Источник

Глава 31. Неизбежное бедствие преступных и спасение верных Богу иудеев. Чудодейственное поражение Ассириян

1. Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают! (Горе сходящым во Египет помощи ради, уповающым на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело: и не беша уповающе на святаго Израилева, и Бога не взыскаша).

Египтяне с глубокой древности славились конями и боевыми колесницами; обычно они были двухколесные и запрягались в одну, а иногда в две и даже в три пары коней; на них помещались всадник-воин, его возница, а иногда и оруженосец. Таких колесниц было много, а на них было множество конников или всадников, мощных, храбрых и хорошо вооруженных. У евреев же или вовсе не было такого войска или оно было крайне малочисленно (ср.гл.36:8). Поэтому евреи, как и язычники, полагая, что для войны нужна сила (гл.30:15–16; 36:5), обратились в Египет за помощью в войне с царем Ассирийским, а на Бога не уповали и не искали Его, т.е. не просили у Него помощи и умилостивительных жертв Ему не приносили: между тем, заискивая расположение египетского царя, они посылали ему богатые дары (гл.30:6). Поэтому пророк продолжает возвещать им «горе».

2–3. Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие. И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут. (Тойже премудре наведе на них злая, и слово его не отринется, и востанет на домы человеков злых и на надежду их тщетную, Египтянина человека, а не Бога, конски плоти, и не будет помощи: Господь же наведет руку свою на ня, и утрудятся помагающии, и вси вкупе погибнут).

Государственные мужи Иудеи и советники царя, по собственному их мнению, придумали мудрый план защиты Иерусалима и всей страны – войти в союз с Египтом и получить от него сильную и верную помощь против общего врага – Ассирийцев. Но и Бог, знающий их сокровенный образ мыслей, тем большую премудрость обнаружит в противлении им, так что против Него уже никто не придумает средств, ни у кого не достанет сил защищаться. Он наведет жестокие бедствия, во исполнение своего слова, которое изрек через пророка (гл.30:2–3,7–17). Он восстанет против злых, т.е. озлобленных противников Его слова и против домов или родов и семейств их; Он восстанет и против тщетной надежды их, а именно – против Египтян, и покажет, что они, несмотря на свою храбрость и вооружение, суть люди, и, следовательно, слабы и смертны; а также и кони их суть плоть, а не дух, и, следовательно, легко погибают или от палящего солнца, или от знойного ветра... И вот Господь наведет руку свою на них – на коней и всадников, а именно – действием своего могущества, посредством молнии или жгучего ветра, или землетрясения поразит их так, что все они изнемогут и погибнут, как защитники египтяне, так и защищаемые иудеи (гл.30:27–28,30–31,33). Это грозное слово пророка легко могло напомнить обличаемым слушателям то отдаленное, но достопамятное событие, когда Господь простер руку Свою на Красное море и потопил в его пучине Фараона со всем войском его – с конями и всадниками. А воспоминание об этом должно было поколебать надежду евреев на Египтян и укрепить упование на Бога.

4. Ибо так сказал мне Господь: как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, – так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его. (Занеже тако рече мне Господь: якоже возревет лев, или львичищь о ловитве, юже имет, и возопиет над нею, Дóндеже наполнятся горы гласа его, и победишася и множества ярости убояшася: тако Господь Саваоф снидет на гору Сионю и на горы его воевати).

Когда лев выходит на добычу, устремляется на выбранное им животное, хватает его с яростью, становится на него передними лапами и страшно ревет над жертвой своей кровожадной алчности, так что этим ревом оглашает окрестность и переливающимся эхом наполняет горы; то бедное животное, схваченное его когтями, замирает в его лапах от одного страха и делается неизбежной добычей страшного хищника, не смотря на крики многих пастухов, ибо лев совсем их не боится. Подобно тому устрашатся и побеждены будут враги иудеев, когда Господь на грозовом облаке снизойдет на гору Сион и на окрестные холмы, – когда раздастся Его глас – страшный потрясающий гром, своими раскатами наполняющий все окрестности. Перед таким грозным Защитником Сиона в ужасе отступят пешие и конные полки и полководцы, подобно тому, как ото льва бегут стада и скрываются пастыри их.

5. Как птицы – птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет. (Якоже птицы парящыя, сице защитит Господь Саваоф о Иерусалиме, защитит и избавит, и снабдит и спасет).

Птица парящая (а не домашняя), носясь над своим гнездом, с любовью и нежностью защищает своих птенцов, а иногда даже жертвует собой, покрывая их своими крыльями от ударов врага. Подобно тому, и Господь, с особой отеческой любовью защитит жителей Сиона, как бы птенцов своего гнезда: Он их защитит от нападения и от оружия нападающих, – избавит от поражения и страдания, неизбежного при поражении, снабдит или даст все необходимое для пропитания, в случае осады или бегства по взятии города, и спасет, таким образом, от предстоящей им погибели со стороны сильнейших врагов. И это совершит Господь ради нескольких избранных чад своих и всех, обращающихся к Нему с чувством искреннего упования (гл.29:18–19,22–23).

6–7. Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля! В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. (Обратитеся, совещавающии глубок совет и беззаконен, сынове Израилевы: яко в той день отвергут человецы рукотворенная своя сребряная и рукотворенная златая, яже сотвориша руки их).

Пророк убеждает правителей иудейского народа оставить свой глубокий совет или таинственный план действии, по их мнению, глубокоосновательный, а в действительности беззаконный, и обратиться к Богу, стать под руководство Его закона и пророка. И это необходимо тем более, что в «тот день», когда Господь будет защищать Иерусалим, народ сам оставит своих идолов, которым поклонялся, не обращая внимания на достоинство их внешнего вида и на ценность материала, хотя бы это было серебро или золото: он поймет тогда, что идолы – слабые создания его же собственных рук, решительно поймет их ничтожество и свою беспомощность, когда увидит чудодейственное поражение врагов своих Ассирийцев всемогуществом Божиим под стенами Иерусалима.

8–9а. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени. (И падет Ассур: не мечем человеческим, ни меч мужеский пояст его, и побегнет не от лица меча: юношы же будут в побеждение. Камением бо обымутся яко острогом, и побеждени будут, а бежий пленен будет).

Если сам Бог будет защищать Иерусалим от нападения Ассирийцев (ст.5), то войско ассирийского царя падет избитым на смерть не от меча враждебных ему союзников – иудеев и египтян, а от меча самого же Бога; и этот меч истребит его совершенно, как бы поест его (гл.30:27–28,30–31). Войска ассирийские обратятся в бегство, но не от страха перед многочисленным войском союзников – иудеев и египтян, а в страхе перед силой Всевышнего: Его непреодолимое могущество сокрушит и «юношей», – ту часть войска, которая состояла из молодых людей, обыкновенно крепких телом, постоянно упражняющихся в борьбе и как бы забавляющихся ею, а потому ловких и подвижных, обыкновенно также ревниво стремящихся к славе, а потому пылких и отважных (2Цар.2:12–16). Ассирийское войско займет удобное место при осаде Иерусалима и, на случай обороны, укрепится – выстроит каменную стену наподобие острога, т.е. высокую, зубчатую и обыкновенно круглую. Однако же и при всем этом, оно будет побеждено и разбежится; но и бегством не спасется, и бегущих перехватают преследующие и возьмут в плен, где они и погибнут.

9б. Говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. (Сия глаголет Господь: (блажен) иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме).

Погибель врагов последует непременно, потому что таково об этом определение Господа, и Он изрекает его с особой ревностью, потому что Он имеет свое племя и своих родных в Сионе. И как родной отец, с полным самоотвержением защищает своих детей, при нападении на свой дом неприятелей, так и Господь с отеческой любовью защитит преданных Ему детей Его – святых обитателей Сиона (ст.5; ср.гл.30:18–19).54

Во исполнение сего пророчества, поражение Ассирийского войска под стенами Иерусалима совершилось действительно не мечем человеческим, а мечем Божиим, когда Ангел Господень в одну ночь истребил сто восемьдесят пять тысяч воинов, а остальное войско отступило в беспорядочном бегстве.

* * *

54

Последние слова стиха 9-го с еврейского текста переводятся иначе, а именно так: «Сие говорит Иегова, имеющий огнь на Сионе и печь в Иерусалиме». При таком переводе слово «блажен», внесенное в текст в скобах, вовсе не имеется, как нет его и в древнейших греческих рукописях. Данный перевод с еврейского текста в сущности содержит ту же мысль. Иметь где-либо свой огонь и свою печь, это, прежде всего, значит иметь там свой дом и свою семью. Так и Гос­подь имел свой огонь и свою печь на Сионе – в том смысле, что здесь находился Его храм, постоянное место Его обитания; здесь же явля­лись Ему и Его дети и родные, святые, которых Он здесь и защищал как царь и отец (Пс.75:2–4,9–12 и мн.др.).


Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

Комментарии для сайта Cackle