Образец здравого учения

Источник

(Краткий учебник по сектоведению)

Содержание

1. О Церкви Христовой 2. О свойствах церкви Христовой 3. Единая истинная Церковь и погибельные секты 4 . О латинстве и лютеранстве 5. О баптизме 6. О пашковщине и адвентизме 7. О толстовщине, хлыстовстве и братчиках 8. Все секты и ереси – не Христовы Церкви 9. Спастись можно только в Церкви Христовой 10. Церковь Христова Православная имеет истинное научение Христово 11. В Христовой Церкви Православной есть истинное священство 12. Три степени священства и рукоположение в них 13. О святом крещении 14. Крещение детей 15. О миропомазании 16. О таинстве покаяния 17. Обличение сектантов, отвергающих исповедь 18. О святом причащении 19. Св. причащение у христиан православных 20. О таинстве Елеосвящения 21. О вещественной святыне и о святых храмах 22. О святом кресте Христовом 23. Крест Христов – святыня наша 24. О ложных изображениях 25. Об истинных изображениях 26. Святыня новозаветная 27. О святых мощах 28. О церкви небесной и о почитании Божией Матери 29. О почитании Св. Ангелов и угодников Божиих 30. О прославлении и поклонении угодникам Божиим 31. Просьба молитвы 32. О молитвах за умерших  

 

1. О Церкви Христовой

В. Почему мы называемся христианами?

О. Потому, что верим во Христа Спасителя и принадлежим к Его Святой Православной Церкви.

В. Что такое Церковь Христова?

О. Церковь Христова есть общество истинных исповедников Христовых.

В. Кто составляет Церковь Божию?

О. Св. Ангелы и православные христиане, живущие и умершие; глава у них Христос Бог. – Христиане, живущие на земле, составляют Церковь земную, а умершие христиане и Ангелы составляют Церковь небесную.

В. Как и когда устроилась Церковь Божия на земле?

О. На земле устроил Церковь Свою Сам Христос Спаситель. – Господь во время Своей земной жизни проповедовал о Царствии Божием. Из всех уверовавших в Него, Господь избрал Апостолов, передал им Свое научение и обещал послать Духа Утешителя. После Воскресения Спасителя в пятидесятый день сошел на избранников Господних Дух Святый. С этого часа и началась Церковь Христова. Сначала она состояла из тех, на кого сошел Дух Святый, а затем Апостолы начали проповедовать христианство, и уверовавшие во Христа присоединились к первоначальной Церкви. Со дня Пятидесятницы Церковь начала множиться, и с того времени существует она изо дня в день, из года в год, до нашего времени и будет существовать до конца мира.

2. О свойствах церкви Христовой

В. Какие свойства истинной Церкви Христовой?

О. Церковь Христова вечна, непрерывна, никогда нескрывающаяся и только одна.

В. Что такое вечность Церкви Христовой?

О. Вечность Церкви Христовой состоит в том, что Церковь Божия, то есть спасительное общество Христово, никто и ничто не может одолеть, разрушить и уничтожить, но оно всегда будет в мире.

В. Почему Церковь Христова не может уничтожиться?

О. Потому, что Сам Спаситель обещал ей неодоленность, Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф.16:18).

В. Что такое «врата ада», которые не могут одолеть Церкви?

О. Под «вратами ада» должно разуметь все злые замыслы и дела самых сильных врагов Божиих, дьяволов и их приспешников и помощников-сектантов.

В. Что такое непрерывность Церкви Христовой?

О. Непрерывность Церкви состоит в том, что Церковь Христова, как началась со дня со шествия Св. Духа, так существовала, существует и будет существовать, не прерываясь, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века.

В. Почему Церковь Христова не может прерваться?

О. Потому, что Христос Спаситель сказал Апостолам, составившим первоначальную Церковь Его: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Если Христос Бог пребудет с Церковью во все дни, значит, она ни на один день не прервется.

Так и Апостол Павел говорит: «Богу слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф.3:21). Значит, Церковь должна быть во все роды, то есть, всегда, когда люди будут на земле.

В. Какое третье свойство Церкви Христовой?

О. Третье свойство Церкви то, что она никогда сокрыться не может; Спаситель сказал: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). Не может и Церковь быть невидимой.

В. Какое четвертое свойство Церкви Христовой?

О. Четвертое свойство Церкви Христовой то, что она только одна. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою" – одну, а не много (Мф.16:18).

3. Единая истинная Церковь и погибельные секты

В. Из всех существующих теперь религий, какая единая истинная?

О. Единая истинная вера или Церковь – Православная.

В. Почему она одна истинна?

О. Потому, что она одна основана Господом Иисусом Христом, и, как началась она в день сошествия Св. Духа, так и идет непрерывно, никогда не скрываясь, до наших дней, и будет она существовать до скончания века. Только одна Церковь Православная имеет свойства истинной Церкви Божией: только одна она сохранила истинную веру и имеет благодатное священноначалие, благодатные таинства и священнодействия.

В. Почему же все другие веры, кроме Православия, не могут называться Церквами Божиими?

О. Потому, что они не имеют свойств истинной Церкви Божией: они основаны не Христом, а людьми, появились много позже Православия, веруют лживо и не имеют благодати Духа Святого, поэтому они и называются ересями или сектами.

В. Сколько всех ересей или сект?

О. Всех ересей или сект очень много, так что и пересчитать их трудно. Их до тысячи. У нас наиболее известны: латинская ересь, лютеранская секта, секта штундо-баптистов, секта пашковцев, секта адвентистов, секта толстовцев, секта хлыстов и секта братчиков.

4 . О латинстве и лютеранстве

В. Что такое Латинство?

О. Латинство – это папская ересь. Называется она также римско-католической религией.

Латинство отпало от Православной Христовой Церкви в 1054 году и имеет много всяких ересей или заблуждений. Ереси эти допущены папами, главными их архиереями, захватившими среди западных христиан большую власть.

Со дня отпадения римской религии от Православной Церкви, в ней стали множиться ереси все больше и больше, множатся они и теперь и будут множиться.

В. Какие же ереси в латинстве?

О. Первая ересь латинства заключается в извращении папами Христова учения о Церкви и в извращении самого порядка церковного устроения.

а)      Церковь Христова основана на Христе, как на фундаменте: Христос – Глава Церкви. Так учит Церковь Православная, а латинники понимают, что церковь их основана на папе, и папа Римский – глава их церкви.

б) Православие верит, по Апостольскому научению, что Христос вручил истину Свою, Свое научение, Церкви Своей, то есть, верующим в Него (Ин.17:14), а латинники учат, что Христос истину Свою вручил папе.

в) По Христовой вере, все порядки жизни и разъяснение учения делаются вселенским собором, а у латинников над собором властвует еще папа.

г) По Православной вере, Христос отдал благодать Свою всем святым Апостолам и их преемникам, чтобы они с одинаковым правом передавали дары благодати верующим (Мф.28:18–20) (Ин.20:22–23), а латинники понимают, что благодать Божия вверена только папе, и он кому хочет, тому и поручает ее раздавать.

Вторая тяжкая ересь латинства в том, что, по их понятиям, папа, как глава Церкви, заменяющий Христа, непогрешим, как Бог.

Третья ересь заключается в извращении христианского учения о Святой Троице. Папежники верят, что Дух Святый исходит не только от Бога Отца, как Господь научил, но и от Сына.

Четвертая ересь заключается в извращении учения Христианского о Божией Матери.

Пятая ересь в том, что папа лишил всех верующих мирян причащения Крови Христовой.

Шестая ересь в том, что папа не позволил пресвитерам (священникам) и диаконам жениться, и все духовенство у них безбрачное.

Седьмая ересь в том, что мирским верующим папа не позволил Библию читать на родном, понятном языке.

Восьмая ересь в том, что выдумали папежники чистилище на небе, то есть переходное состояние между адом и раем на небе, где души временно мучаются, а потом в рай переходят.

Девятая ересь в том, что папы выдумали индульгенции, то есть прощающие грехи документы, продаваемые ими за большие деньги; папы говорят, будто эти документы освобождают умерших людей от грехов, так что, кто богат, да денег не пожалеет папе, тот и мучений адских не увидит.

Десятая ересь в том, что папы извратили самый Закон Божий.

В латинстве есть много и других ересей; насчитывается их больше пятидесяти, но перечисляем только главнейшие.

В. Что такое лютеранство?

О. Лютеранство выдумано немцем Мартином Лютером и началось с октября месяца 1517 года, то есть полторы тысячи лет после Православия. Лютеранство вышло из латинской ереси, и поэтому в нем еще больше ересей, чем в папской религии. Лютеранство совершенно не Христова религия, а выдумано людьми. Лютеранство отвергает Церковь Христову, Православную, отвергает священство, идущее от Апостолов, не имеет священнодействий Христианских, не имеет даже Причащения Тела и Крови Христовых. Вместо Христианских священнодействии у лютеран есть молитвословия, выдуманные Лютером и его приспешниками, молитвословия, очень мало похожие на христианские. Не признают лютеране ни Божией Матери, ни Св. Ангелов, ни святых угодников, не чтут их и не молятся им, по тому что сами себя почитают за святых.

Не молятся лютеране и за умерших. Из лютеранства выделились еще сотни всяких человеческих религий: штундобаптизм, пашковщина, адвентизм и множество других.

5. О баптизме

В. Что такое баптизм?

О. Баптизм появился тотчас после лютеранства, его выдумали Николай Шторк со своим товарищем и единомышленником Фомою Мюнцером в 1521 году.

Баптизм у нас в России появился в 1850 г. от немцев-колонистов, которые приехали к нам жить на нашей земле и, вместо благодарности, стали русских людей от веры Христовой отбивать и переводить в свою ересь, а чтобы успешнее дело это шло, заграница немцам-колонистам на отбивание русских христиан от Православия много денег давала и дает. Кто из Русских переходит из Православия в баптизм, тот продает душу свою диаволу и немцам.

Первым заводчиком баптизма в России был Карл Бенекемпфер, он совратил своего работника Михаила Ратушного, а потом мужика Ивана Рабошапку. От этих продавшихся людей и пошел баптизм в Херсонской губ., только его называли, да и поныне называют там штундизмом, что по-немецки означает час, от определенных часов, в которые баптисты собирались для своих новоизмышленных богослужений.

Из Херсонской губ. баптизм перешел в Киевскую губ. и так далее по всей России; дошел он и до нас.

И штундисты и баптисты собственно и не имеют определенной религии, потому что она у них то и дело меняется. Неизменна только их ненависть к Христианской Вере Православной.

Штундо-баптизм пользуется украденным им из Церкви Священным Писанием. Понимая его по своему вымыслу, баптизм утверждает, что все баптисты спасены, что они не грешат и будут непременно в раю.

Никаких усилий воли для добродетели (Лк.16:16), никаких благодатных священнодействий (Мф.28:19–20) (Деян.2:38) для них не нужно, хоть и было все это от самих Апостолов всегда в Церкви Христовой, Православной.

Штундо-баптисты думают, что их наставляет Дух Святый, что они все отлично понимают и делают, а на деле выходит, что делают они все различно, не согласно между собою, так что выходит, что наставляющий их дух сам не знает, как правильно наставить, и все у него получается различно. Одни сектанты в одно время требуют крещения водного и преломления хлеба вместо христианского причащения Тела и Крови Христовых, в другое время признают это же или не обязательным, или не нужным. Другие в одно время отрицают нужность пресвитеров и диаконов, а в другое время вдруг заводят их. И так все у них, по человеческому произволу, делается, и сами они никогда толком не знают, что им нужно и что не нужно.

Но зато сектанты всегда яро и согласно отвергают Церковь Христову, Православную, отвергают Ея Христово научение, не признают церковного благодатного священноначалия, идущего непрерывно от святых апостолов и Христа, глумятся над христианскими благодатными священнодействиями, отвергают Божию Матерь, святых Ангелов и свв. угодников, не крестят детей, не молятся за умерших, отвергают св. храмы, св. иконы и мощи и отличаются бесовской гордостью.

6. О пашковщине и адвентизме

В. Что такое пашковщина?

О. Пашковщина сходна с штундо-баптизмом, но сначала пашковцы позволяли своим последователям не уходить из тех вер, из которых они их переманивали. Они дозволяли тем, кто к ним перешел из православия, ходить в Церковь, а теперь пашковцы обнаружили себя, и оказывается, они мало чем отличаются от штунды. Пашковцы теперь хотят усвоить себе наименование «общества евангельских христиан». Это потому, что у них есть присвоенное ими от Церкви Евангелие, которое они толкуют по-своему. Они отвергают Церковь Христову, не имеют св. предания, отверглись от священнодействий христианских, не почитают Богородицы, свв. Ангелов и угодников, а только себя; не молятся за умерших своих, не имеют вещественной святыни. Есть у них только для желающих купанье в воде, напоминающее крещение, и преломление хлеба, напоминающее Таинство Причащения. Почти всюду теперь пашковцы соединяются с баптистами.

Пашковщина выдумана Якубом Шпенером, умершим в 1705 г. В Россию эту веру привез полковник Пашков из-за границы. Там он перенял ее от англичанина Гренвиля Редстока, привез ее в Россию и завел эту погибельную ересь у нас, насаждая ее больше всего денежками, которых у него было очень много. Было это в 1874 году.

В. Что такое адвентизм?

О. Адвентизм – это американская религия. Выдумал адвентизм Виллиам Миллер в 1833 г. Был он до изобретения своей веры баптистом, но придумал много нового, до чего и баптисты не додумались. Миллер стал доказывать, что Спаситель придет вторым пришествием 22 октября 1844 года. Все сбитые Миллером люди вышли в этот день на гору встречать Господа, долго ждали, но не дождались. Миллер со стыда, что не вышло дело по его изобретению, заболел и умер, а последователи его разбрелись по другим человеческим религиям. Но выдумка Миллера не пропала даром: опять нашлись люди, которые решили распространять его безумие. Приехали они и к нам.

Адвентисты, которые наехали в Россию, называются адвентистами Седьмого Дня. Называются они так потому, что празднуют вместе с жидами субботу, вместо воскресенья, точно для них и Христос не воскресал. Адвентисты-субботники верят, что скоро Христос придет (приблизительно в 1913–14 г.) вторым пришествием, возьмет с собою всех живых адвентистов и адвентистов умерших, которых он воскресит; из остальных вер никого ни брать не будет, ни воскрешать. Все адвентисты улетят на небо, а на земле будет пусто, только один сатана здесь будет бродить по пустынной земле. Адвентисты на небе будут ровно тысячу лет. Там им, будто, дадут книги ангельские, и они будут судить всех людей, кого кто знал на земле. После тысячелетнего царства с неба спустится небесный Иерусалим, в котором адвентисты будут наслаждаться и блаженствовать. Все эти сказки свои адвентисты иногда стараются доказать и от Священного Писания, да только мало кто верит этим басням.

Адвентисты отрицают бессмертие души, не имеют благодатного священства, купают своих совращенных в реке на подобие христианского крещения, делают преломление хлеба на подобие христианского Причащения Тела и Крови Христовых, на своих молитвенных собраниях играют на фисгармонии и поют стихотворения.

Адвентисты отвергают Св. Церковь, не чтут Божией Матери, св. Ангелов и угодников Божиих, не признают св. храмов, икон и мощей. А вместо священников у них свои самочинники.

7. О толстовщине, хлыстовстве и братчиках

В. Что такое толстовщина?

О. Толстовщина, это – учение, выдуманное графом Львом Толстым в 1881 году. Толстой отверг Бога Личного, живоначальную Троицу, Божию Матерь, свв. Ангелов и свв. угодников. Он не признает личной загробной жизни, Христа Спасителя считает не Богочеловеком, но простым человеком, отвергает чудеса Спасителя, Воскресение и Вознесение на небо, отвергает Божественную благодать, священнодействия христианские и всю святую Церковь Христову. Чтобы Толстому верили люди, он извратил и переделал по-своему Евангелие Христово и назвал его не своим, а христианским, словом, поступил Толстой во всем, как самый наглый мошенник, и за это его отлучили от Церкви Христовой, от Господа Спасителя и спасения (Мф.18:17) (1Тим.1:19–20) (2Тим.2:17–18).

В. Что такое хлыстовство?

О. Хлыстовство началось в XVII веке. Пошло оно от беглого солдата из Костромской губернии, Юрьевского уезда, Данилы Филиповича. Он решил, что все веры плохие и нет от них спасения. В 1645 году Данила Филипович назвал себя Господом Саваофом, Творцом мира и придумал для людей свою религию. Своего последователя кр. Владимирской губ., Ивана Тимофеевича Суслова, он назвал Сыном Божиим. От этих двух богов и пошло хлыстовство на Руси и дошло до наших дней.

Хлысты верят, что души созданы Богом, а тела диаволом; что души людские переселяются из человека в человека и даже в животных, смотря по заслугам жизни. Переселяются души до тех пор, пока не воплотятся в хлыстов. После этого души будто становятся ангелами.

Хлысты отрицают брак, как выдумку диавола, детей называют щенятами, поросятами, бесенятами, грешками.

Главные в секте женщины называются богородицами, потому что духовно рождают истинных христиан, т. е. хлыстов.

У хлыстов свои тайные богослужения, называющиеся радениями, на которых они кружатся в особых саванах (рубахах) до беспамятства, приходят в бешеное (состояние) исступление, наподобие припадков кликуш (порченых). Секта хлыстов тайная и очень вредная.

Хлысты по внешности никогда не отделяются от Церкви Православной. Ходят в храм, прикидываются очень богомольными, жертвуют много, но все это делают для отвода глаз, чтобы не догадались люди об их погибельной ереси.

В. Кто такие братчики?

О. Вера братчиков выдумана в 1894 году кр. Самарской губ. Иваном Чуриковым. Чуриков сейчас действует в Петербурге, а в Москве у него два ставленника: Иван Колосков и Дмитрий Григорьев, которые за еретичество отлучены от Церкви.

Братчики сходны с хлыстами по своему учению.

8. Все секты и ереси – не Христовы Церкви

В. Можно ли называть сектантов и еретиков христианами?

О. Нет, не следует, потому что они отвергли Церковь Христову Православную, а Спаситель сказал, что кто «Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17), и, значит, не христианин.

В. Как же в книгах различных написано, что сектанты и еретики суть христиане?

О. Это написано не точно, из жалости к этим погибшим людям.

В. Что должно сказать, когда говорят в оправдание сектантов, что они верят в Иисуса и потому их можно признать христианами?

О. Должно сказать, что сектанты, хотя и верят, но не в истинного Христа Спасителя, как мы, православные, а в самоизмышленного Иисуса.

В. Возможно ли такое заблуждение?

О. Вполне возможно, и Ап. Павел предостерегает нас от таких людей. Он говорит: »боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, пришед, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или, если бы вы получили иного Духа, которого не получали, или иное благовестие, котораго не принимали, – то вы были бы снисходительны к тому» (2Кор.11:3–4). У сектантов, значит, «другой Иисус», «иной Дух», «иное благовестие», не Апостольские, не христианские, а самоизмышленные.

В. Почему иногда сектантов хвалят, и кажутся они будто ласковыми, либо принимают вид ласковых, благочестивых учителей?

О. Это объясняет Ап. Павел так: «лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:18–15).

В. Как же должно относиться к сектантам?

О. Сектантов нужно жалеть, как людей несчастных, продавшихся диаволу, но в общение с ними входить нельзя, как с отпавшими от Церкви Божией, извратителями Христова учения. Ап. Иоанн Богослов так научает и приказывает поступать: «Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин.1:9–11).

9. Спастись можно только в Церкви Христовой

В. Можно ли спастись помимо Церкви Христовой?

О. Нет, нельзя, потому что никто никогда не спасался помимо Церкви Православной. Все Апостолы, мученики и все угодники Божии принадлежали к Церкви Православной, а вне её не было и не будет ни одного истинного Угодника Божия.

В. Правильно ли говорят безрассудные сектанты, что достаточно быть порядочным человеком, и тогда легко спасешься помимо Церкви Православной?

О. Сектанты заблуждаются, думая так. Из Священного Писания мы знаем, что Корнилий сотник был «благочестивый, боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян.10:3), но и ему Господь для спасения повелел через Апостола присоединиться к Церкви Православной.

В. Почему же нельзя спастись, помимо Церкви Божией?

О. Потому, что без Церкви нет Христа с людьми, а без Христа не может быть истинной добродетели.

Спаситель сравнивает Церковь Свою с деревом, в котором корень и ствол Сам Христос, а ветви и листья – верующие. «Я есмь лоза, говорит Господь, а вы ветви, кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:9).

В. Правильно ли говорят сектанты, что можно спастись, помимо Церкви, только одною верою?

О. Нет, неправильно, потому что: «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19), но они, конечно, не спасутся. Не спасутся и бесовские ученики-сектанты.

В. Что должно отвечать сектантам, когда говорят они, что где двое или трое собраны во имя Христово (Мф.18:20), там и церковь?

О. Должно сказать, что сектанты лгут на Св. Писание, так как у Мф.18:20 не называются Церковью двое, или трое. Если понимать эти слова Спасителя по-сектантски, то придется все секты признать истинными Церквами, а мы знаем уже, что Христос основал только одну Церковь (Мф.16:18).

Притом Церковь Христова никогда из 2–3 не состояла, но всегда из большего количества верующих.

В. Что же говорится у Мф.18:20?

О. Здесь говорится о совместной молитве только принадлежащих к Церкви Православной христианах, – говорится здесь, что если они будут вместе молиться Господу, то Бог услышит их. Это ясно, если прочесть и 19 стих 18 Главы Ев. Матфея: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас, т. е. православных христиан, согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца Небесного: ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Сектанты ушли из Церкви Божией, поэтому их не слушает Господь, хотя бы их и тысячи собралось, а не только 2 или 3.

10. Церковь Христова Православная имеет истинное научение Христово

В. Какое особенное преимущество Церкви Божией перед всеми сектами?

О. То, что в Церкви Православной хранится Христова истина. О Церкви Божией говорит Ап. Павел, что она есть «столп и утверждение истины» (Тим.3:15).

В. Неужели помимо Церкви Христовой нельзя узнать истину?

О. Нет, нельзя, потому что не только на земле, но и на небе истина возвещается Церковью. "Ныне, говорит Ап. Павел, соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10).

В. Как хранится в Церкви истина Христова?

О. Она хранится в Св. Писании и в Св. Предании. Ап. Павел так научает нас: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес.2:15), то есть, значит, научение устное и письменное.

В. Какие в Церкви Христовой есть Св. Писания?

О. Ветхозаветные и Новозаветные. Ветхозаветные достались от Ветхого Завета, а Новозаветные Церковь получила от Св. Апостолов.

В. Как Церковь получила от Апостолов писания их?

О. Сначала Апостолы только проповедовали всюду христианство устно, а потом, не имея возможности быть лично у христиан, писали им свои письма. Эти письма сохранила Церковь, и из них составилось Св. Писание.

В. Заключается ли все Христово научение в Писаниях?

О. Нет, не заключается. В Писаниях только часть научения Христова, а остальное все хранится в Предании. Поэтому-то Ап. Павел и хвалит христиан за сохранение предания: «Хвалю вас, братия, пишет Апостол, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2).

В. Что же такое Св. Предание?

О. Священное Предание – это все истины Божии, которые не записаны в Писании, но сохранены Церковию от Христа и Апостолов и под руководством Св. Духа изложены в определениях и указаны в правилах Святыми Отцами на Святых Соборах Церкви Божией, а также сохраняются в православном Богослужении.

В. Как же Апостолы повелевают относиться к сектантам, неразумно отвергающим Св. Предание?

О. Ап. Павел пишет: «завещаваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякаго брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам» (2Фес.3:6–7).

11. В Христовой Церкви Православной есть истинное священство

В. Какой порядок существует в Церкви Христовой?

О. Подобно тому, как в школе одни учат, а другие учатся, есть учителя и ученики, так и в Церкви Божией одни священноначальствуют, а другие подчиняются, есть пастыри и миряне.

В. Откуда такой порядок в Церкви Христовой?

О. Такой порядок не от людей, но от Самого Бога. Ап. Павел пишет: Спаситель "поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых (т. е. христиан), на дело служения для созидания тела Христова» (Еф.4:11–12).

В. Как узнать, истинное ли священство в нашей Православной Церкви, или нет?

О. Истинное священство то, которое идет непрерывно от Св. Апостолов, а наше священство такое именно и есть.

В. Что такое непрерывность священства?

О. Сначала Господь избрал себе Апостолов «и поставил из них двенадцать, чтобы посылать их на проповедь» (Мк.3:14). Апостолам Спаситель дал завещание устроить Церковь Его, учить, священнодействовать и управлять в Церкви. Христос Бог сказал Апостолам перед Вознесением так: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф.28:19–20).

После сошествия Св. Духа Апостолы начали устроение Церкви. Когда христианство размножилось, Апостолы поставили вместо себя заместителей, а когда умерли, то оставили преемников своих – епископов. Преемники поставили других преемников, и так до наших дней Апостольские преемники поставляют одни других. Наше священство идет от Апостолов Христовых чрез их заместителей, поэтому оно и есть единое истинное, правильное Христово священство.

В. Есть ли такое священство у сектантов?

О. У них нет истинного священства, а только в некоторых сектах есть самочинники, которые выдают себя за пресвитеров, т. е. за священников, хотя у них нет благодати священства.

12. Три степени священства и рукоположение в них

В. Сколько степеней священства в Церкви Христовой?

О. Степеней священства три: епископская, пресвитерская или священническая и диаконская. О них упоминается во многих местах Свящ. Писания, напр., Деян.15:23, Флп.1:1; Тим.3 гл. и других.

В. Как возводятся в эти степени?

О. В священные степени достойные священства христиане возводятся чрез священнодействие руковозложения, называемое таинством священства. В Св. Писании говорится, что Ап. Тимофей поставлен в епископа «с возложением рук священства», т. е. рук епископов (1Тим.4:14).

В. Что дается рукополагаемому чрез это священнодействие?

О. Рукополагаемый в таинстве священства получает «дар Божий», дар Св. Духа для своего благодатного священствования. Ап. Павел пишет поэтому еп. Тимофею: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2Тим.1:6).

В. Как посвящаются в священные степени?

О. По Апостольским правилам епископа поставляют несколько епископов, не менее двух. Пресвитера или священника и диакона поставляет один епископ.

В. Как должно относиться к священноначальствующим?

О. Ап. Павел пишет: «просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоящей ваших в Господе, и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовию за дело их» (1Фес.5:12). И в другом случае Апостол говорит: «достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» (1Тим.5:17).

В. Почитают ли сектанты священство Церкви Христовой Православной?

О. Нет, не почитают и не признают. Эти нечестивцы говорят, что им не нужно истинного православного священства.

В. Против кого сектанты идут в своей гордости?

О. Сектанты идут против Духа Божия и Христа. Ап. Павел говорит Ефесским пресвитерам: «Дух Святый поставил вас» (Деян.20:28). Так и наших епископов, священников и диаконов поставляет Дух Святый, а сектанты их отвергают.

В. Кто же у сектантов священствует и учительствует?

О. Всякий сектант думает, что он священник и учитель, а ап. Павел объясняет этим дерзким самочинникам, что не все священники, но только "иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями... Все ли, спрашивает Ап. Павел, Апостолы? все ли пророки? все ли учители?

В. Как же отвечает на этот вопрос Ап. Павел?

О. Он говорит: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр.5:4). А сектанты сами, против воли Божьей, взяли себе эту честь.

13. О святом крещении

В. Как человек может сделаться христианином?

О. Для этого всякому необходимо уверовать в Господа Иисуса Христа и Его спасение и присоединиться к Церкви Божией через св. крещение.

В. Нельзя ли сделаться христианином без св. крещения?

О. Нет, нельзя, потому что Христос Спаситель сказал о крещении так: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5). И в другом случае Господь сказал: »кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).

В. Как совершается св. крещение?

О. Св. крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением слов: «крещается раб Божий (имя) во Имя Отца и Сына и Святого Духа».

В. Откуда взялись эти слова св. крещения?

О. Так заповедал Господь, говоря Апостолам и их преемникам: «идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа« (Мф.28:19).      

В. Нужна ли необходимо вода для крещения?

О. Необходимо нужна, потому что Господь говорил: »кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Поэтому и Апостолы всегда крестили всех уверовавших и присоединяющихся к Церкви Православной в воде. Ап. Филипп и Евнух, передается в Св. Писании, "приехали к воде, и Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и Евнух; и крестил его». (Деян.8:36–38).

В. Что нужно для того, чтобы принять св. крещение?

О. Для св. крещения нужно «покаяние» в грехах (Деян.3:19), вера в Спасителя и Его искупление (Деян.8:37) и «обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21).

В. Что дается человеку во св. крещении?

О. Во св. крещении человеку прощаются все грехи его, и он присоединяется к Церкви Христовой, через это делается христианином. Поэтому и проповедовал Ап. Петр так: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар св. Духа... Охотно принявшие Слово Его крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч» к Церкви. (Деян.2:38) (Деян.2:41).

В. Признают ли сектанты св. крещение?

О. Пашковцы и толстовцы не признают, а баптисты и адвентисты купают в воде всех совращаемых ими православных христиан, крещенных детьми. Этим купанием сектанты как бы перекрещивают православных отступников.

В. Можно ли делать такое перекрещивание?

О. Нет, преступно и грешно, потому что нигде в Св. Писании, не указано, что можно православных перекрещивать.

14. Крещение детей

В. Над кем должно совершать св. крещение?

О. Св. крещение       должно совершаться над всеми, кого Господь призывает в Церковь свою, над мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, потому что Спаситель сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Значит, все приходящие в Церковь должны возродиться св. крещением.

В. Признают ли сектанты крещение детей?

О. Нет, не признают. Сектанты говорят, что дети неразумны, не могут веровать и потому их нельзя крещением приводить ко Христу.

В. Правильно ли поступают сектанты?

О. Нет, неправильно, так как детей должно приводить ко Христу чрез св. крещение. Во время земной жизни Спасителя «приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:13–14). Также Господь негодует и на всех сектантов, что они не допускают детей войти в Царствие Божие, в которое входят только чрез крещение (Ин.3:5).

В. Почему Церковь крестит младенцев?

О. Потому, что крещение заменило собою ветхозаветное обрезание (Кол.2:11–14), а обрезывали всегда восьмидневных младенцев.

В. Способны ли дети принимать благодать Божию?

О. Способны. Поэтому и Господь, призвавши детей, «обнял их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16). И о Предтече Господнем, Иоанне Крестителе, Ангел говорил, что он «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери« (Лк.1:10). Значит, дети могут получать благодать Божию.

В. Но могут ли дети получать именно благодать св. крещения?

О. Могут. Поэтому-то о благодати крещения Ап. Петр говорит так: »вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь» (Деян.2:39).

В. Что нужно объяснить сектантам, когда они говорят, что дети и без крещения в Царствии Божием, как сказано: «таковых есть Царствие Божие?»

О. Нужно сказать, что это сказано не о крещении, а о том, что Царствие Божие дается христианам, похожим на детей по скромности, доверчивости и незлобию. Если дети без крещения уже христиане, тогда и дети язычников уже в Царствии Божием и крестить никого не придется. Но крещение детей существует со дней Апостольских, всегда было и будет в Церкви Христовой.

15. О миропомазании

В. Когда совершается таинство миропомазания?

О. Таинство миропомазания совершается тотчас после св. крещения.

В. Зачем это священнодействие?

О. В св. крещении человеку прощаются все грехи, а в таинстве миропомазания ему дается благодать, помогающая ему жить благочестиво, по заповедям христианским.

В. Как говорится об этой благодати в Св. Писании?

О. Ап. Петр говорит призываемым в Церковь: «покайтесь, и да крестится каждый... и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).

В. Как совершалось это священнодействие в первое время христианства?

О. Дар Св. Духа давался через рукоположение Апостолов. Об этом в Св. Писании передается так: «находящиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго: ибо Он не сходил еще ни на одного из них; а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго". (Деян.8:14–17).

В. Кто может совершать это священнодействие?

О. Как видно из      приведенных      сейчас слов, низводить Св. Духа могли только Апостолы.

В. Как совершается это священнодействие в настоящее время?

О. Оно совершается не чрез руковозложение, а чрез миропомазание.

В. Почему сделана такая замена?

О. Когда христианство размножилось, и Апостолы не могли всюду ходить для руковозложения, тогда они и преемники их, епископы, начали освящать миро, а пресвитеры помазывали новокрещенных христиан, и низводили на них Духа Божия.

В. Когда руковозложение заменено миропомазанием?

О. Руковозложение заменено миропомазанием еще при Апостолах. Поэтому-то и пишет Ап. Иоанн: «вы имеете помазание от Святаго» (1Ин.2:20) (2Кор.1:21–22).      

В. Признают ли сектанты св. миропомазание?

О. Нет, не признают. Только одни самочинники баптистов и адвентистов кладут руки на совращаемых из Православия, будто, Духа низводят на них, а того не понимают, что Св. Дух низводится только Апостолами и их преемниками, православными епископами, а не самочинниками.

16. О таинстве покаяния

В. Какая благодать Божия дается в таинстве покаяния?

О. В таинстве покаяния даруется христианам благодать прощения всех грехов, в которых христиане раскаиваются и обещают их не делать.

В. Кто может прощать грехи?

О. Прощал грехи сначала только один Бог, а потом Спаситель обещал даровать это право Апостолам и их преемникам, православным пастырям.

Господь сказал: «истинно говорю вам; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).

В. Даровал ли Господь это право?

О. Господь Спаситель даровал право прощения грехов Апостолам и их преемникам, православным пастырям после своего воскресения. Господь «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22–23).

В. Совершается ли это таинство в Церкви Христовой?

О. Да, совершается со дней св. Апостолов, как передается в Св. Писании, что «многие из уверовавших приходили (к Апостолам) исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). И теперь христиане приходят к пастырям «исповедуя и открывая дела свои», а пастыри, по благодати Христовой, прощают согрешения христиан.

В. Признают ли сектанты таинство покаяния или исповеди?

О. Нет, не признают, потому что сектанты считают себя безгрешными и спасенными.

17. Обличение сектантов, отвергающих исповедь

В. Как должно от Св. Писания обличать сектантов, когда они называют себя безгрешными?

О. Нужно объяснять, что нет ни одного человека безгрешного, потому что Ап. Иаков говорит, что «все мы много согрешаем» (Иак.3:2). И Ап. Иоанн говорит также: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас». (1Ин.1:8).

В. Почему сектанты говорят, что они безгрешны?

О. Потому, что они считают себя спасенными, и думают, что непременно будут в раю. Они говорят из Писания, что «верующий в Него (Христа) не судится» (Ин.3:18), и доказывают, что над ними не будет страшного суда.

В. Что христиане православные должны на это сказать?

О. Нужно говорить словами Апостольскими, что «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться» (Рим.8:24)

А что суда не будет над ними, думают сектанты, то на это следует говорить, что »всем нам должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Что суд будет для всех, это и Ап. Петр говорит: «время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный ему явится?» (Петр.4:17–18).

В. Какими вопросами стараются сектанты запутать православных, если так отвечать им?

О. Сектанты спрашивают православных: где ваша душа будет, если вы сейчас умрете?

В. Что должно отвечать сектантам?

О. Должно отвечать по Апостолу: «знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2Кор.5:1–3).

В. Где же душа сектантов будет после смерти их?

О. Души сектантов непременно будут в аду, потому что нет у них таинства покаяния, не отпускаются им законными пастырями грехи их, и умирают они, несчастные, со всеми своими согрешениями!

18. О святом причащении

В. Для чего существует в Церкви таинство св. причащения?

О. Для того, чтобы помочь христианам получить «жизнь вечную». Обещая даровать верующим причащение Господь сказал: «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий».

В. Что это за пища, пребывающая в жизнь вечную?

О. Спаситель сказал: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:48–61).

В. Какое значение имеет причащение Тела и Крови Христовых?

О. Спаситель сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и я живу Отцом, так и ядущий Меня жив будет Мною» (Ин.6:53–57).

В. Когда исполнил Господь Свое обещание даровать Тело и Кровь Свою в пищу людям?

О. Во время тайной вечери. «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, в оставление грехов» (Мф.26:26–28).

19. Св. причащение у христиан православных

В. Кто совершает таинство св. причащения у христиан?

О. Совершение священнодействия причащения поручено Господом Апостолам и их преемникам, которым Спаситель сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

В. С какого времени совершается св. причащение Тела и Крови Христовых?

О. Со дней Св. Апостолов: «Чаша благословения, пишет Ап. Павел, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?" (1Кор.10–16)

В. Долго ли должно совершаться причащение Тела и Крови Христовых?

О. Причащение Тела и Крови совершается и теперь в Церкви Божией и будет совершаться до скончания века. «Я от Самого Господа принял то, пишет Ап. Павел, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «примите ядите сие есть Тело Мое за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание»; также и чашу на вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет" (1Кор.11:23–26). Значит, причащение будет, доколе приидет Господь, т. е. до 2–го пришествия.

В. Как должно совершаться причащение Тела и Крови Господних?

О. Причащаться Тела      и Крови Христовых должно с благоговением, для спасения души и Тела, потому что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1Кор.11:27–30).

В. Признают ли сектанты причащение Тела и Крови Христовых?

О. Сектанты не признают причащения Тела и Крови Господних. Они не верят, что Господь дарует под видом хлеба и вина Тело и Кровь Свои и, очевидно, допускают, что Господь мог обмануть Апостолов Своих и хотя говорил, что дает Тело и Кровь Свои, но на самом деле этого не сделал. А так как христиане укоряют сектантов за неверие Господу, то сектанты, баптисты и пашковцы едят французский хлеб и пьют вино, вместо причащения Тела и Крови Христовых.

В. Какими вопросами должно обличать сектантов в неверии таинству Господню?

О. Должно спрашивать сектантов: едите ли Плоть Сына Человеческого? Пьете ли Кровь Его? Если нет, то погибли вы во грехах ваших, и нет жизни в вас!

20. О таинстве Елеосвящения

В. Что такое таинство елеосвящения?

О. Елеосвящение есть священнодействие, в котором, по молитве священников и мирян, чрез помазание освященным елеем больного, подается ему благодать Божия, прощающая ему грехи и исцеляющая от болезней.

В. Как об этом священнодействии передается в Св. Писании?

О. Ап. Иаков пишет: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15).

В. Как совершается таинство елеосвящения?

О. Его совершают семь священников. Если же нет семи священников, то тогда совершает его один священник, но помазывает больного семь раз, взамен помазаний семи священников.

В. Признают ли сектанты таинство елеосвящения?

О. Нет не признают, потому что они не Апостольскую веру приняли, как православные, а людскую, выдуманную по диавольскому обольщению.

21. О вещественной святыне и о святых храмах

В. Какая у христиан есть вещественная святыня?

О. У христиан есть святые храмы, св. крест Христов, св. иконы, св. мощи и священные предметы для богослужения.

В. Почему христиане имеют вещественную святыню?

О. Потому что и в Ветхом Завете, и в Новом Завете всегда была вещественная святыня, и будет она в Церкви Христовой до скончания века.

В. Были ли у христиан св. храмы, или церкви?

О. Сначала христиане молились в Ветхозаветном Иерусалимском храме. После Вознесения апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя Бога» (Лк.24:53). После у христиан появились свои храмы или церкви. О христианах передается в св. Писании: "целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26).

В. Отличался ли храм или церковь у первых христиан от жилого дома?

О. Отличался. Ап. Павел пишет: «Жены, ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви" (1Кор.14:34–35).

В. Всегда ли будут храмы у христиан?

О. Всегда, до второго пришествия Спасителя. Свящ. Писание передает, что перед Страшным Судом придет антихрист «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4). Значит, храмы будут до второго пришествия.

В. Признают ли сектанты христианские храмы?

О. Нет, не признают и отвергают их, потому что сектанты – приспешники и служители антихриста и предтечи его. Они и глумятся над храмами, как антихристы.

22. О святом кресте Христовом

В. Чем является для христиан честный Крест Господень?

О. Крест Христов является внешним, видимым отличием христиан: кто имеет крест Христов и чтит его, тот, значит, верит во Христа.

В. Имеют ли крест Христов сектанты?

О. Нет, сектанты не имеют креста Христова и не чтут его, напротив, они ненавидят и презирают Его, называют виселицей и плахой.

В. Почему сектанты ненавидят честный Крест Христов?

О. Потому что сектанты ученики и приспешники диавола, а диавол больше всего ненавидит Крест Христов и боится его.

В. Почему христиане любят св. Крест и чтут его?

О. По многим причинам. Во-первых, потому, что на Кресте Христос примирил нас с Богом; во-вторых, потому, что Крестом Христос победил диавола; в-третьих, потому, что через Крест прославился Христос, и он является знамением Спасителя.

В. Каким образом Христос на кресте примирил нас с Богом?

О. Христос, говорится в Св. Писании, примирил людей с Богом "посредством креста, убив вражду на нем» (Еф.2:16), «умиротворив, через Него, кровию креста Его и земное и небесное» (Кол.1:20).

В. Почему крест является оружием победы Христа над диаволом?

О. Потому, что Христос, положил, "смертью (на кресте) лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14).

В. Каким образом крест является орудием прославления Христа?

О. Христос, пишет Ап.      Павел, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп.2:8–9).

В. Почему крест является знамением Спасителя?

Ο. Потому, что перед вторым пришествием Христовым, как сказал Сам Господь, «явится знамение Сына Человеческого на небе», т. е. честный крест Господень (Мф.24:30).

23. Крест Христов – святыня наша

В. Почему крест Христов является святынею Христианскою?

О. Крест есть новозаветный жертвенник. Был жертвенник и в Ветхом Завете, и на нем первосвященник приносил жертвы. Христос отменил их, «принесши в жертву Себя Самого» (Евр.7:27) на кресте. Таким образом, крест сделался жертвенником Христовым. Но ветхозаветный жертвенник «святыня великая» (Исх.30:22–29), тем более крест Христов есть «святыня великая».

В. Есть ли указание в слове Божием, что крест должно прославлять, как святыню?

О. Есть. Еще в Ветхом Завете о кресте пророк сказал: «благословенно древо, через которое бывает правда» (Прем.14:7).

В. Почему мы поклоняемся вещественному кресту Христову?

О. Потому, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. И пророк Давид предсказал о Поклонении Кресту так: «пойдем к жилищу Его поклонимся подножию ног Его" (Пс.131:7). Подножием ног Спасителя был крест Его.

В. Почему мы верим, что от креста Христова бывают чудеса?

О. Потому, что всегда бывали чудеса от вещественной святыни, от ковчега и от скинии. Были чудеса и от платков и опоясаний Ап. Павла (Деян.19:12). Тем более возможны чудеса от креста Христова.

В. Почему христиане, когда молятся, то с верою смотрят на крест Христов?

О. Крест Христов предзнаменовался медным змеем на знамени. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда Евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест) и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ.21:8–9).

Если взиравший с верой на змея на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающий на крест Христов, с верою в Избавителя?! Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое Крестовоздвижение, творила множество, других чудес и прогоняла бесов. Посему христиане всюду изображают крест Христов и постоянно знаменуют себя крестом Господним.

В. Почему христиане любят так крест Христов?

О. Потому что и Ап. Павел пишет: "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал.6:14).

В. Почему христиане кладут на себя крестное знамение?

О. Потому что не было времени, когда бы христиане не крестились. Прор. Давид молился: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся» (Пс.85:17). И в Откровении передается, что на всех спасенных, на челах их были печати «Бога Живаго» (Откр.7:2–4), и «имя Отца Его написано на челах» (Откр.14:1).

Поэтому и трепещут христиан бесы и ненавидят сектанты, когда они истово кладут крестное знамение и чтут крест Господень.

24. О ложных изображениях

В. Говорится ли в Св. Писании об изображениях вообще?

О. Говорится. Одни из изображений      строго запрещаются, а другие приказывается делать, считать их святыней и чтить их.

В. Какие изображения запрещены и какие позволены?

О. Запрещены изображения ложные, а позволены изображения истинные.

В. Что такое изображения ложные?

О. Ложные изображения суть идолы: Телец, Молох, Ваал, Астарта и другие. Их люди делали для того, чтобы поклонятся им, вместо истинного Бога, а это строго воспрещено первою и второю заповедями.

В. Почему идолы называются ложными изображениями?

О. Потому, что идолам в действительности ничто не соответствует. Хотя и делали Астарту и Молоха, но на самом деле никакой Астарты и Молоха нет. Писание говорит: «безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это – совершенная пустота, дело заблуждения" (Иер.10:14–15).

Также и Ап. Павел говорит: «мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4–6).

25. Об истинных изображениях

В. Что такое истинные изображения?

О. Истинные изображения суть те, которые изображают и напоминают Единого Истинного Бога, Пречистую Божию Матерь, Св. Ангелов и Угодников Божиих.

В. Давно ли существуют у людей истинные изображения?

О. Они существуют еще с Ветхого Завета. Господь приказал Моисею сделать ковчег завета с крышкою. На крышке должны быть Херувимы из золота. Ковчег изображал собою присутствие Божие и был великой святыней у израильтян (Исх.25:10) (Исх.25:17–21).

В. Были ли еще какие-либо священные изображения в Ветхом Завете?

О. Были еще шитые херувимы на завесах скинии (Ис.26:1) (Ис.26:31). Они тоже были сделаны по приказанию Божию.

В. Как относился Господь к тому, что люди делали изображения?

О. Когда люди делали истинные изображения, Господь хвалил людей, а когда люди делали ложные изображения, Господь карал их. Когда Соломон сделал храм с истинными изображениями, Господь благословил его и одобрил (3Цар.6:23–29) (3Цар.9:2–3) (3Цар.9:6–9). Когда же Соломон сделал кроме истинных изображений еще ложные, Господь за них строго осудил Соломона (3Цар.11:5–11).

В. Как относились люди к ветхозаветной святыне?

О. Святыня всегда высоко чтилась. Прор. Моисей называл ковчег завета Господом: «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (Числ.10:35–36)!

И царь Давид скакал пред ковчегом и говорил: "пред Господом играть буду и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2Цар.6:21– 22).

В. Поклонялись ли перед святыней древние, как мы теперь поклоняемся?

О. Поклонялись. Псалм. Давид говорил: «поклонюсь святому храму Твоему» (Пс.5:8). Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Числ.20:6). Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом».

26. Святыня новозаветная

В. Как относился Спаситель к ветхозаветной святыне?

О. Господь сказал об Иерусалимском храме, в котором были священные изображения, так: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк.11:17).

В. Как апостолы относились к Ветхозаветному храму?

О. Апостолы ходили в храм Иерусалимский для поклонения и молитвы. «Ты можешь узнать, – говорил ап. Павел, – что более двадцати дней тому назад, как я пришел в Иерусалим для поклонения" (Деян.24:11).

В. Благоволил ли Господь этому поклонению пред священными изображениями?

О. Когда Ап. Павел, пришедший в Иерусалим для поклонения, молился в храме, где были изображения, явился ему Сам Господь: «когда... молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» (Деян.22:14–18), рассказывает о себе Апостол.

В. Были ли у христиан священные изображения в храмах их?

О. Были, и они доныне сохранились в подземных храмах в Риме, называющихся катакомбами.

В. Как слово Божие говорит о священных изображениях в Новом Завете?

О. Ап. Павел пишет, что вещественная святыня, то есть святые иконы и свящ. предметы будут в Церкви Божией до Страшного Суда. Пред вторым пришествием придет антихрист, «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4).

В. Признают ли священные изображения сектанты?

О. Нет, не признают и глумятся над ними. Они антихристовы слуги, выполняют волю его и приготовляют пришествие воплощенного диавола.

27. О святых мощах

В. Что у нас называется св. мощами?

О. Мощами у нас называются тела Угодников Божиих, не предавшиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел Угодников Божиих кости их и другие останки.

В. Как христиане относятся ко святым мощам?

О. Христиане почитают мощи Угодников великою святынею, поклоняются пред ними и лобызают их.

В. Почему св. мощам воздается у нас такое почитание?

О. Христиане считают мощи великою святынею и почитают их потому, что они есть памятка о дорогом для христианства угоднике Божием, и потому, что Господь чрез св. мощи творит чудеса.

В. Есть ли доказательства чудес от святых мощей?

О. Есть очень много. Даже в наши дни при мощах св. угодников совершается множество чудес, и чудеса эти засвидетельствованы сотнями очевидцев. Было много чудес от св. мощей в Новом Завете, были они и в Ветхом Завете. О мощах прор. Елисея передается в Св. Писании следующее: «Умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:20–21). Об этом чуде знали хорошо в Ветхом Завете, и прем. Иисус, сын Сирахов, говорит о прор. Елисее так: «по успении его пророчествовало тело Его" (Сир.48:14).

В. Возможны ли однако подобные чудеса в Новом Завете?

О. В Новом Завете Господь являет чудеса не только от св. мощей Угодников Божиих, но даже и от всяких их предметов. Так, например, «на больных возлагали платки и опоясания с тела его (Ап. Павла), и у них прекращались болезни» (Деян.19:12).

В. Чтут ли мощи св. угодников сектанты?

О. Нет не чтут, потому что они и Угодников не признают, а себя считают выше всех Угодников Божиих.

28. О церкви небесной и о почитании Божией Матери

В. Кто составляет небесную Церковь?

О. Божья Матерь, св. Ангелы и скончавшиеся в вере христиане.

В. Как мы относимся к небесной Церкви?

О. Божью Матерь, св. Ангелов и прославленных христиан или Угодников мы чтим, поклоняемся им и просим их молитв о нас. О непрославленных же христианах мы сами молимся, чтобы Господь простил им грехи и прославил их.

В. Какое почитание воздается нами Богоматери?

О. Большее, чем всем Ангелам и Угодникам Божиим.

В. Почему Ее мы преимущественно почитаем?

О. Потому, что Господь Ее больше всех прославил, так как Она удостоилась быть Материю Божьею по плоти. Апостол свидетельствует, что «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал.4:4). Посему-то и праведная Елизавета, встречая Богоматерь, воскликнула: «откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне» (Лк.1:43).

В. Кто научил нас чтить и превозносить Богоматерь?

О. Первыми научили этому нас Архангел Гавриил, и Дух Святый через праведную Елисавету. «Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты между женами" (Лк.1:28). Так же прославила Богоматерь и праведная Елизавета по научению Духа Святого. «Елисавета исполнилась Святаго Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» (Лк.1:41–42).

В. Как отнеслась к Своему прославлению Сама Богоматерь?

О. Богоматерь признала это прославление. Она сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды», т. е. все христианские поколения (Лк.1:48).

В. Почему же даже Сама Богоматерь признала возвеличение Свое?

О. Потому, как сказала она, что «сотворил мне величие Сильный» (Лк.1:49), т. е., Сам Господь Бог.

В. Чтут ли сектанты Богоматерь?

О. Нет, не чтут, а считают Ее простой женщиной и не называют Матерью Господней, а прямо Марией. Из этого ясно, что они не христиане, так как на них не сбывается пророчество Богоматери, что Ее будут ублажать все роды христианские. Даже и татары-магометане, и те чтут Богородицу, а сектанты хуже их.

29. О почитании Св. Ангелов и угодников Божиих

I

В. Есть ли у нас связь и общение со Св. Ангелами и Св. Угодниками Божиими?

О. Есть, потому что Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10). Мы, поэтому, говорит Ап. Павел, «сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). »Вы, говорит тот же Апостол христианам, приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» (Евр.12:22–24).

В. Как должно относиться к Св. Ангелам и Св. Угодникам?

О. Должно вспоминать о них и подражать им, прославлять, поклоняться им и просить их молитв о нас грешных.

В. Почему должно воспоминать и подражать Св. Ангелам и Угодникам?

О. Потому что так нас научает Св. Церковь чрез Апостолов. Ап. Иуда научает подражать смирению и неосуждению Архангела Михаила, который даже диаволу «не смел произнесть укоризненного суда». (Иуд.1:9), Ап. Павел научает вспоминать и подражать Св. Угодникам. «Поминайте, пишет Апостол, наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

30. О прославлении и поклонении угодникам Божиим

II

В. Почему мы прославляем Угодников Божиих?

О. Потому, что Сам Спаситель отдал им славу Свою. Господь молился так: «Отче... славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин.17:22).

В. Почему мы почитаем Угодников Божиих?

О. Потому, что их почитает даже Отец Небесный. Об истинных Угодниках Своих Спаситель говорит: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой" (Ин.12:26).

В. Действительно ли прославление Угодников Божиих идет с древности?

О. Ап. Иаков говорит о почитании мучеников: «мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак.5:12). Об Апостолах говорится, что еще при жизни «народ прославлял их». Ап. Павла почитали, как Ангела Божия и даже, как Христа. "Вы, пишет Ап. Павел христианам, приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:14–15).

В. Почему мы поклоняемся Ангелам и Угодникам Божиим?

О. Потому что с самых древних времен было это поклонение. В Библии рассказывается, что Лот поклонился Ангелам (Быт.19:1), Иисус Навин (Нав.5:14–15) и прор. Даниил (Дан.10:9), (Дан.10:15) поклонился Ангелам Божиим. – Точно также ученики пророческие поклонились прор. Елисею (4Цар.2:15), и страж темничный поклонился до земли Ап. Павлу и Силе (Деян.16:29).

В. Поклонялись ли умершим угодникам?

О. Поклонялись и поклоняются. Царь Саул поклонился прор. Самуилу, вышедшему из земли (1Цар.28:14).

31. Просьба молитвы

III

В. Почему мы просим св. Ангелов и Угодников Божиих молиться о нас?

О. Потому, что Апостолы заповедовали взаимную молитву и даже сами просили у христиан молитв о них. «Молитесь друг за друга», пишет Ап. Иаков (Иак.5:16). И Ап. Павел пишет: «молитесь о нас» (1Фес.5:25) и сам говорит, – «не перестаем молиться о вас», т. е. о христианах (Кол.1:9).

В. Почему же мы преимущественно просим Угодников Божиих молиться о нас?

О. Потому, что «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12). Праведников Бог услышит скорее, посему мы и просим св. Ангелов и Угодников молиться о нас.

В. Молятся ли действительно Ангелы и Угодники Божии о живущих на земле?

О. Молятся постоянно. Некогда Ангел молился об Иерусалиме: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу говорившему со мною, свидетельствует пророк, изрек Господь слова утешительные» (Зах.1:12).

В Св. Писании передается также о молитвах всех святых, что эти молитвы возносятся к Богу, как фимиам. В Откровении читаем: «и пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было множество фимиама, чтобы он, с молитвою всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Богом (Откр.8:3–4).

О молитвах Угодников Божиих праведный Иуда Маккавей видел такое видение: «он видел Онию – бывшего первосвященника, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Макк.15:12–14).

32. О молитвах за умерших

В. Почему мы молимся о наших умерших братьях христианах?

О. Потому, что Церковь, по научению Божию, повелевает молиться друг за друга (Иак.5:16) (Еф.6:18). Для Бога же, Которому молимся мы о наших умерших, нет разницы между живыми и мертвыми, потому что «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы" (Лк.22:38).

В. Неужели и православные христиане должны разуметь, что между живыми и мертвыми нет разницы?

О. Да должны, потому что Ап. Павел научает: «никто из нас не живет для себя; и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем. И потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:7–9).

В. Признают ли молитвы за умерших сектанты?

О. Нет, не признают и в оправдание свое приводят притчу о богатом и Лазаре и утверждают, что хотящие перейти из ада в рай не могут сделать этого, так как между раем и адом великая непроходимая пропасть (Лк.16:26).

В. Что должно по этому поводу разъяснить сектантам?

О. Должно разъяснить, что перехода из ада в рай не было, доколе Христос не победил ада (Откр.1:18) и не вывел из ада души веровавших в Него. Об этом говорит Ап. Петр, что «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т. е. духом) Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал...» (1Петр.3:18–19). Далее Апостол разъясняет об этой проповеди духам в аду так: «для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Петр.4:6).

Со дня этой проповеди Христовой в аду и началась возможность облегчения участи умерших.

В. Были ли молитвы за умерших в древности?

О. Были они даже в Ветхом завете.

Вот что написано о них в Библии. После войны Иудеев «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требует долг перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грех. Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы и молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2Макк.12:39–45).

В. Были ли молитвы за умерших в Новом Завете?

О. Они всегда были, и Ап. Павел так молится об умершем ученике своем Онисифоре: «да даст ему Господь обрести милость у Господа в день оный» (2Тим.1:18), т. е. в день страшного суда.


Источник: "Образец здравого учения" : (2 т. 1. 13) : (Краткий учебник по сектоведению) / Николай Варжанский. - Москва : Русская Печатня, 1910. – 2, 59 с.

Комментарии для сайта Cackle