Лейпциг – Вена – Братислава – Яссы. Избрание на Филадельфийскую кафедру
Феотокис мирно занимался в Лейпциге научными и издательскими трудами, когда его постигла весть о том, что греческая община Венеции избрала его своим епископом. Это избрание стало для него одним из больших жизненных искушений.
Весть эта своей внезапностью привела его в замешательство. По его собственному признанию, он «в течение многих часов пребывал в ужасе». Никифор был далек от тщеславных намерений и совсем не обрадовался такому известию. Он сознавал всю тяжесть епископского служения, к тому же ему было знакомо плачевное положение Филадельфийской кафедры, которую стремился подчинить себе Римский папа60. Между Феотокисом и венецианской греческой общиной завязывается переписка, продолжавшаяся почти четыре года (первое письмо Никифор отправил 4 февраля 1772 года из Лейпцига и последнее 8 ноября 1775 года из Ясс)61. В письмах Феотокиса ясно выражены его взгляды на святительское служение (на этот раз он вынужден был от него отказаться, но епископство Никифора, как увидим далее, было в путях промысла Божия о нем и о Церкви), а также твердое неприятие церковной Унии.
В первом ответном письме, после мучительных раздумий, Никифор с четкостью выражает свое отношение к архипастырскому служению: «Поскольку епископский сан есть ни что иное как забота о многих душах, и от совершенства или от несовершенства [исполнения таковой заботы] зависит честь и вечное спасение того, кто берет ее себе на плечи, нет человека благочестивого и достойного, или ученого, или добродетельного, имеющего все лучшие качества, который бы не позаботился изо всех своих сил удалить от себя такое предприятие». Именно об этом с первого момента помышлял Никифор; он признавался: «Три дня и три ночи, пока я находился в раздумье об этом предприятии, по мне лился холодный пот и, о чем бы я ни думал, ничто другое не приходилось мне по душе кроме как совершеннейшее отклонение этого избрания»62. Несмотря на все свои колебания, Феотокис, глубоко переживавший о судьбе своего народа, решает принять избрание, но лишь при соблюдении определенных условий, которые он и сообщает письменно греческой общине. Во-первых, греческая община должна добиться совершенной независимости от папского престола и Унии и следовать догматам Восточной Православной Церкви, находясь в юрисдикции Константинопольского патриарха (архиепископство Филадельфийское должно быть «истинным чадом Греческой Восточной Церкви» – пишет Феотокис в автобиографическом письме). Во-вторых, избрание его во епископы Филадельфийские должно быть утверждено патриархом Константинопольским63. Лишь по исполнении двух этих условий Никифор соглашался приехать в Венецию.
Начинается период борьбы, неопределенности, ожидания. В течение трех лет Феотокис пепрерывно побуждает греческую общину позаботиться об освобождении от власти латинян, отстоять чистоту своего вероисповедания – не престает их «увещевать, советовать, возбуждать». Видя тщетность всех своих усилий и безразличие венецианских греков, он несколько раз заявляет о своем отказе. Его просят подождать, уверяют, что вопрос будет решен положительно, просят приехать в Венецию и разрешить волнующие вопросы на месте. Феотокис ждет, несмотря на то что у него закончились денежные средства и он не может более задерживаться в Лейпциге. Он остается непоколебим и в своем отказе вступить на венецианскую землю до получения общиной независимости от папы, так как его приезд прежде положительного решения этого вопроса ставил бы его под подозрение в принятии Унии. В конце концов, весной 1774 года он переезжает в Вену, затем в Братиславу, затем, возможно, на какой-то период возвращается в Вену. В 1775 году в Галле Феотокис издает книгу «Ответ некоего православного к некому православному брату о насилии католиков...»64, направленную на просвещение, в первую очередь, греков диаспоры с целью уберечь их от униатского прозелитизма. Он призывает единоверных братьев беспрекословно подчиняться гражданскому законодательству иностранных государств, в которых они проживают, но не допускать компромиссов в вопросах веры. Раскрывая всю обманчивость и гибельность Унии, Никифор убеждает своих соотечественников быть верными чадами Восточной Православной Церкви65.
Летом 1775 года Никифор переезжает в Яссы66. Окончательно убедившись, что Венецианская республика не желает переменить своего пагубного мнения («тщетно мы старались Эфиопа сделать белым»), 6 ноября 1775 года он письменно заявляет из Ясс о своем окончательном отказе от Филадельфийской кафедры. Однако его труды по просвещению соотечественников не пропали даром. Венецианское правительство в лице Феотокиса впервые встретило такой сильный отпор папской претензии на Греческую Церковь в Венеции. Указом от 31 декабря 1780 года оно вынуждено было освободить Филадельфийского епископа от клятвы на верность Унии. Тогда же, впервые после долгого периода запустения, на кафедру был канонично избран и утвержден патриархом епископ Закинфский и Кефаллонийский Софроний.
* * *
В Венеции с конца XVI в. существовал греческий православный храм во имя великомученика Георгия и номинальная Филадельфийская епископская кафедра (Филадельфия – в первые века христианства город в Малой Азии, ныне г. Алашер в Турции), которая пустовала с 1713 г. По просьбе греков 31 декабря 1761 г. герусией (сенатом) был издан указ, разрешающий греческой общине избирать своего архиепископа, но лишь при условии, что избранный архиерей с клятвой исповедует Флорентийскую унию. По причине этого условия Константинопольский Патриарх не утвердил избрание двух кандидатов в епископы. При таких обстоятельствах 26 января 1772 г. на эту кафедру был избран Никифор Феотокис.
Κούκκου Ἑ. Ἀ νέκδοτοι ἐ πιστολα ὶ το ῦ Ν. Θεοτόκη... С. 481.
Μουρούτη–Γενάκου Ζ. Ὁ Νικηφόρος Θεοτόκης... С. 27, сноски 144, 147; Παρανίκα Μ. Νικηφόρος ὁ Θεοτόκης κα ὶ ἡ ἐ ν ῾Ενετίᾳ ῾Ελληνικ ὴ ῾Εκκλησία. ΕΦΣΚ. Τ. 20 (1891). С. 112.
Μουρούτη–Γενάκου Ζ. Ὁ Νικηφόρος Θεοτόκης... С. 28.
См. ().
Μουρούτη–Γενάκου Ζ. Ὁ Νικηφόρος Θεοτόκης... С. 42–43.
Яссы – в то время столица Молдавии.