Сила молитвы
Вспомним евангельское повествование о женщине-хананеянке, молившей Господа Иисуса Христа об исцелении своей больной дочери. Она, услышав о том, что в пределы ее родины вступил Божественный Чудотворец, слава о чудесах Которого распространилась далеко за пределы святой земли, загорелась надеждой на исцеление заболевшей дочери. Встретив Господа Спасителя, идущего со Своими учениками, она пала к Его ногам с молитвой: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется».
В эти слова она вложила всю силу своей любви к дочери, все свое упование на Иисуса Христа. А Господь молчал. Женщина вновь и вновь умоляла о чуде, повторяя свой вопль: «Господи, помоги мне». Господь, отказывая ей, сказал: «Не хорошо, взяв хлеб у детей, бросить его псам». В ответ на эти слова хананеянка с величайшим смирением воскликнула: «но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Обратившись к ней, Господь, в присутствии учеников, произнес: «О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась в тот час ее дочь (Мф. 15:21–28).
Это евангельское повествование еще и еще раз напоминает нам о силе веры, о силе молитвы перед Лицом Всемогущего Бога, в чьих руках и жизнь и смерть каждого из нас, и для Кого, по слову Божию, нет ничего невозможного. Эти слова говорят нам о неотступной молитве, образ которой подает нам хананейская женщина.
Со страниц святой Библии мы знаем немало таких священных примеров неотступной молитвы и ее силы.
Однако, почему наши молитвы не всегда бывают услышаны Господом?
Наши просьбы бывают не исполнены Господом потому, что мы часто просим того, что не полезно для нашего вечного спасения, а, может быть, и вредно для него. Если и «медлит» Господь по Его слову, оказать нам Свою милость (Лук. 18:1–7), то ведь неисповедимы пути Божественного Промысла. Господь Бог говорил через ветхозаветного пророка: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8–9).
Вот пример из жизни блаж. Августина. Он был единственным сыном своей благочестивой матери Моники. Она была христианской, он – язычником, и вел нечестивую, безнравственную жизнь. Можно себе представить, как плакала мать о своем единственном сыне. Матери всегда особыми слезами плачут о детях, когда эти дети своей жизнью терзают материнское сердце. А об единственном сыне, надежде и опоре в старости, особенно горячи были слезы матери. Она просила, чтобы Господь Сам направил на праведный путь ее сына, отвратив от той безнравственной жизни, которую Августин вел.
И в один из дней сын говорит матери, что собирается уехать от нее в город Рим. Рим в то время был городом всяких пороков; уехать в Рим – это значило потонуть в грехах и страстях. Мать еще крепче стала плакать и молиться Господу; упрашивала своего сына остаться. Но он не внял ее мольбам и уехал в этот город. Там он впал в нищету и всякие бедствия, стал переживать телесные и душевные муки. И однажды, – как он сам говорит, – какая-то сила привела его в город Медиолан, где служил и проповедывал епископ Амвросий. Августин вошел в храм во время Богослужения, когда Амвросий начинал свою проповедь. Эта проповедь потрясла Августина так, что он вышел из храма, обливаясь слезами. Он посетил епископа, припал к его ногам, рассказал о своей жизни, о скорби своей матери и был крещен этим епископом; вернулся к матери ревностным христианином, впоследствии стал епископом и блаженным учителем христианской Церкви.
Видите! – горячо молилась Господу мать Августина о том, чтобы Господь не допустил его в Рим. Но Господь не исполнил просьбы матери, и это потому, что Ему – Господу, были ведомы дальнейшие пути Августина. Господь попустил ему отправиться в Рим, побывать в Медиолане. Таким путем Он обратил Августина к Себе, соделал бывшего тяжкого грешника Своим преданным слугой, верным уже Богу до конца дней жизни.
И когда плачущая мать после отъезда сына в Рим приходила к своему епископу рассказать о своем горе, епископ ответил: «А ты продолжай плакать. Слезы матери Господь услышит прежде всяких других слез. Продолжай вопиять ко Господу, вспомни о женщине-хананеянке, которая вымолила себе у Господа милость исцеления единственной дочери». Так Господь Спаситель не оставляет не услышанными наших молитв.
Если нам кажется, что Господь не исполняет или медлит исполнить нашу просьбу, надо, чтобы молитва наша стала неотступной, чтобы не слабела наша вера, не умалялась наша любовь к Богу, не истощались наши смирение и терпение, с какими мы должны обращаться к Господу на молитве. А сила молитвы – это такая сила, перед которой ничто не может устоять.
Посмотрите, как, с какими словами обращается женщи-нахананеянка к Господу Иисусу Христу: «Помилуй меня, Господи», – говорит она. Иерихонский слепец также вопиял: «Помилуй меня, Иисусе, Сыне Давидов!» И пророк Давид каялся перед Господом словами своего псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».
Как много говорит это слово «помилуй»! С этим словом обращается к Богу душа человека, умоляя о том, чтобы Господь простил грешника, оказал милосердие страдающему, спас от вечной муки. Потому Святая Церковь завещает нам, в ряде других молитв, наиболее часто употреблять молитву: «Господи, помилуй». Эту короткую молитву мы слышим за каждым нашим Богослужением, и она произносится не только по одному разу, но и по три, и по 12, и по 40 раз, потому что она объединяет все наши нужды, все просьбы. В ней раскрывается перед Господом наша верующая, наша надеющаяся на милость Божию, воздыхающая перед Богом в своих страданиях и испытаниях душа. Повторяя эту краткую молитву много раз за богослужением, Святая Церковь хочет напомнить нам о силе неотступной молитвы, с какой обращала к Господу Иисусу Христу свои молитвенные воздыхания женщина-хананеянка.
Да ответит Господь на наши молитвенные воздыхания перед Ним Своей бесконечной, неистощимой любовью, какую только может иметь Небесный Отец к Своим детям. – Аминь.
* * *