Краткая историческая справка авторе книги
Стеллецкий Николай Семенович (1862–1919) – протоиерей, русский православный богослов, философ, публицист. Родился в слободе Мурафа Богодуховского уезда, Харьковской губернии.
Происходил из священнического сословия. Из семьи священника. Его прапрадед Иоасаф (Асаф) Зиновьевич Стеллецкий (1726–1796), первый кто стал носить фамилию Стеллецкий, был священником, учителем и другом известного малороссийского философа Г.С. Сковороды.
Отец Николай окончил Харьковскую духовную семинарию; затем в 1888 году Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Став священником, служил в киевской Набережно-Никольской церкви. Был законоучителем в разных киевских гимназиях, цензором журнала «Юго-Западная школа».
В 1893 году защитил магистерскую диссертацию «Брак у древних евреев». Затем служил в киевском Софийском Соборе.
В 1909 году был назначен профессором богословия в Императорский Харьковский университет, где был настоятелем Антониевской университетской церкви.
Одновременно протоиерей Николай Стеллецкий был профессором богословия на Харьковских Высших женских курсах, Высших женских медицинских курсах, а так же на Высших коммерческих курсах Харьковского купеческого общества.
Протоиерей Николай Стеллецкий был активным общественным деятелем. Состоял членом «Русского собрания», участвовал в правом академическом движении.
За первый том «Опыта нравственного богословия в апологетическом освещении» (Харьков, 1914) получил степень доктора богословия.
После революции, летом 1919 года (во время успешного наступления белых) был взят вместе со множеством православной интеллигенции в заложники Харьковской ЧК, вывезен сначала в город Сумы, а затем в Орёл, где и был зверски зарублен 11 сентября 1919 года.
Соч.:
Брак у древних евреев. Киев, 1892;
Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода. Киев, 1894;
Харьковский коллегиум до преобразования. Киев, 1895;
Протоиерей А.А. Самборский, законоучитель императора Александра I. Киев, 1896;
Святой священномученик и всея России чудотворец Макарий, первый митрополит Киевский и Галицкий и его время. Харьков, 1897;
О значении Киева как религиозного центра Православной Руси. Киев, 1897;
Значение Церкви и ее школы в решении вопроса о всеобщем образовании. К., 1898;
Об оправдании и освящении человека. Киев, 1898;
Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901;
Очерки нравственно-христианского нравоучения. К., 1901.
Религиозное миросозерцание Гоголя. Киев, 1902;
Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения. Киев, 1905;
Слово об обязанности каждого подданного содействовать благим предначертаниям Царя. Киев, 1906;
Об обязанностях каждого христианина принимать участие в деле охранения Веры Христовой. Киев, 1906;
О началах христианского воспитания детей в семье и школе. Киев, 1907;
Патриотизм при свете христианского мировоззрения. Киев, 1908;
Современное декадентство и христианство. Киев, 1909;
Христианское назначение женщины и женская эмансипация нашего времени. Киев, 1909;
Очерки православно-христианского нравоучения. Киев; Введение в нравственное богословие. Харьков, 1910;
Слово (о значении аскетизма или христианского подвижничества). Харьков, 1910;
Дуэль, ее история и критическая оценка с научно-богословской точки зрения. Харьков, 1911;
Новейший социализм и христианство. Харьков, 1912;
Из лекций по нравственному богословию. Харьков, 1913;
Опыт нравственного богословия в апологетическом освещении. Т. 1–3. Харьков, 1914–1917.
Стат.:
К вопросу о падших в римской и североафриканской церквах в III в. («Вера и Разум», 1893);
К вопросу о безбрачии или девстве в Ветхом Завете («Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1893).
Лит.:
Список научных трудов проф.-прот. Н.С. Стеллецкого // Вера и Разум. 1915. Кн. I;
Двадцатипятилетний юбилей профессора богословия протоиерея Николая Семеновича Стеллецкого. Харьков, 1915;
Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, протоиерея Николая Стеллецкого (к 80-летию его трагической гибели) // Bipa i розум. – № 1. – 2000 р.