Песнь 8. Ирмос:
(Дословный перевод) Этот именитый / избранный и святой день, одна из суббот, царица и госпожа, праздников праздник и торжество есть торжеств, – в этот день благословим Христа во веки.
(Славянский текст) Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.
(Перевод Ловягина) Сей именитый и святый день, единственный, царь и господь суббот, праздник из праздников и торжество из торжеств; – в сей (день) благословим Христа во веки.
Толкование
Многими высокими и славными именами и эпитетами именует певец в этом тропаре светоносный день Воскресения Господня, называемый также Святым Воскресением. Моисей называет его именитым и святым по двум основаниям. Одно – потому что это восьмой день и образ будущего века, а другое – потому что это день Пасхи. По поводу первого говорит Моисей так: «И день осмый свят наречен будет вам» (Лев. 23, 36), а о втором тот же самый Моисей учит: «Сии праздницы Господу наречени святи, яже наречете сия во времена их в первем месяце, в четвертыйнадесять день месяца между вечерними Пасха Господу» (Лев. 23, 4–5). Подобным образом он говорит и о празднике Пятидесятницы, и о празднике Кущей (там же). Ныне, если праздник прообразовательной Пасхи называется именитым и святым, насколько более подобает называть именитым и святым светоносное Воскресение, Которое приносит истинную и действительную Пасху – Воскресшего Владыку Христа? Итак, по этим двум причинам назвал певец это светоносное Воскресение Пасхи именитым и святым28.
Называет этот Господень день Пасхи и «единой от суббот», потому что слово «единая / одна» здесь обозначает «первая», как назван день и в Книге Бытия: «И бысть вечер, и бысть утро, день един» (Быт. 1, 5). Почему же день назван одним, а не первым? Потому что этот день, то есть воскресенье, теперь служит прообразом будущего века, а тогда это будет тот самый восьмой век, с невечерним и неизменным светом, и это будет один нескончаемый день. Великий Василий, высказав недоумение, почему Моисей назвал этот день одним, а не первым, говорит: «Чтобы вознести нашу мысль к будущей жизни, наименовал единым этот образ века, этот начаток дней, этот современный свету святой Господень день, прославленный Воскресением Господа». Согласно с ним говорит и божественный Григорий Фессалоникийский: «Господень День является не только восьмым днем, вследствие того, что он числится восьмым после предшествующих ему дней, но в то же время и первым днем по отношению к тем дням, которые следуют за ним. Это для того, чтобы, таким образом, одновременно был первым и последним тот самый день, который мы называем Господним, Моисей же наименовал его не “первым”, а “единым”, как весьма превосходящий по своему значению иные дни, и являющийся началом будущего века, единого и невечернего дня» (Слово на Новую Неделю). Итак, воскресенье – первый из других дней седмицы, которые все называются субботами от главного дня – субботы. И среди прочих праздников, называемых в Священном Писании субботами, первой называется Пасха Господня, поскольку она празднуется ради Воскресения Господа из мертвых – а через это и восстания всего человеческого рода.
Певец называет это светоносное воскресенье и царицей, заимствуя это название у Григория Богослова, говорящего: «Царица времен (то есть весна) царице дней последует и приносит ей в дар все, что ни есть прекраснейшего и приятнейшего» (Слово в Неделю Новую). Как солнце называется царем других звезд, ум – других сил души, весна – трех других времен года, роза – царицей других цветов, карбункул – царем прочих многоценных камней, орел – других птиц, а лев – других четвероногих, так и этот воскресный и светоносный день Господень есть царица всех других дней года и называется именно так. Называет же его песнописец светоносным, праздником праздников и торжеством торжеств, заимствовав это из слова на Пасху Григория Богослова, ибо там он говорит так: «Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; она настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные (то есть рождение, молодость, брак и тому подобное), но даже и Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды». А праздником праздников и торжеством торжеств называется воскресный день, чтобы с помощью удвоения слова было представлено то преимущество, которое этот день имеет над прочими праздниками, как, например, и Песнь песней, и Святая Святых называются так, с помощью удвоения, ради преимущества называемых предметов. Итак, из сказанного следует, что никакой другой день не является праздником праздников и торжеством торжеств, кроме одного этого светоносного дня, в который мы воспеваем Воскресшего Христа во веки.
Почему же певец назвал этот день Госпожой? По двум причинам. Первая – назван он так от имени Господа, поскольку именно в этот день, а не в какой-то другой, воскрес Господь, и согласно порядку словопроизводства день был назван Господним от слова «Господь», поэтому сей день является освященным более прочих дней седмицы. Евсевий сказал о храмах Господних, что они названы так от имени Господа, Которому посвящены: «Посвящены единому Царю, Богу и Владыке всяческих, от чего по Владыке же удостоились и названия, то есть получили имя не от людей, а от самого всех Господа и названы Господними» (Похвальное слово царю Константину), – если Евсевий сказал это о Господних храмах, то насколько справедливее отнести эти слова к Господнему дню, который получил наименование не от людей, но от Господа всех. А во-вторых, называется день Госпожой, поскольку начальствует над всеми другими днями седмицы и превосходит их. Видите высокие и великие преимущества святого Воскресения?
Тропарь:
(Дословный перевод) Придите – нового винограда плода, божественного веселья, в славный день восстания Царства и Христа29 приобщимся, воспевая Его как Бога во веки.
(Славянский текст) Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.
(Перевод Ловягина) Приидите, приобщимся новаго винограднаго плода – божественнаго веселия, в именитый день воскресения и царствия Христа, воспевая его, как Бога, во веки (Мф. 20, 29; Пс. 103, 15).
Толкование
Обычно у христиан в светоносный день Воскресения бывают три вещи: первая – то, что они сразу встают песнословить Воскресшего Христа и прославлять Его Воскресение богоприличными славословиями и песнями; вторая – то, что они возжигают свечи, лампады и светильники, чтобы умопостигаемо встретить с ними Воскресшего Владыку, показавшего всем свет Своего Воскресения; и третья – то, что они причащаются Божественных и нескверных Таин Восставшего Спасителя, если по священным канонам не имеют никакого препятствия и прежде приготовились к этому.
Итак, к этому третьему каноническому и святейшему обычаю христиан, то есть к причащению нескверных Таинств, побуждает нас соименный благодати Иоанн с помощью настоящего тропаря. Он заимствовал смысл его от Господа, Который сказал Своим ученикам: «Не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того, егда е пию с вами ново во царствии Отца Моего» (Мф. 26, 29) (Царствием Отца называется Воскресение, согласно Златоусту и Феофилакту). Так вот, заимствовав это, певец говорит так: «Смотрите, христиане, пришел славный и светлый день Воскресения и Царствия Христа, Который обещал дать нам новое питье и плод винограда. Итак, придите сегодня, братья, в этот славный день, будем пить от божественного веселья нового питья виноградного». А веселье он назвал божественным, потому что это духовное вино, то есть таинственная кровь нашего Господа, умопостигаемо веселит сердца нас, причащающихся, как гласит это псаломское изречение: «И вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15). Новым же наименовал это питье, потому что оно обновляет и делает нетленной нашу ветхость и тленность. Придите причаститься нескверных Таинств, чтобы, испивая от этого нового питья, мы начали ходить в обновлении жизни, воспевая во веки Даровавшего нам это Христа Богочеловека30.
Тропарь:
(Дословный перевод) Подними твои глаза, Сион, и посмотри вокруг, ибо вот, пришли к тебе источающие Божественный свет, словно светила, с запада и севера и от моря и с востока чада твои, в тебе благословляющие Христа во веки.
(Славянский текст) Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки.
(Перевод Ловягина) Возведи взоры твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к тебе как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки (Ис. 60:4, 49:12).
Толкование
Пророк Исаия дает материал и основание этого тропаря, ибо говорит так: «Возведи окрест очи твои и виждь собраная чада твоя: се, приидоша все сынови твои издалеча и дщери твоя на рамех возмутся» (Ис. 60, 4) и еще: «Се, сии издалеча приидут, сии от севера и от моря, инии же от земли персския» (Ис. 49, 12). Итак, претворяя эти изречения в песнопение, боговдохновенный Иоанн простирает свое слово к новому Сиону – кафолической Церкви, по преимуществу же к Церкви Иерусалимской, матери всех Церквей, и говорит так: «О новый Сион и Божественная Церковь православных, больше не смотри вниз, по образу скорбящих и печалящихся (ибо печалящиеся держат очи опущенными вниз, поэтому и слово «печальный» (kathf'j) происходит от «опускаю вниз» (k£tw f£h) глаза), но подними вверх твои очи и посмотри кругом, потому что пришли к тебе твои духовные дети, духовной матерью которых ты стала посредством Святого Крещения. Посмотри, говорю, как они собрались от четырех концов вселенной: запада, севера, востока и моря, то есть юга, потому что с южной стороны Иерусалима находится море. Собрались все духовные дети твои сияющие и светоявленные, воистину блистая как светила, источающие Божественный свет, потому что эти чада оправдались через веру Христову и Святое Крещение.
Если же они оправдались, следовательно, они исполнены и неизреченного света, как сказал Господь: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в славе Отца их» (см. Мф. 13, 43) и как говорит апостол: «В нихже являетеся якоже светила в мире, слово животно предержаще» (Фил. 2, 15, 16), то есть передавая другим жизненную силу, как толкует это Григорий Богослов (Слово на Крещение). Ведь Солнце правды, Христос, воссияв из гроба, не только прогнало тьму от верующих в Него, но и передало им Божественный Свой свет, превратив их в богосветлые светила и иные солнца. Как говорит и Григорий Нисский, «наградой добродетели становится Бог и блистается чистейшим светом, наградой, достающейся сыну того дня, который не прерывается мраком, ибо этот день производит другое Солнце, излучающее истинный свет» (На надписание шестого псалма о осьмом). Смотри и в вышеприведенном изречении Исаии, толкование которого Кириллом Александрийским приведено в тропаре пятой песни канона в Неделю Ваий: «Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, окрест очи твои возведи».
Тропарь:
(Дословный перевод) Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, в трех ипостасях объединяемое естество, превыше сущности и превыше Божества, в Тебя мы крестились и Тебя благословляем во все веки.
(Славянский текст) Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех естество, пресущественне и пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.
(Перевод Ловягина) Отец Вседержитель и Слово и Дух! Существо единичное в трех лицах, всевышнее и Божественнейшее! Мы в тебя крестились и тебя будем благословлять во все веки (Матф. 28, 19).
Толкование:
Достойно недоумения и исследования, почему в день Воскресения Господа певец упоминает о Крещении и говорит: «Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, в Тя крестихомся»? Итак, для разрешения недоумения мы говорим, что Господь после Воскресения, явившись ученикам Своим на горе Галилейской, послал их на проповедь, заповедав, чтобы они сперва научили язычников, неверных и заблудших, и потом крестили их во имя Святой Троицы, и сказал так: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Поэтому и у Церкви Христовой в обычае ночью этого самого светоносного дня крестить оглашенных, и божественные апостолы в своих постановлениях (книга 5, глава 19) определяют это: «С вечера до пения петухов бодрствуя и ... крестя оглашенных своих, и прочитав Евангелие... и предложив народу беседу, прекращайте сетование ваше», – поэтому и на священной Литургии вместе Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся».
Итак, зная это, божественный Иоанн, обращаясь к Святой Троице как бы от лица всех вообще крещеных христиан, и в особенности тогда новопросвещенных в тот день, говорит так: «О Святая Троица, Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, о природа, превысшая сущности и Божества31, в трех ипостасях и лицах объединяемая по одной и той же сущности, по единоначалию власти и по равночестию Божества, мы, все христиане, крестились в Твое имя, мы все Твои, мы все служим Тебе, и мы все Тебя благословляем во веки». Это говорит песнописец не потому, что Святая Троица не знает, что мы крестились в Ее имя, но потому, что он желает, чтобы мы привлекли на себя обильнейшую благодать и помощь Святой Троицы, ибо и пророк Давид, желая взыскать спасения от Бога, предупреждает и говорит Ему так: «Твой есмь аз, спаси мя» (Пс. 118, 94), ибо у владык есть природное свойство становиться более мягкими и милосердными к своим рабам, когда они услышат, что те говорят им смиренные и сокрушенные слова.
* * *
Божественный Григорий Фессалоникийский в Слове на Новую Неделю говорит: «Чем пятница является по отношению к субботе, тем суббота – по отношению к Господнему Дню, который явно превосходит ее, как завершение и истина превосходят начало, и образ, и тень. Такое превосходство и святость Господнего Дня происходят как следствие преблагословенного завершения дела в этот день и ожидаемого в сей день всеобщего воскресения, совершенного вхождения достойных в божественный покой и возрождения всего мира... Ясно показывал Моисей, что и восьмой день должен быть называем нами “святым”, предвозвещающим как бы божественное и всеславное и священное достоинство Господнего Дня, которое наступит после того, как все ветхозаветное минует». Называется же воскресенье восьмым согласно тому же самому божественному Григорию, не только потому, что по счету оно идет после седьмого дня, но и потому, что произошедшее в воскресенье Воскресение Господа по счету восьмое после семи воскресений из мертвых, бывших от века. Три воскресения совершились в Ветхом Завете: одно совершил Илия и два – Елисей. Четыре воскресения совершил в Новом Завете Господь: дочери Иаира, сына вдовицы, Лазаря и воскресение многих святых в Великую Пятницу. А восьмым было Воскресение Господа. «Так что (согласно словам того же божественного Григория) Воскресение Господа не только совершилось в восьмой день, но и восьмым числится после тех, которые ему предшествовали; но оно же и первое по отношению к ожидаемому восстанию всех во Христе, а лучше сказать – к воскресению (восстание есть явление, когда воздвигнутые умерли вновь, как было в вышеприведенных случаях; а воскресение в собственном смысле – то, когда воздвигнутые уже никогда не умирают, что можно сказать о Воскресении Господа и воскресении воскрешенных для совершенства), ради Воскресения и воспевается Христос, начаток усопших и первородный из мертвых». И третья причина, по которой Воскресение называется восьмым, согласно тому же Григорию, – то, что Христос, явившись апостолам в воскресение Пасхи, спустя восемь дней явился им снова, когда усомнился в Нем Фома. Так Церковь Христова, отсюда взяв повод, каждые восемь дней празднует Воскресение; другие праздники празднуются только раз в год, а Воскресение – 43 раза в год.
В других рукописях неправильно написано: «Царствия Христова», ибо правильнее писать «Царствия и Христа», согласно анонимному толкователю.
Итак, всем христианам следует послушаться этого благовестия соименного благодати Иоанна и причащаться сегодня (то есть на Пасху) Божественных Таин, даже если они и причастились в Великий Четверг или Великую Субботу, потому что тот, кто причащается сегодня, поистине и в собственном смысле совершает Пасху. Истинная Пасха христиан – это Христос, Которого они причащаются в Таинствах, как и Павел утверждает: «Ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1Кор. 5, 7) и Златоуст: «Ибо Пасха – это не пост, но приношение и жертва, бываемая по обычаю в каждом собрании» (Слово на прежде постящихся в Пасху). А те, которые не причащаются сегодня, если только у них нет какого-либо препятствия, совершают Пасху не истинную, но мирскую, то есть заключающуюся только в пасхальной еде, которую они вкушают, и в нарядной одежде, которую надевают. Кроме того, и духовникам – и тем следует слушать это увещание богоносного и духоносного этого отца, и не только не возбранять причащаться, но даже и побуждать к причащению своих духовных чад, у которых нет канонических препятствий к тому, чтобы причащаться в этот светоносный день. И пусть они делают это ради послушания в особенности божественному Златоусту, который взывает в своем огласительном слове и побуждает христиан к причащению нескверных Таинств, говоря так: «Трапеза (то есть Божественных Таинств) исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный (то есть Христос, предложенный на святой трапезе), никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира благодати». А если какой духовник возбранит сегодня принимать Божественные Тайны тем, кто не имеет препятствия к тому, – тот преступник священных правил божественных отцов и потому по справедливости достоин он осуждения как человекоугодник и как последующий новейшему и беззаконному обычаю тех, которые многими почитаются за рассудительных. Кто хочет, пусть посмотрит 66 правило святого VI Вселенского Собора, чтобы узнать, что христиане должны оставить театры и забавы на всю Светлую седмицу, чтобы находиться в церквах, славословить Воскресшего Христа, слушать Божественные Писания и причащаться Божественных Таин. О святейший обычай древних христиан, почему ты оставил несчастный род христиан сегодняшних и пропал?
Смотри богословское примечание о слове «пребожественный, превысший Божества» в том тропаре канона на Богоявление, который говорит: «Троицы явление во Иордане бысть, самое бо Пребожественное Естество», в восьмой песни.