Источник

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю девятую (Мф.14:22–34)

То, что предлагается в нынешнем Евангелии, хотя кажется простыми повествованиями, показывающими, что тогда случилось, когда Иисус Христос силою Божества Своего ходил по морю, так как мы ходим по суху: однако они заключают в себе мысли чудные и душеспасительные. Но якоже те токмо обретают драгоценные маргариты, кои нисходят во глубину моря: тако испытующие токмо глубину словес Божиих находят душеспасительные мысли. Сие самое подтвердил пророк Давид, сказав: «сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине» (Пс.106:23–24); сего же для и на другом месте написал: «блажени испытающии свидения Его» (Пс.118:2). Снидем убо и мы мыслию во глубину прочтенных словес, потрудимся испытать бездну духовных вод, да изнесем мысленные маргариты Божественных размышлений, и да узрим Господа Иисуса дела, и чудеса Его. Разберем и мы нынешние Евангельские слова; ибо они суть свидетельства о Божестве Спасителя Христа, наставляющие нас на блаженный путь вечного спасения.

Мф.14:22. Во время оно, понуди Иисус ученики Своя влезти в корабль, и варити Его на оном полу, дóндеже отпустит народы.

Слова сии прочтены и объяснены уже в прошедшем воскресном Евангелии. Расположивший же Евангелие на чтения воскресные повторил оные слова для того, чтобы не нарушить исторической связи; ибо по соделании чуда пяти хлебов, понудил Иисус учеников Своих, да отъидут в Вифсаиду прежде Его; а Он между тем отпустит народы, им напитанные и насыщенные. Потом отпустив их, восшел немедленно на гору.

Мф.14:23. И отпустив народы, взыде на гору един помолитися, позде же бывшу, един бе ту.

Когда Иисус Христос, яко человек и Архиерей наш, приносил к Богу о нас моления, тогда первее отпустил народы, потом восшел на гору и единый там молился даже до вечера. Сим научил Он, что всякий христианин, когда приидет время молитвы, должен, во-первых, отложить мирские беспокойствия и страстей возмущения, потом возвести ум свой на гору, «юже благоволи Бог жити в ней» (Пс.67:17), то есть, на небо, да, яко кадило чистое, принесет Богу молитву свою. Но и даже до вечера продлил Господь наше дело моления, да и мы научимся, что не поспешность и скорость, но протяжение и терпение нужны суть во время молитвы. Господь убо продлил молитву Свою до вечера;

Мф.14:24. Корабль же бе посреде моря, влаяся волнами: бе бо противен ветр.

Почто «изводяй ветры от сокровищ Своих, владычествуяй державою морскою, и возмущение волн его укрочаяй» (Пс.134:7, 88:10), не извел ветра попутного, ниже укротил волны морские, да безбедственно и небоязненно преплывут ученицы Его, но первее Сам понуждал их влезть в корабль, потом корабль оставил возметатися нощию среди моря от свирепости противного ветра и ярости волн? С намерением сие учинил Господь, то есть, да искусит веру их и приобучит их к бедствиям, каковые терпеть имели, обходя вселенную для проповеди Евангельской: показав же, что Он во всякой беде и во всякой нужде предваряет и избавляет их, да согреет веру их и насадит в сердце их бодрость и на Него надежду. И вот как их, мало-помалу и постепенно, яко чадолюбивый Отец и Учитель, научает. Прежде, на мори Галилейском, когда корабль бедствовал от бури и покрывавших его волн, Сам с ними был в корабли спящ, почему немедленно и избавил их от страха и спас от бедствия, ибо, востав, «тогда же запрети ветром и морю, и бысть тишина велия» (Мф.8:26); ныне же, далеко отстоя от корабля, коснит и отлагает помощь и избавление от бедствия и страха.

Мф.14:25. В четвертую же стражу нощи иде к ним Иисус, ходя по морю.

Древние Евреи разделяли ночное время на три равные части, и в начале каждой части сменялись стражи; почему сии части ночного времени называли стражами, то есть, первою или начальною стражею, среднею стражею и утреннею стражею. Во время же Иисуса Христа на четыре стражи разделяли часы ночные, по обыкновению греческому и римскому. Прежде убо Господь попустил ученикам Своим чрез довольное время страховатися и бедствовать, да, как мы уже сказали, подаст пищу вере их и долгодушествию; потом, в четвертую стражу нощи, то есть в десятый час нощи, пришел к ним, ходя по морю, так как ходил на твердой земле (Пл. Иер.2:19; Суд.7:19; Исх.14:24; Мк.13:35. Смот. Злат. в бесед. на Матф.) О преславного чудеси! Моисей разделил Чермное море и соделал из оного стену одесную и стену ошуюю, и таким образом пешешествовавший Израильский народ, по открывшейся земли, прешел посреде моря (Исх.14:21–22). Иисус Навин обратил вспять течение реки Иордана, и открылась во глубине ее суша, по которой шествуя Израильтяне перешли Иордан (Нав.3:17). Велики суть без сомнения сии два чуда; но когда слышим, что люди сии и Чермное море, и реку Иордан прошли, шествуя по земли, воды не имущей, то несколько успокоивается понятие наше; человек же, ходящий по морю, – есть чудо совершенно непостижимое. Неужели огустело тогда море, и стало твердым? или тело Иисуса Христа чуждым соделалось тяжести? или убоялось море Господнего и Божественного тела, и носило оное против законов естества своего? или одни только края ног Иисусовых касались моря, тяжесть же телесная носима была силою Божественною? Поистине непостижим есть чуда сего образ, так как и других многих. Почему не без причины, когда сие узрели ученики, смутились.

Мф.14:26. И видевше Его ученицы по морю ходяща, смутишася, глаголюще, яко призрак есть, и от страха возопиша.

Призрак есть то, что кажется вещию истинною и бытие имущею, однако не есть вещь существующая и совершенно не имеет бытия. Призрак есть порождение воображения, от которого и чувства, будучи возмущенны, инако действуют. Все Евреи, научены будучи из истории о волхвах Фараоновых и из повествования о чревообаятельнице Сауловой, верили, что таковые привидения являются иногда от действия диавольского во вред человеков. Почему и Апостол Павел написал к Коринфянам, что «сам сатана преобразуется во Ангела светла» (2Кор.11:14). Ученики убо Спасителевы, видя и не могши Его узнать, или по причине ночной темноты, или пoелику скрывали лице Его дмящиеся волны, или пoелику вдруг возмутился дух их от необычайного и поразительного такового видения, или пoелику сам Иисус скрывал вид лица Своего, – думали, что видимое ими есть призрак, то есть, кознь сатаны ко вреду их и потоплению; почему устрашившись, возопили. Но что они говорили, вопия, того ни един из Евангелистов не означил. Однако видно, что воплем своим Бога призывали, так как и мы, когда чего страшимся, Бога призываем на помощь.

Мф.14:27. Абие же рече им Иисус, глаголя: дерзайте: Аз есмь, не бойтеся.

Ободритесь! То, что вы видите, не есть призрак. «Аз есмь, не бойтеся»! Узнав же, по гласу, ученики Того, Которого не могли узнать глазами, доказали сим, что в вере слух сильнее есть очей. Почему Господний глас прогнал тотчас страх душевный, успокоил возмущение духа и великую бодрость влиял в их сердца.

Мф.14:28–29. Отвещав же Петр рече: Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам. Он же рече: прииди: и излез из корабля Петр, хождаше по водам, приити ко Иисусови.

Услышав Петр глас Господа Иисуса, и сомневается, и верует, и являет любовь паче прочих учеников. «Господи, аще Ты еси, Господи», говорит он, – ежели Ты еси, Господь мой; – сие есть сомнение. Еще сомневался он о том, был ли Тот Иисус Христос, Которого видел он и слышал. «Повели мне приити к Тебе», – се есть вера. Веровал он, что по повелению Иисуса Христа может и он ходить по морю. Сие же самое есть и любви его доказательство: «повели мне, да прииду к Тебе». Хочет он, прежде нежели Иисус Христос взойдет в корабль, предъускорить, приближиться, облобызать и поклониться Ему. Таковое дело есть дело любви: предсретает, предупреждает, предъидет к любимому. Всемогущий убо повелел, «прииди», сказав: Петр же сходит с корабля и, ходя по морю, приходит ко Иисусу Христу. И таким образом чудо за чудом, – второе удивительнее первого. Ибо не токмо Творец и Владыка моря, но и раб, силою повеления Его, ходит по нем, как по сухой земле.

Мф.14:30. Видя же ветр крепок, убояся: и начен утопати, возопи, глаголя: Господи, спаси мя!

«Дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41). Бодрость духа Петрова прогнала всякий страх от его сердца: почему неустрашимо сшел с корабля, пошел по воде и путешествовал по морю. Когда же узрел крепкий ветр и себя погружаема волнами, тогда слабость телесная преодолела бодрость духа; почему и убоялся. Таковое-то есть естество человеческое. Часто великая совершает, малого же и боится и сомневается. Ходит по морю, и ничего не боится, – но устрашается ветра. Таковое нечто претерпел Илия, который, премногие сотворив чудеса, потом убоялся угроз Иезавелиных (3Цар.19:3). Таковое нечто претерпел Моисей, убивший прежде Египтянина, потом убоявшийся слов Евреянина (Исх.2:14). Таковое нечто терпят и некоторые богобоязливые люди: с великою ревностию, никакого не страшась искушения и бедствия, вступают они в путь добродетели, идеже есть Иисус; потом, сретая какое-либо малое искушение, или опасности, приходят в недоумение, устрашаются и вспять обращаются. Однако Петр на таковые обстоятельства святой показал пример. Он убоялся и усомнился, но не обратился вспять, ниже отчаялся, но громогласно возопил: «Господи, спаси мя!» – почему и получил спасение.

Мф.14:31. И абие Иисус простер руку, ят его и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси?

Скор на заступление Многоблагоутробный. Абие протязает руку Свою, и емлется Петру. Он же паки неустрашимо и несомненно восстает и ходит по морю. Сие есть наставление для нас, показующее, что ежели и мы, когда впадем в бедствия, обратясь к Богу, возопием, так как Петр: «Господи! спаси ны», – то прострет и к нам Человеколюбец заступническую и покровительную Свою руку, и спасет нас от всякого бедственного обстояния. Потом будем ходить и мы паки мужественно и великодушно по пути добродетели. Но для чего же Богочеловек не запретил ветру, так как негде сие сотворил, а обличил Петра? Для того, чтобы показать, что не ветр, но маловерие и сомнение устрашало его и потопляло (Мф.8:26). Доколе ревностно веровал, то бежал от него страх, и вода под ногами его твердела; когда же оскудел верою и усомнился, тогда и страх его объял, и вода, по которой ходил, перестала быть твердою. Приметь, что не сказал Господь Петру: невере, но – маловере. Ибо по истине, Петр не возневерствовал, но усомнился. Ибо если бы совершенно возневерствовал, то бы не вопиял, глаголя: «Господи! спаси мя».

Мф.14:32. И влезшема има в корабль, преста ветр.

Когда же Иисус и Петр вошли в корабль, престал тотчас же ветр, – так пишет Матфей. Но Иоанн, несколько умолчав из того, о чем повествует Матфей, присовокупил кратко происходившее между тем и Матфеем опущенное. Из сего числа есть то, что ученики, услышав глас Иисуса Христа, сказавшего: «Аз есмь, не бойтеся», хотели прияти «Его в корабль, и абие бысть корабль на земли, в нюже идяху» (Ин.6:20–21), и сие: хотели «приять Его в корабль», было прежде Петрова схождения в море; сие же – «и абие бысть корабль на земли, в нюже идяху», было по вхождении Иисуса Христа с Петром в корабль. Абие, то есть, по вхождении их, корабль приплыл к земле, в которую Апостолы поспешали. Видя же, что вшествие Господне в корабль укрощает ветр, управляет корабль и скоро приносит его в ту землю, к которой Апостолы поспешали, разумей, что сие есть образ, знаменующий, что в которую душу внидет Господь Иисус, укрощает бурю страстей ее, направляет и приближает к небесному отечеству, коего наслаждения все благочестивые желают и чают достигнуть. Но се и плод чудес Господа Иисуса Христа.

Мф.14:33. Сущии же в корабли, пришедше, поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий Сын еси.

Почему же убо, когда Иисус Христос запретил «ветром и морю» и соделалась «тишина велия», видевшие тогда оное чудо удивились токмо, и сказали: «кто есть Сей, яко и ветры и море послушают Его?» (Мф.8:26–27) а не исповедали, что Иисус Христос есть Сын Божий; сии же, видевшие ныне повествованное чудо, пришед ко Иисусу, яко Сыну Божию, поклонишася Ему и велегласно исповедали, что Он воистину есть Сын Божий? Потому что чудо сие превосходит оное. Ветр и море и естественно по прошествии бури, укрощаются и утихают: хождение же по морю двух человеков, Иисуса Христа и Петра, по повелению Сего Иисуса, есть дело паче человеческого разума. Из сего убо познали ученики, что Иисус Христос есть Тот, о Котором пророк Давид предсказал: «в мори путие Твои, и стези Твои в водах многих» (Пс.76:20), – познали, то есть, что Иисус Христос есть Сын Бога живаго. Посем же Иисус с учениками Своими, преплыв море, пришли в землю Геннисаретскую.

Мф.14:34. И прешедше приидоша в землю Геннисарефскую.

В сем несогласными кажутся быть Евангелисты: ибо Матфей пишет, что пришли в землю Геннисарефскую, Марко показывает, что «Иисус понуди ученики Своя внити в корабль, и варити Его на он пол к Вифсаиде» (Мк.6:45). Иоанн же пишет: «и абие корабль бысть на земли в ню же идяху» (Ин.6:21). Но слова Богоглаголивых мужей се каким образом согласны суть: корабль, когда в оный вшел Иисус и преста ветр, приплыл абие на землю; на какую же землю? «В нюже идяху», пишет Иоанн, то есть, в ту землю, в которую поспешали приплыть, которая и была Вифсаидская, якоже говорит Марко. Прибыв убо туда, посем прешед, достигли в землю Геннисарефскую, якоже повествует Матфей.

Беседа о маловерии

Обличение Петра, о котором мы слышали ныне в священном Евангелии, подает нам случай внимательно рассудить о маловерии, которое ревность к добродетели творит хладною и удобно ввергает в пучину греховную.

Маловерный различествует от верного и неверного, так как вода теплая от горячей и холодной. Теплая вода имеет в себе кроющийся огнь, но малый; горячая – многий, холодная – ни малого: маловерный имеет веру, но малую, верный великую, неверный – никакой. Теплая вода имеет силу, но малую, горячая имеет многую, холодная – никакой: маловерный имеет ревность, но весьма малую, верный имеет великую, неверный – никакой. Следовательно неверный, пoелику нимало не верует в Бога, беззазрительно нарушает заповеди Божеские; ибо никакой любви не имеет, ниже старается творити добродетель; верный же, пoелику и крепко верует, и великую имеет ревность, неудобно преступает заповеди Божия, нелегко оставляет добродетели; но маловерный, пoелику сомневается о словах Божеских и малую имеет ревность, легко оставляет Божеские законы, легко обнажается небесного добродетельного одеяния. Сему научает нас Писание, сие показывает нам опыт.

Вера возвещает, что Бог, сый беспределен, везде есть, всегда присущ и все исполняет. «Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя» (Пс.138:8–10). Ни одно место, ни в какое время, ниже на мгновение ока, Божиего присутствия чуждым не бывает. Верный, который без сомнения сему верит, видит очами веры всегда пред собою предстоящего Господа Саваофа. Убо весьма неудобно есть, чтобы он дерзнул пред лицем Бога делать грех. Кто находящийся пред земным каким-либо царем делает, не говорю – грех, но хотя малейшую непристойность? Никто. Пророк Давид, который имел горячую веру, сказал: вижду всегда предо мною Господа, и Он стоит одесную мене, да не подвижуся от пути добродетельного: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс.15:8). По сей же причине патриарх Иосиф бежал от блудодеяния и сохранил целомудрие. Понуждала его студная Египтянка преспать с нею: «пребуди со мною» (Быт.39:7), говорила она ему; но Иосиф без сомнения веруя, что Бог пред ним есть, отразил понуждение, говоря: как сделать таковое худое дело? как погрешить пред лицем Божиим? «И како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9)

Маловерный, пoелику телесными очами не зрит пред собою стоящего Бога, а очи душевные его слепотствуют и почти суть замкнуты маловерием его, удобно посему колеблется и склоняется от ветра страстей, удобно потопляют его греховные волны. Как вы думаете о Иуде Искариотском? Ужели он не веровал, что Иисус Христос есть Сын Божий? Конечно, веровал. Ибо если б не веровал, то не последовал бы за Ним и не был бы учеником Его. Веровал, но мало; веровал, но сомневался. Почему малую его веру погасила сильная страсть сребролюбия, и таким образом вместо ученика соделался предателем. Имела веру и Ева в Бога; но вера ее была малая и недостаточная. Бог заповедал и ей и Адаму: «а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт.2:17). Змий сказал ей противное, то есть, сие: «не смертию умрете, но будете яко бози» (Быт.3:4–5); она поверила словам змииным более, нежели словам Божиим. Почему маловерие низвергнуло оную во грех преслушания, лишило Божественной благодати и изгнало ее в сию бедственную землю.

Творение добродетели совсем презрено; расторгнуто обуздание греховное; каждый из нас невоспятно и безбоязненно согрешает всяким видом греха: «вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благое, несть даже до единаго» (Пс.13:3). От чего же сие? От маловерия. Как, вы скажете, мы – маловеры? Мы ежедневно читаем и исповедуем Символ веры ; мы ежедневно велегласно вопием: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, и прочее, что заключает Верую во единаго, – и есмы маловеры! Дела, братие, а не слова суть доказательством веры, как Богодухновенно научил брат Господень Иаков: «покажи ми, говорит он, веру от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою» (Иак.2:18). Какую же веру показывают дела наши? Ясно они показывают, что мы по преизлишеству маловеры. Не слова, но дела являют, что мы весьма малую имеем веру в Бога.

Бог повелевает любить врагов наших. «Аз глаголю вам, любите враги ваша» (Мф.5:44). Бог повелевает: «благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящия вы». Обещает при том любящим своих врагов и благотворящим великие воздаяния: «и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго» (Лк.6:35). Кроме, сего, уверяет нас, что Сам Он печется об отмщении обижающих нас, Сам обещается воздать должное им наказание: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим.12:19). Мир противное совещает: гони, говорит, и мсти, сколько можешь, врагу твоему: ибо ежели оставишь его без должного мщения, то будешь бесчестным, все презрят тебя, восстанут противу тебя и всячески вред тебе причинить постараются. И мы слушаем более советы мирские, нежели повеления Божия, верим более внушению мира, нежели Божиим обещаниям; почему ненавидим врагов наших и сами враждуем на них даже до смерти, для отмщения же им употребляем поругания, коварства, оклеветания, нападения, измены, уязвления, убийства, величайшие злодеяния и престрашные беззакония. Сии ли дела суть дела веры? Никако. Они суть дела маловерия, да не реку – неверия. Посмотри, как поступали святые Апостолы, имевшие горячую веру во Христа: они укоряемые благословляли, гонимые терпели, хулимые просили врагов своих покаяться (1Кор.4:12–13). Посмотри от дел, каковую веру имел первомученик Стефан. Он, побиваемый камением, преклонял колена и молился за побивающих его, взывая: «Господи, не постави им греха сего! и сия рек, успе» (Деян.7:60).

Бог повелевает, говоря: «обаче от сущих дадите милостыню» (Лк.11:41). Напитай (Мф.25:36), говорит, алчущего, напой жаждущего, одень нагого, приими странного, призри немощного, посети сущего в темнице. Убогий, говорит Он, есть брат Мой, убогий представляет лице Мое: и если что сотворишь убогому, Мне сие сотворишь. «Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40). Обещает милостивым сторичные воздаяния в сем мире, а в будущей жизни Царствие вечное: «сторицею приимет, и живот вечный наследит» (Мф.19:29). Веруешь ли сему? Ей, говоришь, верую и исповедую. Хорошо. Но потом предстоит пред тобою жаждущий, алчущий, нагой, странный, больной: ты же не только отвращаешь лице твое от него, но иногда ругаешься ему и обвиняешь. Такие-то суть дела веры твоей! Таковая-то есть вера твоя! Сия не есть вера, но маловерие. Заблуждший помысл сребролюбия твоего внушает тебе: не давай, чтобы и тебе не сделаться таким же бедным, как и он. Неложный же Бог глаголет тебе: если дашь едино что, приимешь сторицею; но ты более веришь заблуждению мысли твоей, нежели Вседержителю Богу.

Если бы сердце мое имело веру горячую, сколько горячо есть зерно горушичное (горчичное), то убоялся бы страшного дне судного и ожидающей согрешающих муки; почему воспятил бы руки мои от грабительства и неправды, убегал бы далече от чуждого ложа, укрощал бы страсти мои плотские, отвращал бы очи мои от всякого греха. Если бы сердце мое имело веру горячую, сколько была горяча вера святых, то простер бы руки мои на благотворение нищим, купил бы святую одежду целомудрия, бежал бы от мирской суетности, сохранял бы Божии заповеди и безленостно шел бы путем добродетели.

Но скажут на сие некоторые: Господь наш Иисус Христос сказал: «всяк иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.16:16). А мы уверовали, и крестились; убо мы будем спасены. Так, справедливо! Но для чего же Той же Господь Иисус Христос обличил Петра, яко маловерного? «Маловере, сказал Он, почто усумнелся еси?» (Мф.14:31) Обличил Он его для того, да мы познаем, что иное есть вера, а иное – маловерие. Верою назвал Господь веру совершенную, великую, горячую. Таковая же вера николиже отлучена есть дел добрых, почему и брат Господень Иаков сказал: «покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою» (Иак.2:18). И таковая вера есть та самая спасительная вера, о которой сказал Спаситель: «иже веру имет и крестится, спасен будет». Маловерие есть вера несовершенная, малая, хладная, есть вера мертвая, и часто чуждая и совсем обнаженная благих дел. О каковой вере сказал тойже Иаков: «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20).

Мы удивляемся и недоумеваем, не видя ныне того чудес множества, каковое Иисус Христос обещал верующим. «Знамения, сказал Он, веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут» (Мк.16:17–18). Однако весьма легко сие удивление и недоумение разрешается; ибо Господь сказал, что таковые знамения последуют веровавшим, а не маловерным. Когда многие были ревнители по вере, то есть, во время Апостолов и в последующих веках, тогда ежедневно были бесчисленные чудеса. Ныне весьма мало находится имеющих горячую и пылающую веру: все почти суть маловеры. Если ж и ныне кто имеет горячую веру, яко зерно горушное, то реки горе сей: «прийди отсюду тамо, и прейдет» (Мф.17:20). Нет, следовательно, множества чудес потому, что погас жар веры. «Почто мы, сказали Господу Апостолы, не возмогохом изгнати» беса? «За неверствие ваше» (Мф.17:19–20), ответствовал им Господь, то есть, за маловерие ваше: не бяху бо неверные Апостолы, но несовершеннии еще верою (Злат. в бесед.).

Видите убо, братие, что маловерие есть корень всех зол, вера же – источник всякой добродетели и благотворения. Но может ли человек хладную свою веру соделать горячею? Может, если хочет. Вера наставляет на добродетель, а добродетель согревает веру. Буди убо кроток, смирен, правдолюбив, благоснисходителен, целомудрен, долготерпелив, мудр яко змия, цел яко голубь, милостив яко Отец твой небесный. Сие возжигает в сердце человека тот огнь, то есть, ту веру, которую пришел Иисус воврещи на землю, то есть на сердце верующих в Него.

Господи Иисусе Христе, единородный Сыне Божий! Ты еси и веры податель, и добродетели наставник. Верую и исповедую, яко Ты еси воистину Христос Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз; но вера моя есть мала и хладна, не есть столько горяча, елико нужно есть для спасения моего. Тебе убо, премилосерде, приклоняю колена мои, и со слезами, яко отец отрочате, имеющего духа нема, взываю и вопию: «верую Господи! помози моему неверию»! (Мк.9:24)


Источник: Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом Астраханским и Ставропольским; Переведено в Казанской академии. - Изд. 3-е. - Москва : В Синод. Тип., 1824. / Т. 1. - [4], 628, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle