Источник

Домовые церкви

6. Знаменская церковь, при доме гр. Шереметева

Знаменская церковь, вместе с приделами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, упоминается в 1625 году, как строение боярина Ивана Никитича Романова256.

В пожар 1629 года церковь горела, но скоро же была возобновлена и в 1630 году освящена: 26 сент. освящен придел пр. Сергия, а 9 окт. – главный храм: придел пр. Варлаама освящен позже – 10 ноября 1635 года257.

В строельной книге 1657 г. сказано: «Вдоль церковной земли и с кладбищем 12 с., поперег 8 с., в другом конце 5 с. с четью, а по нынешней мере под церковью земли и кладбища вдоль 16 с., поперег 10 с. без трети, а то кладбище тесно, порозжпх мест нет, а подле кладбища … две избы … просвирницы ... и дьячка …; а по государеву указу попу Борису вместо взятого у него под Дмитрия Селунского церковь дворового места дано по двор боярина Никиты Ивановича Романова, где жили задворные его боярские люди… и быть тому месту впредь церкви Знамения Пр. Богородицы церковных причетников во дворовых местах безповоротно». Кладбище огорожено наглухо, и вновь при церкви, по государеву указу, погребать не велено258.

В конце XVII столетия церковь значится на дворе боярина Льва Кирилловича Нарышкина, к которому она перешла вместе с домом. После Льва Кирилловича церковью владели его дети, Александр и Иван Львовичи. В 1722 г. Св. Синод определил Знаменскую церковь «из дома Нарышкиных выключить и быть той церкви впредь не домовой их, а приходской, а домовой ее не признавать и не именовать». Священнику с дьячком предписано, чтобы они позволяли «в ту церковь приходским и всякого чина людям приходить невозбранно к слушанию Божественного пения и довольствовались от тех приходских людей по примеру прочих священников». Основанием распоряжения выставлено то, что прежде эта церковь показывалась в числе приходских и обложена данью и в книгах 139 и 140 гг. при ней писаны приходские дворы, а также 7 п. 2 ч. Дух. Регл., которым запрещается мирянам иметь свои церкви259.

В 1738 году владелицей церкви и дома была Екатерина Ивановна Нарышкина, с 1746 г. она же в супружестве с генерал-фельдмаршалом графом Кириллом Григорьевичем Разумовским; по смерти ее дом значится за ее мужем. В 1782 г. дом выстроен вновь и в 1799 г. приобретен графом Николаем Петровичем Шереметевым, в роде которого и остается до сего времени.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, при доме гр. Шереметева. (Снимок 1903 года)

После 1812 г., когда церковь была разграблена, главный храм был обновлен и освящен, а приделы так и остались неустроенными и впоследствии упразднены.

Красивое, двухэтажное здание храма, увенчанное пятью главами и обведенное открытою террасою, украшенное орнаментами, соединяется с домом крытым ходом. Нижний этаж храма вмещает с себе камеру духовой печи и квартиру сторожа260.

Снегирев по материалу, кладке и стилю храма относит его сооружение к концу XVII или к началу XVIII века, когда в Москве появились подобные здания, совершенно отступающие от прежних своим типом261.

В книге «Путеводитель к древн. и достопамятн. Москов.» сказано, что церковь вместе с приделами построена 1704 года262. В кн. Патр. Прик. по сбору церковной дани, которая взималась с Знаменской церкви в размере 3 алт. 2 ден., за время 1693 – 1706 гг. показано, что дань не плачена263, может быть именно потому, что церковь строилась. В церковной же описи 1722 года сказано, что церковь каменная, древнего строения, а в которых годах построена, про то неведомо – того ради, что данные в прошлом 1712 г. сгорели.

Из описи 1722 года видно, что в Знаменской церкви иконостас и царские двери резные, в иконостасе 30 икон и вверху распятие с предстоящими; местные иконы: Спасителя, Знамения, свв. ап. Петра и Павла и Льва Катанского. Богато украшена была храмовая икона Знамения: «оклад, венец и ризы и поля серебряные, позлащены, да приклад серги серебряные одиначки с зерны и с изумруды, ожерелье, в нем две запоны золотые с яхонты червчатыми, шесть изумрудов, кругом обнизано жемчугом, перло жемчужное на нем четыре изумруда, в венце семь камней, две запоны алмазные в золоте ж, в них по большому зерну бурмицкому, в убрусе восемь зерен бурмицких. У Предвечного Младенца в венце два камня изумрудные в золоте, два зерна бурмицких больших, запона золотая, в ней алмаз, кругом ее обнизано жемчугом, денег четыре алтына две деньги, в том числе одна копейка золотая; на ризе и на полях пять камней в золоте ж, три красных, два зеленых; на зарукавьях две запаны золотые алмазные и яхонтовые, в них по шти камней; на полях же наугольники прорезные с финифтом, в них четыре камня; восемь крестов каменных с яхонты и изумруды и с зерны; во главе образ Св. Троицы, в венцах изумруды и яхонты; на полях образы: св. мучеников Георгия, Иакова Перского. Ануфрия Великого, Макария Египетского, Симеона Сербского, Марии Магдалины».

В 1847 г. внутренность церкви переделана. Иконостас сделан вновь белый с золоченой резьбой, иконы нового письма, без риз264. Древние иконы прежних иконостасов, в том числе и храмовые бывших приделов, размещены по стенам храма. Богато украшенной иконы Знамения в настоящее время в церкви нет.

Церковь с давних лет получала государеву ругу. В расход. окладн. кн. Приказа Большого Дворца за 1673 год значится: «Церкви Знамения Пресв. Богородицы, что у двора боярина Никиты Ивановича Романова, Государева жалованья годовые руги двум попом по 13 рублев, дьякону 6 рублев, просвирнице 4 рубли, дьячку 5 рублев, пономарю 2 рубли; всего 43 рубли. Тоеж церкви Государева жалованья хлебные руги: двум попом по 15 четьи ржи, овса потомуж, дьякону 10 ч. ржи, овса потомуж; дьячку 8 ч. ржи, овса тож; пономарю 5 ч. ржи, овса тож; на просвиры 3 ч. пшеницы; всего по окладу 60 ч. ржи, овса тож. ,4 дают им то Государево жалованье еже лет сполна»265.

В 1699 году жалованье показано несколько иначе: денег тоже 43 рубля на весь причт, но хлебной руги менее, именно: «36 чети ржи, овса тож, пшеницы (на просфоры) две чети без полуосмины». Кроме того «сукон по цене на 7 рублей, даютца через год». По указу Государя велено «отставить всю дачу, а кормитца им подаянием боярским, на чьем дворе стоит церковь»266. С этого времени, по силе указа, священнослужители Знаменской церкви, проживая в доме Нарышкиных, «от того дому получали денежную и хлебную ругу».

О количестве руги Нарышкиных сведений не имеем; но когда церковь перешла к гр. Разумовскому, причт получал следующее содержание: священник: «денег 25 руб.; муки ржаной 12 четвертей; пшеничной 1 четв. 4 четверика; овсяной тож; солоду ржанова 3 четв.; овса 6 четверт.; толокна 4 четверика; гороху 6 четвериков; свиного мяса 10 пуд.; соли 2 пуда; масла коровья 2 пуда; конопляного 3 ведра; баранов с авчинами 10; гусей 5; уток 5; кур русских 5; поросят 5; рыбы соленой 5 пуд.; пива…; покои и дрова». Дьякон: «денег 8 руб., муки ржаной 10 четвертей, пшеничной 6 четвертей, солоду ржанова 1 четв. 4 четверика; овса 3 четверти: толокна 3 четверика; крупы гречневой 6 четвер.; крупы овсяной 6 четверик.; мяса свиного 6 пуд.; масла коровья 30 фун.; гусей 3; уток 3; кур русских 3; поросят 3; вместо вина простого 4 ведер деньгами по настоящей цене; баранов 8». Дьячек: «денег 6 руб.; муки ржаной 8 четвер.; толокна 2 четверика; гороху 2 четверика; крупы гречневой 1 четверть; овса 4 четверти; солоду 1 четверть; муки пшеничной 4 четверика; соли 1 пуд; масла коровья 20 фун.; постного 1 ведро; гусей 3; уток 3; кур русских 3; поросят 3; баранов с авчинами 3; мяса свиного 5 пуд.; через два года в третий на шубу 10 авчин бараньих267.

Численный состав причта при Знаменской церкви был не всегда одинаков: бывало и 5, и 4 и 3 члена. Священно-церковно-служители сначала были действительно служащими, т. е. штатными; потом справляли свою должность, а действительными не почитались, а в 1788 году Консистория и совсем запретила иметь при церкви особый причт, и богослужение велено исправлять причту Николо-Сапожковской приходской церкви268.

При графе Шереметеве в Знаменской церкви уже не было отдельного священника, и богослужение совершал приходский сначала Николо-Сапожковский, а потом, когда эта церковь была приписана к Крестовоздвиженской, священник этой последней церкви со своим причтом.

В настоящее время церковь и дом при ней принадлежат графу Александру Дмитриевичу Шереметеву. Богослужение в церкви совершается приходским Крестовоздвиженской церкви причтом в храмовой праздник 27 ноября, и в некоторые дни рождений и тезоименитств членов графского семейства, а также во дни памяти покойных родителей графа.

7. Ирининская церковь при доме Главного Архива Министерства Иностранных Дел

Местность, принадлежащая ныне Архиву Министерства Иностранных Дел, была вначале ХѴII столетия занята обширным двором боярина Василия Ивановича Стрешнева, с каменною церковью, построенною во имя великомученицы Ирины, в память его матери269.

Стрешнев умер бездетным в 1661 г., и двор его, сделавшись таким образом выморочным, поступил в казну; вследствие чего состоявший при церкви причт стал получать Государеву ругу. В течение почти десяти лет двор этот с церковью принадлежал казне.

В 1671 г. царь Алексей Михаилович сочетался браком с дочерью боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина Натальей Кирилловной, и в 1675 г. подарил Стрешневский двор со всем строением своему тестю. Вместо Стрешневского строения царь воздвиг каменные палаты и возобновил при них церковь со звоном.

В 1691 г., апреля 30 дня, боярин Кирилл Полуектович скончался, и после него владела домом вдова его, боярыня Анна Леонтьева († 2 июля 1702 г.); после дом принадлежал сыну ее, начальнику Посольского Приказа, Льву Кирилловичу Нарышкину, потом детям его Александру и Ивану Львовичам, а в 1775 г. обер-гофмаршалу Александру Александровичу Нарышкину и числился в приходе Николаевской, у Старого Каменного моста, церкви.

В документах н делах, хранящихся в архиве Св. Синода, за 1722 г. означенная церковь показана в числе запечатанных.

В 1812 г. (как и в 1712 г.) дом сгорел вместе с церковью, и в 1814 г. перечислен в приход Воздвиженской церкви, к которой была приписана и Николаевская.

Церковь св. великомученицы Ирины, при доме Главного Архива мин. иностр. дел (Снимок 1903 года).

По словам И.М. Снегирева, во время нашествия неприятеля в 1812 г., вся утварь и образа были отданы на сбережение известному купцу-антикварию Шухову. Из числа икон некоторые поступили в подмосковное село Кунцево, а именно: 1) большой местный образ св. мучен. Ирины, старинного письма, в серебряном вызолоченном окладе, украшенном каменьями и жемчугом, с изображением вокруг иконы страданий великомученицы; 2) большой местный образ Казанской Б. М., в серебряной вызолоченной ризе; 3) образ Знамения Б. М., в серебряной вызолоченной ризе, находившийся на воротах дома, а ныне обращенный в запрестольную икону, и 4) напрестольное Евангелие, большого размера, в малиновом бархатном переплете

Дом Нарышкиных был продан супруге генерала от инфантерии Николая Сергеевича Свечина, Софье Петровне. Церковное здание было в запустении и отдавалось внаймы под квартиры мастеровых. Вследствие такого небрежения к храму, Консистория положила его разобрать и материал отдать в Знаменский монастырь. Однако, храм не был разобран.

В 1818 г. генеральша Свечина продала свой дом в ведомство Департамента Горных и Соляных Дел. В 1839 г. епархиальное начальство предписало снять крест, главу и разобрать алтарную часть бывшего домового храма, обращенного в жилые покои. Горное Правление отвечало, что желательно церковь возобновить, на каковой предмет уже имеется пожертвованных от разных лиц 7,125 руб., и просило для пополнение этой суммы выдать сборную книгу. В просьбе было отказано, так как содержание церкви ничем не обеспечивалось, и в 1841 г. крест с церкви был снят, купол разобран, а в 1842 г. сломаны и другие части здания270.

В 1865 г. Горное Правление в Москве упразднено, а здания его 12 янв. 1868 г. пожалованы в Бозе почившим Государем Александром Николаевичем Главному Архиву Министерства Иностранных Дел. По приспособлении к новому назначению, здание было освящено преосвященным Леонидом, епископом дмитровским, 22 июля 1874 г. Церковь восстановлена снаружи согласно сохранившемуся рисунку в стиле XVII столетия; внутри же по стенам была окрашена клеевою краской, а на иконостасе, в стиле renaissance, были помещены иконы итальянской живописи.

Между тем, по ходатайству Государственного канцлера, из села Кунцева были возвращены в архивскую церковь вышеозначенные древние иконы и св. Евангелие. Заботами и стараниями директора Архива барона Ф А. Бюлера внутреннее устройство церкви приведено в соответствующий наружному стилю ее вид. Иконостас устроен дубовый и образа в нем вновь написаны в древнем русско-византийском стиле ХVII века271. Освящен храм 29 мая 1882 года преосвященным Алексием, епископом дмитровским. При церкви архива не имеется особого причта, и богослужение совершается лишь в назначенные дни или приходским крестовоздвиженским причтом, или сторонним священником, по приглашению церковного старосты.

В церкви хранятся акты и книги, имеющие отношение к предметам чествования православных: подлинные грамоты на греческом языке, при которых прислан был в Москву в 1648 г. из Афонского Иверского монастыря список с находящейся там Чудотворной Иконы Б. М.; дело о присылке в Россию персидским шахом Аббасом ризы Господней и проч. Здесь же хранятся 290 древнейших славяно-русских книг, изданных, большею частью, в Венеции, Львове, Кракове, Остроге и Вильне, когда в Москве еще не существовало печатного двора.

* * *

256

Боярин Иван Ник. Романов, сын боярина Никиты Романовича, родной брать патриарха Филарета, отца государя Михаила Феодоровича. См. кн. «Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, на Воздвиженке. С.-ПБ. 1898 г.».

257

После каждого освящения Знаменский священник ходил со святой водой к патриарху, за что и получал от него по гривне. Забел. Мат., т, I , стр. 518.

258

Там-же, т. II, стр. 64–65.

259

Пономарю, не желавшему подчиняться распоряжению Св. Синода, велено «учинить жестокое наказание, бить плетьми нещадно, от церкви отказать и ни­когда ни в какое церковного причта достоинство не принимать". Соб. Пост. по вед. пр. исп. Р. ц. т. II. 1872.

260

Снегирев полагает, что в нижнем этаже помещались приделы, но это неверно: уже самое устройство верхнего этажа показывает, что приделы были здесь, по сторонам главного алтаря. См. опис. Знаменской ц. С-ПБ. 1898 г.

261

Рус. Старина, в памят. церковн. и гражд. зодч., изд. Мартыновым.

262

Изд. 1792 г., ч. III, стр. 78.

263

Забел. Мат., т. I. стр. 518.

264

Прежний икон. перенесен в церковь с. Малахова, Бронницкого уезда.

265

Руж. и Разм. кн. См. у Забел. Мат., т. II, стр. 393 и 514.

266

Там же.

267

В делах Консистор. архива, откуда извлечены эти сведение, содержание каждого из членов причта показано не за один и тот же, а за разные годы, а именно: священ. за 1760; диакона за 1751; дьячка за 1768; поэтому есть не­которое несоответствие в выдав. продуктах. См. Арх. М. Д. Кон., вязка по. Николо-Сапожков. ц., дела №№ 7, 16 и 23.

268

Там же, вязка по Ник.-Ваг. ц., д. № 70.

269

Сведение об Ирининской церкви см. в описании ее, состав. г. И. Токма­ковым. М. 1882 г. Ср. ст. А. А. Мартынова в Рус. Арх. 1879 г., № 6.

270

Сборник, изд. Общ. Люб. Дух. Просв. М. 1883 г., т. I, ст. 432.

271

Внутренняя отделка храма произведена по проекту профессора архитек­туры С. В. Дмитриева, принявшего между прочим в руководство несколько об­разцов стенной живописи, сохранившейся в современных Иоанну Грозному палатах Печатного двора.


Источник: Крестовоздвиженский монастырь, ныне приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве на Воздвиженке : Ист. очерк, сост. диак. Н. Кедров. – 2-е доп. и ил. изд. - Москва : тип. «Московского листа», 1903. - 130 с.

Комментарии для сайта Cackle