Причастники
Св. ап. Павел в одном из своих посланий пишет: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши ей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». И далее апостол добавил: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1Кор. 11:28–30).
Значит, можно причащаться Святых Таин Христовых во спасение своей души, на радость своего верующего сердца, а можно в осуждение себе, если мы приобщаемся недостойно.
Что значит причащаться достойно?
Достойно причащаться Святых Христовых Таин – значит причащаться с воздаянием подобающей им чести. Это значит – причащаться в особом состоянии нашего духа. И потому наша Церковь готовит всех причастников Божественных Таин к этим священным минутам и говением, и лощением, сердечной исповедью и молитвой в храме, и непременным невкушением ни пищи, ни пития перед святым Причащением.
Святая Церковь хочет, чтобы мы, исполняя ее требования, подходили к Святой Чаше с такими чувствами, какие делают наше причащение спасительным залогом вечной жизни.
Когда перед причащением отверзаются святые врата, то мы слышим возглашение: «Со страхом Божиим и верою приступите». А в дни Великого поста Святая Церковь поет: «С верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем».
Вот, чтобы Святые Тайны Христовы были нам не в осуждение, а в общение с Господом, надо приступать к ним со страхом Божиим, верою и любовью!
Прежде всего надо в сердце своем иметь благоговейный страх Божий перед величием Божественного таинства. И к Святой Чаше мы должны подходить как к Самому Господу, Который в Божественных Тайнах Своего Тела и Крови, под образом хлеба и вина, Сам пребывает.
Святая Церковь говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите. Чтобы этот страх перед величием Божиим не подавлял нас, грешных и слабых, он должен растворяться нашей верой. Мы приступаем к Святой Чаше с верой в то, что Господь Иисус Христос хочет спасения каждой души; с верой в то, что Господь не оттолкнет нас от Себя и не соделает нас теми недостойными причастниками Божественных Таин, которые, по грозному слову ап. Павла, принимают их в осуждение себе, влекущее за собой и немощи, и болезни.
«С верою и любовью приступим», – учит нас Святая Церковь.
Чаша Христова – это чаша любви Христовой к нам. Ради нас Сын Божий оставил Свою небесную славу. Ради нас Он был Младенцем. Ради нас Он в безвестности прожил до 30 лет и после этого, проповедуя три с половиною года до Своей кровавой крестной смерти, подвергался хулениям, оскорблениям, насмешкам, злословиям. Он пролил Свою Божественную Кровь и в страшных мучениях, из-за любви к нам, ради нашего вечного спасения умер на кресте.
Такова Его любовь к нам. И во имя этой любви Он и дарует нам счастье и радость причащаться Святых и Животворящих Таин Его.
О, каким ярким пламенем сыновней, благодарной любви к своему Господу за то, что Он дает нам, мы должны гореть, принимая Тело и Кровь Господа!
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – говорит Господь, – имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54). А что может быть для человека драгоценнее жизни вечной с Господом?
О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе! сподоби нас неосужденно причащатися Божественных Таин Твоих во все дни жизни нашей! – «Ты бо еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем, и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
* * *