О Богородице
Почему мы называем Деву Марию Божией Матерью, Богородицей? Потому что две природы нашего Спасителя, Божественная и человеческая, соединились в момент зачатия. И Она родила Бога и человека в одной личности. Мы называем Богородицу Приснодевой, ибо Она была Девой и до рождения, и во время рождения, и после рождения, Она осталась Девой навсегда, присно. Православная Церковь Богородицу почитает выше других святых и выше ангелов, ибо Она была избрана Богом стать средством спасения человека, родив Спасителя мира.
Мир чудесен, он весь дышит чудом. Он полон тайн, он весь окутан, словно ладаном, страшной и возвышенной тайной. В каждой точке, где соприкасаются вечность и время, сияет чудесный, неизреченный свет, и даже если он непостижим для вас, он не тьма, а свет. Святая Дева стала такой благословенной точкой соприкосновения времени и вечности, неба и земли. И от их соприкосновения воссиял такой великий Свет, который взошел над всем миром. Дух Святой сошел на Марию Деву в Назарете, и осенила Ее сила Всевышнего. Так соприкоснулись вечность со временем, небо – с землею, духовное – с телесным, и воссиял Свет величайший, осветивший весь мир. Так зачала Святая Дева в утробе Своей и дала плоть Тому, Кто благоволил быть Мессией и Спасителем и в теле человеческом явиться среди людей.
Кто бы мог предсказать такую тревожную жизнь Деве, Которая все Свое отрочество провела в храме в посте и молитве? Но жестокий ураган жизни немилосердно носил бедную Отроковицу с одной чужбины в другую, резко бросая от радости к горю. Для нежной девической души могло стать чрезмерным одно потрясение от нежданной радостной вести о великой милости Господа, Которому было угодно, чтобы Она родила Спасителя мира. А ведь Пресвятой Деве было уготовано и много, много других потрясений, которые были способны надломить человеческие силы и сокрушить мужество. После первой материнской улыбки Своему Божественному Чаду, Которое обрадовало Ее душу, после всех страхов утомительного пути ненастной ночью Она вновь должна была бежать по свету без оглядки, чтобы спасти Свое милое Небесное Дитя. Должна была, ибо царь Ирод боялся Ее малого Чада, дремавшего на соломе; должна была, ибо зависть человеческая даже в пещере, в самом скромном убежище, не давала покоя Сыну Божиему. Охваченная трепетом и страхом, Она бежала через палестинские поля, прижав к груди Свое Дитятко, без устали, днем и ночью, спешила, не разбирая дороги, через пустыни и леса, только бы спасти Его от царских ножей. Она не останавливалась и не падала духом от страха и усталости, ибо укреплялась мыслью, что Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля (Пс. 45:2–3). С ранних лет Она глубоко хранила в сердце слово премудрого проповедника: И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» (Еккл. 12:1). Она все терпела с верой в Господа, хотя и думать не могла, что именование Богородица принесет Ей больше горечи, чем радости. Да разве и могла Она думать иначе после таких дивных обетований архангела Гавриила?