мученик Николай Варжанский
Сектоведение
Миссионер, проповедник, духовный писатель.
Биография
Николай Юрьевич Варжанский родился 25 ноября 1881 года в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского.
Образование. Женитьба
Когда пришло время поступить в учебное заведение, Николай выбрал духовную школу. По окончании Волынской духовной семинарии в 1903 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Малороссийское богословие в отношении к латинству до Петра Могилы».
В 1907 году обвенчался с Зинаидой Неофитовной — дочерью священномученика Неофита Любимова. Протоиерей Неофит был известным в Москве миссионером и проповедником, организованное им издательство выпускало миссионерскую и апологетическую литературу. Общие устремления впоследствии сблизили Варжанского с тестем, они вместе занимались миссионерской и просветительской деятельностью. Как и его зять, протоиерей Неофит был расстрелян в 1918 году.
Миссионерская деятельность
В 1908 году был определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, затем — московским епархиальным миссионером-проповедником.
В эти годы написал и издал много миссионерских трудов, пользовавшихся большой популярностью. Он обличал новые и старые ереси и секты, например, толстовство. На примерах из сочинений Льва Толстого убедительно показал, что он, по существу, пантеист, отрицающий Творца.
Выдающимся явлением противосектантской миссионерской литературы стал его капитальный труд «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис», впервые вышедший в 1910 году под редакцией духовного наставника автора, епископа Волынского Антония (Храповицкого). Книга пользовалась огромным спросом: за десять месяцев разошлось 5 тысяч экземпляров первого тиража, автор получил много теплых благодарственных писем. В предисловии к книге Николай Юрьевич писал: «У нас есть много противосектантских книг, разбирающих отдельные положения нашего упования, отвергаемые сектантами; есть довольно бессистемные сборники текстов; есть катехизисы, или безразличные к православию, или хотя и хорошие, но очень краткие; есть, наконец, ученые сочинения, мало пригодные для народа. Народного же, православного, дающего христианское мировоззрение, катехизаторского учебника я не нашел, но зато твердо верю, что Господь... поможет его иметь, если не в настоящем издании, то впоследствии». В 1912 году вышло второе издание, которое автор посвятил «искренно любимым православным московским рабочим».
В 1910 году появился конспект противосектантских бесед Варжанского «Оружие правды». В 1912 году его небольшой курс сектоведения для церковно-приходских школ «Образец здравого учения» вышел под редакцией священномученика Иоанна Восторгова, чье книгоиздательство «Верность» помогало в распостранении трудов Варжанского. Николай Юрьевич был неутомимым борцом против антицерковных лжеучений, за 10 лет он издал в общей сложности более сорока работ.
Вдобавок к публикациям, много и убежденно выступал в самых различных аудиториях, проводил духовные беседы с простым народом, особенно с рабочими. Организовал за Семеновской заставой в Лефортове, населенном в основном рабочими, Варнавинское общество трезвости, которое имело свое помещение и свой храм в честь апостола Варнавы. Филиал общества находился в Высокопетровском монастыре. В качестве лекторов Николай Юрьевич приглашал известных профессоров, и лекции собирали до тысячи человек.
С марта 1911 года, оставаясь в должности епархиального миссионера-проповедника, состоял на службе в канцелярии Святейшего Синода.
В 1915 году несколько месяцев был псаломщиком при храме равноапостольного князя Владимира Московского епархиального дома, потом был назначен преподавателем на открытую в Московской духовной семинарии кафедру сектоведения. Выступал в качестве лектора по обличению сектантов на миссионерских и пастырских курсах в 1910–1915 годах.
После революции
После Февральской революции 1917 года Варжанский стал подвергаться нападкам и преследованиям за свою просветительскую деятельность. Районный совет рабочих и солдатских депутатов требовал закрытия Варнавинского общества — якобы оттуда «исходит открытая погромная пропаганда». Когда 24 апреля в помещении Варнавинского общества трезвости проходила лекция профессора Московской духовной академии Н. Д. Кузнецова о текущем положении в стране и необходимости православных людей объединяться вокруг Церкви, находившийся в зале председатель местного совета Степанов под предлогом того, что на чтениях, по его мнению, проводилась агитация за возвращение старого строя, послал за нарядом милиции. Вооруженные милиционеры ворвались в зал и разогнали слушателей, затем Степанов объявил, что помещение общества реквизировано для «культурно-просветительских целей». Председательствовавший во время лекции Варжанский и профессор Кузнецов были задержаны, но вскоре освобождены.
Николай Юрьевич был активным участником миссионерских съездов, в том числе V Всероссийского миссионерского съезда 25 июля – 5 августа 1917 года в Бизюковском монастыре Херсонской епархии.
На Поместном Соборе 1917–1918 годов Варжанский исполнял обязанности делопроизводителя соборного отдела по внешней и внутренней миссии и церковной дисциплине.
Арест и мученическая кончина
30 мая 1918 года Николай Юрьевич пришел на квартиру протоиерея Иоанна Восторгова, где в это время проводился обыск, был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинения Варжанскому собирались из публикаций газет. На основании одной публикации следователь ЧК вывел следующее обвинение: «Реакционер чистейшей воды, ведет всегда погромную и черносотенную агитацию. Главным ему гнездом явилось Варнавинское общество трезвости».
2/15 июля патриарх Тихон обратился в верховный трибунал и ВЧК по делу епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова), протоиерея Иоанна Восторгова, священника Димитрия Корнеева и преподавателя Московской духовной семинарии Н. Ю. Варжанского:
«Тяжелое тюремное заключение, которому они подвергаются уже полтора месяца, угрожает им полным расстройством здоровья и едва ли вызывается требованиями правосудия, так как своевременная явка их на суд может быть обеспечена как их подпиской, так и поручительством надежных людей. Несколько тысяч православных людей, близко знающих этих заключенных, уже подали прошение об освобождении их из тюрьмы, под их личное поручительство. Зная преосвященного Ефрема, протоиерея Восторгова и священника Корнеева как достойных служителей Церкви Божией и Н. Ю. Варжанского как полезного церковного деятеля, я присоединяюсь к ходатайству, поданному несколькими тысячами православных, об освобождении арестованных под наше личное поручительство, в том, что подлежащие суду не уклонятся от него и не скроются»1.
После ареста Николая Юрьевича ему была послана в тюрьму икона Божией Матери «Взыскание погибших» с надписью: «Усердно молимся за дорогих страстотерпцев». Узнав, что приговорен к расстрелу, он отправил образ жене, написав на другой его стороне: «Да сохранит тебя и заступит Своим Матерним покровом Пречистая Заступница, Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице, Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись».
19 сентября 1918 года Николай Варжанский был расстрелян на Калитниковском кладбище, и похоронен на пустыре за его старой оградой.
Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 году прославлен как мученик с установлением дня памяти 23 августа (5 сентября н. с.), в день мученической кончины арестованных одновременно с ним священномучеников протоиерея Иоанна Восторгова и Селенгинского епископа Ефрема.
Особой службы новомученику Николаю нет, его можно прославить общим тропарем и кондаком мученика Российского XX века.
Тропарь, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Никола́й / во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего, / име́яй бо кре́пость Твою́, / мучи́телей низложи́, / сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. / Того́ моли́твами // спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 5
Ве́рный сын земли́ ру́сския яви́лся еси́, / новому́чениче Нико́лае, / Христа́, Со́лнце пра́вды, возвеща́я / и безбо́жия тьму отгоня́я. / Ны́не же сро́дники твоя́ в правосла́вней ве́ре утвержда́я, // моли́ся о душа́х на́ших.
1 Ходатайство Святейшего патриарха Тихона (Беллавина) находится в следственном деле протоиерея Иоанна Восторгова.
