Беседа 46. Евангелие от Матфея, глава 13, 24–44. «Притча о пшенице и плевелах»
Мы рассмотрим 13-ю главу, одну из притч, это «Притча о пшенице и плевелах». Мы будем читать текст притчи, с 24 по 30 стих, и разъяснение этой же причти с 36-го по 43 стих.
Вспомним, в каких условиях притчи произносились. Ранее мы читали: «И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами» (Мф.13:2–3).
Такой способ ведения беседы был очень удобным: народ стоял на берегу и не теснил Его, с другой стороны, когда голос или другой звук отражаются от воды, то голос слышно намного лучше. То есть Господь старался говорить так, чтобы Его слова, четкие и ясные, доносились до каждого слушателя.
Каждая притча Христова – как драгоценная жемчужина на короне всего Евангельского повествования. И, как мы говорили об этом ранее, притча рассказывает нам о приближении и наступлении Царствия Божия. Царствие Божие в Евангельских притчах – это центральная тема. Это есть благоприятное время – Царствие Божие, когда все формы человеческого правления прекращаются и устанавливается теократия, то есть абсолютная власть Бога как на Небе, так и на земле.
О порочности человеческого правления в Писании говорится достаточно много. Так, например, в Книге Екклезиаста (и мы часто воспоминаем этот стих) сказано: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8:9). В этой же Книге говорится о чудовищной форме эксплуатации человека человеком, когда один не трудившийся пользуется усилиями и трудами другого человека. Сказано: «потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое!» (Еккл.2:21). Вот эти слова «как бы часть его» говорят о том, что в мире существует класс людей, которые воспринимают других людей как бы должными им своим трудом, его результатами. Это и есть эксплуататоры, «зло великое», как сказано у Екклезиаста, которые наживаются на поте, крови и усилиях трудящихся. Чаще всего – это люди бизнеса, которые, ничего не производя, с помощью хитрых организационных манипуляций оказываются распорядителями и хозяевами над трудом и результатами труда других людей, многих людей. Но самая жестокая форма эксплуатации осуществляется политическим путем, когда к власти в стране приходят люди, которые защищают права и привилегии не трудящегося большинства, но олигархов-эксплуататоров, которые, находясь в меньшинстве, пользуются своим положением. Они буквально распродают богатства страны, ее недр и ресурсов за крупные взятки по условной, символической цене.
То, что создавалось трудами и усилиями многих и многих поколений, приватизируется (то есть воруется у населения), переходит в частные руки всевозможных проходимцев из мира политики и бизнеса. Чаще такая «прихватизация» замешена на крови многих и многих людей, которые не соглашаются с подобной преступной «экономикой», прямо направленной на разорение и нищету остальных масс населения. Подобную экономическую тиранию, обрекающую миллионы и миллионы россиян на нищенское прозябание, необходимо остановить. Сказано в Законе Божием: «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им» (Исх.22:2–3).
Россия переживает в настоящее время социальную ночь, посему нельзя в деле наведения социального порядка ограничиваться только конфискационными средствами, давно пора более решительно противостать политиканам-казнокрадам и олигархам-эксплуататорам. Но наше горе и национальное бедствие заключается в том, что именно те, которые отвечают за порядок в Российском политическом доме, сами замешаны и в коррупции, и воровстве. Их первыми и надо призвать к ответу. Таковые грабители и их политические пособники не имеют права называть себя христианами, ибо христианин питается тем, что заработал своими собственными руками и не живет за счет других. Сказано: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер.22:13). И еще: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3:9). В Книге Притчей сказано: «Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает» (Притч.29:2). Господство нечестивых всегда приносит стенание, плач и скорбь честным людям. Особенно тяжело людям, когда над ними господствует не один правитель (например, монарх, царь), а целая толпа временщиков, жадно теснящихся у государственной кормушки. О чем Писание и учит: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна» (Притч.28:2). В этом тексте отступлением от закона считается нарушение заповеди Божией. В Законе сказано: «поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор.17:15).
В современном мире господствуют именно транснациональные корпорации, которые не признают никаких границ, никаких законов – религиозных, нравственных или моральных. Их политической ширмой являются члены так называемой «восьмерки». Они нагло и дерзко осуществляют свою социальную интервенцию в самых разных направлениях, а современные политологи в России уже договорились до того, что заявляют: «У России только два союзника – нефть и газ». То есть, страна, армия и флот которой находятся в тяжелой разрухе, бессовестно и безнаказанно разворовывается. Ресурсы нашей Русской Земли перестают быть собственностью населения страны и оказываются под контролем предателей ее – иностранцев, которые лоббируют свои интересы через продажных политиканов. А простой народ от безысходности и социальной невостребованности спивается и вымирает.
Итак, притча Иисуса Христа рассказывает нам о наступлении Царствия Божия и дает нам надежду на будущее, которое будет находиться под полным контролем Бога при Его воцарении «яко на Небеси, и на земли». Конечно, земля и теперь находится под контролем Бога, ибо Он есть Владыка Неба и земли. Но, предоставив людям свободу действий, Владыка всей вселенной наблюдает за тем, как каждый отдельно взятый человек воспользуется даром свободной воли, ибо эта земная жизнь, временная жизнь, и дана нам для того, чтобы мы определились (то есть сделали выбор), на чьей стороне мы окажемся: на стороне Бога и верных Ему Ангелов или на стороне диавола и его приспешников-бесов.
И мы читаем начало Притчи о пшенице и плевелах:
Мф.13:24. «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем».
Ниже, с 37 по 43 стих, Сын Божий объясняет значение всей этой притчи. О начале ее Господь Иисус учит, ниже сказано:
Мф.13:36–38. «Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого».
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «И эта вторая притча с относящимся к ней толкованием, не одновременно предложена, а разъяснена после вставки других притчей. Ибо притча предлагается народу здесь, а потом, по возвращении домой, когда толпы народа были отпущены, приступили к Нему ученики Его с прошением: ″Изъясни нам притчу о плевелах на поле″. Итак, мы не должны, увлекаясь собственным желанием, искать изъяснения притчи, прежде, чем она не будет изъяснена от Господа».
То есть, блаженный Иероним советует нам сконцентрировать внимание на том, как Сын Божий Сам истолковывает эту притчу, для чего мы и соединяем Евангельские стихи не по порядку, но по смыслу, для их лучшего усвоения. То есть, лучшая форма истолкования библейского текста – это когда Библия истолковывает сама себя. Но так как святые Отцы в совершенстве владели познанием Слова Божия (конечно, в той мере, в какой совершенство может быть отпущено человекам, ибо абсолютное совершенство присуще только Богу), то мы и прибегаем к необходимым святоотеческим истолкованиям.
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Поле есть мир, или душа каждого; сеятель – Христос; доброе семя – заповеди Его; земля добрая – добрые люди, или добрые помышления». То есть, добро и добрые люди, сыны Царствия Божия, – все сосуществует в этом мире греха, порока и беззакония. Люди становятся добрыми, потому что стремятся исполнять Христовы заповеди, которые есть суть все словеса Священного Писания, ибо Один и Тот же Логос, Божественное Слово, провещевал и в Ветхом, и в Новом Завете. Сказано: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала… Но притом и новую заповедь пишу вам…» (1Ин.2:7–8). То есть, Иоанн Богослов понимал, что любая часть Священного Писания, Библии, не может потерять актуальности, ценности в глазах верующего человека. Как сказано и у апостола Павла: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16–17). Ничто в Библии не отменено и не заменено. Напротив, ветхозаветные заповеди именно усовершенствованы в Новом Завете и, если хотите, стали еще строже. Например, сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:27–28). Или еще: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ″рака″, подлежит синедриону; а кто скажет: ″безумный″, подлежит геенне огненной» (Мф.5:21–22).
Из этих примеров видно, что Закон Божий не отменен, но усовершенствован в сторону раскрытия духовного смысла каждой заповеди. Так же обстоит дело и с другими заповедями и предписаниями ветхозаветными, жертва агнцев и тельцов заменена Жертвою Сына Божия, обрезание заменено Крещением и т.д. Узнать о себе, являемся ли мы добрым семенем или плевелами, мы можем через Закон Божий, который, по меткому выражению апостола Иакова, брата Господня, является для нас как бы зеркалом, которое показывает нам наше действительное состояние. Сказано в Послании Иакова: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак.1:23–24). Правда, здесь надо обратить внимание, братия и сестры, на то, что сказано «исполняет», а не «исполнил». И так говорится во всех случаях, когда Новый Завет призывает нас к исполнению Закона Божия. Ибо Единственный, Кто выполнил весь Закон от начала до конца – только Господь наш Иисус Христос. А о нас и о миссии Христа сказано: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим.8:3–4). То есть по плоти мы ничего не можем исполнить из Закона Божия, а в духе усыновления Богу Отцу через Христа становимся святыми по благодати, как Блаженный Августин и писал: «Весь Закон исполнен, когда все грехи прощены».
И мы читаем далее:
Мф.13:25–26. «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы».
Блаженный Феофилакт и многие святые Отцы под посеянными плевелами понимают ереси, то есть религиозные заблуждения. О еретиках и ересях написано много, главное, что мы должны помнить, надо ненавидеть ересь и любить еретика, то есть стараться ему помочь в деле спасения. Так, например, святитель Иоанн Златоуст пишет о еретиках: «Итак, не будем сердиться и гневно относится к ним (то есть к еретикам), но будем кротко беседовать с ними, ибо ничего нет сильнее кротости и скромности, поэтому и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: ″рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины″ (2Тим.2:24–25). Далее Златоуст продолжает: «Не сказал – к братьям только – но ко всем. И еще – ″Кротость ваша да будет известна всем человекам″. Не сказал – братьям, но всем человекам» (Флп.4:5). Далее Златоуст пишет: «Ибо что пользы, говорит Господь, если вы будете любить любящих вас (Мф.5:46)».
Многие святые до обращения ко Христу тоже были плевелами, о чем пишет Блаженный Феофилакт, а потом стали «пшеницей Христовой». Блаженный Феофилакт пишет: «Так, мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым попускается быть до скончания века. Иначе, если мы станем убивать и истреблять еретиков, возникнут возмущения и войны, а при возмущениях может быть и то, что многие и из верных погибнут. Но и Павел, и разбойник, прежде нежели уверовали, были плевелами, и однако же ради того, что после они имели сделаться чистою пшеницею Христу, не были истреблены в то время и впоследствии принесли Богу плод, а плевелы (то есть свои собственные заблуждения – О.С.) пожгли огнем Святого Духа. Поэтому не должно убивать еретиков, а должно удаляться от них и не вступать с ними в разговор, кроме тех случаев, когда это нужно для того, чтобы обратить их и опять сделать пшеницею». И о самом евангелисте Матфее, Евангелие которого мы изучаем, Блаженный Феофилакт записал: «Если бы Матфей исторгнут был из сей жизни, когда был в числе плевел, сорняков (то есть до своего обращения ко Христу – О.С.), то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его», – то есть это Евангелие, которое мы сейчас изучаем, Евангелие от Матфея. Иными словами, и пшеница может обратиться в плевелы, и плевелы могут стать пшеницей. Изменение в каждом из нас возможно как в лучшую, так и в худшую сторону, почему мы и не должны гордиться нашим теперешним состоянием, если оно доброе, но бояться, как бы и этого не потерять, ибо многие хорошо начинали, да плохо кончали. Сказано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:4–5).
В Синайском Патерике сказано: «Когда мы шли в Вифаиду, один святой отец рассказал нам о старце Антипе Великом, который, сделав маленькую келию, жил в ней за городом шестьдесят лет. Было у него тогда десять учеников, а один из них очень ленивый. Много раз старец выговаривал ему, и поучал его, и умолял: «Брат, позаботься о своей душе. Ведь умрешь, и на мучения идти!» Брат же всегда ослушивался старца, не принимая сказанного им. Случилось же в каком-то году умереть брату. Много печалился о нем старец, зная, что в великой беспечности и лености ушел тот из мира сего. И начал старец молиться и просить: ″Господи, Иисусе Христе, Истинный Боже наш! Дай мне увидеть душу брата!″ И вот, взглянув в воображении, как будто в забытьи будучи, и увидел реку огненную, и много в ней пламени, а посередине – брат, погруженный по шею. Тогда сказал ему старец: ″Не этой ли муки ради молил я тебя позаботиться о душе своей, чадо? ″ Отвечал брат, сказав старцу: ″Слава Богу, отче, что, по крайней мере, голова моя в покое находится. Так, по молитвам твоим, на голове епископа стою″».
Блаженный Иероним более широко понимает слово «плевелы». Он пишет: «Все соблазны относятся к сорной траве, то есть к плевелам». Здесь, по истолкованию Иеронима, как бы в одном человеке уживаются и плевелы-соблазны и стремление от них избавиться, то есть стать пшеницею Христовой. Слова «когда же люди спали» Блаженный Иероним толкует так: «Под людьми спящими понимай учителей Церкви». То есть, святой Иероним поясняет, что, когда мы, пастыри, духовно спим, не трудимся на ниве Господа, тогда лукавый и начинает работу среди наших прихожан.
Один молодой священник предложил своему знакомому-священнику прочитать новую духовную книгу, на что тот ответил: «А зачем? Ведь я уже давно окончил семинарию!» То есть, проблема этих «спящих пастырей» заключается в том, что они совершенно не занимаются своим духовным ростом, и их общение с прихожанами заключается только в службе и совершении треб. Они как бы превратились в неких духовных «ремесленников», у которых все, как на конвейере и на потоке. Священник или епископ, если он даже окончил Академию, обязан все равно постоянно заниматься исследованием Священного Писания и святоотеческого наследия. Апостол Павел, например, писал епископу Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4:13–14).
Я очень сожалею, что в молодости бесцельно тратил время и не стремился к духовному обучению. Если бы я вел себя иначе, то не совершил бы многие из тех ошибок, просчетов и грехов, за которые мне теперь и стыдно, и обидно. Это очень серьезная проблема, когда мы, священнослужители, пребываем в духовном расслаблении и спячке. Хотя я и рукоположен был двадцать лет назад, но осознание необходимости духовного роста пришло с очень значительным опозданием. Я это говорю, прежде всего, для молодых пастырей, которые только вступают на стезю священства. Нам нельзя превращаться в ремесленников и прорабов «от религиозной жизни». Нам всем надо именно вести духовную жизнь, и если осознание вины и несовершенства еще живы в наших сердцах, то мы можем ожидать духовных перемен от Бога.
Мы часто задаем себе вопрос: почему так распространились сектанты? Наверное, потому, что сектантские проповедники более активны, они не пребывают в состоянии «духовной спячки», потому и имеют такой успех. Смотрите, что пишет Блаженный Феофилакт: «Спящие люди суть те, которые по нерадению или лености дают место еретикам». То есть, основная причина такого распространения ересей, сект и заблуждений на территории нашей страны есть наша духовная инертность, леность, нежелание и перстом двинуть в деле евангелизации и воцерковления собственной нации. Мы все хотим объяснить успех иноземных прповедников силой доллара, а подлинная причина наших духовных потерь кроется в нас самих.
И мы читаем далее:
Мф.13:27–30. «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Ниже, со второй половины 38 стиха по стих 43, мы находим такое истолкование Сыном Божиим окончания этой притчи:
Мф.13:38–43. «а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!».
Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Между пшеницей и той сорной травою, которую мы называем куколем, пока она еще имеет вид травы и не дала колоса, есть большое сходство (Между сорняком и пшеницей есть большое сходство). И для различения их, одной от другой, или совсем нет признаков, или есть совсем трудно различаемые признаки. Итак, Господь предупреждает, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда дело возбуждает сомнения, а предоставляли окончательный суд Господу, чтобы, когда наступить день Суда, Он мог извергнуть из общества святых не подозреваемого только в преступлении, а очевидного виновника в нем. А слова Его, что снопы сорной травы предаются огню, пшеница же собирается в житницу, ясно показывают, что еретики и лицемерные в вере должны быть сожжены огнем геенны, святые же, называемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в Небесное жилище».
Действительно, братия и сестры, нам не дано право суда над людьми, ибо мы можем принять праведных за грешных, а грешных – за праведных. С другой стороны, мы могли наблюдать нравственное падение того или иного человека, но не являлись свидетелями его последующего покаяния. Или видели пример в ком-либо из людей, но не видели того, что потом с ним сталось. Сказано же в Писании: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:30). И еще, о некоторых плевелах, которые выглядели, как пшеница, сказано: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Ин.2:19).
Мы, братия и сестры, должны именно довериться Божиим судам, ибо никто не будет наказан несправедливо, и каждый согласится, рано или поздно, с тем приговором, который вынесет ему Господь Бог. Сказано: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:13–15).
Блаженный Феофилакт так оканчивает истолкование этой притчи: «Поэтому Господь скажет Ангелам в кончину века: ″соберите плевелы″, то есть еретиков и лукавых людей. Как же? ″В снопы″, то есть связав им руки и ноги, так как в то время никто не может делать ни доброго, ни худого, но всякая деятельная сила будет связана».
В этом истолковании нам важно обратить внимание на слова, что по смерти нашей, или в День Суда, всякая деятельная сила наша будет связана. То есть мы уже ничего не сможем исправить в жизни нашей, как Блаженный пишет, так как «в то время никто не может делать ни доброго, ни худого». Ценность этой нашей жизни, жизни земной, этой настоящей жизни, заключается в том, что здесь, пока мы живы, мы можем постараться изменить нашу жизнь, а потом и перстом не сможем двинуть, если подвергнемся наказанию.
Сказано о решающей значимости этой жизни: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Пока есть возможность положить начатки покаяния, будем поспешать, иначе опоздаем. И нельзя откладывать дела своего обращения к Богу на завтра, потому что завтра может и наступить!
И наверняка, учитывая нашу большую аудиторию, среди наших радиослушателей есть и такие, которые слушают эту передачу, но, может быть, этой ночью Господь призовет их к Себе, в Небесные обители!
О счастливой участи праведных Блаженный Феофилакт записал так: «Пшеница, то есть святые, будет собрана жнецами – Ангелами в небесные житницы». И ниже он пишет: «а пшеница, то есть благие помышления благих людей, собраны в хранилище Церкви», – то есть здесь, в Церкви сохраняется святость. И пока мы в Церкви, братия и сестры, есть надежда на покаяние, есть надежда на изменение злых нравов на нравы добрые, другими словами, есть надежда на спасение. Как и сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8:24–25).