Источник

13. О монашестве

Христиане живут или семейно, или одиноко. На то и другое испрашивается благословение Божие и дается Божия благодать.

Молитвословия эти называются священнодействиями брака и монашества. Монашество (самое слово) означает одиночество, одинокую жизнь.

Пророк Исаия от Духа Божия предсказывает о прославлении монашеской жизни:

«Господь так говорит об евнухах; которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится (Ис.56:4–5).

Предтеча Христов Иоанн Креститель был монахом (одиноким, не семейным).

Христос Спаситель тоже был монахом (одиноким).

Спаситель признал подвиг спасения в монашестве (одиночестве):

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы (т.е., не имеющие половых общений с противоположным полом), которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:10–12).

Апостолы одобряли и хвалили жизнь монашескую (одинокую, целомудренную):

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... Впрочем, это (разрешение жениться) сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (т.е. одинокими, монашествующими). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:1–9).

Ап. Павел указывает выские преимущества монашеской жизни пред брачной: «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие... А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разница между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения...»

«Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1Кор. 7:28–40).

Должно спрашивать сектантов: Если вы имеете брачные молитвы, то почему у вас нет молитв для одинокой, безбрачной жизни? На каком основании вы отвергли подвиг целомудренной и постнической преподобной жизни?


Источник: Оружие правды : Конспект для ведения противосектантских бесед. Приложение к «Доброму исповеданию» / Николай Варжанский. – Джорданвилл, США : Тип. прп. Иова Почаевского, 1993. - 137 с. (Перепечатано со 2-го изд. проф. прот. Неофита Любимова, М., 1911.).

Комментарии для сайта Cackle