Источник

Херувим

Херувим. Слово «херувим» встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенными мечом, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт.III, 24).

Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх. XXV, 18–22) и при создании храма Соломонова (III Цар. VI:27, VIII:6–7; IIПар. III:10–13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святая Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх. XXV:18–22; IПет. I:12).

В Псалмах Давида (Пс.XVII:11, LXXIX:2), у пророка Исаии (Ис.XXXVII, 15) и у других свящ. писателей (I Цар. IV:4; IIЦар. VI:2, XXII:11; 4Цар. XIX:15; IПар. XIII:6, 8) Господь представляется воссидящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу.

Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс. CIII:3–4, XVII:11; Апок. IV:6–9, V:II).

Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Апок. V:11, 14, VII:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Эдемском, херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, проникая в тайны спасения (Евр. IX, 5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Апок. IV, 6, 8, Иез. XXVIII, 14).

В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая, таким образом, второе место в ряду девяти чинов ангельских.


Источник: Библейская энциклопедия / [Никифор (Бажанов)]. – Москва : РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. (Библиотека энциклопедических словарей).

Комментарии для сайта Cackle