Аннотация Источник

Аннотация АВ

Знаменитое произведение прп. Иоанна Лествичника «Лествица или Скрижали духовные» написано в конце VI в. по просьбе прп. Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.28:12).

Сочинение относится к разряду духовной аскетической литературы и состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Количество ступеней имеет символическое значение, которое раскрывается в предисловии: 30 лет – это возраст, в котором Иисус Христос начал свое общественное служение. Считается, что 30 ступеней символизируют духовное возрастание и достижение зрелости в вере, подобно тому, как Христос достиг Своего призвания в возрасте 30 лет.

Образ лестницы применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и возвышения к Богу, с другой – на постепенность в этом возвышении:

- ступени 1-4: борьба с мирской суетой (отречение мирского жития, беспристрастность, странничество, послушание);

- ступени 5-7: скорби на пути к истинному блаженству (покаяние, память смертная, плач);

- ступени 8-26: борьба с пороками (молчание, целомудрие, телесное бдение и др.);

- ступени 27-29: душевный мир (безмолвие души и тела, молитва, бесстрастие);

- ступень 30: вершина пути – союз трех главных добродетелей (вера, надежда и любовь).

Идеалом христианина выступает монах (подвижник), основанием жизни которого является незлобие, пост и целомудрие.

Порабощение человека страстям прп. Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью, по мере преодоления которых приобретаются соответствующие добродетели. Он описывает процесс возникновения страсти, состоящий из 6 этапов: прилога, сочетания, согласия, пленения, борьбы и страсти. Учение прп. Иоанна достигает вершины Синайской горы: безмолвия и боговидения.

Наибольшее распространение в России получил славянский перевод «Лествицы», выполненный прп. Паисием (Величковским). Его русифицированный вариант, подготовленный к изданию Оптиной пустынью, представлен в настоящей публикации.

Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий

1. Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном.

2. Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык.

3. Начнем наблюдать и найдем, что когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Они приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь». Другие предстоящих на молитве погружают в сон. Иные производят сильные и безвременные движения в животе. Иные побуждают заводить в церкви разговоры. Другие отвлекают ум наш в скверные помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опираться о стену, а иногда наводят весьма частую зевоту. Некоторые же возбуждают в нас во время молитвы смех, чтобы чрез сие подвигнуть Бога к негодованию на нас. Иные побуждают нас от лености спешить в псалмопении. Другие убеждают петь медленнее от самоуслаждения; а иногда сидят при устах наших и заключают их, так что мы едва можем их открыть.

4. Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет, как столп неподвижный, и ничем из прежде сказанных не будет поруган.

5. Часто истинный послушник, став на молитву, вдруг исполняется света и радости; потому что подвижник сей был приготовлен к сему и предочищен61 нелицемерным послушанием.

6. Все могут молиться со множеством братий; но для многих приличнее совершать молитву с одним единодушным братом; ибо немного таких, которые могут молиться наедине

7. Поя со множеством, не возможешь помолиться невещественно. Во время чтения и пения ум твой да будет занят разумением слышимых слов или определенною молитвою, в ожидании ближнего стиха.

8. Никто не должен во время молитвы заниматься рукодельем, и в особенности работой. Ясное наставление об этом преподал Ангел великому Антонию62.

9. В горниле искушается золото, а предстояние на молитве искушает усердие и любовь к Богу в монахах.

Кто приобрел похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов.

* * *

Примечания

61

В славянском переводе: «предыскушен». В другом переводе «предварительно разжжен».

62

«Ангел, явившись однажды Антонию Великому, явственно показал, что монах никогда не должен каким-либо делом заниматься во время молитвы. Ибо преподобный отец не видал, чтобы он молился и в то же время занимался рукоделием; но видел, что он то садился и занимался рукоделием, то оставлял рукоделие и восставал на молитву. Сей Ангел был послан от Бога святому Антонию, чтобы научить его, как и ему должно поступать и каким образом он должен жить, чтобы спастись. Посему и сказал ему Ангел: «Делай так, и спасешься». Илия Критский (PG 88)


Источник: Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. - Москва : Данилов благовестник : Данилов мужской монастырь, 2013. – 586, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle