Источник

Церкви приписные, упраздненные и домовые

Приход Крестовоздвиженской церкви образовался из трех самостоятельных приходов, церкви которых по малочисленности оставшихся после 1812 года прихожан приписаны в 1814 году к Крестовоздвиженской. Церкви были каменные, небольшие, и находились: одна, Николаевская, в Сапожках, на площади близ Троицких ворот, а две другие, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, в Ваганьковском переулке.

1. Николаевская, в Сапожках, церковь

Церковь св. Николая, называвшаяся «в Сапожках»187 на Моховой, у Старого Каменного моста188, вместе с приделом Знамения Божией Матери существовала с давних времен. В Геогр. словаре сказано, что церковь вместе с приделом, «как видно из надписи, освящена 7156 (1648) года, Августа в 5 день»189; но это было освящение не первоначально созданного храма, так как храм известен много ранее. Он упоминается как существующий в 1598 г., когда около этого храма была встреча новоизбранному царю Борису, шествовавшему из Новодевичьего монастыря190. Еще ранее в 1471 году,

Храм св. Николая, что в Сапожках, близ Троицких ворот. (С рис. М.Н.

Воробьева 1817 г., наход. в Третьяковской галерее, под № 59)

надо думать, у этой церкви митрополит Филипп встречал В. К. Ивана Васильевича, возвращавшегося в Москву после победы над Новгородом191. В 1625 г. храм платил установленную дань в размере 3 алтын 4 ден., с 1628 г. увеличенную до 25 алтын192.

По Строельной кн. 165 (1657) года значится «земли под церковью и кладбища вдоль 25 1/3 с., поперег 14 ½ с., в другом поперечнике подле церковного крыльца 5 ½ с; и то кладбище тесно». Подле церкви и кладбища было много белых дворов. «И по Государеву указу к церкви, для утеснения церковной земли и кладбища, велено жилецких людей дворы очистить против иных церквей, а имать указано от дворов по пяти сажен от двора». Вследствие этого указа под церковную землю очищено «Якова Черкасова, да пономаря Офонкино дворовое их место, вдоль 11 с., поперег 7 с., в другом конце 6 ¼ с., да по правую сторону церкви попа Ивана (местного), да попа Фадея (придворной церкви), да стрельца Кондрашки Аверкиева дворовое их место вдоль 18 ½ с., поперег в переднем конце 10 с., в другом конце 6 с.; и то новое кладбище огорожено надолбами изредка, а старое забором наглухо»193.

В 1691 г. уставщик Сергей Суворов поставил вокруг церкви и кладбища ограду, устроил богадельню и каменные лавки с харчевнею, «идучи из города, с каменного мосту, на левой стороне». Сход с лавок и харчевни шел частью в пользу церкви, частью на богадельню194.

Около этого же времени была обновлена и церковь вместе с приделом, и к освящению выданы антиминсы в главный храм 27 июня 1703 г., а в Знаменский придел 25 нояб. 1710 г195.

Церковь была каменная с деревянной крышей. Ограда, тоже деревянная, окружала церковную землю не сплошь и по местам заменялась жилыми строениями, во множестве групировавшимися у церкви. Строения, большею частью небольшие деревянные, принадлежали, кроме священнослужителей, разного звания людям, снимавшим церковную землю на сроки, с платою в 2 или 3 рубля в год за весь участок. Эти строения «очень утесняли» церковь, так что, напр., с Воздвиженки не только проезду к церкви не было, но и «проход оставлен весьма грязной и узкой»196.

В 1785–86 гг. церковь поновлялась с внутренней и с наружной стороны, а именно в настоящей церкви сделан новый иконостас, кровля на церкви устроена новая, перестроены паперти и палатка, находившаяся с левой стороны трапезы; починена ограда и сделаны вновь ворота. В 1788 г. перестроена колокольня197.

В неприятельское нашествие 1812 года церковь только частью обгорела с внешней стороны, внутренность ее также пострадала не много, а именно: похищены антиминсы, одежды с престола придельного храма, повседневная ризница и некоторые вещи из утвари: престолы же и жертвенники, иконостасы и иконы с их окладами, а равно и лучшая утварь и ризница были сохранены198. Поэтому церковь уже в январе 1813 года была вполне исправлена и освящена199. В 1814 году церковь по малочисленности прихода200 была закрыта и приписана к Крестовоздвиженской вместе с приходом.

Прихожане однако были недовольны закрытием своего приходского храма и неоднократно обращались к епархиальному начальству с просьбой о восстановлении самостоятельности прихода. Во главе недовольных стояли бывший церковный староста Николаевской церкви московский мещанин Максим Дмитриевич Безпалов, моск. мещ. Никита Васильевич Поляков и крестьяне Шуховы. Три раза подавали они прошение о восстановлении прихода, но не получили удовлетворение, хотя и сам митрополит Серафим сочувствовал просителям и находил, что Николаевская церковь «как наружностью строения довольно красивая, так и ризницею, утварью и всем внутренним благолепием украшенная, может, да и должна быть со временем восстановлена самостоятельною приходскою»201.

Последний состав причта при Николо-Сапожковской церкви был следующий: священник Иван Иванов в 1813 году переведен в с. Хорошово, Москов. уезда; диакон Семен Иванов в 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви; дьячек Иван Андреев переведен в пономаря к Московской Николо-Хамовнической церкви в 1813 г; пономарь Игнатий Михайлов умер в 1815 году202.

В 1837 году Государь Император, по докладу московского генерал – губернатора кн. Голицына, повелел Николаевскую церковь разобрать; а вместо оной из того же материала построить новую во имя св. Николая, совместно с экзерциргаузом. Согласно Высочайшему повелению, по распоряжению епархиального начальства, церковная утварь и ризница взяты в Крестовоздвиженскую церковь, а затем церковное здание передано было на слом в ведение Строительного комитета203. В 1838 году церковь была разобрана.

2. Благовещенская, на Старом Ваганькове, церковь

Благовещенская церковь находилась на том месте Ваганьковского переулка, где теперь дом г. Семенова, рядом с домом Флорищевой пустыни. По летописным сказаниям, Благовещенская церковь построена по повелению великого князя Василия Ивановича в 1514 году фряжским мастером Алевизом204.

В 1531 году около Благовещенской церкви государь Василий Иванович, по случаю рождения сына, поставил обетную деревянную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с приделами ап. Фомы и чудотворца Петра. Церковь, заложенная руками самого государя, свершена в один день205. В 1629 г. после большого пожара было произведено измерение места около храма и оказалось: «церковь Благовещения... каменная и по мере около церкви в одну сторону от алтаря по Микитин двор Безтужева полчетверты сажени, в другую сторону чрез переулок по дворы, которые от пожара уцелели, подъячего по Романов двор Булыгина 11 саж., а в третью сторону по целые же дворы по Захарьев двор Быкова стоварищи 7 саж., без чети, а в четвертую сторону по Семенов двор Чемоданова по... сажени206. В строельной книге 7165 (1657) года Благовещенская церковь значится вместе с другой церковью – Живоначальной Троицы. «Под церквами земли и кладбища вдоль от улицы до просвирнина двора 17 с., в другом конце 12 с., поперег по улице 17 с., в другом поперечнике 15½ с., и то кладбище тесно. Двор поповский стоит от церкви далеко, за дворами. Место дьяконское порозжее.., от церкви через улицу далеко. Двор просвирни подле кладбища». Для увеличения кладбища, но государеву указу, «взято просвирническое место, да от белого двора Максима Матюшкина, а ныне (числящегося) за Никитою Кафтыревым, вдоль 12 с., поперег 8 с. И та новоочистная земля огорожена надолбами изредка»207.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Старом Ваганькове

В 1730 году священник Благовещенской церкви Петр Васильев вместе с прихожанами просили от Синодального Казенного приказа дозволение устроить при церкви трапезу, в которой «имеют не малую нужду, а по сторону предел во имя Живоначальной Троицы», для каковой постройки «разобрав Троицкую церковь до самого фундаменту, камень и кирпич на то строение употреблять... чтоб было велено указом». Причиною, по которой Троицкая церковь назначена на сломку, в прошении указано то обстоятельство, что Троицкая церковь старого строения, «в землю опустилась, и в вешнее время ее водою заливает, н от того заливу служить невозможно». Указ последовал 27 июля того же года. Троицкая церковь была сломана, а при Благовещенской устроены трапеза и придел во имя Живонач. Троицы, который и освящен протопопом Успенского собора Максимом Ивановым208.

План земли Благовещенской, на Старом Ваганькове, церкви (Извлечен из дела Арх. Моск. Дух. Консист.)

А. Церковная земля.

В. Земля Флорищевой пустыни.

С. Подворье Александровской пустыни.

Д. Дом надвор. сов. Устинова.

F. Дом купца Вахромеева.

G. Двор графини Пушкиной.

H. Князя Трубецкого.

I. Со Знаменки переулок на Воздвиженскую улицу.

В 1812 году Благовещенская церковь сильно пострадала. Крыша на ней сгорела, и церковь разграблена: с престолов одежды ободраны, антиминсы похищены; из церковной утвари осталось только Евангелие и небольшой крест с мощами; деньги похищены, книги тоже; иконостасы и иконы уцелели, но окладов не оказалось209.

В 1812 году церковь осталась и без причта: священник и пономарь в этом году умерли, а дьячек переведен в село Тайнинское, Московского округа210.

После неприятельского нашествия, при церкви, и всегда имевшей немноголюдный приход, осталось в трех приходских дворах только 14 душ мужеского и женского пола211. Поэтому церковь, как малоприходная, закрыта, и в 1814 году приписана к Крестовоздвиженской. Наконец, по резолюции преосв. Августина 9 сент. 1816 г., церковь упразднена, здание церковное разобрано и материал отдан под постройку домов для жительства Успенским соборянам212.

3. Николаевская, на Старом Ваганькове, церковь

Николаевская, на Старом Ваганькове, церковь, существующая до ныне в Ваганьковском переулке, рядом с домом Румянцевского музея, первоначально построена, вместе с приделом преп. Сергия, по сказанию Географ. словаря, повелением великого князя Василия Ивановича 7039 (1531) года213.

По писцовым книгам 139–140 (1631–32) гг. в приходе ее числилось 30 дворов214. По строельной кн. 7165 (1657) года при церкви значилось церковной земли: «вдоль 18 с., в другом конце по улице длинникуж 16 с., поперег от улицы 18 с. и в другом конце позади алтарей тож – и то кладбище тесно. Подле кладбища дворы: попа Никифора, тоеж церкови предельного попа Ивана Григорьева, дьякона Лаврентья, двор пуст просвирни Анны, двор пуст пономаря Ивашка Федорова поставлен на кладбище». По государеву указу дворовые места придельного попа и пономаря взяты под кладбище: да под то же кладбище взято по оценке из соседних белых дворов: «из двора вдовы Марьи Кузьмины дочери Трескиной поперег 5 с., на длиннике против старого кладбища 8 с., да из двора Архангельского (собора) псаломщика Ермолки Иванова 5 с. против старого кладбища на длиннике через овесь его двор на 10 с. без чети». Старое кладбище огорожено забором наглухо, а новое надолбами изредка215.

Храм св. Николая, при доме Публичного и Румянцевского музеев, в Ваганьковском переулке. (Снимок 1903 г.)

В конце XVII столетия близ церкви отдельным зданием существовал придел во

имя св. Четыредесяти Мучеников, построенный иждивением князя Петра Ивановича Прозоровскго; в приделе служил особый священник, состоявший на руге у того же князя216.

В 1745 году священник Николаевской церкви Яков Васильев с приходскими людьми, по причине обветшания главного церковного здания, просили дозволение разобрать оное и соорудить вновь во имя тех же святых–св. Николая и преп. Сергия. Дозволение было дано, и в 1755 году выстроен и освящен Сергиевский придел, а в 1759 совершена и главная церковь. Освящение обоих храмов совершал Успенского собора протопресвитер Федор Мартианов с братиею. Церковь построена каменная с деревянной, на главе чешуйчатой, крышей.

В 1782 году построена каменная колокольня, близь западных дверей главного храма217.

Придел Четыредесяти Муч., перешедший от князя Прозоровского ко внуку его князю Феодору княж Иванову сыну Голицыну и содержавшийся на его средства218, с течением времени оставлен был фамилией кн. Голицыных без поддержки и к концу XVIII столетия на столько обветшал, что грозил падением и оставлен был без священнослужения. В 1792 году прихожанин Николо-Ваганьковской церкви капитан-поручик Петр Егорович Пашков219, имевший земельный участок близь самой церкви, просил у епархиального начальства дозволение разобрать церковь Четыредесяти Мучеников, которая, по его словам, «по ветхости ее одно только безобразие делает и занимает место напрасно», и из материала устроить вокруг Николаевской церкви ограду каменную низкую, «чтоб не могла закрывать хорошева виду», и обсадить церковь деревьями. Все издержки, как по сломке церковного здания, так и по устройству ограды, г. Пашков принимал на себя.

Прежде чем дозволить сломку церкви, епархиальное начальство сочло необходимым предварительно узнать мнение о сем как других прихожан Николо-Ваганьковской церкви, так и по преимуществу тогдашних представителей фамилии кн. Голицыных. Первые сослались на владельцев церкви, а ген.-майор кн. Иван Голицын и кн. Павел Голицын на запрос консистории отвечали согласием. Проект Пашкова утвержден с тем, чтобы на месте упраздненного престола был поставлен «из камня с крестом знак220. Церковь была сломана. Немного спустя священник Николо-Ваганьковской церкви приносил епархиальному начальству жалобу, что прихожанин Александр Пашков сделал при церкви «безобразие», настроив вокруг нее конюшни и хлевы, «к крайнему стеснению храма»221. В 1800 г. Николо-

План Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви, конца XVIII в.

А. Николаевская церковь с Сергиевским приделом.

В. Придел Сорока Мучеников.

С. Проспект в церкви Михаила Малеина.

Д. Проектированная ограда.

Е. Ваганьковский переулок.

F. Владение Пашкова.

Ваганьковская церковь ремонтировалась. На ремонт, между прочим, была употреблена «отданная от начальства третья часть материала» после упраздненной Михаило-Малеинской церкви222. В 1812 г. церковь была разграблена неприятелем; в 1813 году, по малочисленности наличных прихожан, приписана к Антиповской, на Колым. дворе, церкви, а в 1814 г. отписана к Крестовоздвиженской223. Причт размещен по другим приходам, а именно: священник Иосиф Терентиев перемещен к Крестовоздвиженской церкви, диакон произведен во священника в село Архангельское, Верейского уезда, а пономарь переведен к Московской Спасо-Песковской церкви, Никитского сорока224. В 1814 году главный храм был возобновлен и освящен, придел же оставался неустроенным до передачи церкви в ведение Дворянского Института.

Дворянский Институт, помещавшийся прежде на Тверской, в казенном доме, приобрел дом прапорщицы Полтавцевой, бывший Пашкова; и для Института, с Высочайшего утверждения, 28 апр. 1839 г., предположено отделить Николо-Ваганьковскую церковь. Предположение не было приведено в исполнение по затруднениям в приобретении наход. при церкви дома Крестовоздвиженской церкви. В 1842 г. за сделанными Институтом распоряжениями нужда в этом доме миновала, и церковь передана Дворянскому Институту как домовая, без земли225. Утварь церковная также была отдана Институту, а вкладной билет, положенный в 1811 г. Максимом Зубковым, оставлен в Крестовоздвиженской церкви. Колокольня Николо-Ваганьковской церкви в том же 1842 г. была сломана, и материал поступил на построение колокольни же при Крестовоздвиженской церкви, в которую поступили и колокола226.

С переходом церкви к Дворян. Инстит., освящен придел преподобного Сергия, остававшийся неустроенным с 1812 года.

В 1849 году в доме Пашкова открыта гимназия (4-я) с Благородным при ней пансионом. Храм перешел к гимназии и имел свой причт.

В 1850 году Николо-Ваганьковская церковь, состоя в ведении гимназии и пансиона, переписана от Крестовоздвиженской к Николо-Стрелецкой церкви, но уже как домовая, без земли227. Николо-Стрелецкий причт за совершение богослужение получал 150 руб. в год, но вследствие неудобства отказался, и гимназия должна была иметь особого наемного священника. В 1861 году гимназия перемещена на Покровку, в дом кн. Трубецкого228, а в доме Пашкова помещен Румянцевский музей.

В 1895 году Епархиальное начальство, по представлению Румянцевского музея, не имеющего ни нужды в церкви, ни средств к ее содержанию, разрешило, предварительно получив согласие Николо-Стрелецкого причта, временно уступить церковь военному ведомству для совершение богослужений, с тем «чтобы храм числился состоящим в Епархиальном ведомстве, и чтобы полковые священники, которые будут совершать богослужение, предварительно представлялись Его Высокопреосвященству и заботились о сохранности церк. и ризнич. вещей, принадлежащих храму»229.

Вскоре однако музей отказал в пользовании храмом военному ведомству и исходатайствовал иметь при храме особый причт из священника и псаломщика. Церковь расширена, устроено в ней электрическое освещение, приделана новая звонница. На содержание священника и псаломщика Министерство Народного Просвещение ассигнует ежегодно по 600 рублей.

В районе Крестовоздвиженского прихода существовали до конца XVIII столетия еще две церкви: св. Дмитрия Селунского приходская и преп. Михаила Малеина – ружная дворцовая. Обе церкви уничтожены, и от них не осталось следов.

4. Церковь св. Дмитрия Селунского

Небольшая каменная церковь св. Дмитрия Селунского находилась на Воздвиженке, в тупике230, против здание архива Мин. Ин. Дел, где теперь строение гр. Шереметева, рядом с домом Страхов. Общества.

В кн. патриаршего приказа 1625 года церковь св. Дмитрия Селунского значится, как строение боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого.

По летописям, однако, ц. св. Дмитрия на Арбатской (Воздвиженской) улице упоминается ранее, еще в XVI веке231. Церковь первоначально была деревянная и много раз горела. После большого пожара 1629 года произведено было, по указу государя, измерение пожарного места, и оказалось: «Цер. Дмитрия Селунского древяна сгорела, в тупике против сторонних ворот Василиева двора Стрешнева, а по мере около тоя церкви в одну сторону через тупик четыре сажени, а с дву сторон до дворов по сажени, а с четвертую сторону по самые дворы».

В 1647 г. церковь значится у двора боярина Никиты Ивановича Романова232.

В строельной кн. 1657 г. церковь значится «позадь дворов боярина и оружейничего Григория Гавриловича, да Бориса Григорьева сына Пушкиных, а те дворы и огороды пригорожены к церковной стене длинниками. Церковные земли и кладбища от попова двора в длину по переулку, которым ко двору боярина Ник. Ив. Романова (ходят), 15 саж. без пол-чети, а поперег до двора Бор. Григ. Пушкина 9 саж. с четью. А в писцовых книгах 147 (1639 г.) написано церковные земли вдоль 13 с., поперег 7 с.; да в писцовых же книгах написано – двор той церкви дьячка Петрушки Степанова вдоль 7 с., поперег 3 с. с четью; а по сказке старожильца той церкви дьякона Фрола, стоял де тот дьячков двор по левую сторону церкви, подле двора Знаменского попа, а ворота были на кладбище... и та де дворовая дьячкова земля ныне под церковью Дмитрия Селунского. Да на церковной земле близко кладбища двор Дмитровского попа Леонтья Онофриева, от Арбатской улицы в длину до кладбища 9 с. с четью, а поперег 9 с. с четью; да по левую сторону церкви двор Знаменского попа, что у двора боярина Н. И. Романова, а по сказке дьякона Фрола тот двор стоит смежно с дьячковым двором, который взят под церковь». Под новое кладбище взято, по государеву указу, из дворов Пушкиных «вдоль 33 с., поперег по Арбатской улице 7 с., в другом конце тож; да по левую сторону церкви у Знаменских у попа, да у дьякона вдоль 7 с., поперег 5 с., и то новое кладбище огорожено надолбами изредка»233.

По писцовым кн. 1679 – 1686 гг. показано «вдоль под церковью земли и кладбища 20 с., в другом длиннике подле двора Матв. Степ. Пушкина и подле двора вд. Мавры Ив. жены Пушкиной до Смоленской улицы 34 (с) третью, и учинен длинник 27 саж. с полутретью; поперег от двора боярина М. С. П. мимо алтарей до двора попа Федора Иванова 13 с.; в другом поперечнике, мимо церковных дверей, 15 с.; а от попова двора до двора вдовы Пушкина 6 с., а на оба конца поперег 12 с. без чети. Да у той церкви двор попа Игнатья Варфоломеева вдоль по переулку 9 с. без трети, поперег по Смоленской улице 9 с. с четью, в заднем конце подле кладбища тож»234.

Во второй половине XVII ст. церковь значится каменной и при ней – придел во имя Казанской иконы Божией Матери235.

Во время моровой язвы церковь, по причине бывшей среди ее причта смертности, признана зараженной, закрыта и опечатана. Этим воспользовались злоумышленники и разграбили церковь, похитив более ценные вещи из церковной утвари и сняв с икон оклады236.

После этого случая церковь долгое время оставалась без служения. В 1773 году указом Московской Синодальной Конторы церковь приписана к Николо-Сапожковской, а для служения определен на ругу прихожанина генерал-поручика Александра Артемьевича Загряжского викарный священник237. С 1780 г., по случаю высылки священника под начал в монастырь, церковь опять оставалась без богослужения. Консистория определила ее запечатать, а утварь отдать в Николо-Сапожковскую церковь; но так как церковное здание очень обветшало и грозило падением, то решено церковь разобрать, а материал, по прошению игумена

План церкве Димитрие Селунского (Поверенной мере)

Описание поверенной мере:

1. Длиннику мимо алтарей возле графа Кирилла Григорьевича Разумовского

меры оказалось 25 са. ½ са.

2. По стене господина Александры Артемьевича Загряжского меры 25 са.

3. Поперешнику по Воздвиженке от графа Кириллы Григорьевича Разумовского

меры 17 са.

4. Поперешнику в заднем конце меры кстене гр. Загряжскому 14 са.

Церковной земле литеры:

А. Церковь каменная Димитрия Селунского что на Здвиженке и крылцо деревянное под оноюж литерою А.

В. По стене каменной дом господина Александр Артемьевича Загряжского под оною литерою В. позадь церкви Димитрие Селунского кухня каменная под оной литерою В., а на Здвиженскую улицу деревянное строение вышереченного помещика.

Крестовоздвиженского монастыря, отдать в монастырь на строение ограды. В монастырь же были отданы и иконостасы со св. иконами, и церковная утварь.

В 1790 году, с разрешения епархиального начальства, иконостас и образа Дмитрие-Селунской церкви монастырь продал за 140 руб. Тверского наместничества, Корчевского уезда, графа Павла Мартыновича Скавронского села Кимры крестьянам для их приходской Покровской церкви.

Из приложенного к делу о покупке реестра вещей видно, что в Дмитрие-Селунской церкви иконостас был с резными царскими вратами; в нем иконы: Спасителя, Божией Матери, великомуч. Димитрия-Селун., Григория Селунского, св. Николая, муч. Нестора, св. Иоанна Злат., Казанская ик. Б. М.; над цар. врат. образ Тайной вечери, а по сторонам его в клеймах «страсти и праздники». Во втором ярусе 21 образ, в третьем 7; вверху распятие с предстоящими238.

5. Церковь преподобного Михаила Малеина

Церковь преп. Михаила Малеина239 находилась на Моховой улице, где теперь здание Румянцевского музея, невдалеке от Николо-Ваганьковской церкви, существующей и в настоящее время. В Географич. Словаре сказано, что церковь вместе с приделом во имя св. ап. Иакова Алфеева построена при державе государя царя Михаила Феодоровича на месте, где прежде был двор боярина Тургенева240.

В других письменных памятниках говорится, что церковь построена «по указу блаженныя памяти В.Г. Царя и В.К. Алексея Михаиловича для богомоления богаделенных нищих241». Очевидно, церковь отстраивалась продолжительное время. Начатая по указу царя Михаила Феодоровича, она была закончена уже царем Феодором Алексеевичем.

Церковь была каменная с трапезой и с колокольней, крыта тесом, пол дубовый кирпичный242.

Иконы для церкви писались в 1676 г. по приказу боярина Артамона Матвеева иконописцем Иваном Максимовым с городовыми иконописцами. «А написали они к той церкви икон: первый пояс деисусной 13 икон, мера .. полтретья аршина, второй пояс 16 икон праздников, третей пояс пророков 12 икон, а 13-й образ не писан для того, что дерева не было; четвертой пояс праотцев 12 икон, да дерево приготовлено на Саваофов образ, и у тех праотцев липы не писаны... И тем иконам наряд был, и золото и краска покупаны из доходов Володимерские чети, а надсматривал Иван Рыкачев. Во 7184 году Матвеев с Москвы сослан и то иконное писание перестало, и иконники все разбежались, и те все иконы и остаточные краски стояли на Посольском Дворе в Столовой палате по 7186 год за его Ивановою печатью Максимова до приезду польских послов... а ныне (1679 г.) те иконы стоят в приделе Великомуч. Димитрия, что на Посольском же Дворе. Местных икон указанные иконники «не писывали и указу им о том не бывало243». Вероятно, эти иконы написаны прежде. О них мы имеем сведения из дел архива Моск. Духов. Кон. В Консисторском архиве сохранилась церковная опись, из которой видно, каков был внутренний вид храма в XVIII столетии. Иконостас главного храма – крупной резьбы, весь вызолочен, с резными же вызолоченными царскими дверями, на которых в шести кругах писаны Благовещение и Евангелисты. По правую сторону царских дверей образа: Спасителя, в серебряном чеканном венце, Михаила Малеина, на нем венец серебряный чеканный с сиянием вызолочен, поля чеканные медные вызолочены; «Страсти Господни», Владимирская икона, Федоровская икона, венец с ангелами и херувимами, серебряный чеканный, убрус низан жемчугом половинчатыми зернами и камнями простыми; Скорбящая – в серебряной ризе с 16 венцами. По левую сторону: Тихвинская икона Б.М., венец чеканный с ангелами и херувимами, а на Предвеч. Младенце венец с сиянием серебряный чеканный вызолочен, убрус жемчужный.

Другая Тихвинская икона Б. М (чудотворная), «около образа писаны ее чудеса в 14 клеймах; на ней риза и венцы серебряные с короною вызолочены; убрус и ожерелье с обнизью крупного, среднего и мелкого жемчуга, на том же убрусе корона с камнями зелеными, пять запон серебряных вызолоченных, с камнями же, ожерелье на Предвечном Младенце мелкого жемчуга; в привесе крест серебряный вызолочен с мощами, на цепочке серебряной; на короне крест серебряный с четырьмя зернами жемчужными крупными с камнями, вызолочен; на той же короне Отечество, ангелы, херувимы и серафимы, их венцы по главам жемчугом вынизаны; вкруг той короны каменья зеленые, в пяти местах положено по жемчужному зерну». Казанская икона, около писаны ее чудеса, в 8 местах, с серебряным венцом и полями; убрус жемчужный. Смоленская ик. Б. М. в серебряном венце; образ св. Николая, в серебряном венце. Выше местных икон: праздники, апостолы, святители, пророки; вверху распятие резное с предстоящими. Пред местными иконами 9 медных лампад; паникадило медное о 5 ярусах с репьями, с 30 свечами. Кроме того, было еще до 50 икон, большею частью без окладов, с одними венцами.

В приделе ап. Иакова иконостас и царские двери резные золоченые. В иконостасе по правую сторону местные иконы: Спасителя, ап. Иакова, Иоанна Воинственника; по левую: Богоматери, арх. Михаила (на сев. двери), преп. Сергия – все в серебряных венцах. Во втором ярусе праздники, в пяти клеймах, а в третьем – Спаситель и Апостолы, в пяти же клеймах. Пред иконостасом три медные лампады244.

Церковь Михаила Малеина была дворцовою и на содержание ее шла Государева денежная руга. Причт также состоял на государевом жалованьи, размер которого был не одинаков. Так, в 1699 г. священник получал 30 рублей, а с 1705 г., по указу Петра I, жалованье выдавалось уже половинное – 15 руб. в год245. В таком размере священнический оклад оставлен и штатами 1764 года; а причетникам назначено по 5 р. 50 коп. каждому246.

С упразднением Филипповской церкви, бывшей у Чудова монастыря, Малеинский причт, по распоряжению митрополита Платона, стал получать в добавочное содержание священнический оклад упраздненной церкви, а именно 8 руб. 95 коп. денег, 10 четвертей 1 ½ четверика ржи и столько же овса.

К концу ХVIII столетия оклад увеличен: священнику до 60 р. 87 к., дьячку 27 р. 72 к., пономарю 20 руб.247 Прихода при церкви сначала не было, а потом был очень малолюдный. Жили священно и церковнослужители в собственных домах, построенных на церковной земле, близ самой церкви, и в каменной палатке, устроенной под колокольнею в 1737 году коштом священника Петра Емельянова248. Церковной земли было немного, а собственно причтовых участков по Строельной кн. 1657 г. не значилось вовсе. Впрочем, по сказке священника Антония Федорова, бывшего при церкви в шестидесятых годах XVIII века, для причта были назначены дворовые места, от которых в 1730 году под постройку «дворца государыни царевны Параскевы Иоанновны было отобрано и отгорожено земли сажен с семь и более, и осталось тоя земли самое малое число, от входных западных дверей сажени с две, а в другом конце к Моховой улице сажени с четыре249».

С переходом дворца, по смерти царевны († 1731 г.), к князю А. А. Меншикову церковная земля, взятая под дворец, так и осталась в частных руках.

При церкви существовала богадельня, довольно обширная250, впоследствии уничтоженная, от которой и церковь называлась: «что у Тургеневских богаделен». Будучи дворцовою ружною, Малеинская церковь, кроме определенного денежного оклада «на церковные потребы», получала от дворцового же ведомства, в случаях какого-либо крупного расхода, и сверхокладные суммы. В конце XVIII столетия, вероятно за прекращением этих сверхсметных выдач, когда потребовалось заменить обветшавшую церковную деревянную крышу новой, священник Михаил Иудин обратился с просьбою к московскому епархиальному начальству о выдаче потребных денег «из сумм, оставшихся от раздачи ружных церквей и соборов на содержание и жалованье священнослужителям251». Это обстоятельство вызвало в консистории сомнение в целесообразности самого существования церкви, и церковь положено приписать к другой, к которой «поспособнее». Таковой оказалась ближайшая к Малеинской – Николаевская, на Старом Ваганькове. К ней, по состоявшемуся 15 окт. 1794 г. определению, и была приписана Малеинская церковь, а причт размещен по другим церквам на соответствующие места252.

Николо-Ваганьковскому причту предписано совершать по временам богослужение в приписной церкви; утварь и ризницу принять по описи и «которая утварь окажется из лучших и излишняя» отправить в Чудов монастырь для раздачи по церквам253.

В конце XVIII столетия церковь была совсем упразднена, материал от церковного здания роздан по другим нуждавшимся церквам254 и церковная земля продана в 1807 г. кол. асс. А. П. Пашкову255.

* * *

187

А. А. Мартынов в делах Глав. Полиц. Канцелярии нашел указание, что около этой церкви была фартина «Сапожок», от которой, по его мнению, и церковь стала называться «в Сапожке», «в Сапожках». (Назв. Москов. улиц и переулков. М. 1В88 г. стр. 182. Ср. его же – Москва, подроб. истор. и археологич. описание города, стр. 110). Мы думаем, что название церкви «в Сапожках» произошло от изображение св. Николая па храмовой иконе в сапожках (см. выше об иконах Крестовоздв. ц.). Отсюда название и урочища, и фартины. Кстати, нельзя ли – подобным же образом объяснить и названия двух других храмов, расположенных недалеко от Сапожков – «в Башмачках» (в Башмакове) и «На Курьих Ножках?» Название последнего храма А. А. Мартынов пытается объяснить прозвищем предполагаемых строителей храма князя Черкасского-Курочкина и окольничего Николы Куряножки, или же названием опять таки предполагаемой по близости храма фартины «Курья Ножка». «Ведь названа же, говорит он, по строителю Башмакову церковь Похвалы Пресвятой Богородицы что близ Каменного моста – в Башмачках». Название последнего храма «в Башмакове» – от фамилии строителя Башмакова не подлежит сомнению, а переделка – «в Башмачках», кажется, явилась по аналогии с Сапожками, у другого Каменного моста. Таким же путем могло получиться и название «На Курьих Ножках». Возможно, что и храмовой святой, один и тот же во всех трех храмах, на одной иконе был изображен в сапожках, а на другой – на архиерейском орлеце, на котором, нам известно, изображается парящий орел, от которого, написанного не достаточно искусною рукой, и явились в просторечии курьи ножки. (См. у Мартынова, там же, стр. 180–182).

188

У Старого в отличие от Нового, через Москву-реку.

189

Геогр. слов. Щекат. т. I. стр. 686.

190

Древ. Рос. Вивл. VII, 100.

191

История г. Москвы, Ив. Забелина. М. 1902 г. I, стр. 411.

192

Забелин, Материалы... т. I, стр. 433.

193

Заб. Мат. Т. II. стр. 51– 54 и Арх. Моcк. Д. Кон. по Николо-Сап. ц., д. № 41.

194

Арх. М. Д. Кон. вязка по Николо-Сапожсков. ц. д. № 58; Фасад богад. дома, имев. в длину более 8 с., помещен в изд. Найденова.

195

Заб. Мат. Т. I, стр. 433.

196

Арх. М. Д. Кон. по Н.-Сап. ц. д. № 45.

197

Там-же, д. д. №№ 59 и 62; см. также вяз. по Крест., мон. д. № 59.

198

Арх. М. Д. Кон. по Преч. сор. д. №169-й, 1819 г.

199

Опись дел по Преч. сор. 1813 г. № 343, самого дела в Арх. М. Д. К. не оказалось.

200

При ней знач. дворов 9, душ муж. п. 51, женск. п. 61.

201

Третье прошение было подано архиепископу Филарету. который положил на нем резолюцию, «отложить до улучшения прихода». Арх. М. Д. К. по Преч. соб. д. № 169, 1819 г.

202

Ревизская сказка 1816 г.

203

Арх. М. Д. Кон. по Преч. соб. д. 1838 г. № 289.

204

Пол. Соб. Рус. Летоп., изд. Археограф. Ком. Т. V. стр. 254; Т. VI. стр. 280. Т. VIII, стр. 254. Рисунок ц. в II тетр. Памятн. церков. и гражд. зодч., изд. А. А. Мартыновым.

205

Никон. Лет. изд. 1789 г. т. VI, стр. 246.

206

Дело Моск. ст. 1689 г. кн. 24.

207

Забелин, Матер. т. II, стр. 46 – 48. У Забелина в Матер. значится при Благов. ц. придел св. Анны (т. II, стр. 514). о котором никаких др. сведений не находим. На планах XVII в. показаны две церкви–Троицкая и Благовещенская.

208

Забел. Мат. т. I, стр. 435.

209

Арх. Моск. Д. Кон. по преч. сор. 1816 г. д. № 352; срав. опись 1806 г. хран. в Цер. арх.

210

Ревиз. сказка 1816 г.

211

Клир. вед. 1819 г.

212

Клир. вед. и Сборн. изд. Общ. люб. Дух. Просв М. 1883 г. т. I, стр. 444.

213

Геогр. слов Щекатова. ч. I, стр. 686. Еще много ранее этого времени на Ст. Ваганькове было подворье Николо-Песношского мон., пожалованное монастырю кн. Юрьем Васильевичем Меньшим. На месте этого подворья, по мнению Снегирева, и поставлена Николаевская церковь. Следует заметить, что у Снегирева сведения о церквах Николаевской и Благовещенской несколько перепутаны. См. Рус. Стар, в пам. церк. и гражд. зодч, изд. Мартыновым, текст Снегирева, и Москва, подр. истор. и археол. опис. города, его же. М. 1875 г. В 1893 г. г. Токмаков издал «Историко-археолог. описание церкви св. Николая Чуд., что на Знаменке, в Москве.» В этой брошюрке г. Токмаков, хотя и говорит, что Ннколаевская, на Ваганькове, ц. «построена первоначально в 1497 г.», но верить ему рискованно, да кажется, он и сам себе не доверяет, потому что тут же, на 16 строк выше, говорит: «когда н кем первоначально построена (эта церковь), сведений не сохранилось». (См. стр. 26 и 27).

214

Забелин, Мат. т. I, стр. 430 – 433.

215

Там-же, т. II, стр. 50 –51.

216

Там же, т I. стр. 1080; Ср. Арх. М. Д. Кон. по Ннколо-Ваг. ц. д. № 2. Придел Четырех. Муч. находился с левой стороны главн. храма, в расстоянии 3 аршин. Основанием его служил прямоугольник с тремя закруглениями на вост. стороне, имевший 7 с. 2 ар. длины и 3 с. 2 ар. ширины. Северо-западный угол этого храма выступал в Ваганьковский переулок на две сажени против настоящей уличной линии. Арх. М. Д. Кон. дело № 78.

217

Там же дела №№ 1, 50, 51.

218

У кн. Ф. Ив. Голицына в доме его, на Знаменке, была своя церковь во имя св. Феодора Стратилата, в которой богослужение совершал придельный священник Николо-Ваган. церкви, получавший от князя ругу. Другая домовая церковь в Николо-Ваганьковском приходе была в доме графа Сер. Пав. Ягужинского, построенная еще его прародителями, во имя пр. Александра Свирского; при церкви также был особый священник, получавший ругу. Была еще церковь во имя св. ап. Андрея Первозванного в доме вдовы адмирала Марии Ион. Головиной, перевезенная ее мужем из Петербурга. Арх. М. Д Кон. вязка по Николо-Ваг. цер. дела №№ 6, 9, 14, 23, 28, 33, 60. См. также Ист. Моск. Еп. Упр. Ч. III. прим. стр. 13.

219

Дом. П. Е Пашкова в 1802 г. влад. Кол. Асс. Александр Ильич Пашков; в 1810 г. Алексей А. Пашков; в 1839 г. его дочь Дарья Алексеевна Полтавцева; в 1852 г.– 4-я гимназия, потом Румянцевский музей.

220

Подпись кн. Голицыных: «о разобрании Четыредесяти Муч. придел. церкви, которая предками нашими строена, и о употреблении из оной материала на построение ограды мы согласны». Арх. М. Д. К. д. № 78.

221

Там же дело № 99.

222

Там же.

223

Там же д. по Преч. сор. 1819 г. № 135.

224

Там же, по описи 1814 г. № 949; самого дела не оказалось.

225

Клир. вед. ц. Двор. Инст.

226

Там же; по 2 ст. 1 экспед. № 458-й 1843 г. и по 2 ст. 2 экспед. № 21-й 1842 г.; указ М. Д. Кон. от 26 фев. 1842 г. за № 1188 в цер. архиве.

227

Указ М. Д. Кон. от 20 апр. № 1835.

228

При доме на Покровке также имелась домовая церковь, в которую и перенесены некоторые предметы из церковной утвари Николо-Ваганьковской церкви. Пятидесятилетие 4-й Моск. гим. Д. Соколова, М. 1899.

229

Указ М. Д. К. от 20 апр. № 6900.

230

Тупик теперь не существует.

231

Карамзин. Ист. Г. Р. т. IX, пр. 138, 268. В 1551 г. Дмитровский поп Федор был поповским старостой. Чт. в О. Л. Д. Пр. 1894 г., сент., стр. 474.

232

Забелин, Матер… , т I, стр. 513.

233

Там же, т. II, стр. 61–64. См. также в Арх. М. Д. Кон. дело 1780 г.

234

Забелин т. II, стр. 285.

235

Там же, т. I, стр. 514 и т. II, стр. 597. В Крестов, ц. на Октоихе, издан. в 1666 г. след. надпись по листам: «лета 7185 Сент. в 8 день положил кн. сию Дмитровский поп Игнатей Варфоломеев церкви Димит. Селун. в предел Пресвятой Богородицы Казанской, что на Арбатской улице».

236

Ист. Моск. Еп. Упр. Розан. ч. II, стр. 90 и примеч. 180.

237

И всегда малоприходная, церковь в это время имела только два прих. двора–ген. Загряжского и Главной аптеки. См. Арх. М. Д. Кон. вязка по Крестов. мон., д. № 59. Руга: денег 25 рублев, муки ржаной 7 четвертей, пшеничной 2 четверти, круп гречневых 1 четверть, солоду ржаного и ячменного 3 четверти, круп ячных 4 четверика, овсяных– 4 четверика, гороху 2 четверика, мяса свиного 5 пуд., мяса говяжьего 5 пуд., масла коровьего 1 пуд, масла постного 1 ведро; покой и дрова; в два года на рясу сукна по 6 аршин. Арх. Моск. Син. Конт. 1773 г. февр. 18, № 148.

238

Арх. М. Д. Кон. по Крест. мон. д. № 53.

239

Гора Малеон или Малея состав. восточную часть горы Афонской. На этой горе находилась Кименская обитель, особенно славная в IX в. (Дни Бог Прав. Цер. С.-ПБ. 1846 г. ч I). Верхняя часть храма изображена вместе с домом Пашкова на грав., воспроизведенной в книге Пыляева «Старая Москва». С.-ПБ 1891 г. и в во многих иллюстрир. журналах за 1901-й год.

240

По надписи в Синодике, имевшемся в церкви «с давних лет», о построении церкви сказано- «построена при державе Царя и Вел. Кн. Михаила Феодоровича в память тезоименитства его в лето 7153 июля в 12 день». Арх. Моск. Д. Кон., вязка по Малеин ц. д. № 82. Срав. Планы Москвы XVII в., изд. Ком. Печ. Гос. Грам. под ред. С. А. Белокурова, М. 1898 г., стр. 48. Здесь же (стр. 49) и план двора Ф. М. Ртищева, на котором (дворе) «по указу Вел. Государя велено построить церковь и богадельни».

241

Сб. Мат., сост. И. Токм. М. 1889. вып. II.

242

Чт. в О. Л. Д. Пр. 1881 г.

243

С6. Мат.... сост. И. Токмаковым, вып. II.

244

Арх. М. Дух. Кон. по Малеин. ц. д. № 19.

245

Там же дело № 3.

246

Там же, вязка по Николо-Ваган. ц. д. № 30.

247

Там же, дела за №№ 58 и 76.

248

Там же, но Малеин. ц., д. № 14.

249

Там же, д. № 13 и по Николо-Ваг. ц. д. № 16.

250

Так, в 1690 г. «богадельных нищих – баб и девок» в богадельне было 167 человек. Забелин. Материалы, том I. Фасад богад. дома, имевшего в длину 16 с. 1 ар., помещен в издан. Найденова.

251

Арх. Моск. Д. Кон., вязка по Николо-Ваг. ц., д. № 82.

252

Священник переведен к Предтеченской, близ Новодевичьего мон., церкви, дьячок Сила Ипполитов – к ЗачатиевскоЙ, на Углу, церкви, а пономарь Стефан Васильев к Илие-Обыденской. (Там же).

253

Там же.

254

Там же, д. № 90.

255

См. выше о земле Крест. ц.


Источник: Крестовоздвиженский монастырь, ныне приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве на Воздвиженке : Ист. очерк, сост. диак. Н. Кедров. – 2-е доп. и ил. изд. - Москва : тип. «Московского листа», 1903. - 130 с.

Комментарии для сайта Cackle