Источник

О Соборе, состоявшемся в Карфагене при сщмч. Киприане36

Предисловие

В Кархидоне, иначе Карфагене, при св. сщмч. Киприане состоялось три Поместных[37] собора по вопросу о перекрещивании.

Первый – в 255 г. по Р. X., в четвертый год царствования Валериана и Галлиена[38]. На нем было определено, что никто не может быть крещен вне Церкви, поскольку крещение одно – крещение Кафолической Церкви, а потому и еретиков, когда они приходят в Кафолическую Церковь, подобает перекрещивать. Тех же, которые вначале получили совершенное по правилам крещение у православных, а потом стали еретиками, при возвращении в православие подобает принимать не через крещение, как говорил Новат, но только через молитву и возложение рук, как это явствует из послания к Квинту, т. е. 71-го письма Киприана (об этом см. также I Всел. 8).

Второй Собор был в 258 г. или, по Милиасу, в 256 г. (см. 1-й т. «Синодикона»), на нем присутствовал 71 епископ из Нумидии и прочих мест Африки. Св. Киприан собрал их для того, чтобы они с большей властью утвердили и одобрили изложенное на предыдущем Соборе определение о перекрещивании. И они определили, во-первых, что всех тех, которые, пребывая в Церкви (т. е. являясь клириками), оставляют веру, должно при их возвращении принимать только как мирян; а, во-вторых, что крещение еретиков совершенно недействительно, так что когда они обращаются и крестятся согласно православному учению, то не считаются принимающими второе крещение, но рассматриваются как крещаемые впервые, поскольку вообще не имеют истинного крещения.

В том же году при св. Киприане в Карфагене состоялся и третий Собор, на котором присутствовали 84 епископа. Этот Собор отправил епископу Иовиану и его епископам настоящее соборное каноническое послание, иными словами – данное правило, поскольку, как говорит Зонара (и сообщает само послание), этот епископ спросил божественного Киприана, подобает ли крестить схизматиков-новациан, когда они приходят в Кафолическую Церковь. Но, по словам многоученейшего Досифея (Двенадцатикнижие. С. 55). это правило было изложено потому, что упомянутым вторым Собором было отправлено послание Римскому папе Стефану, в котором сообщались определения Собора о перекрещивании. А Стефан, созвав в Риме Собор, объявил это послание не имеющим силы и определил не крестить второй раз еретиков, крестящих так, как крестит Церковь39 (о чем пишет Киприан в послании к африканскому епископу Помпею Сабратскому). Поэтому для окончательного утверждения перекрещивания, которое и раз, и два было соборно установлено, и для отвержения вынесенных Стефаном определений св. Киприан созвал этот третий Собор, изложивший настоящее правило.

Отметь, что поскольку этот Собор состоялся раньше всех Вселенских и Поместных соборов, его подобало поместить перед Вселенскими. Но так как Поместный собор имеет меньшее достоинство, чем соборы Вселенские, то их поместили первыми, а его после них (см. об этих Соборах: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 53, 975; Синодикон. Т. 1. С. 98). То же самое произошло и с прочими Поместными соборами, которые предшествовали Вселенским: ради авторитета Вселенских соборов Поместные были поставлены после них.

Св. Киприан, созвавший этот Собор, принял мученическую кончину при императоре Декии. В похвалу ему довольно и того дивного слова, что было воспето в честь его святости богословствующими устами Григория40.

Правило святого Поместного собора, состоявшегося в третий раз в Карфагене при сщмч. Киприане с толкованием

Правило

Находясь в общем собрании, возлюбленные братия, мы прочли посланные вами письма о мнимо крещенных у еретиков или схизматиков и приходящих в Кафолическую Церковь, которая одна и в которой мы получаем крещение и возрождаемся. В отношении таковых мы убеждены, что вы и сами, поступая так, удерживаете твердыню Кафолической Церкви. Но поскольку вы находитесь в общении с нами и желаете спросить об этом ради общей любви, то мы высказываем не новое и не ныне утвержденное мнение, но сообщаем и передаем вам мнение, издревле испытанное со всем тщанием и усердием нашими предшественниками и соблюденное нами, пребываем с вами в общении и единении и ныне предписываем (χειροτονοῦντες)[41] то самое, что всегда соблюдаем строго и незыблемо: никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, поскольку крещение одно, и оно находится в одной Кафолической Церкви. Ибо написано: Оставил Меня, Источник живой воды, и выкопал себе водоемы непрочные, которые не могут содержать воды (Иер.2:13). И еще, пророчествуя, Святое Писание говорит: От чужой воды удаляйся и из чужого источника не пей (Притч.9:8).

Итак, необходимо, чтобы вода вначале очищалась и освящалась иереем, чтобы она могла в крещении смыть грехи с крещаемого. И через прор. Иезекииля Господь говорит: И окроплю вас чистою водою... и очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (Иез.36:25–26). Как же может очистить и освятить воду тот, кто сам нечист и в ком нет Святого Духа, тогда как Господь говорит в книге Чисел: Все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто (Чис.19:22)? Как при крещении может подать другому отпущение грехов тот, кто вне Церкви[42] не смог отложить собственные грехи? И даже сам вопрос, задаваемый во время крещения, свидетельствует об истине.

Ибо мы, говоря испытуемому: «Веруешь ли, что получишь вечную жизнь и отпущение грехов?», утверждаем не что иное, как то, что это может быть дано в Кафолической Церкви, а у еретиков, у которых Церкви нет, получить оставление грехов невозможно. И поэтому защитники еретиков обязаны или изменить это вопрошание, или защитить истину, если только они не приписывают еретикам какую-то Церковь.

Кроме того, необходимо, чтобы крещеный был помазан, дабы, получив помазание, он стал причастным Христу43. Но еретик, не имеющий ни алтаря, ни церкви, освятить елей не может. У еретиков помазания не может быть вообще. Ибо для нас совершенно очевидно: никак невозможно, чтобы елей у них был освящен для благодарения[44]. Мы не должны пребывать в неведении, но должны знать, что написано: Елей же грешника да не помажет головы моей (Пс.140:5), – на это еще в древности Дух Святой указал в псалмах, дабы никто, потеряв след (ἐξιχνιασθείς)[45] и сбившись с прямого пути, не был помазан еретиками, враждебными Христу.

Да и как совершит молитву о крещеном не иерей, а святотатец и грешник? Ведь Писание говорит: Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин.9:31). Через Святую Церковь мы мыслим отпущение грехов[46]. Кто же может дать то, чего не имеет сам? Или как может совершать что-либо духовное тот, кто отверг Духа Святого? Поэтому приходящий в Церковь и должен обновиться, дабы внутренне сделаться освященным через святые таинства. Ведь написано: Будьте святы, как Я свят, говорит Господь (см. Лев.11:44; 19:2; 20:7). Поэтому и тот, кто был введен в заблуждение обольщением, пусть в истинном и Церковном крещении совлечется и самого этого[47], – всякий человек, который шел к Богу и искал иерея, но, оказавшись в заблуждении, попал к святотатцу.

Выказывать снисходительность к тем, кто крещен еретиками, значит признавать крещение еретиков[48]. Ведь оно не может иметь силу отчасти. Если кто-либо смог крестить, значит, он имел силу и подать Святой Дух. А если не смог дать, так как не имеет Духа Святого, потому что пребывает вне Церкви, то не может и крестить приходящего. Ибо крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь, Христом Господом нашим на единстве основанная (как говорил с самого начала ап. Петр), одна. Потому совершаемое еретиками – все негодно как ложное и пустое. Богу не может быть приятно и угодно ничто из совершаемого теми, кого Господь в Евангелии называет врагами и противниками: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30). И блаженный ап. Иоанн, соблюдая заповеди Господни49, в своем Послании прежде всех писал: Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши (1Ин.2:18–19).

Поэтому и мы должны знать и понимать, что враги Господни, названные даже антихристами, не могут быть угодны Господу. А потому мы – те, кто пребывает с Господом и держится единства с Ним, кто ради Его достоинства наделен (χορηγούμενοι)[50] всем необходимым для того, чтобы совершать Ему в Церкви священнослужение, – должны отклонить, отринуть, отвергнуть прочь и почитать нечестием все, что делают противящиеся Ему, т. е. враги и антихристы. А тем, которые от заблуждения и лукавства приходят к познанию (ἐπὶ γνώσει)[51] истинной веры Церкви, мы должны сполна преподать таинство Божественной силы, единства, веры и истины.

(Апост. 46, 47, 68; II Всел. 7; VI Всел. 95)

Толкование

При помощи многих доводов настоящее правило показывает, что крещение еретиков и раскольников неприемлемо и они должны быть крещены, если обращаются в правую веру Кафолической Церкви.

Во-первых, крещение одно и оно находится в одной Кафолической Церкви, еретики же и раскольники, пребывая вне ее, не имеют, следовательно, и этого единого крещения.

Во-вторых, вода крещения предварительно должна быть очищена и освящена молитвами иерея и благодатью Всесвятого Духа, а затем уже она очищает и освящает того, кто в ней крестится. Однако еретики и раскольники – не иереи, а, конечно, святотатцы, не чистые, а нечистые и несвятые, как не имеющие Духа Святого; следовательно, они не имеют и крещения.

В-третьих, через крещение, совершаемое в Кафолической Церкви, подается отпущение грехов. А через крещение, совершаемое у еретиков и раскольников вне Кафолической Церкви, как может быть дано отпущение грехов?

В-четвертых, крещаемый после крещения должен быть помазан миром, приготовляемым из елея[52] и иных ароматов, освященным наитием Святого Духа. Еретик же, не имеющий Духа Святого, ибо разлучился с Ним из-за ереси и раскола, как может освятить такое миро?

В-пятых, иерей должен молиться Богу о спасении крещеного, а еретик и раскольник, который, как мы сказали, есть святотатец и грешник (не столько из-за своих дел, сколько из-за ереси и раскола – грехов, больших из всех), как может быть услышан Богом, когда Писание говорит: Грешников Бог не слушает53?

В-шестых, невозможно стать угодным Богу через крещение еретиков и раскольников, потому что они – враги и противники Богу и потому что апостол Иоанн называет их антихристами.

Итак, на основании всех этих и прочих доводов, настоящее правило, применяя акривию, утверждает, что следует крестить всех еретиков и раскольников, и добавляет, что мнение о том, что не следует принимать еретическое и раскольническое крещение, является не новым мнением отцов данного Собора, но древним, испытанным со многим усердием и тщанием их предшественниками[54] (которые восходят почти до самих преемников апостолов) и во всем согласным с Апост. 46, 47 и 68.

Не только все отцы Собора в настоящем правиле совместно отвергают крещение еретиков и раскольников, но и по отдельности каждый из восьмидесяти четырех отцов Собора отвергает его одним отдельным доводом, иными словами, есть восемьдесят четыре довода.

Поэтому и II Вселенский собор в своем 7-м правиле частично сохранил настоящее правило (если же он и не распространил его на всех, то сделал это по икономии и снисхождению, а не по акривии, как мы сказали в примеч. к Апост. 46). VI Вселенский собор также подтвердил настоящее правило в своем 2-м правиле (хотя он и говорит, что это правило распространилось только в известных частях Африки, но, утвердив его однажды, он скорее упрочил его, а не упразднил). Принимает его и Василий Великий в своем 1-м правиле (см. также примеч. к упомянутому правилу Апост. 46).

Дополнение55: Вселенские соборы приняли и одобрили определения частных Соборов и особенно правила Василия Великого, что мы увидели в VI Всел. 2. Следовательно, они приняли и утвердили все то, что прежде постановили Поместные соборы и Василий Великий, и, таким образом, следует верный и неизбежный вывод о том, что всех еретиков следует без колебаний крестить.

А икономия, которую применительно ко времени употребляли некоторые отцы, не может считаться ни законом, ни примером. Ведь если провести хорошее исследование, то окажется, что эти еретики, принятые по икономии II Вселенским собором, были в большинстве своем крещены священниками, впавшими тогда в ересь, почему и была применена такая икономия. Однако истина Божественного Писания и правый разум показывают, что всех еретиков безоговорочно подобает крестить.

* * *

36

См. в настоящем издании примеч. переводчиков: т. 1, с. 271.

37

Отметь, что теми же самыми четырьмя особенностями, которыми Вселенские соборы отличаются от Поместных, и Поместные соборы со своей стороны отличаются от Вселенских (см. об этом в примеч. 1 к предисловию I Всел.).

Поместный же собор отличается от так называемого местного тем, что местный Собор, согласно Досифею (Двенадцатикнижие. С. 1015), – тот, который учреждает епископ, или митрополит, или патриарх с одними своими клириками, без епископов; а Поместный собор – тот, на который митрополит или патриарх собираются вместе со своими митрополитами или епископами, говоря проще – когда епископы одной или двух митрополичьих областей собираются для рассмотрения возникающих церковных дел и вопросов. Поместными называются и те Соборы епископов, которые ежегодно проводятся, по определению правил, в каждой митрополичьей области, поскольку и на них собираются епископы, по Апост. 37 и прочим согласующимся с ним правилам.

38

Причины, по которым состоялся этот Собор, таковы. Перекрещивание в Африке началось прежде всего из-за учения Карфагенского епископа Агриппина или, как говорят другие, Тертуллиана (что ясно из слов, которые пишет божественный Киприан в данном каноническом соборном послании к Иовиану: «Не новое и недавно утвержденное мнение мы приводим, но испытанное с давних пор со всей тщательностью предшествующими нашими отцами»).

А вот иная причина. В те времена появился еще Новат, который был пресвитером в Риме, но стал раскольником, поскольку начал учить тому, что покаяние тех, кто во время гонений принесли жертву идолам, а потом обратились к покаянию, не принимается, если они не будут крещены заново. Из-за этого своего ложного учения он отделился от Кафолической Церкви, а с ним и многие другие. Таким образом, возникло сомнение и относительно их, точнее – относительно принимающих от них крещение: следовало ли крестить их, когда они впоследствии обращались к Кафолической Церкви? Поэтому некоторые епископы обратились к божественному Киприану в поисках разрешения недоумения. Итак, собравшись, данный Собор определил то, о чем мы сказали выше (см.: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 53).

39

Обрати внимание на то, что не только в Африке, но и в Асии был обычай перекрещивать тех, кто принял крещение у еретиков. Поэтому тот же Стефан написал асийским епископам, чтобы они отказались от перекрещивания. Но асийцы не только не послушали папу, но еще и созвали собор в Иконии в 258 г. Экзархом Собора был епископ Кесарии св. Фирмилиан; на Собор съехались отцы из Каппадокии, Ликии, Галатии и других областей. Отцы определили, что не должно признавать никакого еретического священнодействия: и крещение, и хиротония, и любое другое таинство у еретиков невозможны и не заслуживают упоминания (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 55).

Еще отметь, что божественный Дионисий Александрийский, современник св. Киприана, был согласен с мнением Киприана о том, что необходимо перекрещивать еретиков – об этом упоминает Иероним в списке церковных писателей.

Смотри также предисловие к правилам Дионисия.

40

Greg. Nazianz. От. 24 // PG 35, 1169D-1193B.

41

Т. е. избираем (ψηφίζοντες), определяем (διοριζόμενοι).

42

Возможно, «поскольку пребывает вне Церкви».

44

Правильнее «для употребления», чем «для благодарения».

45

Возможно, «будучи просеян» (σινιασθείς).

46

По необходимости следует понимать «подается». Иначе говоря, здесь эллипсис.

47

Имеется в виду следующее: чтобы и введенный в заблуждение отверг в истинном и церковном Крещении и само это, т. е. заблуждение.

48

В других источниках – «и раскольников».

50

Возможно, χορηγουμένην.

51

Έπί γνῶσιν – правильнее.

52

Настоящее правило святое миро называет елеем по тому веществу, которое составляет его большую часть. Елея всегда должно быть больше, чем других благовоний, какие берутся для его приготовления. Обрати внимание на то, что первым учит помазывать миром принимающих крещение настоящее правило, а не Лаодик. 48, как утверждали некоторые, потому что это правило гораздо более древнее, чем Лаодик. 48. Однако истина судит право: то правило говорит только об одном помазании, а в настоящем правиле о запечатлении миром упомянуто среди прочего.

54

А именно со времени Агриппина, епископа Карфагенского, как мы сказали в предисловии к этому Собору.

55

О принадлежности этого дополнения см. в настоящем издании: т. 2, с. 358 (сноска).


Источник: Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. — Т. 3: Правила Поместных соборов. - Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019 — 430 с.

Комментарии для сайта Cackle