Источник

№ 22. 1860 г. Перевод с греческого письма к царю Алексею Михайловичу о праве греко-российской церкви, по низложению Никона, избрать нового патриарха, с тем, чтобы он вполне соблюдал православие, а жизнью своей был достоин сего сана, и о первенстве, пред ним четырёх восточных патриархов, с изъяснением причин, на коих основано сие первенство, и о том, что не подобает избрать нового патриарха по жребию, как то делалось прежде в России, и о разрешении царю из трёх избранных собором лиц утверждать достойнейшего

Благочестивейшему и тишайшему царю и великому государю, господу господу Алексею Михайловичу живот и победу от Бога.

Владыко святый и самодержче, великий царю и великий князю московский и всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, поклоняемся великому твоему царствию, мы, богомольцы твои, архиереи Грецы, надеющеся на благие утробы святого твоего царствия, молим прилежно благочестивейшия и благие твоя утробы, именем Господа нашего Иисуса Христа, иже излия пречистую свою кровь от животочного своего ребра, да искупит и свободит человеческий род от мучительства злоначальника врага дьявола, да будущий изрещися и рукополагатися новый патриарх прежде повеления святого твоего, царства, да искусится зело от святого твоего царствия и священного собора выбираться и изрещися единому не токмо человеком угождающу, но и паче Богу благоугодно быти, по Апостолу: подобает бо епископу, яко Божию строителю быти, и прочая, которы(й) Божиим благоволением изречется, подобает, да будет зело благочестивейший во всех апостольских и отеческих догматах и да будет по Богу ревнитель и следователь во всех, елико святые Апостолы и святые отцы святых и вселенских семи соборов, и во елико от них повелено и предано во святой Восточной Христовой церкви писаным и неписаным преданием, она да почтёт, она да приемлет, оным да следует и да держит твёрдо от всея души и сердца, она да испытывает; да не почтёт и следует неких юродивых человеков юродивым преданием и басням. Зане, аще сице будет имать быти мирное постояние, тишина же и единомыслие во святой Христовой церкви, яже обретаются во стране святого твоего царствия, и сицевым образом прославится Бог и упокоится Дух Святой в человецех, якоже в ангелах. Аще же иначе будет и случится рукоположенный новый крайний пастырь, токмо неким человеком угождаяй, а не Богу, и случится противник апостольским и отеческим догматом и преданием и святой Восточной Христовой церкви, тогда будет последнее горшая первых; мирное постояние, тишина же и единомыслие не будет, и Бог прогневается на всех. И понеже святое твое царство сохранися ныне в первом безгрешен и неповинен, внегда повелел еси священному собору, яко со страхом Божиим прилежно да испытуют божественного закона и правила за бывшее прежде бывшего патриарха, господина Никона, аще со страхом Божиим испытующе божественная правила обрящется, и есть безгрешно, яко да рукоположится ин вместо его. И так священный собор, испытующе добре священные правила и законы толико время обретоша, яко безгрешно есть и благословно рукополагатися иному. И в том святое твоё царство ни един грех возымет, по ниже ин кто. Повелеваяй святое своё царство и вопрошаяй и нас странных и богомольцов твоих, случившихся зде, обретохомся и мы, якож Святый Дух, содействова, с теми правилы и с тем ответом согласии; и понеже в том повелением святого твоего царствия испытовася вина прилежно и пребысть святое твоё царство безгрешно. Колико наипаче ныне требует повеление святого твоего царствия да будут большая испытования о будущем избираться и рукополагаться новом патриархе, да обрящется правого жития и правой веры человек благочестивейший во всех составах веры и ревнитель апостольских и отеческих догматов же и преданий святой Восточной Христовой церкви, и да будет благоугоден Богу, а не токмо человеком. И аще сицевый изберётся и рукоположится, имать имети соединение и единомыслие, и согласие со святой Восточной Христовой церковью чистою и непорочною и паче солнца сияющею. И якож лепота и правда ищет, да не будут ниже именуются многие церкви и помалу соборища. Но яже под солнцем повсюду благочестивых и православных христиан церковь едино да будет, и да именуются якож един Христос, едино крещение, едина вера, тако и едина церковь и едина глава тоя Христос, покоритись же и почитатись четырём столпов и светильников вселенной, четырёх глаголю патриархов, и почитать их паче себя, якоже прежних себе братьев и отцов; и аще убо сице будет, святое твоё царство паки будет неповинен и чист от всякого греха и мзда твоя велика сокровствуется на небесах, от всего мира похвалу великую, славу ж и благодарение возымеши. И рукополагаемый новый патриарх утвердится на патриаршеском престоле на многие лета тишиной и мирным постоянием приемляй от четырё(х) патриархов Восточной Церкви молитву и благословение, и состояние и так, упокоится Дух Святой на великом твоём царст(в)ии и на новом патриархе и прославится Бог над всеми; и иным образом да не будет, да не страждем сицевым образом, якож некие, бегая от волка, достигоша во уста до диких медведей; или якож некие, сохранишася от малого яма не пасти, таже падоша во иный ров глубочайший и злейший, сиречь аще от единого греха сохранихомся неповинни, да не достигнем во ин больший. Чего ради именуем тех четырёх патриархов Восточной Церкви светильников и столпов и отцов вселения: зане те четыре патриарха изначала потрудишася и побориша зело за церковь Христову и даже до крове. Тии сотвориша святых и вселенских семи соборов и поместных, тии утвердиша, тии и веру укрепиша, тии бедствоваша о вере и о церкви Христовой даже до крове и смерти, и явишася мученицы и исповедницы, якож святой патриарх Антиохийский Игнатий Богоносный, святой Марк, Пётр же и Дионисий, патриархи Александрийский, Афанасий Великий, и Кирилл, и Златоуст, и Григорий Богослов и иные многие бесчисленные. И что глаголем о древних, да речем о нынешних обретаемых патриархах Восточной Церкви, иже претерпевают на всякий день мучения от нечестивых агарян бесчисленные. И день днесь ожидают и конец живота своего и наипаче Иерусалимский патриарх на всякий день искушается и бедствует не токмо от агарян, но вящи и от еретиков армян; по внегда суть истинные пастыри, а не наёмники всё претерпевают и душу свою полагают за любовь Христову и за церковь Его и за овцы, и суть и кроме крове истинные мученики. Но и даже до крови и смерти Быша в наши времена четыре патриарха Константинопольские истинные мученики: два Кирилла и два Парфения. Но и прочие архиереи все на всякий день претерпевают многие искушения за любовь Христову и церковь Его, и со всеми сими престолов и епархий своих не оставляют, но яко добрые и мужественные воины Христовы стоят и борются мужественно с врагами церковными, и Христос помогает им и всегда побеждают. И как претерпеваем искушения и мучения в странах наших не стыдимся глаголать, но честь и слава и венцы наши суть, и надеемся да даст нам за сие Христос наш мзду многу на небесах. Но, о царю святой, о жребиях, яко повеле святое твоё царство, по законом чин несть, ибо случится содейство дьявольское и падёт жребий на единого непотребного и худого, а правда есть кроме жребия испытывать первее по законам и от всех да изберутся три лучшие и достойнейшие и благочестивейшие во всех, якоже выше поведано великому твоему царствию, таж от трёх да изберётся от святого твоего царствия он, егоже повелишь и познаешь, яко есть благочестивейший, зане от святого твоего царствия ин никтоже обрящется познавать добрых и достойных сицевого сана. Ибо сердце царёво в руке Божией, и речеся и веруется. Сия поведаем святому твоему царствию дерзающе на утроби твоя, да не явимся тяжки в том, и Бог святой вседержитель всесилен и Отец светов да просветит святое и великое твоё царство и священного собора совершиться начинаемому в крайнее добро Богу благоугодно и человеком радость, тишину же и единомыслие, и согласие во Христе и святом Господе нашем. Ему же слава во веки. Аминь.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle