Глава 12. Речь Иова (4-я)· Независимо от убеждений друзей Иов признает и торжественно исповедует превосходство могущества, премудрости и власти Господа в создании и управлении вселенной, в определении судьбы людей и народов; но при этом сознает, что такое понятие собеседников о Боге не должно быть непременным основанием признавать поведение их друга преступным, а страдание его вполне заслуженным наказанием
Ст. 1. Софар советовал Иову не говорить о своих страданиях, основываясь на той главной мысли, что мудрость человека крайне ограничена и потому суждение его о своей праведности не совершенно верно. Между тем сам он учит Иова праведности, предлагает средства дли его спасения – покаяние и молитву. При таком отношении Софара к Иову обнаруживается излишняя самоуверенность и пристрастное доверие к собственному разуму и опыту, что Иов и признает достойным обличения.
Ст. 2. Убо вы ли едини есте человецы. Друзья Иова высказывают свои суждения о достоинстве его поведения, предлагают ему советы, как спастись, и остаются в уверенности, что их мнения так справедливы и важны, а доказательства настолько основательны, что Иову не следует им противоречить (гл. 11, ст. 3), как будто только они люди, только они знают волю Божию, законы и достоинство жизни человеческой. А это несправедливо. Или с вами скончается премудрость. Как знание воли Божией, премудрость не принадлежит только некоторым избранным лицам и не прекращается со смерти их. Также умственные и нравственные достоинства, понятия о добре и зле, о подчинении Провидению и т. п. не принадлежат лицам одного какого-либо времени; они коренятся в природе каждого человека, в его разуме и совести, и переходят из рода в род по преданию (устному, как было в древности).
Ст. 3. И у мене сердце есть яко же и у вас – Чувство добра, сознание нравственного долга и понятие о добродетели, составляющие основу и содержание мудрости, были достоянием души Иова столько же, как и друзей его (ср. 13:2 и 1:2); а потому и он с полным правом и достаточным основанием может судить о своем поведении независимо от посторонних мнений.
Ст. 4. Имея возможно полное сознание нравственных требований и совершеннейшие понятия о правде и праве, при строгом самопознании и воспоминании своей прошедшей жизни, Иов мог определить свою виновность пред Богом основательнее, нежели его друзья, судившие о страждущем по общим соображениям и немногим наблюдениям его жизни. Оттого и «праведный» человек – Иов подвергся неосновательному подозрению и обличению со стороны друзей.
Ст. 5–6. По мнению Иова, может бывать, что и действительный праведник на некоторое определенное время подвергается бедствиям: враги неожиданно и незаслуженно поражают и низлагают его, грабят имущество и до основания разрушают его жилище. Но все это – только преступное дело насилия. Так это было и с Иовом. Обаче (однако) никто же да уповает, лукав сый, неповинен (ἀθῶος) быти. По ненаказанности врагов нельзя судить о виновности пострадавшего от них (к чему так склонны были друзья Иова). Если произведшие насилие над праведником теперь не подверглись наказанию, то напрасно они стали бы признавать себя невиновными, не подлежащими наказанию, и надеяться, что их злодеяние предано будет забвению: и для них непременно настанет время суда; они подвергнутся истязанию (ἔτασις), их отыщут, обличат и накажут по строгой правде. Тогда-то и откроется праведность пораженного и ограбленного ими, а вместе с тем выяснится и заблуждение подозрительных обвинителей невинного. В сознании своей всецелой преданности воле Божией Иов надеется, что врагам его отмстит сам Господь, который всемогуществом, премудростью и властью непоколебимо утверждает всюду закон совершеннейшей справедливости.
Ст. 7–10. Господь всемогущ. Об этом свидетельствуют всякому разумному наблюдателю царство животных четвероногих и птиц, царство растений и рыб. Все это сотворено, размножается и продолжает существовать по силе и мудрому плану Творца. От него, как всеблагого и всесильного Промыслителя, всецело зависят и душа всего живого и бессмертный дух человека. Поэтому Господь может привлечь на свой суд как всех прогневляющих Его, так и врагов невинного Иова.
Ст. 11–13. Господь премудр. В начале своей творческой деятельности Он определил план и законы жизни Им созданных существ, ведет их к осуществлению этого плана неуклонно и достигает своих целей безошибочно. О законах строгой целесообразности и справедливости в деятельности Промыслителя человек может знать многое, пользуясь даже органами своих внешних чувств. Долговременным же опытом жизни он приобретает мудрость. Его «ухо», как орган слышания, воспринимая словесные звуки, дает ему возможность различать содержание суждений и судить о душевном состоянии других, прислушаться к свидетельствам обвиняющих и разъяснить виновность обвиняемых. «Гортань» человека (где укрепляется язык – орган вкуса), принимая птицу, дает ему возможность различать её состав и качество, определить вред или пользу. Венцом же всех его познаний, при долговременной жизни, является обширная, глубокая и зрелая мудрость. Но такую мудрость человек приобретает с трудом, а Господь независимо и вечно обладает всесовершенною премудростью и всесилен действовать сообразно с нею.
Ст. 14–16. По своей мудрости и силе Господь лишает человека здоровья, повергает его на одр болезни, низлагает все твердыни, какие возводит человек для своей защиты, так что никто не может его исцелить и защитить. Врага своего Господь поражает смертью, низводить в могилу, как бы заключает в темнице, и никто не в силе освободить его от уз смерти. Он заключает не только недра земли, но и хляби небес, прекращает дожди и посылает ужасную голодную смерть от неотразимой засухи; или открывает все источники и вместе с проливными дождями производит наводнение, все разрушающее на поверхности земли. Таковы орудия казни во власти правосудия божественного.
Ст. 16. Власть Вседержителя над всеми. Все зависит от Его воли, и никто не может своею силой освободиться от неё, не только потому, что Господь всемогущ, но и потому, что Его разум и ведение превосходят ум и всякую опытность даже лучших людей. От Него зависит судьба всякого человека без различия звания, состояния и значения в народе.
Ст. 17–18. Господь – проводяй советники (земли) пленены. У всякого народа есть свои представители, руководящие его советом, решающие его судьбу при трудных обстоятельствах. Иногда они, увлекаясь видимо основательными и верными соображениями о выгодах предприятия, верят в удачный исход дела, предпринятого с точным расчетом цели и средств, обеспеченного всеми силами, опытностью и усердием. По неожиданно, к великому удивлению, по воле Провидения, они сами делаются добычею своих врагов, теряют свое имущество, лишаются славы, оставляют отечество и, как пленники, переселяются в страну рабства, Судии же земли (Господь) ужаси (ἐξέστησεν). Представители правды и хранители закона – судии, уполномоченные разбирать проступки виновного и оправдывать невинного, бывают весьма опытны; но как бы ни были они проницательны и искренни в расследовании дел подсудимых в как бы ни были строги и тверды в определении своих решений, к великому своему изумлению они допускают вопиющую несправедливость и потом поражаются своими ошибками, когда Господь открывает невиновность осужденных, обличает коварство их клеветников – свидетелей и спасает жертвы людской зависти и злости от верной погибели. Посаждаяй цари на престолех. По воле Божией, избираются цари иногда даже из низшего звания, восходят на престол оставляя пастушеский посох. И обвязуяй поясом чресла их (царей). Всякий человек, одетый в широкую одежду (что обыкновенно в быту восточных жителей), для большого удобства в деятельности крепко стягивает свою одежду поясом. Подобно тому и царь, принявши от Бога власть, возлагает на чресла свои пояс, прикрепляет им на бедре меч – знак врученной ему от Бога власти над жизнью и смертью подданных, и с помощью Промысла, усиливая свою власть, устраняет всякие препятствия в своей обширной деятельности.
Ст. 19–20. Отпущаяй (изгоняет) жерцы пленники. Зная истинное достоинство сердца человеческого, Господь замечает лицемерное благочестие жрецов, не принимает их молитв, карает изгнанием из отечества и как военнопленных невольников переселяет в чужую страну. Сильных же (δυνάστας δε) земли низврати. Если повинные пред Богом жрецы успели усилиться, укорениться, сделали свое звание наследственным в одном или нескольких семействах, то Господь может погубить не только самих родоначальников, но и весь жреческий род. Изменяяй устне верных. Бывают люди, к которым можно относиться с полным доверием, потому что они некрепки в своих словах, обладают обширным и глубоким опытом жизни; однако Господь изменяет «уста» и этих людей: они по зрелом обсуждении высказывают свои предположения или намерения, но Господь не дает возможности оправдаться и осуществиться их намерениям. Разум же старцев уразуме. Старцы, переживая множество всяких событий, видят на своем долгом веку много хорошего и дурного, приобретают обширные сведения, понимают жизнь, умеют различать достоинство её целей, направлений и сторон, но не безошибочно. А Господь, как вечный, видит все заблуждения и самих старцев.
Ст. 21. Изливаяй безчестие на князи (ἄρκοντας). Многие начальники, с жадностью ища славы, задумывают далекие и опасные предприятия, обширные и дорогие сооружения, важные общественные учреждения – с целью засвидетельствовать о своих блестящих талантах, высоких чувствах и могуществе пред современниками и потомством. Но Господь всякого господства открывает всю пустоту тщеславия таких героев и чрез то ставит их жертвами постоянного позора в предании грядущих поколений. Смиренныя же исцели. А людям, приниженным обстоятельствами происхождения, образом занятий, непомерным трудом, притеснением сильных, посылает благополучие – полное здоровье, спокойствие совести, удовлетворение нужд, долгоденствие после погибели их врагов, радостные надежды при смерти.
Ст. 22. Открывали глубокая от тмы, изведе же на свет сень смертную. По воле Вседержителя, открывается дно рек и морей (напр. при вулканическом поднятии почвы), разрушаются скалы и открываются мрачные бездны преисподней. Тем более Вседержитель может открыть двери темницы и освободить из неё невинного, тем более Он может открыть и видеть глубину сердца человеческого, засвидетельствовать его чистоту и обличить все хитрые и злостные движения воли людей преступных.
Ст. 23. Прельщаяй языки и погубляяий их. Что Промыслитель совершает в жизни отдельных лиц, тоже может производить в жизни целых племен. В древнее время на известном пространстве земной поверхности поселялись отдельные семейства, из них чрез размножение образовались племена (впоследствии – народы).
Многочисленность племени побуждала его оставлять одну местность и переселяться на другую, кочевать. Такой образ жизни не обходился без враждебных столкновений одних племен с другими. При этом в судьбе людей Привидение принимало руководящее участие. Одни племена Господь приводил в пустыни и поселил на песчаных равнинах, другие – в цветущих долинах; некоторые селились на горах, многие по морским берегам; одни развивались в целый народ и достигали цветущей самостоятельной жизни, а другие погибали всецело, оставляя в памяти потомства своих соседей только одно свое злосчастное имя. Низлагаяй (καταστρωννύων) языки и наставляяй их. По воле Провидения, одни племена при всех удобствах и лучших условиях жизни, погибают, так что пространства, населённые ими, опять получают вид дикой степи, без всяких следов обитания (хананеи, халдеи). А другие племена выходя иногда из бедных стран, перекочевывая с одного места на другое, под руководством Привидения, приходят в «землю, текущую медом и млеком» (евреи).
Ст. 24. Изменяли сердца князей земных, прельсти же (ἐπλάνησαν) их на пути, его же не ведяху. При переменах места жительства и вожди племен испытывают перемены счастья на злополучие; вместе с тем изменяются и «сердца» их, исчезает их гордость, самодовольство, беспечность и настает время испытаний, рабского труда и страха, когда они сверх всякого ожидания не приходят на счастливое место оседлости, а попадают в плен к людям дотоле неизвестным, и теряют не только славу и довольство, но свободу и родной язык.
Ст. 25 Да осяжуть (ψηλαφήσείαν) тму, а не свет, да заблудят же яко пьяный. Когда от грозных бедствий померкнут дни радости и счастья вождей народных, то омрачится и светлая мысль их, созерцавшая будущую славу и неизменное благоденствие. Находясь среди неодолимых препятствий к продолжению жизни, чувствуя свое неисходное состояние, беспомощное бессилие, они будут опираться на всякую случайную хотя и непрочную поддержку в своей гибельной судьбе, как опьяневший до бессознания, наклоняясь из стороны в сторону, всюду ищет опоры и, принимая даже кажущееся за действительное, тем решительнее падает в ров и погибает. Так, по глубокому самостоятельному убеждению Иова, от всемогущества, премудрости и власти Господа непременно зависит как жизнь всего живущего на земле, в воздухе и в воде, так и жизнь всех людей: советников народных, судей, царей, жрецом, князей и всех племен.