Источник

Глава 29. Осада Иерусалима, внезапная погибель врагов, наказание преступных, и спасение верных жителей

1–4. Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы. Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил. Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя. (Горе граду Ариилу, наньже Давид воева. Соберите жита от года до года, снесте бо вкупе с Моавом. Озлоблю бо Ариила, и будет крепость его и богатство мне: и обсяду тя, аки Давид, и поставлю окрест тебе острог и согражду столпы. И смирятся словеса твоя до земли, и в землю внидут словеса твоя: и будет глас твой аки гласящих от земли, и ко земли изнеможет глас твой).

Жителей Иерусалима, участников в заключении союза с Египтом (ст.5), Господь накажет пленом, от которого они желали избавиться посредством того союза. Обращаясь к Иерусалиму, пророк восклицает: «горе городу Ариилу!» – Наименование Ариил не собственное; оно означает «лев Божий» (от евр. ари – лев и эл или ил – Бог). Пророк называет Иерусалим «львом Божиим», как главный город царства Иудина, которому обетовано львиное достоинство еще патриархом Иаковом (Быт.49:8–11), и как город сильно укрепленный, против которого некогда воевал Давид, вёл геройскую осаду и взял его, когда этот город представлял собой еще только одну крепость Сионскую: тогда жители Сиона с львиной неустрашимостью встретили Давида; но Давид взял город с таким же мужеством и еще более укрепил его стены (2Цар.5:6–9). Но теперь этот «город-лев» снова, будет в осаде. Со времени произнесения этого пророчества о такой судьбе Иерусалима, его жители, из года в год, должны собирать хлеб в запас – в виду предстоящих опустошительных войн, которые постигнут Иудею вместе с Моавитской землей: посему иудеи и моавитяне должны вместе готовиться к войне, собирать несколько лет подряд запасы хлеба на то время, когда не возможны будут сеяние и жатва. В особенности Иерусалим, как лев, будет предметом вожделения и целью нападения врагов: Господь озлобит или ожесточит его среди всяких бедствий и отымет у него крепость и богатство, какие даровал ему прежде. Иерусалим, как лев, будет в осаде; вокруг города поставлен будет острог – крепкая ограда из заостренных сверху бревен, вкопанных в землю одно подле другого стоймя. Тогда то смирятся его гордые и громкие речи: он падет, и жители его будут говорить тихо, как бы из-под земли, подобно вызывателям мертвых; тогда до земли изнеможет голос его, т.е. от бедствий и от страха он обессилеет так, что будет говорить шепотом, как побежденный, придавленный к земле и попираемый ногами врага воин, захлебываясь своей кровью и задыхаясь в пыли, едва слышно молит своего победителя о пощаде, но тщетно...

5–8. Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона. (И будет яко персть от колесе богатство нечестивых, и аки прах летяй множество утесняющих тя, и будет аки черта внезапу от Господа Саваофа. Присещение бо будет со громом и с трусом и гласом великим, буря несома и пламень огненный поядаяй. И будет аки соние видяй во сне нощию, богатство всех языков, елицы воеваша на Ариила, и вси, иже воеваша на Иерусалима, и вси собраннии нань и озлобляющии его. И будут аки во сне ядущии и пиющии, и воставшым, тощь их сон: и якоже во сне жаждай аки пияй, воспрянув же еще жаждет, душа же его вотще надеяся: тако будет богатство всех языков, елицы воеваша на гору Сионю).

Когда окончится время наказания Иерусалима, то последует страшная кара Божия на притеснителей его. Богатство «нечестивых» – оскорбляющих народ Божий и в особенности жителей Иерусалима, отлетит от них, так легко, как прах от колеса быстро движущейся колесницы; войско врагов рассеется бесследно, как пыль бурным ветром, и поражение врагов будет так быстро и внезапно, как является черта от Господа Саваофа, т.е. как молния, мгновенно низвергающаяся по прямой линии и сразу разбивающая предмет, находящийся на пути её падения. Так посещение Божие или обнаружение гнева Божия над врагами Иерусалима, как и над жителями его, будет соединено с грозными небесными знамениями и земными явлениями – землетрясением, бурей-ураганом, громом и разрушительной молнией. Соединенные полчища разноплеменных врагов святого города, этого «льва Божия», при всех своих усилиях и средствах к его погибели, однако же будут рассеяны, как призрак сновидения. И алчность их, питавшаяся надеждой на богатую добычу при ограблении Иерусалима, увы! не утолится, потому что само намерение их овладеть городом останется недостижимым и ожидаемое обогащение добычей несбыточным, как сновидение охотника, который, увлекаясь погоней за львом, углубляется в безводную пустыню, томится жаждой и, изнуренный, засыпает в таком состоянии: во сне ему представляются журчащие источники цветущей долины, а наяву остается та же жаждущая, песчаная, раскаленная пустыня, и он, беспомощный, испытывает смертельное томление... Подобное чувство испытают и враги Сиона, при осаде этого «Льва-города».

9–12. Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не от сикеры; Ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать». (Разслабейте и ужаснитеся, и упийтеся не Сикером, ни вином, яко напои вас Господь духом умиления, и смежит очи их и пророков их и князей их, видящих сокровенная. И будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти сие. И речет: не могу прочести, запечатленна бо. И дастся книга сия в руце человеку не ведущему писания, и речется ему: прочти сие. И речет: не вем писания).

Пророк снова обращается к жителям Иерусалима: он предрекает, что они ослабеют душей и телом, но не от вина и сикеры, как то бывало прежде, а от ужаса – в виду грозных врагов (ср.28:1 и 7). На жителей Иерусалима Господь как бы наведёт дух усыпления, т.е. как бы погрузит их в бесчувствие и бессознательность. Поэтому тем ужаснее будет их положение, что они не будут в состоянии предвидеть предстоящей им казни: глаза их князей и пророков-прозорливцев будут, как бы закрыты, т.е. они не поймут истинного откровения о грозной воле Божией. Истинное пророческое откровение будет для них как бы запечатанной книгой, которую не может прочитать ни грамотный, ни безграмотный. Они окажутся совершенными невеждами в знании как закона, так и судеб народа Божия.

13–14. И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; То вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. (И рече Господь: приближаются мне людие сии усты своими, и устнами своими почитают мя, учаще заповедям человеческим и учениям. Сего ради се аз приложу еже преселити люди сия, и преставлю я, и погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю).

Иудеи, это люди только по виду преданные Богу, а на деле преданные своим расчетам на помощь царя Египетского: устами они произносят имя Божие, может быть, и нередко – молитвенно или клятвенно, по безотчетной привычке, а сердцем, т.е. мыслью и чувством переносятся далеко от святилища Божия, а именно во дворец Фараона. Такое богопочтение суетно, потому что ошибочно, бесплодно, преступно и пагубно: Господь приложит преселити их за это, т.е. прибавить времени плена или неоднократно будет переселять их пленными. Так как пророк говорит не только о плене, но и о переселении и притом необыкновенном, то здесь должно разуметь пленение Вавилонское. Тогда погубит Господь и «премудрость премудрых», т.е. план о союзе с Египтом для спасения отечества, казавшийся для иудеев столь мудро обдуманным. Лицемерие иудеев в богопочитании, столь ясно обличаемое пророком, явилось и укоренилось в них и после неоднократного пленения их Вавилонянами; так что теми же словами обличал своих современников в лицемерии и Христос Спаситель (Матф.15:1–9). А также гордая надежда иудеев на свою мудрость в деле спасения пережила века и сохранилась в нечестивых сердцах отдаленных потомков – современников великому Апостолу Христову Павлу. Обличая ложную и лживую людскую мудрость, апостол говорит об этом словами пророка Исаии и тем свидетельствует об их пророческом знаменовании. Оно обнаружилось в полной силе, когда Римляне разрушили Иерусалим и рассеяли иудеев по всему миру, а Евангелие Христово распространилось до пределов вселенной (1Кор.1:19).

15. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» (Горе творящым глубоко совет, а не Господем: горе в тайне совет творящым, и будут во тме дела их, и рекут: кто ны виде, и кто ны уразумеет, яже мы творим?)

Иудеи творят совет и обдумывают средства для спасения отечества в глубине, т.е. вполне скрывают его от других, как величайшую тайну глубочайшей своей премудрости (ст.14), чтобы её никто не узнал и не выдал другим, но не в союзе с Господом, a в сообществе с Фараоном. А потому Господь, обличая и осуждая их, предвозвещает им «горе», а именно – необычайное пленение.

16. Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»? (Не якоже ли брение скудельника вменитеся? Еда речет здание создавшему е: не ты мя создал еси? или творение сотворшему: не разумно мя сотворил еси?)

Составляя договор с Египтом, иудеи тайно и коварно строят свой план против врагов, надеясь, что все это будет сокрыто до времени и послужит достижению желанной цели. Но они жалко заблуждаются: как сосуд глиняный не может переменить своего назначения, данного ему художником, или не признать его своим полновластным хозяином, так и всякий человек – в полной власти Божией: Господь в праве и в силе сокрушить всякого изменника завету с Ним; и с иудеями, действительно, поступят как с глиняной посудой.

17. Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес? (Не еще ли мало, и приложится Ливан, аки гора Хермель, и Хермель в дубраву вменится?).

Еще пройдет немного времени и Ливан переменится – покажется Кармилом, а Кармил – дубравой. Речь образная. Ливан высокий горный хребет на севере Палестины; а Кармил – на северо-западе этой страны, отчасти выступающий в средиземное море, тот и другой покрыты растительностью – Ливан громадными, высочайшими кедрами, а Кармил мелколесьем и кустарниками. По воле Божией, Ливан станет Кармилом; это значит, что высокопоставленные люди в стране – князья, жрецы и старейшины унизятся, станут простыми гражданами и свалятся на землю под тяжестью уз, под ударами меча, как бы подрубленные или сломленные кедры Ливана. А Кармил станет дубравой; это значит, что люди, прежде невысокие, небогатые, невластные, по милости Божией, возвысятся (ср.ст.19). Разумеется, все это будет в дни плена и переселения народа из плена.

18. И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. (И услышат в день оный глусии словеса книги [сея], и иже во тме и иже во мгле очи слепых узрят).

В тот день, когда произойдет такая перемена судьбы и превратность состояния, иудеи, эти жалкие гордецы, теперь не хотящие знать воли Божией и глухие к слову пророка, в тот «день горя» услышат слова его, записанные в книгу; и теперь для них сокрытое, тогда будет очевидно: они поймут слово пророка об их судьбе, когда оно осуществится в событиях плена и переселения из плена.

19–21. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого. (И возрадуются нищии ради Господа в веселии, и отчаявшиися человецы исполнятся веселия. Исчезе беззаконник, и погибе гордый, и потребишася вси беззаконнующии во злобе и творящии согрешати человеки во слове: всем же обличающым во вратех претыкание положат, понеже совратиша в неправдах праведнаго).

Погибель гордых, богатых и сильных врагов народа Божия будет отрадною для нищих, но преданных Богу людей, которые прежде, по-видимому, должны были отчаиваться в своем спасении: они теперь, напротив, увидят, что все злокозненные враги их истребятся, что погибнут все заговорщики, запутывающие человека в словах, или увлекающие неопытных своими хитрыми, но лживыми словами, те, которые всем лучшим людям, обсуждающим положение общественных дел в народных собраниях возле ворот города, стараются ставить преткновение или препятствие и всячески запутать мудрую речь и ясный спасительной план действий. Все такие возмутители увлекают «праведного к неправдам», т.е. надеющегося на Бога склоняют к союзу с фараоном; но за это они и погибнут.

22–24. Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию. (Сего ради тако глаголет Господь на дом Иаковль, егоже определи от Авраама: не ныне постыдится Иаков, ниже ныне лице свое изменит Израиль: но егда увидят чада их дела моя, мене ради освятят имя мое и освятят святаго Иаковля, и Бога Израилева убоятся. И уразумеют заблуждающии духом смысл, и ропщущии научатся послушати, и язы́цы немотствующии научатся глаголати мир).

Гордые и нечестивые, совращающее истинных чад Иакова к погибели, к стыду своему, только сами погибнут. А «дом Иакова» или достойное его потомство, Господь предъизбрал Себе еще при Аврааме; поэтому «дом Иакова» не постыдится тогда, в дни ближайших бедствий предстоящей осады Иерусалима; и ближайшее поколение увидит при этом свое спасение и будет свято чтить имя Божие или исповедает святость этого имени, т.е. с благоговением будет чтить имя Господа за то, что Он верно и неизменно сохранил завет Свой с Авраамом, когда спас его достойных потомков. А потомки теперь заблуждающихся и непонимающих самого главного смысла своей прошедшей жизни, основанной на завете с Богом, и ропщущих на Бога, не покоряющихся Его власти (ср.гл.38:9–10,12–14), поймут истинный смысл божественного откровения об их судьбе, теперь произнесенного через пророка, когда увидят дела Божии, а именно – грозное наказание отступников, заранее предсказанное Пророком и точно исполнившееся; тогда они поймут и истинный смысл откровения Божия и послушаются голоса истинных проповедников его. Даже и язычники, до того как бы немые, как незнающие и не умеющие сказать слова, благоугодного Богу, когда увидят Его могущество и правду, то тем самым научатся с благоговением исповедовать святое имя Бога Израилева. Так это и было во время и после плена Вавилонского, в дни пророков Даниила, Иезекииля и других, позднейших преемников их служения.


Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

Комментарии для сайта Cackle