О монашестве
Великая любовь к Богу не терпит мира, чуждается общества, ищет уединения. Такая любовь подвигла тысячи душ уклониться с широкого пути мира и уйти в пустыни, чтобы быть наедине с любимым Господом, чтобы втайне иметь свидание с Создателем своим, Который весь – любовь, и по имени, и, по существу. Но прежде чем удостоиться этого созерцания и встречи, монахи и монахини принимают и пост, и труд, и смирение, и бдение, и бедность, и послушание, и другие обеты только ради того, чтобы удостоиться этого духовного свидания с Господом своим. И на этом тесном пути душа, когда она освободится, очистится и украсится, вознаграждается встречей с Ним. От чего надлежит освободиться душе пустынника? От всех земных уз. От всякой так называемой любви телесной и земной, от любви к плоти, родным и друзьям, к своей деревне или городу, к имению, нарядам, пище. Чем должна украситься душа? Одной только любовью ко Христу, которая вмещает в себя все украшения, весь жемчуг веры, все изумруды надежды, все самоцветы добродетелей. Тело монаха, очистившееся постом, служит лишь легким покровом этого бесценного небесного сокровища.
В монашестве дается обет полной верности Христу. Собственно, монашество – это таинственное обручение души со Христом. В монашестве тело и душа одухотворяются и перерождаются в новое существо, которое Царь Небесный приемлет как Свою невесту. Тайна сия велика (Еф. 5:32), говорит ученик Христов, но это не какая-то сказочная тайна, а реальность, истинная небесная неизменная реальность. В этом новом обручении нет вдовства и не может быть никогда, если только душа человека не отпадет и не нарушит верности. Увы, тогда вдовство будет двояким – и телесным и духовным. Этот духовный брак сильно отличается от плотского брака. Плотской брак начинается с радости, а продолжается горечью, в духовном же – наоборот: вначале – горечь, а потом – радость.
Однажды я спросил известного афонского монаха: «Скажи, отче, в чем твое главное духовное упражнение?» Он ответил: «Совершенное созерцание Божия присутствия и всех великих последствий этого». С тех пор я постоянно пытаюсь созерцать Божие присутствие. И сколь бы мало я ни преуспел в этом, даже эта малость необыкновенно помогла мне хранить себя от грехов на свободе и не впасть в отчаяние в заключении.
Святые отцы учили: сущность монашества – в очищении ума от злых помыслов. Знаешь, что и Церковь называет три вида грехов: делом, словом и помышлением. Потому мы и молимся Отцу светов об умерших, да простит им все грехи, словом ли, делом ли, помышлением ли. Одно из главных упражнений монашеской жизни – искоренение злых помыслов, пока не развились, не разрослись они, не овладели душой полностью и не превратились в дела. Разбивай их о камень. Как говорит Псалмопевец: Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень (Пс. 136:8.9). Понятен тебе духовный смысл этих слов? Вавилон – царство диавола, а младенцы – злые помыслы от него. Камень – Христос. Блажен тот, кто только зародившееся в душе зло разобьет о Вечный Камень – Христа. Если мы с тобой знаем это, нам не остается ничего иного, как исполнить это.
О чем печалитесь, святогорцы? О чем скорбят ваши души? Люди вас притесняют? Посмотрите на сосны афонские, высокие, прямые и гладкие, а как стеснены они камнями! Вам известна истина, а истина дарует внутреннюю свободу. А от истины и свободы приходит в душу мир. А мир в душе – источник радости. Вы столетиями были носителями радости и сеятелями утешения народу балканскому. Неужели же сейчас ищете радости и утешения от нас, живущих в сетях мира сего? Весь мир не может дать и малой части того утешения, которое дает вам бессмертная Царица ваша, Первая Дочь Царская. Все имена многочисленных Ее икон говорят об утешении и радости. Когда люди притесняют и беспокоят вас, не на людей смотрите, а на Нее, Пречистую Победительницу. Она сумеет рассчитаться с врагами державы Своей и Своего достояния. Читали вы, как Она в давние времена грозно казнила захватчиков Святой Горы? Вспомните, как заботливей ласточки, птенцов защищающей, покрывала Она вас покровом Своим в годы мировой войны. И если ваша Владычица спасает вас от лютых бесов, ни на миг не засыпающих, разве не защитит Она вас от ничтожной людской злобы? О вас думал пророк, когда сказал: приведутся Царю девы вслед Ея (Пс. 44:15). Она – Первая Дочь Царская, а души ваши – девы, за Ней следующие к престолу Царя царей. Ее рука ведет вас, Ее риза покрывает вас, Ее очи призирают на вас, Ее любовь согревает, Ее пример укрепляет. Блаженны вы, избранные граждане державы Богородицы!
Святой Савва следовал монашеским правилам святителя Василия Великого. А святой Василий писал о монашеском общежитии так: «Господь создал нас, подобно членам тела, чтобы мы нуждались в помощи друг друга. Ибо как можно упражняться в смирении, благочестии и терпении там, где нет тех, ради кого эти добродетели? Кому ноги омоешь? Кому будешь слугою? Как можешь быть последним из всех, если живешь один?» Если в наших крестьянских общинах существует идеальное общежитие, как не быть ему еще более совершенным среди монахов? Святая Гора должна научить мир тому, что духовное родство теснее и сильнее телесного. Братства святогорских монастырей могли бы принести большую пользу сегодняшнему враждующему и смятенному миру, если бы своим примером напомнили ему о первых христианах, у которых было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (Деян. 4:32).