Источник

Глава 4. Единый «день» творения

Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний …

Пс. 89:5.

Подытоживая все сказанное о днях происхождения мира30, автор Книги Бытия говорит: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время (иом), когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт. 2:4). В этой фразе дни творения и созидания мира объединены в одном иоме, обозначены как один день. Здесь выражается та мысль, что все творение представляет, по сути, единый творческий акт, воплощающий в бытие одну творческую мысль.

Шесть дней – это шесть моментов одного и того же дела творения, которое мы можем мыслить лишь в их последовательности. Мы расчленяем в нашем сознании эти акты на отдельные хронологические моменты, может быть, в большей степени, чем они различаются по существу между собой, ибо все они есть звенья одной и той же цепи, стороны одного и того же целого, «моменты» одного и того же дня творения.

Мир един уже в предшествующем его возникновению едином творческом замысле о нем. Шесть дней – это «этапы» осуществления этого замысла, его постепенного развертывания в космическую реальность.

Все дни творения представляют собой ряд ступеней единой лестницы мироздания, по которой творение восходит к наиболее совершенным формам. В течение этих шести дней безвидная и пустая материя, о которой говорится в Прологе Книги Бытия, преобразуется творческим глаголом Божиим, наполняется множеством форм и становится Космосом – таким, каким он описывается в первой главе Книги Бытия и каким мы видим его сейчас.

Свет (поле), твердь (вещество), собрание вод (процессы) и весь мир в его совокупности – это основа, на которой возникает жизнь, сначала растительная, затем в ее высших формах завершающаяся появлением человека.

Очень трудно представить себе мир, возникший в первый день творения, то есть мир, состоящий из одного света (из одних волн); и совершенно невозможно представить себе мир только второго дня – мир, состоящий из одного вещества, без того, чтобы его частицы были уже связаны силовыми полями. Следовательно, день первый – это необходимо первый даже и в нашем сознании. День второй мы можем мыслить только после того, как мы уже помыслили о дне первом.

Столь же трудно представить себе и мир первых двух дней, то есть мир, состоящий только из поля и вещества, но как бы застывший, без той взаимосвязи, разделения и соединения элементов, о которой говорится в третьем дне, то же можно сказать о дне третьем, если не знать о том, что является содержанием первых двух дней.

И день четвертый мы не можем представить себе без наличия первых трех. Точно так же и дни пятый и шестой мы можем себе мыслить только на фоне предыдущих дней. Пятый и шестой дни – это следующие ступени, возможные только на основе первых четырех. В свою очередь, только при наличии в мире души живой может наступить момент, когда, наконец, как венец мироздания появляется человек, объединяющий в себе все элементы Космоса, носящий в себе образ и подобие Самого Творца.

Если поставить все дни творения в один ряд, как их располагает бытописатель, то на одном его конце мы видим свет – реальность, которая выражается преимущественно в количественных понятиях, причем именно в свете реализуется максимальный предел существующих в мире скоростей. На другом конце этого ряда мы видим человека – реальность, характерной чертой которой является качество ее организации, причем именно в человеке реализуется максимальный предел всех существующих для тварного мира качественных возможностей. Если говорить языком математики, то все дни творения представляют собой восходящую линию, идущую от нуля (небытия) и завершающуюся в бесконечности (единение с Богом). В самом сотворенном мире нет ни абсолютного нуля, ни абсолютной бесконечности.

Мы можем представить себе дни творения как онтологически различные планы бытия, возникшие во времени, но долженствующие войти в вечность, разнородные по своим характеристикам, но существующие в одном общем дне – замысле бытия, существующие не просто в хронологической последовательности, а в гармонически одновременной связи. Диалектическая связь библейских дней в одном дне не упраздняет возможности их хронологической разновременности в проявлении. Так, звезды и все космические образования возникли в какой-то «момент» мироздания после «Большого взрыва». Так, жизнь, как особый онтологический план бытия стала возможной только на основе определенных условий, обеспеченных совокупностью первых дней, поэтому она возникает хронологически позднее, хотя потенциально уже заложена в Космосе при его творении, благодаря животворящей силе Духа Святого, который, как говорится в Прологе, от начала реял над водой.

Были дни, то есть какие-то моменты времени, с которых начинались целые эпохи, когда во Вселенной впервые вступали в силу те или иные ее законы. Был день, когда явился свет, и был день, когда явилось вещество. Был день, когда на Земле гдето впервые появилась жизнь. Должно быть, этому предшествовала целая эра, в течение которой накоплялись силы (условия), на основе которых она могла появиться. Но это была еще только преджизнь. И, может быть, внезапно наступил «момент», та «критическая точка», когда впервые появилось то, что уже могло быть названо жизнью. Но несомненно, что законы жизни возникли на основе ранее существовавших законов, по которым происходили физические, химические и геологические процессы. Они не отменяли их, а только препобеждали.

Был день, и может быть, это был обычный календарный день Земли, когда в мир впервые вошел человек, когда впервые засветилось среди всего творения отражение Божества, когда впервые на Земле прозвучало человеческое слово –отражение Божественного Творческого Слова.

Слова Книги Бытия, сводящие все разделенные вечерами и утрами дни в один день (Быт. 2:4) – в еврейском тексте: иом; в греческом и славянском – день, в русском – время, выражают ту мысль, что все творение объединено в один целеустремленный творческий процесс – процесс становления. Мир развивается в своих формах и имеет своей целью совершенство. Таким образом, основным законом единого дня мироздания, согласно картине творения, является развитие, на языке науки называемое эволюцией. Подобно тому, как солнечные лучи, исходя от Солнца на Землю и поглощаясь ею, становятся уже чем-то единым с ней и тем самым создают в ней новые процессы, участвуя в жизни Земли, так творческое Слово Бога созидает на Земле разумно устроенные формы, а исходящая через Него животворящая сила Святого Духа оживляет их и дарует им способность совершенствоваться. Так из первозданной Земли, безвидной и пустой, возникает то, что мы называем природой.

Библейское повествование о днях творения и созидании мира дает нам обзор всего Космоса в целом, во всей силе его и красоте. Здесь раскрывается полная картина мира: пространство – в его необозримом объеме, и время – в его неисчислимой длительности, кажущиеся нам бесконечностью и вечностью. Раскрывается сущность движения, восходящего по лестнице дней от силовых полей до появления жизни и венца творения – человека.

В наши дни библейское сказание о происхождении мира иногда опровергают только потому, что оно дается от имени религии. Но если бы мы захотели заменить его какимлибо другим – научным или философским, то независимо от того, стали бы мы мыслить о мире, как о возникшем из небытия или как об извечно существующем, мы все равно были бы вынуждены говорить о нем только в той логической последовательности, которая дается в первой главе Книги Бытия.

Закончив описание происхождения Вселенной, нашей Земли и населяющих ее живых существ, включая и человека, Моисей говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый» (Быт. 1:31). Такова библейская оценка мироздания, высказанная устами Самого Бога. Мир хорош. Мир прекрасен, ибо он весь напоен силой Его Святого Духа. Он весь премудро устроен, ибо сотворен и создан Словом Неизреченного. Таково итоговое, жизнеутверждающее Откровение о творении Богом мира, о результатах этого творения. Творение осуществилось. Говоря тем языком, каким мы говорим о своих делах, творение удалось. Об удивительной премудрости, лежащей в основе строения мира, об удивительной красоте его форм нет нужды говорить. Человеческий разум все более и более раскрывает премудрость в жизни природы, человеческое сердце никогда не перестанет восхищаться красотою мира.

И вот, хорошо весьма. К этим кратким словам, представляющим собой изумительно верную формулу, характеризующую всю картину мира, мы уже не можем ничего прибавить или отнять. Мы можем только постепенно расшифровывать тайны мироздания, только вновь и вновь вписывать отдельными черточками и штрихами проявления мировой красоты в науке, искусстве, поэзии, молитвах.

И в заключение, как бы подводя итоги сказанному, автор говорит: «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1). Слово воинство в русском тексте, переведено с древнееврейского выражения Цваам, означающего буквально сила их, воинство их (силы небесные). Цваам является однокоренным слово Цваот (буквально воинства, силы), которое по-русски передано как Саваоф. Исходя из библейского контекста, под символическим словом силы можно подразумевать законы мироздания. В греческом переводе: космос, что буквально означает красота, украшение; то же и в латинском переводе: орнатус – красота, украшение. Слово Саваоф означает всю полноту мироздания, его мудрость и красоту, совокупность его сил в их гармоническом устроении31.

Далее говорится: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седъмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2–3).

Последний, седьмой иом мироздания – это тот день, та эра, в которую мы живем. Это – «день покоя» в том смысле, что Бог, сотворив человека по образу Своему и подобию, на этом закончил Свое творение, ибо образ и подобие Божие есть предел совершенства твари. Мы сами видим, что в этот седьмой день уже нет возникновения чего-либо принципиально нового. Человечество от праотца Адама и до наших дней представляет собой единый, биологически неизменяемый вид. Человеком называется и наш древний предок, и каждый наш современник. Однако этот покой седьмого дня полон движения и стремления к совершенству, полон динамики, уже вложенной в мир.

Бог благословил и освятил этот день (Быт. 2:3). Иисус Христос, отвечая фарисеям, упрекавшим Его за те исцеления больных, которые были совершены Им в день покоя – субботу, говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). День седьмой – это день духовного делания, духовного становления человека; день, в который человеку надлежит самому восходить к Богу. Поэтому Откровение говорит, что день седьмой должен быть посвящен Богу. По замыслу Творца этот седьмой день есть день, в который должно совершаться обожение человека. Отсюда, и в обычном исчислении дней, каждый седьмой день недели посвящается Богу.

В этот седьмой день природы, когда человек предоставлен своей свободе, совершается и страшная трагедия свободы – нарушение человеком того Божественного замысла, который Творец имеет о человеке, но в этот же седьмой день совершается и дело спасения человека от его падения, совершается воплощение, вочеловечение Сына Божия, дело возвращения человека к Богу.

Седьмой день – день покоя Божия от дел творения – благословенный день освящения, обожения человека. Этому делу спасения человека от греха, страдания и смерти посвящены все остальные книги Библии.

В книгах Ветхого Завета говорится об ожидании спасения, в книгах Нового Завета – о его свершении. Последняя книга Библии – Апокалипсис – приоткрывает тайны грядущих судеб мира, когда наступит день вечный (2Пет. 3:18).

* * *

30

Первая глава Книги Бытия фактически (тематически) заканчивается, вопреки сделанному в Средние века делению, первыми тремя стихами, отнесенными ко 2 главе.

31

Отсюда известное из Библии и из христианского богослужения наименование «Бог Саваоф (Цваот)», то есть «Бог Небесных Сил», Творец всех законов мироздания и всей его красоты (гармонии). По-русски более правильно было бы сказать «Бог (чего?) Саваофа».


Источник: И сказал Бог... Библейская онтология и библейская антропология : толкование первых гл. Книги Бытия (гл. 1-5) / Протоиерей Николай Иванов. - 3-е изд. - Клин (Моск. обл.) : Христиан. жизнь : Антал эстейт, 2005 (АООТ Твер. полигр. комб.). - 478 с.

Комментарии для сайта Cackle