественным смыслом. Сказано: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28); и еще: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38–39).
И далее мы читаем:
Мф.16:26. «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Положим, – говорит, что ты приобрел весь мир, – что пользы в благоденствии телесном, когда худо состояние душевное?... И в будущей жизни никто и ничего не может представить в замен своей души. Здесь можно плакать, воздыхать, творить милостыню, там нельзя. Ибо там встретит нас Судия неподкупимый, который судит каждого по делам, – а вместе страшный, который придет во славе Своей и со Ангелами, а не в уничиженном виде».
Да! Человек не может искупить ни свою душу, ни выкупить душу другого человека. Сказано: «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» (Пс.48:7–9). Действительно, как и чем мы можем искупить свою душу? Что такое мы можем предложить Богу как средство Его умилостивления? Апостол Павел однозначно отвечает на этот вопрос, он пишет: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23). Иначе, апостол Павел как бы говорит: «Вы куплены ценою Крови Сына Божия; не становитесь рабами человекам, так как ни кто из них не способен помочь вам в деле вашего собственного спасения».
Ефимий Зигабен, истолковывая слова: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир», пишет: «Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное…»
И далее мы читаем:
Мф.16:27. «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его».
Эти слова свидетельствует о необратимости Божественного возмездия, которого никто не сможет избежать, и здесь нам надо с новой силой осознать, что единственная ценность земной жизни и заключается в том, что примириться с Богом мы можем только здесь и пока мы живы.
Священномученик Климент, папа Римский, пишет: «итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны покаяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться»; святой Киприан Карфагенский учил: «позаботьтесь, пока можно, о своей безопасности и жизни… Убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, – принести удовлетворение Богу… Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход к снисхождению Божию открыт, и ищущим и разумеющим истину доступ удобен. Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни… верующему Божественная любовь оказывает спасительное снисхождение, и в самой смерти совершается переход к бессмертию».
Итак, как мы часто с вами рассуждаем: в этой жизни единственное, что мы можем спасти, это только нашу бессмертную душу; ибо если мы ее не спасем в этой жизни, то мы ее нигде не спасем. И парадокс заключается в том, что в этой земной жизни мы более заботимся о теле, о котором мы точно знаем, что здесь мы его не спасем, оно точно погибнет, точно умрет. Тело будет спасено для вечности только в день его (тела) воскресения из мертвых; но будет ли это воскресение в Вечную жизнь или вечную смерть, решается только в этой, теперешней жизни. Сказано: «…во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). «Теперь» – значит, что потом или завтра, может быть уже и поздно, ибо теперь мы есть и можем обратиться к Богу, но где окажемся через мгновение, и есть ли у нас это «завтра»? Я почти уверен, учитывая многочисленность наших радиослушателей, что сегодня среди нас, есть и такие, которые не доживут до завтра, потому что время покаяния для кого-то завершено и суды начинаются. Может быть, этот кто-то – я или ты, брат, или сестра…
Евфимий Зигабен пишет: «Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа».
И далее мы читаем:
Мф.16:28. «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем».
Истолковывая эти слова, Зигабен пишет: «Указывал (то есть этими словами – О.С.) Он этим на сияние Своего Преображения, которое должен был вскоре показать Петру, Иакову и Иоанну. О них и сказал: ″некоторые из стоящих здесь″».
Итак, сегодня мы окончили изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. Если будем живы, и Господь позволит, то далее продолжим наши занятия на других седмицах по субботам вечеров. Спаси вас Христос!