сост. Александр Мозговой

Источники по трудам св.Николая Японского и истории Японской Церкви

Содержание

Записки современников святителя Николая Важные научные работы Диссертации  

 

ДНЕВНИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО: в 5-ти т. / Сост.К.Накамура. СПб.: Гиперион, 2004. Т.1. (1870–1880). – 464 с.; Т.2 (1881–1893). – 880 с.; Т.3 (1893–1899). – 896 с.; Т.4 (1899–1904). – 976 с.; (1905–1912) – 960 с.

Тираж 500 экземпляров. Издание сразу стало библиографической редкостью. Текст Дневников сделан с машинописной копии, содержащей многочисленные ошибки, о чем издательство «Гиперион» честно предупреждает читателей (см. Т.1., стр.332). Отсутствуют переводы японских слов Дневников, что иной раз приводит к полной непонятности текста («…просит там коогисё основать. У инославных там главные – гакудзюсу, а не ученье; у православия цели другие – учение внушать,– итак, там нужно нам коогидзё и денкёосё.»; Т.2., стр.408).

Тем не менее именно это издание представляет в настоящее время особую ценность, поскольку содержит полный текст Дневников и легко доступно в электронной форме (https:/ /azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/).

В 2018–2021 гг. из печати вышли первые пять томов трудов святителя .

СОБРАНИЕ ТРУДОВ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО В 10 ТОМАХ. Т.1: ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА (1860–1883). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2018. 497 с. – карты; Т.2: ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА (1884–1912). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2018. 584 с. – карты.; Т.3: ПИСЬМА (1860–1911). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2019. 756 с.; Т.4: ДНЕВНИКИ (1870–1888). – М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2020. – 780 с. – карта.; Т.5: ДНЕВНИКИ (1889–1895), – М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2021. – 932 с. – карта.

Тираж – 1000 экз. Для широкого читателя книги малодоступны. В электронном виде отсутствуют.

Издание содержит богатый комментарий, есть переводы японских слов, алфавитные и справочные указатели. Достаточно подробные карты. Фотографий мало, качество печати их весьма среднее. В томах 1 и 2 (официальные документы) исключительно интересны ранее не публиковавшиеся официальные отчеты (рапорты) Японской Миссии в Россию. К сожалению, отсутствует большая часть приходно-расходных отчетов и даже часть обзорных годовых отчетов. Отсутствует и большинство приложенных св.Николаем к отчетам фотографий (поскольку св.Николай высылал отчеты в двух экземплярах – в Московское Миссионерское Общество и в Синод – обнаружение их в будущем вполне возможно). Третий том – частные письма разным лицам – составляет уцелевшую малую часть эпистолярного наследия святителя (часть писем святителя считалась уничтоженной еще в 1914 году году, см. ниже статью Д.Карпука). 4 и 5 тома содержат Дневники св.Николая с 1870 по 1895 год. Высоким достоинством текста этих томов является выверка Дневников непосредственно по оригиналам, включение переводов японских оборотов текста и достаточно подробный к ним комментарий.

Ожидается еще пять томов Собрания (окончания Дневников, статьи, окружные послания, проповеди).

ИЗБРАННЫЕ УЧЕНЫЕ ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРXIЕПИСКОПА ЯПОНСКОГО: [сб.] / [сост., коммент.: Сила-Новицкая Т.Г.]. – Москва: ПСТГУ, 2006. – 174 с.

Работы «Япония с точки зрения христианской миссии», «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам», «Япония и Россия».

Дневники (по изданию 2004 года), избранные труды, послания и небольшая часть писем доступны непосредственно на портале «Азбука веры» (https:/ /azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/ ).

Записки современников святителя Николая

СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ), архимандрит. НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (ПИСЬМА ЯПОНСКОГО МИССИОНЕРА) // Богословский вестник, 1895. Т.4. №9–11; 1896. Т.1. №1, 3; Т.2. №4, 5; Т.3. №7–9; Т.4. №10–12. Около трети текста – письма I-VII – интересные путевые заметки по пути в Японию – с фрагментами суждений о русской миссии, иногда довольно острыми («… мы беднее каких-нибудь американцев. <…> Ведь тратится же у нас миллион рублей, по самому минимальному счислению, на одни церковные облачения. Вот хотя бы одну сотую или несколько сотых отделить сюда»; Письмо IV. «Бенгальское море»). В письме XVI («Токио») подробно описана миссийская «дача» в Тоносава (Тонусава). Интересный сравнительный анализ миссионерской работы разных конфессий есть в Письмах XI («Осака») и XIX («Гонконг»), о сложностях проповеди в центрах языческого массового паломничества на примере Киото рассказывает Письмо XII («Осака»).

https://azbyka.org/otechnik/Sergij_Stragorodskij/na-dalnem-vostoke-pisma-japonskogo-missionera/ . Есть современные книжные издания.

СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ), архимандрит. ПО ЯПОНИИ. ПИСЬМА О МИССИОНЕРСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ // Богословский вестник, 1899. Т.2. №4; Т.3. №7–9; Т.4. №10–12. Описано совместное со св.Николаем путешествие 1898 года по северной Японии и Курильским островам, а затем самостоятельная поездка архимандрита Сергия по острову Хоккайдо. Много ярких природных, хозяйственных и этнографических наблюдений. Исключительно ярко описано наводнение в Фукагава 7 сентября 1898 года. Обсуждается работа инославных миссий.

https://azbyka.org/otechnik/Sergij_Stragorodskij/po-japonii-zapiski-missionera/ .

Примечание: «Письма» являются прекрасным дополнением к Дневникам св.Николая, поскольку содержат детали, излишние по своей самоочевидности для Дневников самого святителя, но малопонятные читателю. Напр., архимандрит Сергий детально разъясняет смысл важного термина «симбокуквай» («симбокквай»), содержание которого непосредственно в Дневниках святителя можно понять только из контекста.

Ссылки на первое издание работ архимандрита Сергия (Страгородского) приведены по: СОБРАНИЕ ТРУДОВ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО В 10 ТОМАХ. Т.4: ДНЕВНИКИ (1870–1888). – М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2020. С.16, сноски 15, 16).

АНДРОНИК (НИКОЛЬСКИЙ), священномученик. МИССИОНЕРСКИЙ ГОД В ЯПОНИИ (ИЗ ДНЕВНИКА ЯПОНСКОГО МИССИОНЕРА). // Уфимские епархиальные ведомости, 1904. №7–14. 16–21. Описана военно-политическая обстановка 1898 года, есть подробная запись рассказа св.Николая о принятии им монашества и решении ехать в Японию. Рассматриваются причины охлаждения к вере «академистов» и приходских верующих. Есть конспективные материалы о содержании начальной проповеди к язычникам (в опубликованных трудах самого св.Николая эта тема затронута мало), даны разнообразные портреты катехизаторов, верующих, «отпавших» и многое другое, напр., очень поучительны советы святителя о способах оценки эффективности работы катехизаторов. Интересны впечатления о.Андроника о начальных этапах изучения им японского языка. Упомянуто резко отрицательное отношение к самой проповеди Православия в Японии со стороны части российских дипломатов (беседа с консулом в Кобе Ф.И.Васильевым 5/17 мая, и консулам из Хакодате, пребывавшем в уверенности, будто всем обращенным японцам выплачивается 8 иен за посещение церковных служб, см. запись от 23мая/4 июня).

https://azbyka.org/otechnik/Andronik_Nikolskij/missionerskij-god-v-japonii/

Более ранняя работа «Миссионерское путешествие в Японию» описывает морское плавание в Японию вместе с архимандритом Сергием (Страгородским). См. https://azbyka.org/otechnik/Andronik_Nikolskij/missionerskij-put-v-japoniyu/#0_1

АНАТОЛИЙ (ТИХАЙ), иеромонах. ДНЕВНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА В ЯПОНИИ ИЕРОМОНАХА АНАТОЛИЯ // Миссионер, 1978, №28–32; 1879, №45–50.

В сетевых ресурсах работа отсутствует, но представляет большой интерес, поскольку св.Николай Японский, не слишком частый на похвалы, достаточно высоко ценил работу о.Анатолия.

ЧЕРКАСОВА М.А. ЗАПИСКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИОНЕРКИ В ЯПОНИИ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЧЕРКАСОВОЙ // Миссионер. 1879. №43–44.

Диаконнисса М.А.Черкасова служила учительницей в Женской школе при Миссии в 1879–1882 гг. С точки зрения св.Николая была женщиной весьма сварливой, грубой и бестактной (дневниковая запись святителя от 11/23 января 1882 г.; письмо митрополиту Исидору от 22 января (ст.с.) 1882 г.). В сетевых ресурсах «Записки» М.А.Черкасовой не найдены.

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ. / Сост. Г.Е.Бесстремянная. – 2 изд. – СТСЛ, 2012. – 528 с. Наиболее интересны воспоминания епископа СЕРГИЯ (ТИХОМИРОВА) и профессора Д.М.ПОЗДНЕЕВА. Включены два письма святителя (к А.М.Полежаеву и катехизатору Пимену Усуи), а также его статья «Япония и Россия». Печать основной части уникальных фотографий высококачественная.

https://fb2lib.ru/svyato-troitskaya-sergieva-lavra/svyatitel-nikolay-yaponskiy-v-vospominaniyakh-sovremennikov/ .

Важные научные работы

СУХАНОВА Н. А. ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ХХ ВЕКЕ: ПУТЬ К АВТОНОМИИ. СПб: Алетейя, 2021. – 410 с. Исключительно информативная книга, основанная[АМ1] в том числе на изучении новых для российской науки японских источников. Яркий, связный и прекрасно аргументированный рассказ о пути Японской Церкви в XXI век.

https://predanie.ru/book/219422-istoriya-yaponskoy-pravoslavnoy-cerkvi-v-xx-veke-put-k-avtonomii/

БЕРТОВА А.Д. ХРИСТИАНСТВО В ЯПОНИИ: ОПЫТ ИСТОРИКО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА. – СПб, Наука, 2017. – 319 с. Широкая картина развития христианства в Японии.

БЕССТРЕМЯННАЯ Г.Е. ЯПОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 318 с.

https://www.chitalkino.ru/besstremyannaya-g-e/yaponskaya-pravoslavnaya-tserkov/

Легко доступно книжное издание.

ПРАВОСЛАВИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. Вып.2. Памяти святителя Николая, Апостола Японии (1836–1912). – СПб, Изд-во СПбГУ, 1996. – 192 с.

Сборник статей, посвященный истории Японской и (немного) Китайской миссий, биографии св.Николая, роли Японской Миссии в установлении культурных связей с Россией. Затронуты проблемы выживания Японской Церкви в условиях автономии от России. Есть краткая хронологическая таблица (по материалам книги Наганава Мицуо).

https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/2_bogolyubov_m_n_otv_red_-_pravoslavie_na_dalnem_vostoke_vypusk_2_-_1996.pdf

САВЧУК Р., иер. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ // БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК, № 24–25. МДА, 2017. Выпуск 1–2. С. 369–393. Аннотация: http://old.mpda.ru/bv/publ/text/5274541.html

КАРПУК Д. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ В ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. СПбДА, 2020.

В статье описана уцелевшая часть диссертации 1914 года иеромонаха Антония (Марценко) на тему «Архиепископ Николай Японский, как учитель нравственности (его жизнь, деятельность и взгляды)», где, среди прочего, есть упоминание о судьбе части писем св.Николая Японского. Автор утверждает, что существуют «категорические сведения (от архиепископа Антония Волынского, епископа Василия Можайского, епископа Владимира, архиепископа Сергия Финляндского) о том, что многочисленные письма преосвященного Николая уже сожжены и уничтожены»; о причинах уничтожения писем великого миссионера диссертант предположений не высказал. Вполне вероятно, что архиереи – Антоний (Храповицкий), Сергий (Страгородский) – равно как и другие – просто не пожелали обнародовать письма святителя, посчитав это преждевременным.

https://spbda.ru/publications/dmitriy-karpuk-svyatitel-nikolay-yaponskiy-v-gody-obucheniya-v-sankt-peterburgskoy-duhovnoy-akademii/.

Диссертации

БОГОЛЮБОВ А.М. РОССИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ЯПОНИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА: дис. ... канд. ист. наук / СПб., 2004. http://www.dissercat.com/content/rossiiskaya-dukhovnaya-missiya-v-yaponii-v-kontse-xix-nachale-xx-veka

НИКОЛАЙ (ОНО), иером. «СТАНОВЛЕНИЕ ЯПОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ АРXIЕПИСКОПЕ НИКОЛАЕ (КАСАТКИНЕ) В ПЕРИОД С 1876 Г. ПО 1891 Г. ОБЗОР ПЕРВОИСТОЧНИКОВ ИЗ АРXIВОВ ЯПОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ». 2018. Автореф.дисс.на соиск.уч.степ.канд.богословия;

Есть новые интересные факты, иногда неожиданные – например, на токийской Соборе июня 1881 года обсуждалась очень яркая проблема: «По инициативе епископа Николая на Соборе был поднят вопрос о церковном календаре и возможности перехода Японской Церкви со старого стиля на новый. <…> Собор принял неординарное решение – Рождественский пост должен начинаться раньше обычного – с 23 ноября и длиться по 31 декабря, а также с 5 по 7 января».

http://www.doctorantura.ru/images/pdf/2018/2018_autoreferat_ono.pdf.

САБЛИНА Э.Б. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЯПОНИИ В КОНЦЕ XIX – XX ВВ. И ЕЕ ОСНОВАТЕЛЬ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ. Дис. ….канд.истор.наук. М., 2000.

https://www.dissercat.com/content/pravoslavnaya-tserkov-v-yaponii-v-kontse-xix-xx-vv-i-ee-osnovatel-svyatitel-nikolai.

Комментарии для сайта Cackle